Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие признаки стресса. Поведенческие, интеллектуальные и физические признаки стресса

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Стресс………………………………………………………………
1.1. Этиология стресса…………………………………………………..
1.2. Виды стресса………………………………………………………..
1.3. Фазы стресса………………………………………………………...
1.4. Этапы развития стресса…………………………………………….
1.5. Признаки стресса…………………………………………………...
Глава 2. Боль………………………………………………………………...
2.1. Типы боли…………………………………………………………...
2.2. Послеоперационная боль…………………………………………..
2.3. Методы управления болью…………………………………………
2.3.1. Перед операцией………………………………………………
2.3.2. Во время операции…………………………………………….
2.3.3. После операции………………………………………………..
Глава 3. Заживление ран……………………………………………………
3.1. Факторы, влияющие на заживление……………………………….
Глава 4. Тесты……………………………………………………………….
4.1.Оценка психического состояния и уровня стресса………………..
4.2. «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер)………………………………………………………………..
4.3. «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А.Немчин)……..
Глава 5. Заключение………………………………………………………...
Глава 6. Список использованной литературы…………………………….


Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Воздействие стресса у каждого человека происходит по единому механизму . В это время в организме происходит много изменений. Учащается пульс; сердце начинает перекачивать больше крови; дыхание тоже учащается, сосуды расширяются, селезёнка начинает работать в ускоренном режиме; количество лимфоцитов увеличивается, а способность крови к свёртыванию повышается, расширяются зрачки, процесс пищеварения резко замедляется.

Находясь в состоянии затяжного стресса , происходит ослабление иммунитета, повышение уровеня холестерина, и сужение артерии, что является причиной развития сердечнососудистых заболеваний, инсульта или инфаркта, осложняются хронические заболевания, медленно заживают раны.

Глава 1. Стресс.

Стресс - представляет собой совокупность защитных и повреждающих реакций организма, которые возникают в результате нейроэндокринных и метаболических сдвигов в ответ на действие чрезвычайных или патологических факторов, проявляющихся адаптационным синдромом. Термин стресс был введен в научную медицинскую литературу в 1936 году канадским патологом Гансом Селье, определившим стресс "как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". Стресс возникает при воздействии сильного раздражителя. Сила раздражителя такова, что существующие защитные барьеры оказываются не в состоянии перекрыть эффекты, вызываемые этим раздражителем, в результате чего организм начинает включать цепь реакций, которые и стали объединять под названием "стресс".

Таким образом, стресс имеет определенное значение для нашего организма, а именно играет защитную роль, направленную на нейтрализацию последствий, вызванных воздействием сильных, или сверхпороговых раздражителей.

Этиология стресса

Факторы, вызывающие стресс-реакцию, получили название стрессоров. Они различны по силе, продолжительности и специфичности, но основная их роль в живом организме заключается в мобилизации неспецифической биологической реакции, т. е. стресса.

А. В. Вальдман выделяет два качественно различных вида стрессоров:

1.Стрессоры, действующие на организм физическим и химическим путем (механические, химические, болевые, температурные факторы, иммобилизация и др.). Они обеспечивают формирование так называемого физиологического (физического) стресса.

2.Стрессоры психогенные, которые вызывают эмоциональнопсихические реакции. К ним относятся ожидание боли, возможных неприятностей, боязнь смерти, страх нежелательных последствий и др.

Все стрессоры в зависимости от характера вызываемых изменений в организме подразделяются на системные, в результате действия которых развивается общий адаптационный синдром, и топические (локальные), формирующие локальный стресс, классическим примером которого являются факторы, вызывающие воспаление. Для развития стресса имеет значение и реактивность организма, т.к. нарушение нервной, эндокринной систем, обмена веществ, перенесенные заболевания и т. д. изменяют способность организма реагировать на действие стрессоров.

Фазы стресса.

1) Стадия (фаза) тревоги. Развивается через 6 часов от момента действия фактора и продолжается до 48 часов. В эту фазу происходит напряжение (активация) всех систем организма: происходит психическое и эмоциональное напряжение, а также формируется готовность к физической деятельности. Сопровождается повышенным выделением гормонов надпочечников, необходимым для мобилизации сил. Человек на этом этапе готовится к активным действиям по поводу факторов, вызвавших тревогу.

Симпато-адреналовая система. Эффекты этой системы реализуются тремя основными веществами - дофамином, норадреналином и адреналином. Эти вещества также называют катехоламинами. Дофамин - активирует психические и двигательные процессы. Считается веществом, определяющим резервные возможности организма ("запас прочности"). Норадреналин - участвует в активации умственной дейятельности, формирует состояние внутреннего напряжения. Это вещество вызывает спазм мелких сосудов, в результате чего происходит повышение артериального давления.Кроме того, норадреналин увеличивает частоту и илу сердечных сокращений. Адреналин - направлен на обеспечение двигательной активности. Повышает частоту сокращений сердца, снижает тонус сосудов сердца и мышц (чтобы обеспечить нормальную их работу), активирует распад жира в организме и выход глюкозы из депо ("запасников"). Вызывает эмоциональное напряжение организма. Гипоталамо-гипофизарная система. Эффекты этой системы реализуются через гормоны, вырабатываемые корой надпочечников. Сюда относятся минералокортикоиды и глюкокортикоиды. Минералокортикоиды - обеспечивают повышение давления путем задержки жидкости в организме. Глюкокортикоиды - повышают давление, активируют синтез глюкозы в организме, стимулирую переход норадреналина в адреналин, оказывают противовоспалительное действие.

2) Стадия (фаза) повышенной резистентности (устойчивости). Подразумевается поддержание принципиально нового (повышенного) режима работы функциональных систем организма. Идет попытка уничтожить стрессоры или приспособиться к ним. Активность гормонов на этом этапе снова усиливается. Человек находится в постоянном состоянии обороны. Организм сопротивляется, пока у него есть силы.

3) Стадия (фаза) исхода стресса. Любой стресс заканчивается в виде двух явлений: Эустресс - хороший, благоприятный стресс. В результате стрессовой реакции повышается функциональный резерв организма, что в итоге приводит к адаптации организма к стрессовому фактору и ликвидации самого стресса. Дистресс - плохой (неблагоприятный) стресс. Имеется ввиду такое состояние организма, когда происходит истощение защитных сил организма. После длительной борьбы организм остается не способным более сопротивляться стрессу. Данная фаза проявляется в виде симптомов стресса (чувство усталости, отсутствия сил на какие-либо действия) или даже возникновением заболеваний, начинается постепенное разрушение организма.

Виды стресса.

1) Физический стресс – это результат физических страданий: боли, холода, голода, жары, инфекции и т.д.

2) Психологический стресс – это результат нервного перенапряжения по поводу какого-то события. Причем стресс может быть как положительным (в результате приятного неожиданного события), так и отрицательным. Так вот как раз отрицательный стресс, особенно если он растянут во времени и сопровождается разного рода физиологическими изменениями в организме, и является опасным для вас.

Человек, который попадает в стационар, находится под действием обеих видов стресса.

Клинические признаки стресса

Симптомы могут постепенно нарастать или появляться внезапно, в течение нескольких минут. Приступы паники обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Генерализованное тревожное состояние обычно развивается постепенно и обычно не является прямым следствием какого-либо определенного беспричинного страха (фобии). Два главных признака стресса и тревожного состояния это неконтролируемая тревога и беспокойство. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания. Стрессы и тревожности могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха, удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, боль в животе, онемение или чувство покалывания в конечностях.

1. 6. Изменения в организме при стрессе

1.6.1. Нарушения сердечно-сосудистой системы при стрессе

Активация при стрессе симпатоадреналовой системы вызывает учащение ритма сердечных сокращений, увеличение систолического и минутного объема кровообращения, общего периферического сопротивления, вследствие чего происходит подъем системного артериального давления.

При длительном и интенсивном стрессе регистрируется повреждение миокарда, основными причинами которого являются высокие концентрации катехоламинов, активирующие перекисное окисление липидов, а образующиеся в результате этого гидроперекиси повреждают биомембраны клеток сердца и других органов и тканей (мышц, аорты).

Очаговые контрактуры мышечных волокон и некротические изменения в сердце при стрессе объясняют нарушением мембранного транспорта кальция, ибо удаление кальция из миофибрилл - необходимый процесс нормального расслабления. После перенесенного стресса выявлено снижение адренореактивности сердечной мышцы.

Стресс является также важным инициальным моментом формирования гипертонической болезни вследствие активации симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем и последующего расстройства водно-солевого обмена и сосудистого тонуса.

1.6.2.Изменения крови при стрессе

Продолжительность, интенсивность изменений крови и развитие всех стадий стресса определяются длительностью и специфичностью действующего на организм стрессора.

Важные, с точки зрения теории и практики медицины, факты были получены исследователями благодаря комплексному изучению различных отделов системы крови (лимфоидных органов, периферической крови, костного мозга), что позволило судить о реакциях системы крови как единого органа. Ими установлены два периода изменений в течение 48-72 часов от начала воздействий.

В первом периоде, продолжительностью 12 часов, в крови обнаруживаются нейтрофилез, лимфо- и эозинопения, уменьшение числа клеток в лимфоидных органах. В костном мозге отмечено уменьшение количества зрелых нейтрофильных гранулоцитов, преходящее увеличение содержания лимфоцитов.

К концу первых суток изменения в крови нивелировались и начинался второй период, формирование которого определяется спецификой примененного стрессора. Изменения происходят в основном в костном мозге в виде активации эритро- и лейкопоэза, явлений гиперплазии, снижения количества лимфоцитов (как Т-, так и В-лимфоцитов). В селезенке количество лимфоцитов нормализуется, а в тимусе продолжается снижение числа клеток.

Через 1-3 суток после однократного стрессорного воздействия регистрируется период повышенной резистентности, и повторное воздействие приводит в течение первых шести дней только к изменениям со стороны периферической крови.

Таким образом, при повторном однократном действии стрессорного фактора в организме возникает ответ меньшей степени выраженности в виде изменений крови, но без реакции со стороны кроветворных органов.

1.6.3. Влияние стресса на иммунитет

В стадии тревоги в зависимости от силы и длительности действия стрессора и особенно в условиях действия экстремальных факторов отмечается торможение иммунобиологических механизмов, следствием чего обычно является уменьшение интенсивности аллергических реакций, снижение резистентности к опухолевому росту, повышение чувствительности к вирусным и бактериальным инфекциям.

В основе иммунодепрессии лежат увеличение концентрации глюкокортикоидных гормонов и возникающие вследствие этого перераспределение клеток, торможение митоза лимфоцитов, активация Т-супрессоров, цитолический эффект в тимусе и лимфоидных узлах. Иммунодепрессия характерна как для гуморальной, так и для клеточной форм иммунитета.

В стадии резистентности регистрируется не только восстановление, но и увеличение иммунитета.

Если интенсивность и продолжительность стрессора очень велики, восстановления, а тем более увеличения иммунитета не происходит.

1.6.4. Нарушения обмена веществ при стрессе

Усиленная продукция катехоламинов при стрессе активирует фосфорилазу печени и распад гликогена в этом органе. Кроме того, избыток глюкокортикоидов стимулирует в печени и почках глюконеогенез. Эти два механизма объясняют важное проявление стресса - гипергликемию, что увеличивает образование и инкрецию инсулина. Поэтому в условиях длительного стресса вследствие постоянной и продолжительной гипергликемии и стимуляции бета-клеток островкового аппарата поджелудочной железы может наступать напряжение, перенапряжение и истощение инсулярного аппарата, что и составляет основу механизма сахарного диабета при стрессе. Иногда он называется диабетом напряжения.

В стадии истощения происходит снижение содержания глюкозы в крови вследствие отсутствия запасов гликогена в печени.

В условиях стресса ингибируется гликолиз в печени, мышцах, сердце, не изменяется в мозге и активируется в надпочечниках. Это связано с изменением активности основных ферментов гликолиза - гексокиназы и фосфорилазы печени.

Активации глюконеогенеза способствует снижение инсулина в крови, особенно в стадии резистентности, что за счет активации контринсулярных гормонов обеспечивает мобилизацию жира, ингибирование гликолиза и усиление глюконеогенеза. Кроме того, это приводит к переключению энергетического обмена на липидный. Именно в этот период основным энергетическим материалом становятся жирные кислоты, а их продукты - кетоновые тела - как энергетический материал окисляются в мозге, почках, сердце, мышцах. Интенсивно используются жирные кислоты, особенно в мышцах. При стрессе снижается чувствительность нервной ткани к дефициту углеводов.

В результате избыточной продукции катехоламинов и глюкокортикоидов происходит усиленная мобилизация жиров из жировых депо с формированием гиперлипидемии и особенно гиперхолестеринемии, что способствует отложению холестерина в сосудах и развитию атеросклероза. Клинические наблюдения показывают увеличение в крови при стрессе общих липидов, общего холестерина, свободных жирных кислот, суммарной фракции липопротеинов низкой плотности.

Таким образом, видно, что при стрессе в организме человека происходят серьезные изменения, которые могут влиять на процесс выздоровления. В связи с этим можно рассмотреть различные методы определения уровня стресса у пациентов, находящихся в хирургическом отделении в периоперационном периоде. При помощи психологических тестов можно измерить стрессовые ощущения пациента по соматическим, поведенческим и эмоциональным признакам, которые влияют на процесс излечения.

Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

13. Постоянное ощущение недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной "удар" может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную , что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организм а, определяемых, в частности, наследственностью . Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влияния ратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий и новой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы, которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой: "гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников", в результате повышается секреция гормонов - АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.

Еще Селье описал характерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:

    увеличение коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.

    острую инволяцию (обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.

    развитие кровоточащих язв в желудке.

2-я стадия стресса - стадия резистентности или адаптации - характеризуется восстановлением равновесия между ката - и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал "эустрессом", т.е. "хорошим стрессом".

3-я стадия - называется стадией истощения, или "дистресса": она развивается при исчерпании адаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов, развитие болезни или смерть.

1-я ст. стадия стресса обычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной для воодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения, страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Одним из интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является - тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревога представляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.

При стрессе обычно повышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба. Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обмена веществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.

Внешние признаки стресса могут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но и запредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности или внезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакцией внутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаются частота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышается кровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частота дыхания, расширяются бронхи, зрачки.

Сущность стресса, его причины и проявления

Стресс представляет собой особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение. Как правило, окру­жающая действительность при стрессе воспринимается как не соответ­ствующая ожиданиям, вызывающая неудовлетворенность и страдания. Это состояние опасно, поскольку может привести к серьезным психо­логическим проблемам.

Стресс - это, прежде всего психологическая проблема. Однако он наносит существенный ущерб и деятельности организации. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс доро­го обходится организациям. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Не стоит думать, что стресс - это исключительно негативнее явле­ние. Иногда стрессовые ситуации вынуждают человека собрать все свои силы и приспособиться к новой сложной ситуации. Фактически, стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуа­цией, которая выходит за пределы того, что привычно. Именно поэтому не стоит бояться стресса. Он является естественной реакцией. Опас­ность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справ­ляться.

Стресс имеет конкретные проявления. В большинстве случаев они имеют сугубо индивидуальный характер. Тем не менее, можно выде­лить целый ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса. Об этом свидетельствуют:

1) невозможность сосредоточиться;

2) слишком частые ошибки;

3) ухудшение памяти;

4) частое возникновение чувства усталости;

5) слишком быстрая речь;

6) частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-то болезнью);

7) повышенная возбудимость;

8) отсутствие удовлетворения от работы;

9) потеря чувства юмора;

10) увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11) пристрастие к алкогольным напиткам;

12) постоянное ощущение недоедания;

13) плохой аппетит;

14) невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не дол­жны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточ­но, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

ü физиологический стресс вызывается чрезмерными физически­ми нагрузками, недосыпанием, плохим, нерегулярным питанием;

ü психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудов­летворенностью отношения с окружающими;

ü эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чув­ствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит ут­рата чего-то очень важного; как это ни странно, эмоциональный стресс может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события;


ü информационный стресс - это результат того, что в распоря­жении человека имеется слишком много или слишком мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возника­ют неопределенности очень высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необ­ходимо учитывать при принятии решения;

ü управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответ­ственность за принимаемое решение оказывается слишком вы­сокой.

Можно выделить целый ряд факторов , которые увеличивают воз­можность возникновения стресса. Естественно, воздействия далеко не всех из них можно избежать. Однако, если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу таким образом, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса. Высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, не­обходимость выполнять множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - все это часто приводит к физическому и психическому истощению.

Избежать этого помогает только разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы регулярно пе­ремежаются с периодами отдыха.

2. Причиной стресса, как уже указывалось, может стать слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника.

3. Очень распространенной причиной стресса является неблагопри­ятная моральная атмосфера в коллективе. В этой ситуации обычно кажется, что работа идет своим чередом, а все обязанности работники выполняют в целом нормально. Однако незаметно качество работы все равно снижается. И причина этого заключается в том, что отноше­ния в коллективе в высшей степени конфликтны, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести какой-то ущерб друг другу.

4. Причиной стресса может стать и слишком малая рабочая нагруз­ка, которая вызывает беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежно­сти. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможно­стям, нередко начинает сомневаться в собственной ценности и положе­нии в организации, ощущает себя явно невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, кото­рый возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание моментально реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание, в соответствии с которым он не должен забывать заполнять полки това­ром.

6. Еще одна причина стресса, во многом противоположная преды­дущей, заключается в неопределенности ролей. Под неопределеннос­тью ролей подразумевают ситуацию, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не противоречивы, они просто уклончивы и неопределенны. Человек стремится получить правильное, однозначное представление об ожида­ниях руководства, то есть о том, что он должен делать, как это следу­ет делать и как его действия будут оценены. Если он не знает этого, возникают беспокойство и тревога.

7. Нередко причиной стресса становится неинтересная, однооб­разная работа. Как показали исследования, люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее под­вержены физическим недомоганиям, чем люди, занимающиеся неин­тересной работой. При этом, впрочем, необходимо иметь в виду, что понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно одному человеку, будет неинтересно другому. А следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов - представлений, которые кажутся правдоподобными, но не являются истинными.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических ус­ловий, например, из-за плохого освещения, слишком низкой или слиш­ком высокой температуры или чрезмерного шума.

Жизнь современного человека динамична и непредсказуема. Постоянные форс-мажоры: поломки транспорта, ссоры с близкими людьми, недопонимания со стороны друзей или семьи - ежедневные заботы. Они провоцируют раздражение и потерю самообладания. Необходимо знать причины и симптомы стресса, чтобы правильно выбрать способ их устранения. Плохое отношение к психическому здоровью может вызвать нервные расстройства. Избежать их поможет эмоциональный интеллект. Но для начала важно разобраться с симптомами стрессового состояния.

В современной жизни стрессы подстерегают человека на каждом шагу

Понятие стресса

Стресс - реакция организма на избыток эмоций, перенапряжение, внешние раздражители. Позитивная характеристика стресса - выработка адаптации к изменениям условий жизни, и в небольших количествах стресс полезен. Вырабатывается адреналин, человек ищет выход из ситуации, активизируется его мозговая деятельность. Возникновение стресса снижает эффективность работы. Нельзя адекватно оценить ситуацию, найти объяснения своего поведения. При затяжном стрессе отсутствует желание выходить из зоны комфорта и устранять раздражители.

Причины стресса

Стресс в жизни человека вполне обоснован. Главное - как воспринимается стрессовая ситуация. У одного она вызовет негативные ощущения, на другого окажет позитивное влияние. Причины стресса зависят от природы события.

Объективные

Связаны с частыми, резкими изменениями. Человек в силах повлиять на любой стрессор. Объективные причины бывают:

  • условия жизни и работы (экология, жилищные условия);
  • другие люди (строгий начальник, лицемерные друзья, плохие соседи);
  • экономические факторы (высокие цены, невыгодные налоги);
  • политические причины (недоверие к власти, военные действия);
  • чрезвычайные обстоятельства (катастрофы, природные катаклизмы, эпидемии).

Объективные факторы не зависят от человека, они существуют вне его сознания. Их нельзя заранее избежать, но сократить количество - вполне возможно.

Субъективные

Сильный стресс возникает из-за несоответствия ожиданий и реальности. Психология человека такая, что он надеется на позитивный исход, а получает негативный. Субъективные причины делятся на 2 вида. Первая группа связана с постоянной составляющей человека. Это родительские, генетические программы, установка личности и высшие потребности, по пирамиде А. Маслоу. Вторая категория состоит из динамических ситуаций. Больше зависит от внешних воздействий, чем от человека. Проявляется в условных рефлексах, ошибках мышления, первичных потребностях, по А. Маслоу.

Внешние

Изменения, которые не находятся под контролем человека. Способствуют резкому снижению активности. Стрессогенные факторы:

  • материальные проблемы;
  • загруженность на работе;
  • неудовлетворение уровнем жизни;
  • невозможность наладить нормальные отношения с другими;
  • ссоры с супругом и т.п.

Усиленный эффект возникает из-за игнорирования стрессовой ситуации. Проблемы, вызванные стрессом, нужно решать сразу. Обсудить дедлайны и объемы работы с начальством. Найти пути повышения уровня дохода.

Проявлять интерес к жизни друзей, коллег, обсуждать вместе общие темы. В семье важно находить компромиссы. Устранив все проблемы, жизнь наладиться, и каждый день будет приносить радость.

Внутренние

Создаются воображением. Напрямую зависят от характера, темперамента, настроя личности. Влияет стереотипное, шаблонное мышление. Причины внутренних стрессов:

  • отсутствие навыков организации собственного времени;
  • стремление подражать лично выдуманным идеалам;
  • пессимистичный настрой;
  • отсутствие устойчивости, упорства;
  • неоконченные дела;
  • неудовлетворение внешностью;
  • заниженная самооценка и т.д.

Определение причин ситуации поможет переосмыслить жизнь, ее цели и достижения человека. Это должно мотивировать его к действиям. Нужно ставить перед собой реальные цели. Не стоит начинать одновременно несколько дел. Составляйте детальные планы на день или неделю.

Неорганизованность — одна из внутренних причин стресса

Виды стресса: симптомы и причины

Факторы, вызывающие стресс, имеют разную характеристику. В зависимости от раздражителей и истоков существуют несколько видов стрессовых ситуаций.

Дистресс

Так называется негативная стрессовая ситуация. Имеет накопительный, разрушительный характер. Вызвана высокой динамикой негативных событий, сложным адаптационным периодом. Неуравновешенность - основной признак дистресса. Человек практически не испытывает эмоций. Любимое занятие больше не приносит удовольствие, родные люди раздражают, после отдыха усталость не проходит. Последствия дистресса - переход в хронический стресс.

Эутстресс

Распознать этот вид стресса легко. Человек нервничает из-за приятного возбуждения, переизбытка положительных эмоций. Признаки эустресса:

  • переживание перед выступлением, приходом гостей;
  • подготовка к торжеству;
  • экстремальное развлечение;
  • сюрприз и т.д.

Прогнозы эутстресса позитивные. За счет положительных эмоций улучшается настроение, повышается заряд бодрости, появляется желание работать. Такие стрессовые ощущения полезны. Они не грозят заболеваниями, наступлением депрессии.

Острый

Возникает из-за сильного потрясения человека. Уровень интенсивности осторого стресса высок. Нервная система не может своевременно справиться с проблемой. Причины острого стресса:

  • смерть родственника, близкого человека;
  • последствия аварии, пожара, удара молнии;
  • наблюдение за катастрофой, где пострадали люди или животные;
  • травмы в виде ожогов, ампутации, огнестрельного ранения;
  • сокращение на работе;
  • нападение;
  • драка;
  • изнасилование;
  • приступы паники и тревоги.

Последствия усугубляются состоянием организма на момент стрессовой ситуации: пожилой возраст, сердечно-сосудистые заболевания, психологические расстройства повышают вероятность негативных исходов.

Симптомы: полная амнезия, реакция бегства, диссоциативный ступор, гиперактивность, покраснения, повышенная потливость. Риск развития психических расстройств увеличивается при физическом истощении.

Удар молнии приводит к острому стрессу

Хронический

Нельзя долго находиться в стрессовом состоянии. Если игнорировать проблему, обычный кратковременный стресс перерастет в хронический. Симптомы стресса этого вида:

  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • постоянная усталость;
  • слабость;
  • чрезмерная суетливость;
  • нервозность;
  • раздражительность по пустякам;
  • активизация вредных привычек;
  • снижение иммунитета и т.д.

Главный признак антенатальной стрессовой ситуации - отсутствие времени, умения или желания отдыхать. Хочется всё контролировать. Человек становится рассеянным и забывчивым. Невозможно быстро сконцентрироваться, притупляются умственные процессы. Человек перестает исполнять привычные обязанности, чувствует себя плохо, почти не проявляет радостных эмоций.

Нервный

Поражает людей с разным состоянием здоровья. От такого стресса никто не застрахован. Но особо подвержены нервному стрессу люди, в анамнезе которых наблюдались тревожные неврозы. Многое зависит от состояния нервной системы.

Смена рабочего места, переезд, монотонная деятельность, отсутствие ярких радостных событий, желание поплакать, всеобщее недоверие — основные признаки нервного стресса.

Помогут беседы с друзьями, физическая активность, релаксация, хороший и здоровый сон, сбалансированное питание.

Психологический

Возникает вследствие влияния позитивных и негативных факторов. Источники имеют социальный характер. Это повышение зарплаты или увеличение задолженностей, отличные или неблагоприятные отношения с социумом, неуверенность в будущем или вера в улучшение условий жизни. В зависимости от характера симптома человек может стать нервным или спокойным. Главная цель - устранение негативных факторов.

4 группы симптомов стресса

Стресс - начальная стадия перед серьезным психическим заболеванием. Нужно знать не только причины. Необходимо вовремя обнаружить симптомы стресса. Они помогут понять природу стрессовой ситуации, состояние человека для дальнейшего устранения проблем. Различают 4 формы симптомов стресса:

  1. Физиологические - возникают из-за нарушения физиологических процессов в организме. Это головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, метаболизм, рвота, резкие боли, спазмы, учащенное или замедленное сердцебиение, нехватка свежего воздуха, судороги, повышенная потливость, обмороки, ожирение или стремительная потеря веса, частое мочеиспускание, кожные сыпи т.д. Обратитесь за помощью к соответствующему доктору. Он назначит лечение, после чего стресс уйдет сам собой.
  2. Интеллектуальные - снижение продуктивности мозговой деятельности. Ухудшение памяти, низкая концентрация внимания, нерешительность в принятии решений, отсутствие или потеря инициативы, нелогические и необдуманные действия, отсутствие логического мышления, преобладание негативных мыслей, кошмарные сны — основные проявления стресса.
  3. Эмоциональные - реакция негативного или позитивного характера из-за ярко или слабовыраженных эмоций. Человек испытывает раздраженность, неуверенность, неудовлетворенность жизнью и своими достижениями, отчужденность в коллективе, находится в постоянном напряжении. Подозревает других в чем-либо, страдает от депрессии. Степень стресса зависит от того, насколько сильны были эмоции.
  4. Поведенческие - приводят к изменениям в поведении человека. Типичные проявления этой группы симптомов: нарушение речи и слуха, отсутствие знаний тайм-менеджмента, нежелание саморазвиваться, невнимательное вождение автомобиля, нарушение сна, антиморальность, избегание дружеских и любовных отношений.

Измерить и оценить свое состояние и реакцию на стрессы можно, подсчитав количество перечисленных симптомов. Если обнаружено более 10 совпадений, проанализируйте ситуацию. Обдумайте важность этих симптомов. Подберите оптимальные способы решения проблемы. Результат до 10 баллов приемлемый. Но упускать ситуацию из виду не рекомендуется.

Снижение концентрации — интеллектуальный симптом стресса

Особенности разных видов стресса

Стрессы возникают не только на уровне семьи. Они бывают в отношениях между любимыми, мужем и женой, родителями и детьми, друзьями. Отличаются между собой по возрастному критерию людей, половому признаку, личностным качествам.

У женщин

Постоянное напряжение и пребывание в стрессовой ситуации подвергает женщину психическим и физиологическим заболеваниям. Первые признаки стресса - мигрень и сильные спазмы, оказывающие негативное воздействие на организм. Причины стрессового состояния:

  • отсутствие внимания со стороны мужа;
  • низкая самооценка;
  • задержка критических дней;
  • незапланированная беременность;
  • появление соперницы;
  • сомнения в правильности своих действий;
  • подозрение мужчины в измене;
  • сплетни и т.д.

Типичный синдром стресса у девушек проявляется в стремлении похудеть. Диеты, жесткие ограничения по времени приемов пищи, расчет калоража продуктов приводит женщину в шок и панику.

Психологически девушки слабее парней. Они находятся в стрессовом состоянии, даже когда причина устранена. Важно вовремя осознать отсутствие раздражителя. Гормоны стресса, оказывающие негативное влияние на клетки мозга, нужно быстро устранять. Отвлекитесь на позитивные и приятные факторы. Примите ванну, включите расслабляющую музыку, проведите аромо- или цветотерапию, отправьтесь на свидание с парнем или мужем. Можно посетить салон красоты, отправиться на шопинг.

Желание похудеть — источник постоянного нервного напряжения у женщин

У мужчин

Мужчины более стрессоустойчивы по сравнению с женщинами. Развитию стрессовой ситуации способствуют:

  • отсутствие регулярного секса;
  • сильная ревность со стороны женщины;
  • загруженность на работе;
  • совмещение нескольких видов работ одновременно;
  • невозможность уделить должное внимание любимой;
  • появление в семье детей и т.п.

Мужчине свойственно замыкаться в себе. Ему необходимо около получаса тишины и спокойствия. Он успокоится, придет в себя. Другой способ снижения влияния последствий стресса - активная деятельность. Игра в футбол с друзьями, пробежка в свободном темпе, современные танцы, поход в ночной клуб или тренажерный зал помогут быстро восстановиться. Проблемы при устранении стресса - алкоголь и курение. Помните, они никак не помогут решить стрессовую ситуацию. Они могут лишь усугубить ее.

Загруженность на работе провоцирует стресс у мужчин

У детей и подростков

Определить стресс у ребенка бывает сложно. Груднички еще не умеют говорить, а подростки - умеют, но не желают. Задание родителей - вовремя рассмотреть симптомы стрессового поведения у детей. Симптомы стресса у детей разного возраста:

  1. У грудничков (до 2 лет) - сильное раздражение, беспокойный сон, продолжительный и частый плач, потеря аппетита.
  2. У детей дошкольного возраста - возвышенная требовательность к родителям, истерики, детские страхи, дефекты речи, слезная реакция на новых людей, беспричинная агрессивность.
  3. У подростков - быстрая усталость, мысли о суициде, слушание депрессивной музыки, драки и выяснения отношений между ровесниками, медленное общее развитие, замкнутость, снижение успеваемости, нежелание посещать школу, жалобы на самочувствие, чрезмерная старательность и интеллектуальное напряжение.

Родителям требуется самостоятельно проверить состояние ребенка. Пообщайтесь с ним на разные темы, спросите о том, что его беспокоит.

Сильное влияние оказывают плохие отношения между родителями, они усиливают негативное настроение ребенка.

Если ситуация критическая, отправьтесь с ребенком на клиническое обследование. Доктор назначит правильное лечение и поможет быстро вывести малыша из стрессового состояния.

Стадии стресса

Физиолог Ганс Селье исследовал реакции организма на внешние воздействия. Это резкая смена температуры, отравление, серьезная болезнь, физическая травма, эмоциональный голод. Он выделил 3 стадии стресса:

  1. Стадия тревоги - активизация защитных систем организма. Учащается сердцебиение, ускоряется дыхание, повышается артериальное давление, появляется беспокойство.
  2. Стадия сопротивляемости - адаптация к новым условиям.
  3. Стадия истощения - влияние внешних факторов превышает адаптационные возможности человека. Организм не сопротивляется стрессу, не может мобилизоваться.

На первой стадии человек готовится к стрессовой ситуации. Происходит выброс адреналина. На второй стадии человек становится беспокойным, забывчивым. Чувствует усталость. Третья стадия — самая опасная. Стресс может перейти в хроническое заболевание. Может проявиться как ожирение, раздражительность, социальная изоляция, депрессия. Худший вариант - развитие инсульта.

Стадия истощения очень опасна

Симптомы стресса и депрессии. Различия

Стресс может усугубиться и перейти в депрессию. Грань между ними довольно тонкая. Депрессию называют послестрессовым состоянием. Общая черта - возникновение плохого настроения и чувства раздраженности. Различия между стрессом и депрессией:

  • первое — это реакция организма на стресс-факторы, второе — расстройство психического характера;
  • стрессовая ситуация вызывает всплеск позитивных и негативных эмоций, депрессия - только негативных;
  • стресс - выброс адреналина и мобилизация мысленных процессов, депрессия - упадок сил и нарушение мышления;
  • существует эутстресс, который полезен для организма в умеренных количествах, депрессия приносит вред и делает людей слабыми;
  • стрессовая ситуация имеет кратковременный характер, депрессивная - затяжная, может длиться несколько лет;
  • стресс преодолевается самостоятельно, депрессия требует медицинского вмешательства.

Не допустите перехода стресса в стадию депрессии. Стресс быстрее вылечить. Научитесь отдыхать от работы, сменять рутинную деятельность, проще воспринимать разные неприятные ситуации.

Игнорирование депрессии может окончиться алкоголизмом, наркоманией, полным отречением от друзей и семьи, бессмысленной жизнедеятельностью. Деградация - окончательная стадия.

Устранить стрессовые ситуации несложно. Главное - определить симптомы и узнать причины. Дальше нужно оперативно действовать, чтобы снова получать удовольствие от жизни и не зацикливаться на негативе. Общие рекомендации по преодолению стресса:

  1. Находите время на медитацию даже в самый загруженный день.
  2. Мысленно перечислите желания и цели.
  3. Представьте картинку, которая приносит умиротворение.
  4. Отправьтесь в культурный центр (музей, кино, театр), чтобы духовно обогатиться.
  5. Прогуляйтесь в парке на свежем воздухе.
  6. Устройте второй половинке свидание.
  7. Ожидайте только наилучшего, ведь мысли материализуются.
  8. Научитесь определять природу стрессов и обдумайте способы их избегания.
  9. Займитесь тайм-менеджментом, чтобы правильно планировать свой день.
  10. Расставляйте приоритеты в делах.
  11. Атмосферу на рабочем месте организуйте так, чтобы чувствовать себя комфортно.
  12. Никогда не помешает физическая активность при отсутствии противопоказания.
  13. Реально оценивайте свои умения и силы.
  14. Не беспокойтесь о пустяках вроде пробок на дороге или пролитому на одежду кофе.
  15. Проводите больше времени в семье или другой компании близких людей.

В стрессовой ситуации отложите в сторону все дела и просто спокойно посидите, полежите. Несколько минут наедине с собой, йога или медитация помогут возобновить силы. В этот момент может мысленно прийти истинная причина стресса и способы его устранения. Больше улыбайтесь, делайте другим комплименты. Каждое утро задавайте себе позитивный настрой.

Свидания и прогулки на свежем воздухе отлично успокаивают нервы

Заключение

Стрессы уже стали частью жизни человека. Неумение быстро адаптироваться к новым условиям провоцирует упадок сил и нежелание что-либо делать. Откажитесь от вредных привычек. Вместо просмотра телевизора займитесь чем-то полезным. Это повысит самооценку, интеллект. Уделяйте себе минимум 10-15 минут в день. Ухаживайте за телом, займитесь медитацией, прогуляйтесь по улице, спокойно посидите и выпейте травяного чаю. Главное условие - делать то, что нравится и приносит удовольствие. Жизнь без депрессии и стрессов существует, если знать, как их определить и побороть!

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Психологический стресс

02.06.2015

Мария Барникова

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

Виды стресса

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Биологический и психобиологический стресс

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

  • Биологический;
  • Психологический.

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Группа Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Стресс: основные стадии развития

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Психологические механизмы стресса

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции ;
  • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

Факторы стресса

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

Причины стресса

Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Психологические симптомы стресса

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная ;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • – отстранение от собственного «Я»;
  • – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Лечение стресса

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Медикаментозное лечение стрессовых состояний

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапевтические методики по преодолению стресса

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Орут на ребенка, он плачет
Подбираем гардероб девушкам с типом фигуры “перевёрнутый треугольник” Юбки для фигуры перевернутый треугольник
Новогодние поделки из пластиковых бутылок: елочные шары своими руками Как сделать объемный шар из пластиковых бутылок