Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вопросы о сухуре и ифтаре. Ифтар: сунны ифтара, правила, полезные напоминания

Юлия Шапко

Время на чтение: 7 минут

А А

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Пост (Ураза, Ораза, Марх) الصوم - это воздержание от приема пищи в дневное время суток (от рассвета до заката).

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь»
Сура «Аль-Бакара (Корова)», аят 183.

Виды постов:

  1. Пост в месяц рамадан - является обязательным (фардом).
  2. Пост в день Арафа - по желанию. В хадисе от Ибн Маджи и Насаи, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» .
  3. Пост в день Ашура - по желанию. Это пост в запретном месяце Мухаррам, который стирает грехи за год. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в день Ашура служит искуплением грехов прошлого года» .
  4. Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа - по желанию. В хадисе от Ибн Маджа, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» .
  5. Пост в месяц Мухаррам - по желанию. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Мухаррам» .
  6. Пост в месяц Шабан - по желанию. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) держал в этот месяц пост и советовал другим.
  7. Шестидневный пост в месяце Шавваль - по желанию. В хадисе от Муслима, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год».
  8. Пост пророка Дауда . Это пост через день - по желанию. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил, что это самый любимый пост для Аллаhа.
  9. Пост в обычные дни по сунне - по желанию. Это три дня в середине каждого месяца (13, 14, 15 числа, хадис от Тирмизы) и каждый понедельник и четверг. В хадисе от Тирмизи, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Дела людей представляются Аллаhу в понедельник и в четверг. И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост».

Пост в рамадан

Поститься в Рамадан - обязательно (фард) для мусульман. Рамадан - время поста , размышлений, милосердия, щедрости и поклонения для мусульман всего мира.

Все взрослые, здоровые и умственно полноценные люди обязаны поститься. От поста освобождаются больные и пожилые люди, женщины в особые периоды, дети и те, кто находится в путешествии. Однако, по своему желанию они могут держать пост и совершать другие благие дела.

Пост нарушает принятие пищи и питья, супружеская близость, намеренно вызванная рвота, курение (хотя и вне поста это запрещено мусульманам), и, что особенно важно, сквернословие. Во всех этих случаях нарушенные дни нужно восполнить, а если пост был прерван намеренно, то принести искупление в виде непрерывного поста на протяжении 60 дней или выплаты очистительной милостыни.

Рамадан по своей природе - время самопожертвования. Личное самопожертвование, лежащее в основе поста, имеет для мусульманина множество значений:

  • Постящийся испытывает голод и жажду и проникается сочувствием к тем, кто не может есть каждый день и не имеет вдоволь чистой питьевой воды.
  • Благодаря усиленному поклонению мусульмане чувствуют себя ближе к своему Создателю и осознают, что все, чем они одарены в жизни, - благословение Всевышнего.
  • Раздавая милостыню, люди развивают у себя чувства щедрости и сопереживания. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня никогда не уменьшит богатство».
  • Благодаря самоконтролю человек практикует хорошие манеры, благую речь и полезные привычки . Оберегая свой язык и слух от лжи, сплетен, клеветы и сквернословия, взор - от взгляда на недозволенное, желудок - от недозволенной пищи и питья, ноги - от посещения злачных мест, человек становится чище, сдержанней и получает великую награду от Всевышнего.
  • Изменяя свои ежедневные привычки, мусульмане переходят к здоровому образу жизни, в том числе к полезному питанию и отказу от вредных привычек. Когда вы в течение дня воздерживаетесь от курения и поглощения сладкого, ваше тело постепенно привыкнет обходиться без них, пока привычка не исчезнет бесследно.
  • На собраниях мусульмане укрепляют узы братства в своей общине.

Рамадан - особенное время для мусульман, но уроки, извлеченные из него, могут оказывать воздействие целый год. Всевышний приказал людям поститься, чтобы они могли научиться сдержанности (Коран 2: 183). За пост мусульманин получает вознаграждение Всевышнего, которое невозможно описать человеческим языком. В достоверном хадисе, которой приводят Бухари и Муслим, сказано: «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся все его прежние грехи».

Самоконтроль и искреннее поклонение особенно важны во время Рамадана, но желательно, чтобы мусульмане сохраняли эти ценности на протяжении всего года, а не только в священный месяц. В этом истинная цель и испытание Рамадана.

Сухур

Сухур — это утренний прием пищи перед самим постом в предрассветное время. Сухур обязательно совершать до утреннего намаза (фаджр, иртэ намаз). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал совершать сухур: «Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!».

Время приема пищи оговорено в Священном Коране:

«...Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.»

В сухур нужно говорить: «Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля». Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха». Обязательным условием является намерение или ният в сердце о решимости держать пост.

Ифтар

Ифтар — вечерний прием пищи или разговение. Время ифтара - вечерний намаз (магриб, ахшам намаз), когда солнце село за горизонт, т. е. начинается сразу после захода солнца.

Дуа при ифтаре на арабском: ذَهَـبَ الظَّمَـأُ، وَابْتَلَّـتِ العُـروق، وَثَبَـتَ الأجْـرُ إِنْ شـاءَ الله .

Транскрипция: 3ахаба-з-зама"у, ва-бталляти-ль-"уруку ва сабата-ль-аджру, ин ша"а-Ллаху.

Перевод: Ушла жажда, и жилы наполнились влагой и награда уже ждет, если будет угодно Аллаh у.

Также есть другое дуа: «Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».

Перевод: «О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся»

Что нарушает пост?

1. Пища и питье в любом виде (или то, что может заменить пищу, например энергетические уколы). Также курение.

2. Выход крови через кровопускание.

3. Рвота, вызванная намеренно.

4. Половой акт или намеренное семяизвержение. Также поцелуи, обнимания или разглядывания женщин.

5. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Случаи, которые не нарушают пост

1. Прием пищи или питье или курение по забывчивости.
2. Непроизвольное семяизвержение.
3. Кровопускание или сдача крови на анализы или в качестве донора.
4. Полоскание рта, промывание носа, принятие ванны, душа, плавание.
5. Уколы по медицинской необходимости.
6. Пробование пищи на вкус без проглатывания (например при готовке).

Кому можно не держать пост

1. Путешественникам. Можно не поститься путнику во время всего путешествия. Путешествием считается отдаление на 80 км (по ханафитскому мазхабу).
2. Больным.
3. Беременным и кормящим грудью.
4. Если есть опасность, например угроза смерти или физических осложнений.

1. Избегать переедания или полного наполнения желудка пищей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) - это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) - для пищи, треть - для питья и треть - для дыхания»

2. Правильный подбор еды во время ифтара. Избегать жирной, жаренной и сладкой еды. Желательно начать трапезу с жидкой еды, идеально подходят суп, айран и молоко. После следует сделать небольшой перерыв.

3. Включить в рацион фрукты, овощи, орехи. А также продукты богатые клетчаткой и минералами, так как они очень важны для организма.

4. Больше принимать воду. Именно простую воду, а не соки или другие жидкие продукты, так как вода это питательный источник для клеток. Не стоит забывать, что организм состоит на 2/3 из воды, кровь на 90%, мышцы на 75%.

Польза поста

И напоследок не будем забывать о том, что этот месяц творит настоящие чудеса с нашим телом и мышлением. Вот только семь из множества благ, которые получает постящийся в этом мире:

  1. Вы становитесь лучше.
    Контролируя во время поста свои мысли и поступки, и остерегаясь сплетен, вы привыкаете мыслить и говорить позитивно. Раздавая милостыню и совершая благие поступки, человек становится милосерднее и внимательнее к нуждам, окружающих его людей. Ясные мысли и возможность быть полезным делают человека счастливым.
  1. Вы становитесь сильнее.
    Испытание жаждой и голодом, в котором каждый постящийся проявляет терпение, открывает нам простые истины: мы более выносливы, чем нам кажется, и телом, и духом.
  1. Вы становитесь благодарным.
    Благодаря Всевышнего за сладость первого глотка воды после дневного поста, человек осознаёт, какими огромными богатствами наделил его Создатель. А ведь ещё пару месяцев назад многие уже не задумывались об этом. Рамадан - это напоминание о том, насколько велика милость Аллаха к своим созданиям.
  1. Ваши жировые запасы сгорают.
    При обычном методе подсчета калорий основное внимание уделяется сжиганию калорий, потребляемых в день, чтобы увидеть результаты. При ежедневном посте сжигание жира выходит за рамки потребляемых калорий. В течение как минимум восьми часов сахар и углеводы, употребленные в этот день, полностью сжигаются, после чего организм обращается к жировым запасам для получения энергии. Тем не менее, важно помнить, что питание, которое у вас есть, должно содержать здоровую комбинацию белков, жиров и медленных углеводов, чтобы подпитывать работу мышц.
  1. Усиливается мозговая деятельность.
    Пост приводит организм в состояние мягкого стресса, вызывая выработку белка, называемого нейротрофическим фактором мозга. Этот белок помогает в омоложении и регенерации стволовых клеток головного мозга, а также укрепляет память и двигательную функцию. Аналогичным образом, снижение количества гормонального кортизола, вырабатываемого надпочечниками, означает, что уровень стресса значительно снижается во время Рамадана.
  1. Снижается холестерин и чувствительность к инсулину.
    Было доказано, что пост понижает артериальное давление, регулирует уровень плохого холестерина и устраняет чувствительность к инсулину. Все это факторы риска сердечных заболеваний, которые являются одной частых причин преждевременной смерти. Пост помогает регулировать уровень сахара и инсулина и снижает риск развития диабета.
  1. Профилактика заболеваний.
    Окислительный стресс может привести к множеству возрастных заболеваний. К ним относятся хронические заболевания, такие как рак, диабет, артрит, инсульт, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Хронические воспалительные процессы в организме вызывают такие последствия, как болезнь Крона, артрит, ожирение, астма и рак. Пост значительно помогает снизить риск заболеваний путем детоксикации и выработки противовоспалительных соединений.

Пост в Рамадан несет невообразимую пользу организму, если соблюдать его правильно. Не нужно забивать желудок пищей, наедаться фаст-фудом и сладостями, тратить время на бесполезные разговоры и занятия, и награда за пост многократно вернется вам и в мирской, и в будущей жизни.

Как правильно поститься от Шамиля Аляутдинова

Хотим вам показать видеоролики о том из как нужно правильно поститься из уст настоящего эксперта Шамиля Аляутдинова - не только имама и праповедника, но и активиста по правильному питанию.

Источник видео - канал tvumma.

Расписание ифтаров в рамадан 2019 для Москвы

Время сухура - до фаджра (утренний намаз), т.е. когда наступает время утреннего намаза, то кушать нельзя.
Ифтар - можно кушать. Наступает в Магриб.

Источник времен намазов - Московская Соборная мечеть.

Число День Фаджр Шурук Зухр Аср Магриб Иша
5 мая Вс 2:29 4:38 12:28 16:37 20:16 22:20
6 мая Пн 2:28 4:36 12:28 16:38 20:17 22:21
7 мая Вт 2:27 4:34 12:28 16:39 20:19 22:22
8 мая Ср 2:26 4:32 12:27 16:40 20:21 22:23
9 мая Чт 2:25 4:30 12:27 16:40 20:23 22:24
10 мая Пт 2:24 4:28 12:27 16:41 20:25 22:25
11 мая Сб 2:23 4:26 12:27 16:42 20:27 22:27
12 мая Вс 2:22 4:24 12:27 16:43 20:29 22:29
13 мая Пн 2:21 4:22 12:27 16:43 20:31 22:31
14 мая Вт 2:20 4:20 12:27 16:44 20:33 22:33
15 мая Ср 2:18 4:18 12:27 16:45 20:35 22:35
16 мая Чт 2:17 4:17 12:27 16:46 20:37 22:37
17 мая Пт 2:15 4:15 12:27 16:46 20:38 22:38
18 мая Сб 2:13 4:13 12:27 16:47 20:40 22:40
19 мая Вс 2:11 4:11 12:27 16:48 20:42 22:42
20 мая Пн 2:10 4:10 12:27 16:48 20:44 22:44
21 мая Вт 2:08 4:08 12:27 16:49 20:45 22:45
22 мая Ср 2:06 4:06 12:27 16:50 20:47 22:47
23 мая Чт 2:05 4:05 12:27 16:50 20:49 22:49
24 мая Пт 2:03 4:03 12:28 16:50 20:50 22:50
25 мая Сб 2:02 4:02 12:28 16:52 20:52 22:52
26 мая Вс 2:01 4:01 12:28 16:52 20:54 22:54
27 мая Пн 1:59 3:59 12:28 16:53 20:55 22:55
28 мая Вт 1:58 3:58 12:28 16:54 20:57 22:57
29 мая Ср 1:57 3:57 12:28 16:54 20:58 22:58
30 мая Чт 1:55 3:55 12:28 16:55 21:00 23:00
31 мая Пт 1:54 3:54 12:29 16:55 21:01 23:01
1 июня Сб 1:53 3:53 12:29 16:56 21:02 23:02
2 июня Вс 1:52 3:52 12:29 16:56 21:04 23:04
3 июня Пн 1:51 3:51 12:29 16:57 21:05 23:05
4 июня Вт 1:50 3:50 12:29 16:57 21:06 23:06
5 июня Ср 1:49 3:49 12:29 16:58 21:07 23:07

Вниманию читателя предлагается перевод серии ответов на вопросы об ифтаре с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Не медлить с разговением является сунной

Вопрос № 13999:

Я бы хотел знать, является ли разговение (ифтар) обязательным. Если мусульманин отправляется в мечеть во время вечерней молитвы, то как ему поступить во время ифтара, вначале поесть, а затем присоединиться к коллективной молитве, или же вначале помолиться, а потом поесть?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разговляться желательно сразу, как только завершится время поста. На это указывают разные хадисы. Передаётся со слов Сахля б. Са’да , что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1821) и Муслим (1838)).

После поста человеку в первую очередь следует незамедлительно поесть несколько кусочков еды, которые успокоят его голод, а затем приступить к молитве. После завершения молитвы, если хочет, он снова может продолжить приём пищи пока не наестся.

Так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Анас б. Малик сказал: «Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – до того, как совершал молитву, разговлялся свежими финиками. Если же их не было, то он разговлялся сухими финиками. Если не было и их, то он разговлялся несколькими глотками воды». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (ас-саум / 632), а аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих Аби Дауд » (560).

В комментариях к этому хадису, аль-Мубаракфури пишет: «Этот хадис является полноценным и достаточным указанием на желательность незамедлительного разговения после поста».

Разговение едой, предоставленной тем, кто владеет недозволенным состоянием

Вопрос № 37711:

Разрешается ли принимать приглашение на ифтар от человека, чья большая часть имущества состоит из запретного?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если большая часть имущества человека состоит из запретного, то разрешается принимать его приглашение.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – принял приглашение к столу от иудеев, несмотря на то, что Аллах описал их как занимающихся ростовщичеством и незаконно присваивающими имущество людей. Некоторые салафы относительно таких вещей говорили: «польза от него достанется тебе, а грех от него достанется им».

Вместе с тем, тебе разрешается и отказывать такому человеку в принятии приглашения, дабы высказать тем самым ему своё порицание и удержать его от зарабатывания состояния недозволенным путём. Так и лучше будет поступить, если это действительно может оказать влияние на оставление им того греха, в который он впал.

А Аллах же знает лучше!

Хукм разговения в обществе приверженцев нововведений

Вопрос № 37742:

Ложится ли грех на того, кто на протяжении всего месяца Рамадан не совершал молитву-таравих? Я работаю в одной компании, где иногда я бываю вынужден оставаться по работе допоздна, так, что мне приходится разговляться на рабочем месте. И я похоже единственный суннит в этой фирме. Все остальные там шииты и исмаилиты. Можно ли мне разговляться вместе с ними?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если мусульманин не будет совершать молитву-таравих, то грех на него за это не ложится. Независимо от того, по уважительной причине он её не совершал, или без уважительной причины, так как она не является обязательной. Её совершение является настоятельной сунной (сунна муаккада). Сам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – постоянно её совершал и побуждал мусульман к её совершению. Он говорил: ««Кто выстоит [ночные молитвы] в Рамадане искренне и с верой, тому будут прощены все его прежние грехи!» (Аль-Бухари (37) и Муслим (760)).

Мусульманину конечно же не следует пренебрегать этой молитвой. Если у него нет возможности совершить её за имамом в мечети, то он может совершить её дома. Если не может совершить одиннадцать рак’атов, то он может совершить столько, сколько не будет ему в тягость, пусть даже всего два рак’ата, а потом совершит молитву-витр. А Аллах же знает лучше!

Что касается разговения вместе с шиитами и исмаилитами, то, если ты считаешь, что разговение в их кругу может способствовать склонению их сердец к призыву их соблюдать Сунну и отказаться от тех нововведений, которые они совершают, то с точки зрения шариата это будет правомерным.

Если же ты видишь, что пользы в разделении с ними ифтара не будет, то лучше не разговляться вместе с ними и сторониться их, выражая отрицательное отношение к их нововведениям, и остерегаясь того, что тебе придётся столкнуться с их измышлениями (шубухатами), когда у тебя не будет знаний, которые бы раскрывали для тебя их ложность и несостоятельность, в силу чего ты можешь подвергнуть себя искушению в Религии. А Аллах же знает лучше!

Где лучше разговляться, в мечети или дома?

Вопрос № 38264:

Как лучше, совершить ифтар в мечети, после совершения молитвы, или же вначале совершить молитву, затем пойти домой и поесть вместе с семьей?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если задавший вопрос говоря об ифтаре имел ввиду то, что ест постящийся для разграничения времени поста от времени, когда разрешается принимать пищу, как например, употребление нескольких фиников, питьё воды и т.п., то такой ифтар желательно совершить сразу после поста, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1957) и Муслим (1098). См.: вопрос № 13999).

Если же он имел ввиду то, что обычно люди едят после совершения молитвы, то есть те блюда, которые они специально приготовили для ифтара (ваджабат уль-ифтар), то, как я знаю, в Сунне нет конкретных регламентаций по этому поводу. Тут человек сам должен решать как ему лучше поступить, учитывая различные надобности.

Разговение в мечети в кругу джамаата полезно тем, что собирает мусульман, сближает их сердца, ставит их в один ряд друг с другом, знакомит их, способствует возрождению духа взаимопомощи и т.д. Разговение в доме в кругу домочадцев полезно тем, что собирает семью, позволяет обсудить её проблемы, способствует укреплению семейных уз, помогает воспитать в детях культуру общения и культуру приёма пищи, и т.д.

Глава семьи обязан разумно взвешивать все эти пользы и определять, в какие дни он будет разговляться в кругу семьи, а в какие дни он будет делать это в мечети, принимая во внимание, что обязанность заботы о семье и детях, обучение детей Религии и её этическим нормам важнее и значимее, нежели простая желательность встречи с друзьями в мечети, при том, что есть возможность увидится с ними и во время молитвы-таравих, и на собраниях, где приобретают знания, и в других подобных случаях.

А Аллах же знает лучше!

Поминание Аллаха при разговении.

Вопрос № 93066:

Как расценивается обращение к Аллаху с мольбами, встречаемыми в хадисах, которые названы недостоверными, такими как: (1) При разговении: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!» ; (2) «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!». Есть ли в шариате такое, можно их читать, нельзя, порицается, не достоверно, или харам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Упомянутые Вами слова мольбы, произносимые при ифтаре, приводятся в слабом хадисе, который передал Абу Дауд (2358). В нём, со слов Му’аза б. Захры , сообщается, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разговлялся, произносил: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!».

В этих словах нет необходимости, поскольку имеется то, что также передал Абу Дауд (2357) со слов Ибн ‘Умара , – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «При разговении, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорил: “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!» .

Этот хадис назвал достоверным аль-Альбани в «сахих Аби Дауд».

Второе:

Постящемуся желательно обращаться к Аллаху с мольбами, как во время поста, так и при разговении. Ахмад (8030) передал со слов Абу Хурейры , – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, воистину, когда мы видим тебя, наши сердца смягчаются и мы становимся людьми [, стремящимися] к миру вечному, но когда мы покидаем тебя, этот мир вновь прельщает нас, и мы становимся увлеченными своими женами и детьми”. Пророк ответил: “Если бы вы всегда пребывали в таком же состоянии, в каком вы пребываете в моём присутствии, то ангелы бы здоровались с вами за руку и навещали бы вас в ваших домах, а если бы вы не грешили, то Аллах заменил бы вас другим народом, который бы совершал грехи, чтобы прощать им”. Тогда мы сказали: “О Посланник Аллаха, расскажи нам о Рае, какие в нём строения?”. Он ответил: “Кирпичи из золота и серебра, раствор из миска с сильным запахом, щебень из жемчуга и яхонта, пыль из шафрана. Кто войдёт в него, тот будет в благоденствии, не подвергнется ничему дурному, останется жить навечно и никогда не умрёт. Его одежда не износится и он не перестанет быть молодым. Мольба троих людей не отвергается: справедливого правителя, постящегося, пока длится его пост, и притеснённого. Эта мольба переносится в облаках и перед нею раскрываются врата небес, а Господь – Всемогущ Он и Велик! – говорит: «Своим Могуществом Я окажу тебе помощь, хоть даже только с этого момента!»”».

Хадис достоверный, как это установил Шу‘айб аль-Арнаут в «тахкык уль-муснад».

В версии ат-Тирмизи (2525) говорится: «… постящегося, в момент разговения».

Эту версию признал достоверной аль-Альбани в «сахих ат-Тирмизи».

Вам следует просить у Аллах Рай, просить у Него убежища от Огня, просить у Него прощения грехов, и взывать к нему любыми другими узаконенными шариатом мольбами. Что касается мольбы: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!», - то мы её не встречали.

А Аллах же знает лучше!

Время обращения к Аллаху с мольбой во время ифтара

Вопрос № 14103:

Постящийся получает ответ на мольбу, с которой он обращается во время ифтара. А в какой именно момент надо взывать с мольбой: до того как приступаешь к разговению, в процессе разговения или же после разговения? Есть ли какие-нибудь специальные молитвы, передаваемые от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – или которые Вы можете посоветовать читать в это время?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Такой вопрос был задан шейху Мухаммаду б. ‘Усеймину , – да помилует его Аллах! – и он ответил:

«Обращаться к Аллаху с мольбой следует до ифтара, во время захода солнца, так как в этот момент в человеке объединяются покорность, смирение и состояние соблюдения поста. Всё это является причинами получения ответа на мольбу. После разговения душа получает отдохновение, восторг, а иногда даже её постигает беспечность.

Однако, передаваемая от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – молитва, даже если передаётся достоверно, имела место после разговения, а это — “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!”.

Передал Абу Дауд, а аль-Альбани признал сообщение хорошим в «сахих сунан Аби Дауд» (2066).

Она произносится только после ифтара. Также от некоторых сподвижников передаются такие его слова: “Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтарту / О Аллах, ради Тебя я постился и тем, чем Ты меня наделил, я разговляюсь!”.

Вы можете обращаться к Аллаху с такими просьбами, которые Вам покажутся более подходящими».

(«Лика’у-ш-шахри», № 8, шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина).

Когда разговляется пилот самолёта?

Вопрос № 37670:

Когда следует разговляться пилоту самолёта?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Если находясь на земле он разговеется после захода солнца, а затем взлетит на самолёте и вновь увидит солнце, то он не обязан будет воздерживаться от нарушающих пост действий, так как он полноценно завершил соблюдение поста в тот день и нет для него необходимости в том, чтобы повторять совершение того обряда поклонения, который он уже завершил. Если же он совершит взлёт до того, как зайдёт солнце, и захочет завершить пост этого дня, несмотря на то, что является путником, то он должен будет разговляться только тогда, когда зайдёт солнце относительно того места в воздухе, в котором он находится. При этом пилоту не разрешается специально снижать самолёт на такую высоту, на которой не видно солнца, чтобы завершить пост, поскольку это является ухищрением. Однако, если он опустится из технических соображений полёта и при этом скроется солнечный диск, то ему следует разговляться».

(Из устных фетв шейха Ибн База . См. брошюру: «Семьдесят основных моментов, касающихся поста»).

Постоянный Совет говорит:

«Если постящийся будет находится в самолёте и выяснит посредством часов и телефона, что в ближайшей от него части земли наступило время ифтара, но по причине нахождения самолёта в воздухе он всё еще будет видеть солнце, то он не вправе будет завершать пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «… а затем поститесь до ночи» (Св. Коран. 2: 187), - а так как он видит солнце, не считается, что для него наступила ночь.

Если же он будет находиться на земле и разговеется когда при нём завершится день, а после этого самолёт, в котором он находится, поднимется в воздух и он вновь увидит солнце, то в этом случае он продолжает оставаться не соблюдающим пост, поскольку он должен действовать согласно тому положению, которое имеется в той части земли, в которой он находился вплоть до завершения дня пока не вылетел» (конец цитаты).

В другой фетве Постоянный Совет говорит: «Если в дневное время Рамадана человек будет находиться в полёте и будет желать продолжать соблюдать пост до завершения дня, то ему нельзя будет разговляться, кроме как после захода солнца» («Маджму’ фатава аль-Ляджнати-д-Даима», 10 / 136 – 137).

А Аллах же знает лучше!
Вопрос № 66605: Что должен прежде совершить муаззин: разговеться или провозгласить азан?

Когда разговляется муаззин: до азана или после?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По основному правилу, постящемуся следует разговляться после того, как зайдёт солнце и наступит ночь, в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте пока не сможете отличать белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187).

Ат-Табари сказал: «Что касается слов: “… а затем поститесь до ночи”, - то ими Всевышний даёт разграничение времени поста, то есть, указывает на то, что его время завершается с наступлением ночи. Подобно этому Он указывает на то, что пределом времени разговения и времени, в котором разрешается есть, пить и вступать в половую близость, является момент начала дня и начало ухода ночи. Этими же словами Он указывает на то, что пост не соблюдается ночью, и что в дни поста нельзя разговляться в дневное время суток» (конец цитаты).

«Тафсир ат-Табари», 3 / 532.

Постящемуся желательно приступать к разговению незамедлительно. Передают со слов Сахля б. Са’да, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будет пребывать в благе, пока будут быстро приступать к разговению».

Аль-Бухари (1856) и Муслим (1098).

Ибн ‘Абду-ль-Барр – да помилует его Аллах! – сказал: «Сунной является незамедлительность разговения и откладывание сухура. Незамедлительно приступать к разговению следует после того, как станет точно известно о заходе солнца. Никому не разрешается разговляться в момент, когда у него есть сомнение относительно того, зашло ли солнце или нет, поскольку к исполнению обязанности не приступают, кроме как при наличии уверенности в её наступлении, и не прекращают её исполнение, кроме как при наличии уверенности в её завершении» (конец цитаты).

«ат-Тамхид», 21 / 97, 98.

Ан-Навави – да помилует его Аллах! – сказал: «Этот хадис побуждает приступать к разговению незамедлительно, сразу после того, как будет точно установлено, что солнце зашло. Он говорит о том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благоденствии, пока будет стабильно соблюдать эту сунну» (конец цитаты).

«Шарх Муслим», 7 / 208.

Что касается муаззина, то если есть те, кто ждут пока он начнёт провозглашать азан, чтобы опираясь на его азан приступить к разговению, то ему следует немедленно начинать провозглашать азан, чтобы не стать причиной того, что люди запоздают с разговением и тем самым нарушится сунна. Однако нет ничего такого в том, если прежде чем начать возвещать азан, он прибегнет к лёгкому разговению, в виде глотка воды например, которое не повлечет за собой откладывание азана.

Если же никто не ждёт пока он начнёт провозглашать азан, как в том случае, когда он будет возвещать его для себя (если он находится один в пустыне, например), или когда он возвещает азан для группы находящихся рядом с ним людей (группа путешественников, например), то не будет ничего плохого в том, чтобы разговеться до возвещения азана, поскольку его товарищи станут разговляться вместе с ним, даже если он не провозгласит азан, и не станут ждать пока он начнёт его провозглашать.

А Аллах же знает лучше!

Разговение в кругу немусульман

Вопрос № 38125:

Можно ли есть ифтар вместе с немусульманами, с индуистами и христианами, например?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Есть ифтар вместе с немусульманами разрешается, если в этом есть шариатская польза, такая как призыв их к Религии Истины, или склонение их сердец к Исламу, или что-то подобное, на что можно рассчитывать от их участие в приёме пищи ифтара с тех столов, которые накрывают мусульмане для общего ифтара, как это делается в некоторых странах.

Что касается простого поддержания с ними общительности и получения удовольствия от их компании, то это опасное дело, ибо одним из важнейших положений основ Религии и обязанностей верующих является приверженность принципу «дружбы и непричастности» (аль-валя’у ва-ль-бара’у). На этот принцип указывает ряд аятов из Книги Аллаха, и ряд хадисов из Сунны Пророка, мир ему и благословение. Из них:

Слова Всевышнего: «Не найдешь ты людей, верующих в Аллаха и в Последний день, которые бы дружили с теми, кто противится Аллаху и Его Посланнику, даже если для них эти противники будут отцами, сыновьями, братьями или родственниками. Аллах утвердил веру в их сердцах и укрепил их духом (светом) от Себя. Он введёт их в сады Рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими [за то, что они подчинялись Ему], а они довольны Им [за то, как Он их вознаградил]. Они являются партией Аллаха (следуют Его приказам и сторонятся Его запретов). Воистину, партия Аллах является преуспевшей» (Коран, 58: 22);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите, чтобы Аллах представил против вас ясный довод [, раскрывающий ваше лицемерие]» (Коран, 4: 144);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите иудеев и христиан себе в друзья и помощники. Они являются друзьями и помощниками друг для друга. А кто из вас берёт их себе в друзья и помощники, тот один из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём народ, который творит беззаконие [посредством того, что берёт себе неверных в друзья]» (Коран, 5: 51).

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите своими близкими друзьями (такими друзьями, которые могут осведомляться о ваших секретах) тех, кто не из вас (иудеев, христиан и лицемеров). Они не упускают возможности навредить вам и радуются вашим трудностям. Враждебность [по отношению к вам] уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая [вражда]. Мы разъяснили вам знамения [относительно их враждебности], если только вы осознаёте [это и не станете поддерживать с неверными отношения дружбы и взаимопомощи]» (Коран, 3: 118).

На основании изложенного, ответ на вопрос о допустимости разделения с неверными ифтара зависит от того, с какой целью это совершается.

А Аллах же знает лучше!

Может ли врач, выполняющий хирургическую операцию, откладывать ифтар?

Вопрос № 49716:

Мой родственник работает врачом. Он хотел спросить, если он выполняет хирургическую операцию, может ли он отложить ифтар?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Сунной является приступать к разговению сразу как только зайдёт солнце. Об этом сообщается в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Бухари (1975) и Муслим (1098) передают со слов Сахля б. Са’да, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением».

Ан-Навави пишет: «Этот хадис побуждает поторапливаться с разговение сразу как только зайдёт солнце. Смысл его в том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благополучии пока будут соблюдать эту сунну. Если же они начнут откладывать разговение, то это станет признаком их кризиса».

Хафиз сказал: «По словам Мухалляба , это деяние позволяет исключить возможность добавления к дневному времени суток части ночного времени, а также является проявлением наибольшей снисходительности по отношению к постящемуся и наилучшим образом придаёт ему силы для поклонения. Ученые единогласны в том, что моментом разговения является установление захода солнца путём непосредственного наблюдения за ним, либо из осведомления, полученного от двух надежных людей. Также, по более достоверному мнению, достаточным будет свидетельство и одного надежного человека» (конец цитаты).

В «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 268) говорится и о другой мудрости своевременного разговения: «… это поспешное устремление к тому, что Аллах сделал дозволенным. Аллах – свят Он и велик! – Щедрый, а Щедрый любит, когда люди пользуются Его Щедростью. Он любит, когда Его рабы, как только зайдёт солнце, в спешке устремляются к тому, что Он дозволил им» (конец цитаты).

Ибн Дакык аль-‘Ид сказал, что в этом хадисе содержится ответ шиитам, которые откладывают разговение до тех пор, пока не появятся звёзды.

Второе:

Сунной является разговляться свежими финиками. Если их нет, то сухими финикам. Если нет и сухих фиников, то водой. Если же постящийся не найдёт и воду, то он может разговеться любой едой или питьём, которыми располагает. Если у него вообще ничего не будет, то он разговляется посредством намерения, то есть, он выражает намерение разговеться и тем самым проявляет поспешность в разговении и поступает в соответствии с Сунной.

Шейх Ибн ‘Усеймин пишет в «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 269): «Если постящийся не найдёт ни воды, ни другого питья, ни еды, то он просто выражает намерение на разговение, и это будет для него достаточным».

Поэтому, если этот врач не может разговеться свежими или сухими финиками, то он разговляется водой. Если же он не может сделать это по причине занятости хирургической операцией, то для него будет достаточным выразить намерение на ифтар, и таким образом сунна будет им соблюдена.

А Аллах же знает лучше!

Вопрос из Китая о времени ифтара

Вопрос № 93148:

Я студент, обучаюсь в Китае. Город, в котором я нахожусь, со стороны запада окружен горами. Проживающая здесь мусульманская община разговляется опираясь на время, указанное в расписании, взятом из Интернета. Что касается меня, то я смотрю на солнечный диск. Как только он заходит за горы я разговляюсь и совершаю вечернюю молитву (магриб) с целью соблюдения сунны незамедлительного разговения и незамедлительного совершения вечерней молитвы, а также чтобы отличаться от иудеев. Правильно ли я поступаю? Обязан ли я обременять себя тем, чтобы подниматься на очень высокое место, равное по высоте горам, чтобы наблюдать за солнечным диском?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разрешается опираться на расчеты времени молитв, если ничем не подтверждено, что в этих расчетах имеются ошибки. Хотя ошибки в этих расчетах обнаруживаются часто. Не во всех конечно, но часто бывает, что в них неверно указано время утренней молитвы (фаджр), а в некоторых – время ночной молитвы (‘иша). Что касается вечерней молитвы (магриб), то ошибки относительно её времени бывают незначительными, и для основной массы людей не составляет труда подтвердить является ли верным то её время, которое указано в расписании, либо выявить в нём ошибку посредством самостоятельного наблюдения за солнцем.

В любом случае, закат солнца, после которого постящемуся разрешается разговляться и наступает время вечерней молитвы, считается состоявшимся когда солнечный диск реально скроется за горизонтом, а не когда он скроется за горой или строением.

От сподвижников – да будет доволен им Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), - другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), - третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).

Вам не надо подниматься на гору или на какую-нибудь возвышенность. Вы должны учитывать заход исходя из того места, где Вы находитесь. Относительно этого места солнце должно зайти за горизонт, а просто заход его за гору закатом не является.

Так как из-за гор Вы не имеете возможность увидеть солнце во время захода, Вы можете определить время заката по признаку, о котором упомянул посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а это – приближение темноты с Востока.

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, - а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).

Если же Вы не можете и это, то не будет ничего страшного в том, чтобы руководствоваться расписанием молитв, так как минимум что они Вам дают – это основательное предположение (галябату-з-занн) о наступлении времени молитвы, если, конечно же, ничем не установлено, что это расписание ошибочное.

А Аллах же знает лучше!

Если муаззины возвещают азан в разное время, то на кого из них опираться при разговении?

Вопрос № 93577:

Если азан из одной мечети раздаётся в другое время, нежели в другой мечети, тогда как обе эти мечети находятся в одном районе неподалёку друг от друга, то по какому из них можно будет определить начало ифтара?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

При решении вопроса о наступлении времени разговения, опираться следует на заход солнца. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны, день уйдёт в ту сторону, и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100).

Сегодня большинство муаззинов опираются на расписания молитв. В этом нет ничего плохого. Просто некоторые из муаззинов маловнимательно относятся к точности времени на своих часах.

Поэтому, если муаззины возвещают азан по разному, то вам следует либо дождаться пока азан станет возвещать тот, кто более остальных скрупулёзно относится ко времени, так, что начинает возвещать азан сразу, как только наступит положенное для него время, ни раньше, ни позже, и полагаться именно на его азан, а не на чей-либо другой, либо же вы можете опираться на расписание самостоятельно, прежде убедившись в точности своих часов, даже если при этом муаззин не станет возвещать азан в указанное в вашем расписании время.

А Аллах же знает лучше!

Уменьшает ли награду за пост проявление чрезмерности (исраф) в блюдах во время ифтара?

Вопрос № 106459:

Уменьшает ли награду за пост неумеренность в приготовлении пищи для разговения?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Это не уменьшает награду за пост. Даже совершение греховных поступков после поста не уменьшают награду за него. Однако это подпадает под слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31).

Исраф (расточительство) сам по себе запрещен, а иктисад (экономичность) приводит жизнеустройство в порядок.

Если у них останется излишек, то пусть отдадут его в качестве садака (пожертвования). Так будет лучше» (конец цитаты). (Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин «Фатава-ль-ислямийа», 2 / 118).

Рамадан 2018 — время очищения духа и тела от всего нечистого. Ураза — так называется мусульманский пост в Священный месяц, название которого — Рамадан.

Ураза 2018 начинается 16 мая с восходом Луны и закончится вечером 13 июня. Утром 14 июня 2018 года начнется праздник Ид аль Фитр (Ураза-байрам). Пост в Рамадан начинается до восхода солнца (за час — два) и заканчивается его закатом.

Что нельзя делать в Рамадан 2018 постящимся

Как не нарушить пост в Рамадан 2018? Для того, чтобы держать Уразу правильно, нужно:

  1. Быть мусульманином
  2. Быть дееспособным — здоровым, в ясном уме
  3. Принимать Намерения (Ният ).

Во время поста нельзя:

  • пить,
  • есть,
  • делать уколы, являющиеся заменителями еды и питья,
  • терять сознание (постящийся, чувствующий угрозу потери сознания должен прервать пост с последующим возмещением оставшихся дней). Потеря сознания между Фаджром и Магрибом делает пост недействительным.
  • вступать в интимные отношения, мастурбировать,
  • принимать лекарства и алкоголь, наркотические вещества,
  • курить.
  • Жевать жевательную резинку.
  • Очищать организм неестественным путём (клизмы, искусственная рвота).
  • Петь, танцевать, громко слушать музыку.

С наступлением ночи запреты снимаются.

Ураза длится каждый год по-разному, но обычно — 29 или 30 дней, и каждый год пост начинается на 10 дней раньше, чем в предыдущем году.

Рамадан 2018: Начало и особенности поста

Официальная дата начала месяца Рамадан (что в переводе значит «знойный» и «жаркий») в 2018 году — 17 мая. Но фактически пост Ураза начнется с заходом солнца 16 мая и закончится с заходом солнца 14 июня.

Рамадан венчает один из самых главных праздников мусульманского мира — Ураза-Байрам. В праздничный день перестают действовать все ограничения поста Ураза. Верующие приветствуют друг друга словами «Ид мубарак!» (Благословенного праздника).

Во время священного месяца верующие обоих полов должны неукоснительно исполнять две основополагающие догмы Ислама — молитву и пост. От восхода солнца до его захода у мусульман действует ряд строгих требований и ограничений, нарушение которых приводит к нарушению поста.

Ураза 2018: начало — требования

На протяжении месяца Рамадан каждый мусульманин должен в положенное время совершать:

  • Знать начало и окончание времени поста. Необходимо знать сроки принятия Намерения.
  • Чтитать молитвы, чтение Корана и подтверждать свое намерение (ният) участвовать в этом празднике во имя Аллаха.
  • Воздерживаться от искушений и плохих мыслей и намерений.
  • Совершать благие дела: раздавать милостыню, оказывать помощь нуждающимся и приносить пищу неимущим.

Ураза 2018: исключения

Есть определённый перечень лиц, которые, ввиду определённых факторов, могут быть освобождены от поста. К ним принадлежат:

  • Беременные и кормящие грудью (пост возмещается в другое время).
  • Женщины, у которых послеродовые или менструальные кровотечения. (пост возмещается в другое время).
  • Психически нездоровые, люди преклонного возраста,
  • Больные, которым пост может навредить (пост возмещается в другое время).
  • Странствующие по миру или по стране верующие, солдаты (пост возмещается в другое время).

Рамадан 2018: расписание поста на каждый день

Узнав о том когда будет начало священного месяца Рамадан 2018, также полезно будет огласить расписание поста на каждый день священного месяца.

Время намазов в Рамадан 2018 по МСК

(Версия time-namaz.ru . Также на этом сайте вы можете посмотреть точное время намазов для вашего города).

Май

День Сухур Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Ифтар Иша
16 (ср) 02:17 02:32 04:11 12:27 16:46 20:41 20:41 22:18
17 (чт) 02:15 02:30 04:09 12:27 16:47 20:43 20:43 22:20
18 (пт) 02:13 02:28 04:07 12:27 16:47 20:45 20:45 22:22
19 (сб) 02:10 02:25 04:05 12:27 16:48 20:47 20:47 22:24
20 (вс) 02:09 02:24 04:04 12:27 16:49 20:48 20:48 22:26
21 (пн) 02:07 02:22 04:02 12:28 16:50 20:50 20:50 22:28
22 (вт) 02:05 02:20 04:00 12:28 16:50 20:52 20:52 22:30
23 (ср) 02:03 02:18 03:59 12:28 16:51 20:53 20:53 22:32
24 (чт) 02:01 02:16 03:57 12:28 16:52 20:55 20:55 22:34
25 (пт) 01:59 02:14 03:56 12:28 16:52 20:57 20:57 22:36
26 (сб) 01:58 02:13 03:55 12:28 16:53 20:58 20:58 22:38
27 (вс) 01:56 02:11 03:53 12:28 16:53 21:00 21:00 22:40
28 (пн) 01:55 02:10 03:52 12:28 16:54 21:01 21:01 22:42
29 (вт) 01:53 02:08 03:51 12:28 16:55 21:03 21:03 22:43
30 (ср) 01:52 02:07 03:49 12:28 16:55 21:04 21:04 22:45
31 (чт) 01:50 02:05 03:48 12:29 16:56 21:06 21:06 22:47

Как и когда проводить СУХУР И ИФТАР в Рамадан 2018

Сухур — утренний прием пищи необходимо прекратить до того, как начнет светать, до первых признаков приближения рассвета: “Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]” (см. Св. Коран, 2:187). С началом утренней молитвы-намаза завершается и прием пищи (сухур).

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.

О важности утреннего приема пищи свидетельствуют следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): “Принимайте пищу перед рассветом [в дни поста]! Воистину, в сухуре – Божья благодать (баракят)!”. Также в достоверном хадисе сказано: “Есть три практики, применение которых придаст человеку сил для соблюдения поста (ему в итоге хватит сил и энергии держать пост):

  • поесть, а потом уже пить [то есть во время еды много не пить, не разбавлять желудочный сок, а попить уже после того, как появится чувство жажды, минут через 40–60 после приема пищи],
  • поесть [не только вечером, разговляясь, но и] ранним утром [до азана на утреннюю молитву],
  • поспать днем (вздремнуть) [примерно 20–40 или более минут в промежутке между 13.00 и 16.00]”.

Если человек, намеревавшийся поститься, не поел до рассвета, то это никак не влияет на действительность его поста, но он потеряет некоторую часть саваба (вознаграждения), ибо не совершит одно из действий, входящих в Сунну пророка Мухаммада.

Ифтар (вечерний прием пищи) желательно начинать сразу после захода солнца. Откладывать его на более позднее время нежелательно.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи [а не под утро, специально вставая до начала времени утренней молитвы]”.

Что есть во время Сухура и Ифтара в Рамадан 2018


На Сухур:

  • никаких быстрых углеводов (белый хлеб, выпечка, изделия из рафинированной муки, магазинные сладости) чтобы предотвратить быстрое наступление голода.
  • соленой, жирной, жареной пищи — она усиливает жажду,
  • Отдавайте предпочтение приготовленному на пару, запеченному и отварному мясу,
  • Ешьте бобовые (чечевица, соя, фасоль белая и красная, нут, печеные бобы, маш)
  • Ячмень (перловка или лущеный), пшено, киноа, зеленая гречневая крупа, коричневый рис и все другие нешлифованные виды риса.
  • Макароны из цельной пшеницы, хлеб из муки грубого помола бездрожжевой.
  • Яблоки, курага, персики, вишня, грейпфруты, сливы, апельсины, груши.
  • Авокадо, кабачки, шпинат, перец, репчатый лук, грибы, листовая зелень, порей, стручковая фасоль, брюссельская капуста, брокколи, цветная капуста, помидоры.

На Ифтар

  • По традиции разговение желательно начинать с воды и нечетного количества свежих или сушеных фиников. Если фиников нет, то ифтар можно начать с чего-то сладкого или выпить воды. Согласно достоверному хадису, пророк Мухаммад до совершения вечерней молитвы начинал разговение со свежих или сушеных фиников, а если их не было, то – с простой воды.
  • После молитвы — хлеб и хлебобулочные изделия, мясо, рыбу, птицу, всевозможные гарниры.Но помните о том, что еда в рамадан должна быть простой, правильно составленной с учетом вышесказанного. Необходимо избегать исрафа (расточительства) в трате средств на продукты, а так же соблюдать принцип умеренности в еде.

Рамадан 2018: что можно делать во время поста

  • сдавать кровь,
  • делать инъекции лекарственных препаратов,
  • купаться,
  • разрешены поцелуи.

Рамадан 2018: окончание — когда, праздник Ураза Байрам

Праздник разговения (по-арабски Ид аль-Фитр, а по-тюркски Ураза-Байрам) в 2018 году наступит с восходом солнца 14 июня. Звон колокола извещает о том, что человек справился с труднейшим испытанием во имя Бога. Ураза — второе по значимости мусульманское торжество после Курбан-Байрама — праздника жертвоприношения, совпадающего с последним днем паломничества в Мекку.

К окончанию Рамадана начинают готовиться заранее: проводится капитальная уборка дома и двора, люди готовят праздничные блюда и лучшие наряды. Обязательным ритуалом считается раздача милостыни. Это компенсирует ошибки, которые человек мог допустить во время поста. При этом жертвуют либо деньгами, либо продуктами питания.

Награды постящемуся в Рамадан 2018

Награды поста поистине велики, и в одном из переданных хадисов сахих говорится, что Аллах избрал пост для Себя, и Он вознаградит постящегося и умножит награду безмерно, так как Он сказал:

· «Кроме поста, который только ради Меня и Я вознагражу его за это.»
(аль-Бухари, аль-Фатх 1904, Сахих аль-Таргиб 1/407).

· Посту ничто не равно (аль-Нисаи, 4/165, Сахих аль-Таргиб 1/407), и мольба (дуа) постящегося не будет отвергнута
(передал аль-Байхаки 3/345, аль Сильсила аль-Сахих, 1797).

· Постящийся имеет два момента радости: первый — при разговении, и второй — когда он встречает своего Господа и радуется своему посту
(Муслим 2/807).

· Пост заступится за человека в День Суда и скажет: «О Господи, я удерживал его от еды и плотских желаний во время дня, поэтому позволь мне за него заступиться.»
(Ахмад 2/147. Аль-Хайтами сказал, что этот иснад — хасан, аль-Маджма. Сахих аль-Таргиб, 1/411).

· «Запах, исходящий из-за рта постящегося лучше у Аллаха, чем ароматы мускуса.»
(Муслим, 2/807).
«Пост — это защита и сильная крепость, которая охраняет человека от Огня».
(Ахмад, 2/402; Сахих аль-Таргиб, 1/411; Сахих аль- Джами 3880).

· «Кто постится один день ради Аллаха, Аллах отведёт его лицо на расстояние семидесяти лет от Огня».
(Муслим, 2/808).

· «Кто постится один день, ища милости Аллаха, то если это последний день его жизни, он войдёт в Рай».
(Ахмад, 5/391, Сахих аль-Таргиб, 1/412).

· «В Раю есть ворота под названием аль-Рийан, через которые пройдут постившиеся, и никто кроме них не пройдёт через них; когда они станут проходить, они закроются, и никто больше через них не пройдёт.»
(аль-Бухари, Фатх, 1797).

Рамадан — это столп Ислама; Кур’ан был ниспослан в этот месяц, и в нём присутствует ночь лучше, чем тысяча месяцев.
· «Когда начинается Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата Ада, и дьяволы скованы цепью.»
(аль-Бухари, аль-Фатх, 3277).
· «Пост в Рамадан равен посту в десять месяцев».
(Муснад Ахмад, 5/280, Сахих аль-Таргиб, 1/421).
· «Кто постится в Рамадан с верой и надеждой на награду, все его прошлые грехи будут прощены.»
(аль-Бухари, Фатх, 37).

· «Во время каждого разговения, Аллах выберет людей, освобождённых от Огня.»

(Ахмад, 5/256, Сахих аль-Таргиб, 1/419).

Шейх Мухаммад Солих Мунаджид
из книги «70 основных моментов, касающихся поста»

Месяц Рамадан стремительно приближается, и вместе с этим нарастает тревога недавно принявших Ислам. Воздержание от еды и питья в течение долгих дневных часов может показаться непреодолимым препятствием для тех, кто никогда не постился.

Давайте начистоту, мысль о том, что вы не будете принимать пищу в течение нескольких часов, не особо приятна. Но когда вы добавите духовный компонент, поскольку рамадан является праздником духа, все будет по-другому. Рамадан может быть трудным для новичков. Но если вы вооружитесь знаниями, он станет для вас месяцем, полным духовного роста и пробуждения.

Вот восемь вещей, о которых следует знать каждому перед его первым Рамаданом:

1. Начните с «репетиции»

Раджаб и шаабан - месяцы, предшествующие Рамадану, - являются отличным временем для того, чтобы попытаться держать пост и посмотреть, какие корректировки понадобятся. Попробуйте и посмотрите, как вы себя будете чувствовать. Возможно, стоит начать поститься по полдня и потихоньку довести пост до полного дня к началу Рамадана. Вы ведь не стали бы бежать марафон без тренировки или разминки? То же самое касается поста. Вот почему пост в течение месяцев, предшествующих Рамадану, настоятельно рекомендован. И это особенно справедливо для нового мусульманина, который никогда не постился.

Желудок приспосабливается и сжимается, чтобы справиться с пустотой, которую он испытает в дни Рамадана, но для этого нужно время. Лучше начинать пост рано и пробовать часто, чтобы привести желудок в готовность к Рамадану.

2. Как определить время ифтара

Ифтар - это конец дня, когда вы можете снова есть и пить. Он наступает точно в тот момент, когда садится солнце. Многие скажут вам, что вы не можете есть и пить до тех пор, пока солнце не сядет, но вам, скорее всего, никто не говорил, что в то время, когда вам можно прервать пост, все еще будет светло.

Дело в том, что закат (время ифтара) наступает тогда, когда солнечный шар опускается ниже горизонта. Но в это время все еще есть окружающий его свет, то есть еще не совсем темно. Это похоже на перемещение лампы в соседнюю комнату, когда вы все еще видите свет, который исходит от нее. Вот как выглядит закат. Это не значит, что есть можно лишь когда станет темно.

Если вы будете определять время ифтара по календарю-расписанию намазов, то ифтар - это наступление времени молитвы-магриб.

3. Как определить время сухура

Сухур - это время, когда вы просыпаетесь, чтобы поесть, прежде чем взойдет солнце. Сухур - время, когда еще можно принимать пищу. Когда солнечный шар появляется над горизонтом, это знаменует собой начало поста (имсак).

Если вы думаете, что закат означает полную темноту, вы также можете подумать, что восход солнца будет означать, что будет светло. Это не так, и, что удивительно, во время сухура темнее, чем во время ифтара. Все это может быть очень запутанным, если вы сами ищете солнце в небе или хотите убедиться в его отсутствии.

Но все, что вам нужно знать, - то, что как только начинается утренняя молитва-фаджр, вам нужно перестать есть и пить. Вы можете узнать точное время окончания сухура и начала ифтара в исламском центре по вашему месту жительства.

4. Не переедайте на ифтар и сухур

Знание того, когда можно есть, а когда нельзя, также поможет вам принимать более мудрые решения относительно того, что и как есть во время Рамадана. Вы будете мечтать о самой калорийной пище во время поста. Это - иллюзия. Тяжелая пища приведет к слабости, тошноте, вялости, а также будет растягивать ваш желудок, что усугубит ощущения голода в часы поста.

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно полностью избегать жареных и жирных продуктов. Просто не слушайте ваш желудок, который пытается соблазнить вас на целого жареного цыпленка или шоколадный торт на ифтар и сухур. Сделайте большую часть ваших блюд здоровыми и прекратите есть и пить, когда вы почувствуете насыщение и в то же время еще не переели.

5. Не спешите во время ифтара

Когда вы поститесь, пищеварительный тракт и весь ваш организм делает, так сказать, ремонт и «обновление системы». Как только вы прерываете ваш пост на ифтар - вашему желудку требуется время, чтобы приспособиться к перевариванию пищи. Поэтому не спешите во время ифтара. Вы же не ожидаете, что ваш компьютер включится через секунду после обновления системы!

Точно так же и вашему организму нужно время, чтобы приспособиться к повторному приему пищи. По сунне Пророка (мир ему и благословение), следует съесть нечетное количество фиников на ифтар, после совершить молитву-магриб и только потом приступать к основному приему пищи. В этом заключена большая мудрость: когда вы прерываете свой пост финиками, а затем молитесь, у вашего желудка будет время на то, чтобы запустить пищеварение, и, благодаря этому, потом вы сможете поесть, не испытывая неприятных ощущений.

6. Пейте воду

Пост может привести к довольно серьезному обезвоживанию, если вы не обратите внимание на то, что именно и сколько вы пьете после ифтара. Трещины на губах, темные круги под глазами и головные боли - это признаки обезвоживания. Чтобы избежать этого, постарайтесь выпивать столько воды, сколько сможете, когда не держите пост.

Кофе и чай могут усилить обезвоживание, если вы пьете их вместо воды. Эти жидкости являются диуретиками, то есть они выводят воду из вашего тела, а не насыщают его водой. Немного газировки не повредит, но пусть больший процент выпиваемой вами жидкости составит чистая вода.

7. Знайте, что будет легче

Для человека, который никогда в своей жизни не голодал, пост может быть непростой задачей. Это испытание на самодисциплину и выносливость, с которым многие из нас, недавно принявших Ислам, никогда ранее не сталкивались. У вас может возникнуть соблазн решить, что пост всегда будет таким же трудным, как и поначалу. Но по прошествии пары дней или недель вы привыкнете. У некоторых новообращенных это может быть дольше, чем у других, но по воле Аллаха это произойдет. Со временем все всегда становится легче.

«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94:5).

8. Не будьте жестоки по отношению к себе

Вы можете делать только то, что в ваших силах. Знайте, что Аллах - Прощающий, Милостивый. Если вы сорвались, не выдержали, не корите себя. Поднимитесь, поговорите с Аллахом о своем намерении и желании соблюдать пост. Попросите Его дать вам силу и легкость. И продолжайте.

Аллах любит тех, кто обращается к Нему в покаянии, и Он бежит к тем, кто идет к Нему. Простите себя за ухабы на этом пути. В конце концов, все предписания нашей религии не были ниспосланы в один день. И вы не можете рассчитывать на то, что сможете соблюдать пост идеально с самого первого дня.

Но знайте, что если вы будете поститься в Рамадан правильно, имея благие намерения, вы будете голодны, но ваша душа будет чувствовать мир и удовлетворенность, как никогда ранее. Это чувство вызовет привыкание к голоду. И награда, которую вы получите от Аллаха, превысит его.

Слово предостережения: если у вас есть какое-либо заболевание, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем пытаться держать пост. Для тех, кто физически не способен соблюдать пост, он не обязателен.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Включайся в дискуссию
Читайте также
Маточные кольца при выпадении матки – альтернатива резекции органа
Необычные идеи для встречи нового года
Тематическое занятие в старшей группе «1 сентября — День знаний