Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник русской березки

Надежда Николаева

Цель : познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи :

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником ;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи :

развивать умение узнавать по описанию (загадке) ;

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора .

Воспитательные задачи :

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням , хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Оборудование : диски с записями музыкальных произведений, ленты, платочки.

Предварительная работа : разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями : рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан .

Предполагаемые результаты : систематизация знаний о празднике , обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения .

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла» , воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник , который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник , посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок : Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок : Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей . (И. Агеева)

3 ребёнок : Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий : Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ведущий : Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы» . (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой . Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства , а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок : Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок : Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок : Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок : Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей .

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла» .

Раздаётся стук.

Ведущий : Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок :

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны : один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок-лесовичок : Ой, утомился я с вами!

Ведущий : Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки , на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали . Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек» .

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Ведущий : Русская берёза красива в любое время года!

Родные русские березы
Пленяют сердце навсегда!

Учитель Здравствуйте, уважаемые гости! Дорогие ребята!

Сегодня в нашем классе праздник – праздник русской березки.

Русь моя! Люблю твои березки
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы на глаза,
Отекшие от слез.

Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи, в фольклоре.

Красавицей русских лесов называли люди березу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе создано много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Ну, а какой же праздник без самой именинницы, надо ее сюда пригласить:

Учитель обращается к ученикам: отгадайте загадку

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы.

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…
Белый ствол, чуть поникшие ветви,
Задушевный, задумчивый взор,
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.

Учитель

Для этой выставки картин,
трудился вовсе не один,
Готовился весь 3 «В»,
одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес.
Плечом к плечу трудились рядом
Помочь друг другу были рады.

(Готовясь к празднику, дети нарисовали рисунки с изображением березки. Каждый из учащихся написал сочинение «Русская березка». Несколько учащихся у доски рассказывают о своих рисунках.)

Учитель Некоторые из вас написали сочинения о березах, вот некоторые строки из ваших сочинений. Учитель читает строки из детских сочинений.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице.

Ученики

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей.
Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…
Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Учитель Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они 50 миллионов гектаров земли. Мила она нашему сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка.
Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву.
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой!
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане,
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане.
Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь.
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится?
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Учитель Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры, береста - готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем чистили обувь, из бересты плели лапти, ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Очень полезно пользоваться веником в бане,

Настоем листьев лечат ожоги, березовый уголь принимают при отравлении, почки березы используют как противовоспалительное средство. Полезен и приятен березовый сок. Его издавна принимали как напиток, делали из него квас. Березовый сок пьют для укрепления организма, им умываются, моют волосы для укрепления и роста.

Сейчас вы услышите песню «Березовый сок» в исполнении ансамбля «Песняры». Впервые она прозвучала в 1971 году, ей исполнится 40 лет со дня создания, но она и теперь радует своей мелодичностью и нежностью до сих пор.

Звучит песня «Березовый сок»

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.
А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной». Исполняется хоровод «Во поле березка стояла».
И для малых, и для взрослых,
Всем на радость каждый год
Старину нам вспомнить надо
Песни, пляски стариков.
Дети исполняют песню «Как на поле, на поляне».
Люди верили, где девушки шли,
Сарафаном трясли,
Будет рожь густа, умолотиста,
С одной полосы умолотили три мешка.
Дети исполняют песню – танец «Дед Симак».

Учитель Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России. Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубённов.

«… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама при рода даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Учитель Сегодня мы вспомним еще одно произведение о березе - музыкальное произведение вальс «Березка». Интересна история этого вальса, его написал военный Евгений Михайлович Дрейзин в 1911 году, т. е. этому вальсу почти 100 лет, но он волнует наши сердца, трогает наши души до сих пор. Надо сказать, что в нашей стране был создан ансамбль «Березка», это был хореографический ансамбль – ему аплодировали во многих странах мира. Сегодняшнее исполнение вальса нам дорого вдвойне, потому что вы услышите голос нашей любимой, замечательной певицы, которая олицетворяет голос России – Людмилы Георгиевны Зыкиной.

Звучит вальс «Березка»

Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал нож и стал вырезать свое имя на стволе.

Да, человек беспощадно уничтожает леса, Ученики нашего класса придумали сами и нарисовали экологические знаки в защиту наших берез. Они заставляют задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

И, наконец, «Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке.

Так давно у нас ведется, так уж исстари у нас,
Что потехе остается меж работой только час.
Заглянули в старину мы, будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны нашу песню до конца.
Все не спеть нам славных песен, добрых слов нам не сказать,
Край наш стариной чудесен, как и вся Россия - мать.

Ребята! Готовясь к празднику, вы очень старались и с любовью сделали макеты своих берез, и сейчас мы их поместим на этом листе, и прямо сейчас у нас на глазах вырастет березовая роща, так любимая всеми.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои березы.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

Цели:

Формирование у детей образа родной страны и чувства Родины (воспитывать любовь к родному Отечеству, формировать эмоционально-личностный образ Родины, чувство гордости за свою страну);

Развитие речи, памяти, внимания, артистических способностей, расширение кругозора учащихся, их представлений об окружающем мире;

Воспитание экологической культуры младших школьников, нравственности, патриотизма.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

мультимедийная презентация «Русские березки»;

фоторепродукции берёз, берёзовой рощи;

рисунки учащихся о берёзах;

Класс празднично украшен. На переднем плане картины леса, рощи, красивые иллюстрации с русской березкой.

Учитель: Сегодня мы с вами устроим праздник – «Праздник русской берёзки

Ведущий: Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют люди березу.Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь! 1. Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.

Ведущий: зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки к нее скромные - -сережки. А когда появляются на березе желто – лимонные листья, значит, сентябрь на дворе. Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

2. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

3. Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в час росы, Что без тебя немыслима Россия И я не мыслим без твоей красы.

Ведущий: Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты – она отделяется тонкими, как бумага, слоями – народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. 4. На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей Белокорая березка - Символ Родины моей.

Танец «Во поле береза стояла»

5. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. С какой любовью к березе писал Сергей Есенин:

6. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горя серебряные росы.

Ведущий: Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты не был, всматриваясь, в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину. Молодые березки – стройные, прямые, как бы на цыпочках. тянутся к небу, напоминая девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

7. Хороша ты любою порою И недаром, всем сердцем любя, Богатырского леса красою Называли повсюду тебя И недаром тебе лишь вручали Все невесты Отчизны моей И девичьи мечты, и печали. Словно старшей подруге своей.

Ведущий: Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мергельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

8. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой…

9. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

10. У красы-березки платье серебриться, У красы-березки зеленые косицы. Со двора к березке выскочили козы, Стали гнуть березку, а березка в слезы. Защитить березку мы бежим гурьбою, Чтоб краса-березка выросла большою.

Ведущий: Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.» Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку и ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставит в покое березу и не калечить ее. А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву. Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик – чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о тм, что это нужно делать не во вред дереву. Удивительная судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

11. Затихли военные грозы, Свинцовый не цокает град, Но горькие раны березы, Как память о прошлом хранят, Их ливни целуют косые, Ласкают их ветры, трубя, Никто, никогда их, Россия, Не в силах отнять у тебя, Летела б во мраке планета, И трудно бы людям жилось Без этого доброго света Исконных российских берез.

Ведущий: Этим кусочкам березовой коры – бересты по несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. Написаны они, оказалось, на том древнем русском языке, на каком разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Уже десять веков назад грамотность была распространена среди простых русских людей. В Новгороде археологи нашли сотни берестяных грамот- так в древности называли письма и документы. Они поведали нам и о высокой древней культуре, и о жизни простых людей, которые их написали. Берестяные грамоты с хорошо сохранившимся текстом были найдены при раскопках в других наших древнейших городах – Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери. Нашли грамоты также в Москве. Причем грамот этих много, не десятки, а сотни. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный российский «папирус». Кору бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и процарапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем, который назывался «писало». Воспевали красавицу не только русские поэты. Дань восхищения отдавали ей многие поэты и писатели других национальностей.

14. Хотелось мне постичь простую прелесть - Увидеть вас, кудрявых, на ветру, На девушек похожи, что распелись Про ласковое солнце поутру. А ночью вас тайком целуют звезды И оставляют на листве росу. Ревнивый месяц ищет вас, березы, А вы, смеясь, скрываетесь в лесу.

15. Красавицы свои у всех народов, Вы в белых шубках - Русская краса. Столетьями стоят под небосводом России белоствольные леса! Березы белые, красавицы лесные, Вновь ваши песни сердцем я ловлю. Постичь нельзя вас, не познав России, И полюбить, как я ее люблю.

16. Березка белоствольная, О чем шумишь – поешь? В листве твоем – сияние И радостная дрожь. Кудрявая, ветвистая, Молитву я творю. Про солнышко лучистое Любовно говорю.

17. Про то, что птичка Божия, Резва и весела, Гнездо для малых детушек В ветвях своих свела. Пушистых желтых птенчиков Прилежно кормит мать, И любо мне листочками Гнездо их прикрывать. Вокруг лужайка пестрая На солнышке цветет, И птичка светлогрудая Мне песенку поет.

Ведущий: И где бы не росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно! Приятно и радостно ходить по березовому лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытываешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.

18. И не найти ее красивей, На радость всем она цветет. В ней образ матери – России Неувядаемый народ.

Учитель: И в заключении мы предлагаем вам побывать заочно на лесной полянке, на празднике «Русской берёзки».
Девочки сшили нарядные костюмы, сплели венки. Они сейчас споют песню и исполнят хоровод: «Ай да берёзка».

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

Внеклассное мероприятие "Праздник русской берёзки"

Класс празднично украшен. На переднем плане картины леса, рощи, красивые иллюстрации с русской березкой.

Учитель: Сегодня мы с вами устроим праздник – «Праздник русской берёзки». Белая берёза – символ нашей Родины. Любят её все люди нашей страны. Её воспели поэты и музыканты. Любят её за красоту, и ещё за пользу, которую она приносит людям.

Берёзку люди называют как?
Назовите, – какая ОНА.

Дети: кудрявая, стройная, тонкая, белая, весёлая, грустная, нарядная, белоствольная, зелёная, ясная, заречная, ясная, развесистая, большая, ма-ленькая, высокая, низкая, ясная.

РОДНАЯ РУССКАЯ!!!

Учитель: А какие нежные названия нашли поэты в своих стихах.

Дети: 1. Берёзка – лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.

2. Зелёная, раздольная
Ты гибче камыша
Березка, белоствольная
Ну всем ты хороша.

3. У красы березки платье серебристое
У красы березки зелены косицы.

4. Защищать березку мы бежим гурьбой
Чтоб краса березка выросла большой.

Учитель: Да, надо защищать березку и особенно весною.

Вот послушайте рассказы Г. Скребицкого и подумайте –

Как помочь березкам весной.

Читает первый ученик: «Раненая береза».
Однажды весной бродил я по лесу и вышел к опушке. Остановившись и оглянувшись кругом, я заметил – возле самой дороги старую развесистую березу. На её стволе ещё издали ярко выделялись свежие следы топора. Глубокую зарубку заливал прозрачный березовый сок. Обильной струёй он стекал вниз по стволу. Густые ветви сплошь были усыпаны лиловыми почками, но многие из них уже не распустятся. Та влага, которая напитала бы их, теперь течет на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы их вырастить нужно 40-50 лет. И вот такое ЗЛО делает любой человек, который желает испить 2-3 глотка – сладковатого, почти безвкусного сока, сока так нужного бе-лоствольной красавице.

Читает второй ученик: «Весенний плач».
Видели, как весной плачут березы. Как стекают по белым стволам прозрачные слезы, а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья то жестокая рука ранит ствол.

Как помочь березе?

Заслушиваются ответы детей.

Надо замазать ранку глиной, или смазать варом, или просто землёй.

Учитель: Берёзовый сок берут в тех местах, где лес будут вырубать, а не в лесных зонах городов и сёл, и не в парках.
И ещё сок можно брать из прошлогодних спиленных пней на вырубках.

Учитель: Чтобы больше узнать о нашей русской березке – мы с вами сейчас заочно совершим «Экскурсию по экологической тропе» – всем классом совершим эту заочную экскурсию и много интересного узнаем какую пользу она приносит людям.

Почему берёза белая?

Дети: 1. Кора молодой берёзы темная. Но пройдёт несколько лет и она побелеет. Мы привыкли видеть дерево таким, не удивляемся. А ведь говорят, - береза – единственное в мире дерево с белой корой. Так, наверное, и есть на самом деле.

2. И ещё в одном отношении береза необычна. Это единствен-ный случай, когда белый цвет получается за счёт особого красящего вещества – бетулина. Бетулин как пудра какая-то или мел, - заполняет омертвевшие клетки из которых состоит береста.

3. У других растений белый цвет (цвет лепестков) получается, как пишет ботаник В.В Нотров из-за отсутствия всякого красящего вещества: клетки лепестков прозрачны и между ними есть пространства – межклетники, заполненные воздухом. Они то и создают видимость белого цвета, отражая солнечные лучи.

4. Белая кора берёзы тоже отражает солнечные лучи. Поэтому всегда даже в самый солнечный, жаркий день она остаётся прохладной.

5. А вообще то берёзы бывают не только белыми. Есть виды желтоватой, коричневой и даже чёрной березы. Ботанический род берёзы насчитывает 120 видов.

6. На коре берёзы видели вы поперечные чёрные чёрточки – это чечевички. Они служат для дыхания ствола, через них проходит воздух. Сама же береста ни воды, ни воздуха не пропускает.

7. Плоды берёзы часто называют семенами. Но это неточно. Не семена они, а именно плоды: орешки, только очень маленькие.

8. У каждого орешка два широких крылышка. Ветер может уносить такие летучие плоды далеко-далеко, больше чем за километр от материнского дерева.

9. И почти всегда, где эти крылатые орешки приземляются, они начинают прорастать. Богатой почвы им не надо, недаром берёза даже на старой кирпичной стене может вырасти. Да и к остальным жизненным благам дерево это нетребовательно. И в слишком влажных и в слишком сухих местах не погибнет. Вот только свет берёзе обязательно нужен, затемнённые места не для неё.

10. Обычная берёза живёт 100-120 лет, но берёза ЖЕЛЕЗНАЯ, растущая у нас в Приморье доживает до 400 лет. Древесина её необычно твёрдая, ствол нельзя распилить, можно только срубить, меняя топоры. Но рубить не следует: железная берёза занесена в Красную книгу.

11. Берёза КАМЕННАЯ, тоже растущая у нас на Дальнем Во-стоке, получила своё название за то что древесина её очень прочна, как камень. Но не все ботаники с этим согласны. Профессор А.В. Смирнов утверждает: древесина её обычная, только просто берёза эта любит расти на камнях. А доживает она до 500 лет.

Учитель: Мы познакомились с разными видами берёз. И самое удивительное, что берёзы бывают даже – чёрные. Но люди любят берёзы не только за красоту, но ценят её как целительницу здоровья.

Сейчас дети расскажут, что изготовляют из берёзы в медицине и что можно ею лечить.
Дети: 1. В этом дереве четыре угодья: - первое угодье – большим на здоровье. Наверное все знают – БАННЫЙ ВЕНИК!

Дёготь, получаемый при сухой перегонке древесины, обла-дает сильным противомикробным действием. Его используют для лечения кожных заболеваний, ожогов, ран. Дёготь входит так же в состав ранозаживляющих мазей Вишневского, Вилькенсона, дегтярного масла.

2. Почки, листья и кора берёзы, содержат эфирные масла, ду-бильные вещества, каротин, фитоицыды, аскорбиновую кислоту и по сей день рекомендуются народной медициной как мочегонное, кровеочестительное, жаропонижающее и противовоспалительное средство.

3. Пригодился человеку и берёзовый древесный уголь, ко-торый потребляют как адсорбент при отравлениях и заболеваний кишечника.

4. Второе угодье – свет и тепло – в старину из берёзы делали лучины для освещения жилья. А берёзовые дрова - самые жаркие.

6. И наконец, следует сказать о лечебной и пищевой ценности берёзового сока. В его состав входят различные витамины, фруктовый сахар, органические кислоты, микроэлементы и другие вещества, оказывающие общеукрепляющие, противомикробные действия, стимулирующие обмен веществ в организме.

7. Третье угодье - её белая береста – на поделках красота. Из бересты русские умельцы плели корзины, сумки, оплетали глиняную посуду, изготовляли различные шкатулки, украшения, что являлось доходной отраслью русского народного промысла.

Учитель: Мы собрали разные предметы, иллюстрации и описание разных поделок, где можно использовать древесину, бересту берёзы и предлагаем вам посетить эту нашу небольшую выставку.

8. Четвёртое угодье – чистый воздух и чистая вода и лесная краса.
Один гектар лиственного леса производит 8000 кг кисло-рода – столько составляет суточная норма для 2600 че-ловек.
10000 гектаров леса удерживают полмиллиона кубометров воды, защищая почву от эрозии и высыхания.

Учитель: Древние славяне считали берёзу священным деревом. И сейчас и издавна берёза считалась символом России и широко использо-валась в различных отраслях: в медицине, в освещении, она давала тепло людям:

Есть дерево – об четыре дела
- Первое дело – мир освещает,
- Другое дело крик утешает,
- Третье – больных исцеляет
- Четвёртое дело чистоту соблюдает.

БЕРЁЗА – СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО.

Дети: 1. Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность и посвя-щали её богине Ладе.

2. На Руси это растение было связано с весенними церков-ными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг, на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник – Семик, а воскресенье праздник Троицы. Семик и Троица отмечались в рощах, лесах и озёрах. Девушки украшали берёзы лентами, плели венки, водили хороводы вокруг берёз. В домах и храмах берёзовыми ветками украшались образа святых, пол усыпался свежими травами и цветами.

3. Со священной берёзой крестьяне – земледельцы связывали немало примет: - С берёзы течет много сока – к дождливому лету.

4. Соловей запевает, когда может напиться с берёзового ли-ста.

5. Когда берёза лист распустит вперёд ольхи – будет сухое лето.

6. Когда с берёзы лист осенью на Покров упадёт чисто – к лёгкому году, а не чисто к строгой зиме.

7. Овёс сей когда берёза распускается, картошку сади, когда берёза полный лист распустит.

Учитель: Сколько добрых слов сказано о русской берёзе. Поэты рус-ские посвящали ей стихотворения. Вот послушайте о нашей берёзке:

Ученик: 1. Всеволод Рождественский «Берёза».

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы
И так уж она хороша,
Что кажется –
В шуме берёзы есть русская наша душа.

2. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод
Радостно и звонко каждый запоёт:
Ай да берёзка, белый ствол
Зеленей, зеленей ты листвой
Яркие платочки в руки мы возьмём
У берёзки стройной хоровод мы заведём.

3. Л. Бойков «Проселки»

В моём краю берёзы тихо строго.
Они полян цветенье берегут.
Здесь чуть приметные в траве дороги
Порой неведомо куда бегут.

Бегут извилисто и непонятно
Не напрямик, чтоб было навсегда
И потому, наверное, приятно
Петлять по ним неведомо куда.

Шагать и никуда не торопиться
А если ехать – тоже не спешить
И что-то ощутить и насладиться
Особым состоянием души.

Учитель: И в заключении мы предлагаем вам побывать заочно на лесной полянке, на празднике «Русской берёзки».
Девочки сшили нарядные костюмы, сплели венки. Они сейчас споют песню и исполнят хоровод: «Ай да берёзка».
Музыка Т. Потапенко – (движения придумываются ведущим).

Дети исполняют песню и хоровод – машут платочками, прощаются и уходят.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что подарить бабушке: лучшие подарки к празднику
Маски-шоу продолжаются. Что нынче в моде. Как купить N95. Маска N95 для защиты от туберкулеза Что за маска на 95 процентов безопаснее
Гирлянды на Пасху своими руками