Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«веков связующая нить: приобщение к традиционной культуре в библиотеке. Методические подсказки Выставки в библиотеке традиции народной культуры

Евгения Копытова

В нашем городе, Можга, есть центр Русской культуры , который находится на базе городской центральной библиотеки имени Н . Байтерякова, который мы, с детьми подготовительной группы № 5 д/с 20, посетили 28 октября 2016 г.

Специалистами библиотеки было проведёно мероприятие «Праздники и традиции русского народа » . Целью мероприятия было знакомство с историей, традициями и праздниками русского народа , приобщение к национальной культуре, воспитание любви к Родине, ее культуре, истории, фольклору.

Встретила нас бабушка рассказчица по имени Татьяна.

Она провела экскурсию по библиотеке , поскольку мы в ней были впервые.

Вначале мы посетили абонемент.


Дерево писателей гор. Можги


Читальный зал


Выставка, посвященная году кино в России



Насколько знают традиции и праздники своего народа выяснили наши дети . Дошколята смело называли знакомые обычаи и традиции , праздники , которые отмечаются в их семьях. После беседы у детей сформировалось представление о том, как русские люди раньше жили , что в их жизни было ценным.


Дальше нам предложили организовать хороводы, русские народные игры ; Мы с удовольствием поиграли в народные игры , такие как «Ткачиха» , «Растяпа» , «Капуста» , «Ручеёк» .


«Капуста»



«Ткачиха»


«Ручеёк»


«Растяпа»

Девочкам предложили организовать русскую хороводную плясовую с платками.



После игр и хороводов мы отправились в русскую горницу , где нас познакомили с традиционным русским бытом .




От посещения библиотеки у нас остались очень положительные эмоции. Детям настолько понравилось мероприятие , что им хотелось продолжать играть и водить хороводы. Спасибо сотрудникам библиотеки !

Публикации по теме:

«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.

Буклет для родителей «Традиции русского народа» Данный буклет оформлен в рамках реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.

Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Однажды с ребятами подготовительной группы мы посетили районную детскую библиотеку. Переступив порог «книжкиного дома» дети были приятно.

ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа «Наш любимый край –Россия» Программное содержание. Познакомить.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа» Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Понедельник) Тема: «Культура и традиции русского народа». Утро. Утренняя гимнастика.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

В филиале № 10 для дошкольников из старшей группы МБ ДОУ № 49 был проведен фольклорный час «Из старины далекой».

Дети пришли в библиотеку, чтобы окунуться в мир русского фольклора – русских народных сказок, песен, загадок, частушек, скороговорок, в мир народного искусства и творчества. В досугово – игровом зале их встречали атрибуты народного творчества – на вышитом полотенце стояли матрешки, кукла – оберег, были разложены деревянные расписные ложки. Все эти вещи, бывшие в обиходе русского человека с давних пор, вызвали у дошкольников неподдельный восторг.

Детей с шутками и прибаутками, с русской народной песней «К нам гости пришли» встречала хозяйка зала – библиотекарь Елена Владимировна Янситова в русском народном костюме. Она и ее помощница – тряпичная кукла Домовушка предложили детям послушать сказки-небылицы. Затем, под русскую народную песню «Крутись, веретенце», девочки учились помогать бабушкам сматывать клубочки из шерстяных ниток, из которых вяжут носки и варежки, а мальчикам было предложено поиграть в игру «Эх, подшили валенок», во время которой они узнали, как подшивали валенки их прадедушки.

После работы можно и отдохнуть, поэтому детям предложили станцевать русский народный танец «Вейся, капустка». После пляски хозяйка зала и тряпичная кукла Домовушка вместе с детьми разучивали скороговорки, играли в веселую игру «Карусель», отгадывали народные загадки, поучаствовали в веселом конкурсе на лучшее исполнение русской народной частушки.

Мероприятие сопровождалось и исполнением народной музыки. С удовольствием слушали дошкольники русские народные песни: «Ой, вставала я раненько», «Блины», наигрыши на ложках. Удивительный мир русского фольклора произвел очень большое впечатление на дошкольников. Дети узнали, как жили, пели, одевались, играли в старину, какие сказки слушали, познакомились с русским народным творчеством.

Областное государственное казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

г. Неи и Нейского района».

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

ПРОЕКТ

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ».

Разработчики:

воспитатель Наталия Николаевна Харламова

воспитатель Марина Леонидовна Малинова.

2014 год.

Проект «Народные праздники».

В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

Метод проектов - комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.

В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.

Актуальность проекта.

Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.

Проектная деятельность - это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).

Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями.

Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.

Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).

Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.

Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,

приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Срок реализации проекта 3 года.

Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.

Задачи :

Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;

Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;

Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Этапы проекта .

1Подготовительный (погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).

2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).

3.Оценочный (представление и защита проекта).

Предварительная организационная работа педагогов.

Разработка сценариев мероприятий.

Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.

Составление примерного перечня работ для детского творчества.

Оформление итогов проектов.

1 год : праздник «Пасха».

Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

2 год: праздник «Рождество. Святки»

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

3 год : Праздник «Березкины именины».

Фольклорный праздник « Дожинки».

Ресурсное обеспечение .

Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.

2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.

3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.

4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

План мероприятий.

№ п/п

Название мероприятия.

Сроки.

Участники.

2014 год. Праздник «Красная Пасха».

Составление плана действий, сбор материала по теме «Пасха», составление сценария праздника.

январь-февраль

2014 год.

Воспитатели:

Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

Разучивание песен, стихов, пословиц о пасхе.

март - апрель

Чтение художественных произведений по теме «Пасха».

март-апрель

Воспитатели, дети.

Оформление папки-передвижки и книжной выставки «Красная Пасха».

апрель

Воспитатели, дети.

Изготовление поделок к празднику и оформление выставки поделок «светлый праздник Пасхи».

март-апрель

Воспитатели, дети.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка реквизита, костюмов.

апрель

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Проведение праздника «Красная пасха».

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель,

родители.

2014 год. Фольклорный праздник

«Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

Создание плана действий, сбор методического материала к празднику.

май - июнь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н.

Составление сценария праздника.

Июль.

Сбор целебных трав для приготовления чая.

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Чтение и обсуждение художественных произведений « Муха-Цокотуха», «Чайные стихи», «Как лягушки пили чай».

Июль- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Знакомство с историей появления чая. Разучивание пословиц и поговорок, стихов, частушек, песен о чае.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Проведение анкетирования «Чайная лавка».

Август.

Воспитатели. дети, родители.

Обсуждение костюмов и оформления к празднику.

Август- сентябрь.

Воспитатели, дети.

Составление презентации «Чай, чай, выручай».

Сентябрь.

Воспитатели.

Практическое занятие по сервировке чайного стола.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

Октябрь.

2015 год. «Рождество. Святки».

Конкретизация целей проекта на 2015 год.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Составление плана работы, сбор материала, составление сценария.

Октябрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Просмотр мультфильмов и детских фильмов о Рождестве.

Ноябрь- декабрь.

Воспитатели, дети.

Оформление книжной выставки «Рождественская сказка».

Декабрь.

Воспитатели.

Чтение и обсуждение художественной литературы по теме.

Ноябрь-декабрь.

Воспитатели, дети.

Участие в конкурсе «Вифлиемская звезда».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Изготовление рождественских подарков из бросового материала.

Декабрь.

Воспитатели, дети.

Разучивание народных игр, песен, хороводов.

Декабрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Репетиции театрализованной части праздника, подготовка оформления.

Декабрь-январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Оформление стенгазеты « Святки. Рождество».

Декабрь.

Воспитатели.

Проведение праздника «Рождество. Святки».

Январь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2015 год. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

Создание плана действий,

сбор методического материала к празднику.

Февраль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Составление сценария.

Март.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Изготовление поделок из природного материала и оформление выставки.

Июнь – август.

Воспитатели, дети.

Конкурс рисунков «Родные просторы» и оформление выставки рисунков.

Апрель – май.

Воспитатели, дети.

Экскурсия в музей.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Подбор музыки и изготовление реквизита.

Июнь – август.

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

Разучивание песен, стихов, танцев, частушек.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Распределение ролей для театральной постановки.

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Репетиция отдельных сцен.

Октябрь- ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Разучивании народных игр.

Август- октябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Оформление сцены.

Ноябрь.

Воспитатели, дети.

Просмотр презентации «Русский быт», «Народный костюм», «Русские традиции».

Сентябрь- октябрь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Деревенские посиделки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год. Праздник «Березкины именины».

Конкретизация целей проекта на 2016 год.

Декабрь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Январь.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Изготовление реквизита, подбор музыки.

Февраль - март.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Конкурс рисунков «Красавица березка».

Май.

Воспитатели, дети.

Чтение и обсуждение произведение Шмелева «Лето Господне», стихов Бунина, Есенина.

Апрель.

Воспитатели, дети.

Беседа об истории праздника.

Март.

Воспитатели, дети.

Разучивание стихов, песен, хороводов.

Апрель - июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Практическое занятие по изготовлению праздничных венков.

Май.

Воспитатели, дети.

Разучивание народных игр, забав.

Май – июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Изготовление папки – передвижки «Троица».

Май.

Воспитатели, дети.

Постановка пьесы для театра.

Апрель – июнь.

Воспитатели, дети.

Праздник «Березкины именины».

Июнь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

2016 год. Фольклорный праздник «Дожинки».

Составление плана работы, написание сценария.

Июль.

Воспитатели: Малинова М. Л.

Харламова Н. Н

Чтение и обсуждение рассказов о хлебе.

Август.

Воспитатели, дети.

Занятие

« Беседа о хлебе».

Август.

Воспитатели, дети.

Викторина

«Хлеб – всему голова».

август-сентябрь.

Воспитатели, дети, родители.

Театрализация

«Легкий хлеб».

Август-ноябрь.

Воспитатели, дети.

Экскурсия

«Где растет хлеб».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Практическое занятие «Блюда их хлеба».

Сентябрь.

Воспитатели, дети.

Исследование

«Как растет овес».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Просмотр презентации «Путешествие колобка».

Октябрь.

Воспитатели, дети.

Поделки из соленого теста.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети.

Разучивание песен, поговорок, пословиц, стихов о хлебе.

Сентябрь-ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Праздник «Дожинки».

Ноябрь.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.

По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом « Народные праздники».



Фольклорный час

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

10 января 2016 года в центральной библиотеке Орловского района детский отдел для ребят прошёл фольклорный час "Путешествие по страницам русского фольклора" .

Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому быт и традиции наших предков чрезвычайно интересны и многогранны. Из поколения в поколение переходили эти знания, практически не меняясь. И сегодня мы постарались их вспомнить.

Поскольку русские люди во все времена уделяли особое внимание своему быту, семье и родному дому, особенно интересными являются те традиции и обряды, которые напрямую относятся к этой сфере. И самое интересное, что многих традиций мы придерживаемся до сих пор. Например, встречать хлебом с солью гостей. Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром, в наше время самовар заменил наш современный чайник.

Узнать более подробно о мифах, быте, традициях русского народа, о самых известных народных обрядах и об увлекательных праздниках можно из книг, которые были представлены на книжной выставке «Мифы, быт и традиции русского народа»,

Глазкова А.В. - библиотекарь детского отдела

Мероприятие«Богатыри земли русской»

13 января в детском отделе центральной библиотеки п. Орловского прошло мероприятие, посвящённое дню былинного героя «Богатыри земли русской» .

Путешествие в былины вместе с библиотекарем детского отдела Глазковой А.В. совершили учащиеся 4-го а класса МОБУ ОСОШ № 1.

1 января в нашей стране отмечается день былинного богатыря Ильи Муромца. Мало кто знает, что у этого героя существовал реальный прототип - исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец - Илия Печерский.

По этой теории Илья Муромец жил в XII в. и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 г. Там же хранятся его мощи.

Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. В них отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого и добродушного русского народа, а их основными приметами стали врожденный патриотизм и неиссякаемая жизнерадостность. Былины отразили многие исторические события, связанные, прежде всего, с борьбой древнерусского государства против кочевников. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий, а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Киевской Руси.

Ребятам была показана презентация о богатырях русских и узнали о их многочисленных подвигах.

В храбрых воинах подчеркиваются сила, мужество, верность, надежность, мудрость, опытность, справедливость и миролюбие. Они вместе побеждают всех врагов. Их подвиги - предостережение против набегов на Киев. Они - герои многочисленных былин.

Ребятам было интересно познакомиться с полотнами русских художников, которые посвящены защитникам русских земель: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» В.М. Васнецова, «Илья Муромец» Н.К. Рериха.

Во всех концах православной Руси всегда помнили, и будут помнить о подвигах славных русских богатырей.

Глазкова А. В. - библиотекарь детского отдела

Включайся в дискуссию
Читайте также
Уведомление родителям ученика
Колоски на средние волосы — скромно и невероятно красиво Два больших колоска прическа
Советская комсомольская организация вписала в летопись героической истории современной россии