«веков связующая нить: приобщение к традиционной культуре в библиотеке. Методические подсказки Выставки в библиотеке традиции народной культуры
Евгения Копытова
В нашем городе, Можга, есть центр Русской культуры , который находится на базе городской центральной библиотеки имени Н . Байтерякова, который мы, с детьми подготовительной группы № 5 д/с 20, посетили 28 октября 2016 г.
Специалистами библиотеки было проведёно мероприятие «Праздники и традиции русского народа » . Целью мероприятия было знакомство с историей, традициями и праздниками русского народа , приобщение к национальной культуре, воспитание любви к Родине, ее культуре, истории, фольклору.
Встретила нас бабушка рассказчица по имени Татьяна.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245436.jpg)
Она провела экскурсию по библиотеке , поскольку мы в ней были впервые.
Вначале мы посетили абонемент.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245492.jpg)
Дерево писателей гор. Можги
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245554.jpg)
Читальный зал
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245590.jpg)
Выставка, посвященная году кино в России
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245663.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245720.jpg)
Насколько знают традиции и праздники своего народа выяснили наши дети . Дошколята смело называли знакомые обычаи и традиции , праздники , которые отмечаются в их семьях. После беседы у детей сформировалось представление о том, как русские люди раньше жили , что в их жизни было ценным.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245806.jpg)
Дальше нам предложили организовать хороводы, русские народные игры ; Мы с удовольствием поиграли в народные игры , такие как «Ткачиха» , «Растяпа» , «Капуста» , «Ручеёк» .
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478245881.jpg)
«Капуста»
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246033.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246171.jpg)
«Ткачиха»
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246219.jpg)
«Ручеёк»
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246283.jpg)
«Растяпа»
Девочкам предложили организовать русскую хороводную плясовую с платками.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246326.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246374.jpg)
После игр и хороводов мы отправились в русскую горницу , где нас познакомили с традиционным русским бытом .
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246440.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246486.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-886464-1478246543.jpg)
От посещения библиотеки у нас остались очень положительные эмоции. Детям настолько понравилось мероприятие , что им хотелось продолжать играть и водить хороводы. Спасибо сотрудникам библиотеки !
Публикации по теме:
«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.
Буклет для родителей «Традиции русского народа» Данный буклет оформлен в рамках реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.
Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.
Однажды с ребятами подготовительной группы мы посетили районную детскую библиотеку. Переступив порог «книжкиного дома» дети были приятно.
ООД в старшей группе детского сада на тему: «Культура и традиции русского народа «Наш любимый край –Россия» Программное содержание. Познакомить.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа» Планирование воспитательно-образовательной работы 2016 г. (Понедельник) Тема: «Культура и традиции русского народа». Утро. Утренняя гимнастика.
Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.
В филиале № 10 для дошкольников из старшей группы МБ ДОУ № 49 был проведен фольклорный час «Из старины далекой».
Дети пришли в библиотеку, чтобы окунуться в мир русского фольклора – русских народных сказок, песен, загадок, частушек, скороговорок, в мир народного искусства и творчества. В досугово – игровом зале их встречали атрибуты народного творчества – на вышитом полотенце стояли матрешки, кукла – оберег, были разложены деревянные расписные ложки. Все эти вещи, бывшие в обиходе русского человека с давних пор, вызвали у дошкольников неподдельный восторг.
Детей с шутками и прибаутками, с русской народной песней «К нам гости пришли» встречала хозяйка зала – библиотекарь Елена Владимировна Янситова в русском народном костюме. Она и ее помощница – тряпичная кукла Домовушка предложили детям послушать сказки-небылицы. Затем, под русскую народную песню «Крутись, веретенце», девочки учились помогать бабушкам сматывать клубочки из шерстяных ниток, из которых вяжут носки и варежки, а мальчикам было предложено поиграть в игру «Эх, подшили валенок», во время которой они узнали, как подшивали валенки их прадедушки.
После работы можно и отдохнуть, поэтому детям предложили станцевать русский народный танец «Вейся, капустка». После пляски хозяйка зала и тряпичная кукла Домовушка вместе с детьми разучивали скороговорки, играли в веселую игру «Карусель», отгадывали народные загадки, поучаствовали в веселом конкурсе на лучшее исполнение русской народной частушки.
Мероприятие сопровождалось и исполнением народной музыки. С удовольствием слушали дошкольники русские народные песни: «Ой, вставала я раненько», «Блины», наигрыши на ложках. Удивительный мир русского фольклора произвел очень большое впечатление на дошкольников. Дети узнали, как жили, пели, одевались, играли в старину, какие сказки слушали, познакомились с русским народным творчеством.
Областное государственное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
г. Неи и Нейского района».
ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
ПРОЕКТ
«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ».
Разработчики:
воспитатель Наталия Николаевна Харламова
воспитатель Марина Леонидовна Малинова.
2014 год.
Проект «Народные праздники».
В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.
Метод проектов - комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.
В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.
Актуальность проекта.
Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.
Проектная деятельность - это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).
Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями.
Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.
Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).
Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.
Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,
приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.
Срок реализации проекта 3 года.
Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.
Задачи :
Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;
Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;
Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Этапы проекта .
1Подготовительный (погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).
2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).
3.Оценочный (представление и защита проекта).
Предварительная организационная работа педагогов.
Разработка сценариев мероприятий.
Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.
Составление примерного перечня работ для детского творчества.
Оформление итогов проектов.
1 год : праздник «Пасха».
Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».
2 год: праздник «Рождество. Святки»
Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».
3 год : Праздник «Березкины именины».
Фольклорный праздник « Дожинки».
Ресурсное обеспечение .
Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование эмоционально - осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.
2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.
3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.
4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
План мероприятий.
№ п/п | Название мероприятия. | Сроки. | Участники. |
2014 год. Праздник «Красная Пасха». | |||
Составление плана действий, сбор материала по теме «Пасха», составление сценария праздника. | январь-февраль 2014 год. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н. |
|
Разучивание песен, стихов, пословиц о пасхе. | март - апрель | ||
Чтение художественных произведений по теме «Пасха». | март-апрель | Воспитатели, дети. |
|
Оформление папки-передвижки и книжной выставки «Красная Пасха». | апрель | Воспитатели, дети. |
|
Изготовление поделок к празднику и оформление выставки поделок «светлый праздник Пасхи». | март-апрель | Воспитатели, дети. |
|
Репетиции театрализованной части праздника, подготовка реквизита, костюмов. | апрель | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Проведение праздника «Красная пасха». | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
||
2014 год. Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен». | |||
Создание плана действий, сбор методического материала к празднику. | май - июнь. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н. |
|
Составление сценария праздника. | Июль. | ||
Сбор целебных трав для приготовления чая. | Июль- сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Чтение и обсуждение художественных произведений « Муха-Цокотуха», «Чайные стихи», «Как лягушки пили чай». | Июль- сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Знакомство с историей появления чая. Разучивание пословиц и поговорок, стихов, частушек, песен о чае. | Август- сентябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Проведение анкетирования «Чайная лавка». | Август. | Воспитатели. дети, родители. |
|
Обсуждение костюмов и оформления к празднику. | Август- сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Составление презентации «Чай, чай, выручай». | Сентябрь. | Воспитатели. |
|
Практическое занятие по сервировке чайного стола. | Сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен». | Октябрь. | ||
2015 год. «Рождество. Святки». | |||
Конкретизация целей проекта на 2015 год. | Октябрь. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Составление плана работы, сбор материала, составление сценария. | Октябрь. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Просмотр мультфильмов и детских фильмов о Рождестве. | Ноябрь- декабрь. | Воспитатели, дети. |
|
Оформление книжной выставки «Рождественская сказка». | Декабрь. | Воспитатели. |
|
Чтение и обсуждение художественной литературы по теме. | Ноябрь-декабрь. | Воспитатели, дети. |
|
Участие в конкурсе «Вифлиемская звезда». | Октябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Изготовление рождественских подарков из бросового материала. | Декабрь. | Воспитатели, дети. |
|
Разучивание народных игр, песен, хороводов. | Декабрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Репетиции театрализованной части праздника, подготовка оформления. | Декабрь-январь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Оформление стенгазеты « Святки. Рождество». | Декабрь. | Воспитатели. |
|
Проведение праздника «Рождество. Святки». | Январь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
|
2015 год. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки». | |||
Создание плана действий, сбор методического материала к празднику. | Февраль. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Составление сценария. | Март. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Изготовление поделок из природного материала и оформление выставки. | Июнь – август. | Воспитатели, дети. |
|
Конкурс рисунков «Родные просторы» и оформление выставки рисунков. | Апрель – май. | Воспитатели, дети. |
|
Экскурсия в музей. | Сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Подбор музыки и изготовление реквизита. | Июнь – август. | Воспитатели, музыкальный руководитель. |
|
Разучивание песен, стихов, танцев, частушек. | Август- октябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Распределение ролей для театральной постановки. | Сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Репетиция отдельных сцен. | Октябрь- ноябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Разучивании народных игр. | Август- октябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Оформление сцены. | Ноябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Просмотр презентации «Русский быт», «Народный костюм», «Русские традиции». | Сентябрь- октябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Праздник «Деревенские посиделки». | Ноябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
|
2016 год. Праздник «Березкины именины». | |||
Конкретизация целей проекта на 2016 год. | Декабрь. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Январь. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
||
Изготовление реквизита, подбор музыки. | Февраль - март. | Воспитатели, музыкальный руководитель. |
|
Конкурс рисунков «Красавица березка». | Май. | Воспитатели, дети. |
|
Чтение и обсуждение произведение Шмелева «Лето Господне», стихов Бунина, Есенина. | Апрель. | Воспитатели, дети. |
|
Беседа об истории праздника. | Март. | Воспитатели, дети. |
|
Разучивание стихов, песен, хороводов. | Апрель - июнь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Практическое занятие по изготовлению праздничных венков. | Май. | Воспитатели, дети. |
|
Разучивание народных игр, забав. | Май – июнь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Изготовление папки – передвижки «Троица». | Май. | Воспитатели, дети. |
|
Постановка пьесы для театра. | Апрель – июнь. | Воспитатели, дети. |
|
Праздник «Березкины именины». | Июнь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
|
2016 год. Фольклорный праздник «Дожинки». | |||
Составление плана работы, написание сценария. | Июль. | Воспитатели: Малинова М. Л. Харламова Н. Н |
|
Чтение и обсуждение рассказов о хлебе. | Август. | Воспитатели, дети. |
|
Занятие « Беседа о хлебе». | Август. | Воспитатели, дети. |
|
Викторина «Хлеб – всему голова». | август-сентябрь. | Воспитатели, дети, родители. |
|
Театрализация «Легкий хлеб». | Август-ноябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Экскурсия «Где растет хлеб». | Сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Практическое занятие «Блюда их хлеба». | Сентябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Исследование «Как растет овес». | Октябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Просмотр презентации «Путешествие колобка». | Октябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Поделки из соленого теста. | Сентябрь-ноябрь. | Воспитатели, дети. |
|
Разучивание песен, поговорок, пословиц, стихов о хлебе. | Сентябрь-ноябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. |
|
Праздник «Дожинки». | Ноябрь. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители. |
По завершению проекта составляется итоговый фотоальбом « Народные праздники».
Фольклорный час
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
10 января 2016 года в центральной библиотеке Орловского района детский отдел для ребят прошёл фольклорный час "Путешествие по страницам русского фольклора" .
Русский народ имеет очень богатую культуру, интереснейший фольклор и продолжительную историю существования. И потому быт и традиции наших предков чрезвычайно интересны и многогранны. Из поколения в поколение переходили эти знания, практически не меняясь. И сегодня мы постарались их вспомнить.
Поскольку русские люди во все времена уделяли особое внимание своему быту, семье и родному дому, особенно интересными являются те традиции и обряды, которые напрямую относятся к этой сфере. И самое интересное, что многих традиций мы придерживаемся до сих пор. Например, встречать хлебом с солью гостей. Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром, в наше время самовар заменил наш современный чайник.
Узнать более подробно о мифах, быте, традициях русского народа, о самых известных народных обрядах и об увлекательных праздниках можно из книг, которые были представлены на книжной выставке «Мифы, быт и традиции русского народа»,
Глазкова А.В. - библиотекарь детского отдела
Мероприятие«Богатыри земли русской»
13 января в детском отделе центральной библиотеки п. Орловского прошло мероприятие, посвящённое дню былинного героя «Богатыри земли русской» .
Путешествие в былины вместе с библиотекарем детского отдела Глазковой А.В. совершили учащиеся 4-го а класса МОБУ ОСОШ № 1.
1 января в нашей стране отмечается день былинного богатыря Ильи Муромца. Мало кто знает, что у этого героя существовал реальный прототип - исторический силач по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых как преподобный Илия Муромец - Илия Печерский.
По этой теории Илья Муромец жил в XII в. и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 г. Там же хранятся его мощи.
Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. В них отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого и добродушного русского народа, а их основными приметами стали врожденный патриотизм и неиссякаемая жизнерадостность. Былины отразили многие исторические события, связанные, прежде всего, с борьбой древнерусского государства против кочевников. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий, а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Киевской Руси.
Ребятам была показана презентация о богатырях русских и узнали о их многочисленных подвигах.
В храбрых воинах подчеркиваются сила, мужество, верность, надежность, мудрость, опытность, справедливость и миролюбие. Они вместе побеждают всех врагов. Их подвиги - предостережение против набегов на Киев. Они - герои многочисленных былин.
Ребятам было интересно познакомиться с полотнами русских художников, которые посвящены защитникам русских земель: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» В.М. Васнецова, «Илья Муромец» Н.К. Рериха.
Во всех концах православной Руси всегда помнили, и будут помнить о подвигах славных русских богатырей.
Глазкова А. В. - библиотекарь детского отдела