Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Толкование на евангелие от иоанна. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)Избранные творения Евангелие от иоанна читать глава 14

 1 «В доме Отца Моего обителей много»; «Я есмь путь и истина и жизнь». Филипп просит показать им Отца; ответ Иисуса. 15 Обещан иной Утешитель, Дух истины; «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое»; «мир Мой даю вам».

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте .

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам .

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» .

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете .

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня .

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его .

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела .

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам .

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду .

13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне .

14 Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю .

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди .

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ,

17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет .

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам .

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить .

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас .

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам .

22 Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим .

24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца .

25 Сие сказал Я вам, находясь с вами .

26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается .

28 Вы слышали, что Я сказал вам: «иду от вас и приду к вам». Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец Мой более Меня .

29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется .

30 Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего .

31 Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 14 глава

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня»

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). Чрезвычайно важны эти слова Господа Иисуса Христа: они обличают всех тех, кто думает, что верует в Бога, а во Христа не верует.

Есть много людей, которые Евангелие отвергают, считают его собранием недостоверных повествований, чудесам не верят, в Божественность Господа Иисуса Христа не веруют, но говорят, что в Бога веруют.

Их, не верующих во Христа, не верующих в Божественность Его, Господь Иисус Христос обличает этими словами: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня . К Отцу прийти, войти в общение с Отцом, молиться так, чтобы Господь услышал, можно только чрез Сына Его, чрез Господа Иисуса Христа.

Господь говорит дальше: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин. 8, 19). Кто не знает Его, не знает и Отца. Суетна вера всех тех, кто говорит, что в Бога верует, а Евангелие отвергает, Христа не считает Сыном Божиим…. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14, 11). Мы должны веровать, что Господь Иисус Христос в Отце, и Отец в Нем. Что же значит, что Отец в Нем?

Это значит, что пребывал всегда в Нем Сам Бог Отец, Он был Едино с Отцом, был Вторым Лицом Святой Троицы. Надо в это верить безусловно. А если не так, то верьте Мне по самым делам.

Много-много дел сотворил Христос, свидетельствующих о Его Божественности, множество сотворил величайших чудес: мертвых воскрешал, слепорожденного исцелил, Лазаря воскресил четверодневного, по водам ходил, чудесно насытил многотысячные толпы народа – много великих дел Его. А с тех пор, как вознесся Господь Иисус Христос, прибавилось множество дел, которые были последствием Его дел, Его учения, Его пребывания на земле с нами. Были великие дела сотворены святыми апостолами. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18). Проповедь о Христе прошла всю вселенную, все народы услышали голос апостолов, и вера во Христа победила мир, ниспровергла древнее язычество, стала новой основой жизни человеческой, жизни христианской.

Разве не поразительны дела святых мучеников, которые жизни своей не пожалели ради веры в Господа Иисуса Христа? Разве не поразительно безмерное изобилие благодати Святого Духа на тех, кто возлюбил всем сердцем Господа Иисуса? Разве не сияет эта благодать в мире и до сих пор? Дела, которые сотворил Христос, которые сотворили апостолы, которые сотворили святые мученики, великие преподобные, великие святые, разве не свидетельствуют с необычайной ясностью о Божественности Господа?

Разве могли бы эти дела быть совершены, если бы начало их не было положено Самим Сыном Божиим, Который Одно с Отцом? Итак, если не веруете словам Христовым, не веруете написанному в Евангелии, верьте делам Его. Отвергать эти дела дерзко и безумно. Все, кто против Христа, полны этого отрицания и полны дерзости.

Мы же, смиренные христиане, малое стадо Христово, будем безусловно верить каждому слову Евангелия, будем верить, что к Богу Отцу нельзя прийти иначе, как чрез Единого с Отцом Сына Божия, как с помощью веры в Него. Будем верить в Него хотя бы по делам Его, и тогда благодать Святого Духа осенит сердца наши.

Аминь.

Слово «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем»

Что это значит: пребывает в Господе Иисусе Христе? Это значит, что Господь пребывает в тех, кто достойно причащается Тела и Крови Его. Пребывать во Христе – это значит быть в самом тесном общении с Ним.

Если говорить об отношениях человеческих, знаем, что самым тесным образом связаны люди между собою, когда соединены они союзом любви: горячо любящие друг друга супруги, дети, любящие своих родителей пребывают друг в друге, их сердца бьются воедино, их мысли направлены в одну сторону, живут они одним духом.

Подобно этому, пребывать во Христе значит жить Его учением, проникнуться всецело Его Святой любовью, Его заповедями, проникнуться той любовью, которая побудила Его сойти с неба и нас спасти.

Общение с Истинным Богом может, конечно, быть только духовным общением, общением любви. Если Господь Иисус Христос говорит, что и Он пребывает в тех, кого достойно причащает Он Тела и Крови Его, то это значит, что любовью Христовой озарится сердце такого человека, что наполнится сердце это Духом Святым – это будет глубокое и неразрывное общение любви.

Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63). Животворит только Дух, ибо Дух царит над плотью. Духом управляются все функции органов нашего тела. Если Дух могуч, свят, исполнен любви, это управление плотью будет благодатным.

Знаем удивительные примеры из жизни святых, из жизни великих постников, которые ели только один раз в неделю. Казалось бы, с точки зрения научных сведений, люди, которые питались, как Иоанн Предтеча, только акридами и диким медом, люди, которые как преподобный Антоний Сийский, как преподобный Серафим, питались годами одной травой, должны были быть чрезвычайно истощены, жизнь их должна сократиться.

Но это не так: «Физиология говорит одно. Дух – другое». Такие великие постники и подвижники, которые жили под землей, которые совершенно не дышали свежим воздухом, которые, подобно подвижникам Киево-Печерской Лавры, жили в пещерах и никогда не видели солнечного света, столь необходимого для организма, эти люди, вопреки законам физиологии, жили по 100 и более лет.

Их животворил Дух, животворили слова Господа Иисуса Христа, а Господь говорит: Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4). Это самая глубокая, самая великая основа жизни – оживотворение Духом.

Кто оживотворяется Духом, кто становится в глубокое, тесное общение с Господом Иисусом Христом, кто живет во Христе, тот – над законами природы. Узнаёт он в сердце своем, что имеет тесное общение со Христом. Как узнаёт?

Узнаёт это по тому, что сердце его наполняется радостью, радостью, которой не знают люди, не живущие Духом, узнаёт по тому, что любовь святая возрастает и возрастает в нем, что исполняет он заповеди Христовы.

Будем же жить так, чтобы животворил нас Дух, будем жить так, чтобы жил в нас Христос и мы жили во Христе!

Аминь.

«Прииде пост – мати целомудрия»

«Прииде пост – мати целомудрия». Под целомудрием обыкновенно понимают только победу над плотскою похотью, но это, конечно, не единственная страсть. Страстей весьма много, и нужно каждую знать, чтоб следить бдительно за ними. Кроме страсти подчревной – самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть – чревоугодие и пьянство.

Человек, который всегда без меры насыщается, все стремления свои направляет к тому, чтобы иметь пищу вкусную и обильную, который пьет без меры, часто бывает пьян – человек этот должен постом побеждать страсть чревоугодия и пьянства.

Есть страсть чрезвычайно опасная – страсть гордости, болезнь свойственная, главным образом, высокопоставленным, высокоодаренным людям, имеющим влияние. Превозносятся они над всеми, гордятся одаренностью своей, умом, талантом, высоким положением, знатным происхождением; уничижают прочих, на всех других людей смотрят свысока. Но не думайте, что только высокоодаренным свойственна страсть гордости – каждому человеку, хоть не в такой мере, как этим выдающимся людям, свойственна она, решительно каждому человеку: каждый ставит себя выше других, никто не хочет считать себя последним, как требует смирение.

Гордость проявляется по малейшему поводу, часто мелкому, глупому. Гордость часто основывается на воображаемых достоинствах, которыми в действительности не обладаем: часто ошибочно судим о себе, кажется нам, что обладаем достоинствами, а людям видно со стороны, что мы ими вовсе не обладаем.

Такая мелкая гордость то же, что гордость великих и знатных мира, – она только более мелка.

Есть еще страсть честолюбия и тщеславия. Любим мы, чтобы хвалили нас, стремимся занимать общественное положение, которое сопряжено с честью; любим, чтобы кланялись нам, чтобы почитали нас, считали достойными.

В этой страсти Господь резко обличал фарисеев и книжников, которые любили молиться на перекрестках улиц, носить длинные одежды, предвозлежать на пиршествах, любили, чтобы говорили им: «Учитель, учитель» и низко кланялись, любили напоказ выставлять свое благочестие. Такое тщеславие свойственно каждому, буквально каждому человеку. Есть и другие страсти, о которых много еще предстоит говорить.

Пост – мать целомудрия. Пост освобождает нас от плотских страстей, помогает освободиться и от всех других страстей. Прежде всего, именно тем, что человек смиряет свое чрево, заставляет себя меньше угождать чрезмерным требованиям его. Если человек имеет возможность пресыщаться, он всегда пресыщается. Мало едят только те, у кого мало пищи. К пресыщению стремятся почти все. Постом лишаем желудок наш его безмерных требований и облегчаем его. Пост – повод для всякого воздержания. Если постоянно смиряем страсть чревоугодия, научимся смирять и другие страсти. Проходим школу воздержания. Как во время поста смиряем страсть чревоугодия и пьянства, так научаемся смирять и другие страсти. Не только одним постом смиряются страсти наши, смиряются не в меньшей мере, чем постом, усиленной молитвой.

Все преподобные, все отшельники, все святые, всегда, всю свою жизнь, большую часть времени проводили в молитве. И молитва, привлекая мысль и сердце их к высшему, возносила сердца их горе, отвлекая от всего земного, смиряя все их страсти.

Молитва приучала их быть всегда сосредоточенными, не такими рассеянными, как мирские люди, у которых и мысли блуждают, и желанья блуждают, как птицы, которые летают все время туда и сюда, как мухи, которые кружатся летом повсюду.

У преподобных дела их, мысли их, чувства их были отвлечены от этого рассеяния, сосредоточены на мысли о Боге, о заповедях Его, о глубоких истинах веры, о греховности своей. И молитва вела всех к глубокому и постоянному покаянию.

В течение Великого поста богослужения дольше, все богослужения не похожи на обычные богослужения. Они проникнуты глубоким смирением, все богослужение обставлено иначе, чем в обычное время. Песнопений мало, все больше чтение, чтение и чтение. Светильников возжигается гораздо меньше, чем в прочие дни, свободные от поста. Много земных поклонов. Много раз повторяется великая молитва Ефрема Сирина, так всех располагающая к смирению, к сознанию греховности.

Если отшельники святые, преподобные проводили жизнь в молитве и посте, нужно вам хотя бы в течение поста хоть немного пожить жизнью, похожей на жизнь посвятивших себя Богу. Молитва, соединенная с постом, располагает к покаянию, подготовляет к исповеди и ко Святому Причащению.

Подготовим себя к великим Таинствам постоянным хождением в храм. Нельзя приходить, как многие приходят теперь, мимоходом к Святым Таинствам: в церковь не ходили, были заняты повседневными делами своими.

Церковь ни на кого не возлагает повинности, каждый должен добровольно, по влечению своего сердца прийти к великим Таинствам, подготовившись усердно молитвой церковной. Сплошь и рядом бывает так, что приходит человек и говорит, что ему надо сейчас же исповедаться и причаститься, ему некогда, ехать далеко. Если некогда, лучше не ходи вовсе, не изображай только подобие покаяния – такую исповедь я запрещаю, ибо надо готовиться благоговейно, усердно готовиться к великому Таинству.

Должны вы хоть одну неделю посвятить великому Таинству, оставив все повседневные дела свои. Сосредоточить надо сердце свое, мысль свою на Божьем, на высшем, и подготовить себя к великому Таинству Покаяния и Причащения.

Проникнитесь этой мыслью, помните, и отнеситесь к говенью так, как должно. Запомните слышанное и не приходите ко Святому Причащению не подготовленными.

Помните слова Павловы: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 29).

Да не будет этого ни с кем из нас! Да все приступим ко Святой Чаше, достойно подготовившись постом и покаянием!

Аминь.

О посте

Завтра Великий пост, и о посте буду говорить. Скажете: зачем тебе говорить о посте, и так много-много времени постимся, давным-давно у нас Великий пост. Что же, не надо говорить? Очень надо, очень надо!

Пост, которым постились вы до сих пор – Божие наказание, а пост, который завтра начнется, – пост святой, установленный Святой Церковью, – не наказание Божие, а благодать Божия, милость Божия.

Тот пост, которым поститесь уже давно, никакой награды не даст, ибо награда от Бога бывает только за доброе произволение, а если поститесь по необходимости, не можете питаться лучше – это не от вашего произволения.

Бог принимает добрые дела, которые исходят из своей воли, от доброго произволения вашего, принимает те добрые дела, которые творятся от усердия усилиями и трудом; а в посте, которым поститесь, ни ваших усилий, ни усердия вашего нет, нет труда – нет награды за пост вынужденный, за пост, посланный Богом в наказание: в нем нет никакой заслуги. В это вникните, это запомните.

О каком посте истинном буду я говорить? О том, который установил Сам Господь Иисус Христос, ибо знаем, что когда пришли книжники и фарисеи и стали укорять Его, что ученики Христовы не постятся, Он ответил им: Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15).

Давно, давным-давно отнят этот Святой Жених, Жених Церкви Христовой, Глава Церкви, давно вознесся от нас на небо. Слова Его вечны, и если сказал, что будут поститься, то должны поститься. А разве Он Сам не подал пример поста, разве не постился 40 дней и 40 ночей перед тем, как начал Свое Божественное дело спасения человечества? Разве не постились Моисей и Илия перед тем, как вступить в непосредственное общение с Богом? Как и Сам Господь, постились они 40 дней и ночей. Вот нам пример. О силе поста, о великом значении его свидетельствует книга святого пророка Ионы. Был город Ниневия, полный несметных богатств, но грехами своими, нечестием своим ниневитяне подвигли Бога к тому, что изрек Он страшное прещение и осудил Ниневию на истребление. Послал Своего пророка Иону в город Ниневию, чтобы сказать людям, что ждет их страшное разрушение, истребление народа.

Как же принял народ ниневийский это предупреждение пророка? Народ содрогнулся, прежде всего, царь ниневийский пришел в ужас, и все поняли, что нужно покаяться пред Богом в тяжких грехах своих. По приказу царскому был наложен трехдневный пост не только на всех людей, но и на весь скот. Никто не смел ни есть, ни пить. Царь снял свои драгоценные одежды, облекся во вретище, сел в пепел и слезно каялся пред Богом, с потоками слез просил прощение у Бога. И это покаяние спасло Ниневию: за этот пост и покаяние Господь помиловал Ниневию, отменил приговор о разрушении ее. Видите, как велика сила поста!

Разве можем ко всему, что установил Господь, относиться невнимательно, тем паче с презрением, забвением? Не можем, ибо всякое слово Христово – слово Божие – полное Божественной силы, полное совершенной истины. Пост – дело великое, дело спасительное, угодное Богу.

Слышали евангельское повествование, что когда Господь Иисус Христос после преображения сошел вниз, увидел Он толпу народа, шумевшую и спорившую. Говорили о том, что апостолы Его не могли исцелить отрока бесноватого. Господь исцелил его. Когда апостолы спросили Его, почему не могли они исцелить бесноватого, Он сказал им: Сей род изгоняется только молитвой и постом. Бесы бегут от поста. Пост противен бесам, пост нестерпим для них, невыносим.

Скажите, разве мало таких людей, для которых пост тоже ненавистен, которые начало поста встречают с ропотом? Как будут они отказывать себе в пище? Есть немало ропщущих среди нас, которые говорят, что не нужен пост, что не пищей и питьем угождают Богу, а добрыми делами. Это грубое лицемерие. Кто не постится и вообще не желает угодить Богу, все отвергают пост – отвергают неверующие, отвергают лютеране, отвергают сектанты.

А для нас пост должен быть великим и святым установлением Христа. Неужели кто-либо уподобится бесам, которые бегут от поста, которым нестерпим, невыносим пост? В отвержении поста уподобиться бесам, самим бесам – подумайте над этим! Низко склоните головы свои и покайтесь в том, что не соблюдали пост.

Знаете, что творится в государстве нашем: весь народ почти поголовно забыл о посте; лишь ничтожное количество людей помнят и соблюдают пост. Как это страшно! Это значит проявлять неуважение ко кресту Христову.

Так ли было всегда в стране нашей? В древние времена было совершенно не так: весь народ постился, начиная от древних благочестивых царей, которые не пропускали ни одной службы церковной. Тогда и детей воспитывали во всех установленных Церковью правилах, с пеленок внушали им о посте, о святости его, его необходимости, и малые дети постились наряду со взрослыми.

А теперь есть ли что подобное? Выросло поколение молодое – безбожное, которое не хочет и знать о посте, не хочет слышать о Боге.

А ваши дети, христианские дети, неужели тоже вырастут такими? Разве не надо, чтобы выросло новое поколение, воспитанное в страхе Божием, в вере во Христа, в покорности всех установлениям Церкви? Разве не надо, чтобы дети ваши во тьме сияли, как яркие звезды? Если не воспитаете так детей, тяжкий ответ дадите пред Богом.

Почему необходим пост, в чем сила его? Постясь, воздерживаемся от тех требований, которые предъявляет чрево наше, воздерживаемся от того, к чему чрево всегда стремится: от обильной, сытной пищи.

Когда начинаем поститься, отказываем чреву в исполнении его требований, начинаем питаться скудно, научаемся первой степени воздержания.

А когда научимся воздерживаться от требований чрева, научимся воздерживаться и от других требований плоти нашей. А все грехи наши исходят от плоти. Плоть тянет нас к земле, мешает духу нашему возноситься к Богу, как цепями, приковывает нас к земле, к материальному. Если в святом посте приобретаем привычку воздерживаться от требований ненасытного чрева, научаемся и всякому другому воздержанию: научаемся сдерживать язык, готовый на всякую скверну – на оскорбление, на пересуды, на осуждение. Приобретаем власть над нашим языком, власть над жестокими и постыдными стремлениями наших подчревных органов. Научаемся воздерживаться не только от блуда явного, но и от блуда и прелюбодеяния в мыслях наших. Начав с обуздания одной страсти при постоянном упражнении, постепенно достигаем великой цели – обуздания всех страстей, всех похотей. Это ли не великая и святая задача?

Мы сотворены, чтобы стать подобными Богу, сотворены быть причастниками Божественного блаженства в жизни вечной. Как удостоимся этого блаженства, если не очистим сердца наши, не обуздаем ненасытную плоть нашу?

Пост – великая школа всякого воздержания, одно из труднейших и великих дел человеческих. Всякому трудному и великому делу научаемся постепенно, неустанными упражнениями. Вот и нужно начать обуздывать плоть нашу с обуздания чрева нашего. Начнем постепенно, чтобы по окончании поста, очистив свою плоть святым покаянием, встретить великий день Воскресения Христова чистыми и непорочными пред Богом, чтобы омылись мы святой баней покаяния.

Пост служит преддверием покаяния, необходимым спутником его. Когда будем поститься, пост будет напоминать о необходимости святого покаяния. Если поймем необходимость соблюдать пост и все выполним пост, получим великие блага, поймем, как нужен пост, побуждающий к великому покаянию.

Надо знать, что все чистые люди, глубоко возлюбившие Господа, никогда не относились к посту с отрицанием – все святые подвизались в посте.

Начиная поститься, они не горевали, не печалились, как при начале неугодного, а радовались. И когда появлялась в сердце их такая радость, тогда прилеплялись они к посту, постились и постились всю жизнь, ибо чувствовали, какую силу благодати дает пост.

Бесы бегут поста, трепещут поста, а святые бегут к посту, спешат к посту, радуются ему, ибо дает пост глубокую, ничем не прерываемую радость – радость о Господе Иисусе Христе, радость о Духе Святом.

Этой радости да сподобит всех нас Господь и Бог наш Иисус Христос!

Аминь.

Слово на вечерне Прощеного Воскресенья

Начинается покаяние, святое и великое покаяние. Как надо начать его, этому научает Сам Господь Иисус Христос, ибо сказал Он: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Видите, какое безусловное требование, какое необходимое условие: не простит Он нам, если прощать не будем.

Как исполнит Он прошение наше в молитве Господней? Именно так оставит нам долги наши, как мы оставляем должником нашим. Если простим от всего сердца – и Он простит; если не простим, – и Он не простит, ибо слова Его непреложны. Закон прощения ближним – великий, святой закон.

Может ли человек, подлинно преданный Богу, любящий Христа и идущий за Ним, может ли такой человек таить в сердце своем зло? Конечно, нет! Если таит зло, нет любви в сердце, значит, совсем, совсем не исполняет он закона Христова, закона любви. Ибо заповеди: Не укради; Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна; Не пожелай жены искреннего твоего и все другие заповеди заключаются в одной: Люби ближнего твоего, как самого себя.

Любовь – исполнение закона. Разве не зло творим мы ближнему, если не прощаем грехи его? Разве это любовь, разве не значит, что не исполняем мы заповедей Христовых? Как же смеем каяться, приходить к Святой Чаше?

Ныне установлен Церковью обряд прощения – Прощеное воскресенье. Вы пришли во множестве, чтобы исполнить этот обряд; пришли не только потому, что сегодня торжественное богослужение, что интересует это богослужение вас, а потому, что хотите исполнить обряд прощения.

Всякий обряд должен быть выражением того, что в сердце человека. Если Церковь призывает исполнить этот обряд, то напоминает этим нам, что в сердце должна исчезнуть злоба, ненависть против братьев наших, ближних наших, подлинно от всего сердца должны мы простить ближним.

Не только нужно кланяться в землю и целовать – нужно, чтобы из сердца изливалось искреннее прощение и просьба о нем. Это великое дело, за неисполнение которого Господь отвергнет нас, не простит и наши грехи.

Вчера праздновали мы память святого Никифора, который жил в одном из малоазиатских городов. Был он в дружбе с Саприкием – священником. Они были истинными друзьями, но, как нередко случается, дружба их превратилась в ненависть: пресвитер возненавидел Никифора. Никифор смиренно просил прощения, неотступно ходил за Саприкием и просил простить. Саприкий не прощал. Настало гонение на христиан. Священника подвергли истязаниям и мукам – он претерпел их. Когда его повели на казнь, несчастный Никифор побежал вслед и бросился на колени, умоляя: «Мученик Христов, прости меня!» Саприкий и тут не простил. Пришли на место казни, шел и Никифор. Когда должны были отсечь голову Саприкию, он вдруг закричал, что готов отречься от Христа – и отрекся: благодать Божия оставила его, потому что он не простил. Никифор исповедал свою христианскую веру и просил убить его вместо Саприкия. Он причтен к лику святых. Так безмерна сила прощения, так страшен ужас непрощения грехов ближним нашим!

Много ли нужно для прощения? Сказать четыре слова: «Брат мой, прости меня!» Просто, но язык не поворачивается у людей их произнести. Кто держит язык? Сам диавол, ибо он знает, как велика сила прощения, сила исполнения закона Христова. Диавол держит язык, и мало-мало таких, которые могут разорвать эти путы, могут промолвить эти простые четыре слова.

Если хоть раз попробует человек произнести эти слова, то начнет сразу преображаться сердце его, сейчас же почувствует тихую радость. На устах его появится чистая, кроткая улыбка, мир Божий сойдет в сердце его. Если два-три раза поступит так, привыкнет просить прощения у ближних своих, тогда будут развязаны путы языка его, и с каждым разом легче и легче будет ему произнести эти слова.

Нужно не только прощать, но и просить прощения. У монахов испрошение прощения – первая и священная обязанность. Каждого новоначального монаха старец научает произносить эти слова.

Все монахи должны на любой укор, оскорбление, даже удары ответить поклоном и словами: «Прости меня!» Были монахи, проникнутые насквозь этой заповедью прощения, были такие, на которых возводили тяжкие обвинения в разврате, в соблазне женщин. Когда призывали к ответу такого монаха, он не оправдывался, низко склонял голову и говорил: «Простите, братие!» Бывало так, что непривыкший себя оправдывать до конца жизни жил под клеймом развратника и блудника. Лишь перед смертью или после смерти открывалась невинность его.

Приступим же к искреннему взаимному прощению; будем помнить, что нельзя приступать к покаянию, нельзя начинать пост, не исполнив этого требования Христова. Пришло время пробудиться от сна, сна греховного, в котором мы забыли о покаянии, о прощении. Пришло время вступить на светлый путь покаяния и поста.

Ночь прошла, а день приблизился (Рим. 13, 12). Ночь прошла, день приблизился: прошла ночь неведения, ночь, в течение которой мы жили во тьме, в глубокой тьме, пока не рассеял ее Христос, пока не взошло Солнце Правды. Приблизился вечный день блаженства – блаженства праведных в общении с Богом.

Приготовимся к этому дню, отринем сон, потянемся всеми силами души нашей к Солнцу Правды – Христу Богу нашему, простивши ближним согрешения – и благословит вас Господь и простит нам согрешения наши!

Когда Господь именуется «путем» , возводимся ж к высшему понятию, а не останавливаемся на том, какое представляется с первого взгляда. Ибо под словом «путь» разумеем преспеяние в совершенстве, последовательно и в порядке достигаемое делами правды и просвещением разума, когда непрестанно желаем преднего и простираемся к тому, чего еще не достает у нас, пока не достигнем блаженного конца, то есть, познания Божия, какое Господь уверовавшим в Него дарует Собою. Ибо Господь наш действительно есть путь благий, неуклонный и непогрешительный, ведущий к действительному благу – к Отцу. Ибо говорит: «никтоже приидет ко Отцу токмо Мною» . И таково наше восхождение к Богу чрез Сына.

О Святом Духе.

Свт. Григорий Богослов

глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною

Мне кажется, что Он именуется:

«Истиной» , как единое, а не множественное, по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична), как чистая печать и нелживейший образ Отца.

«Жизнью» , потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. О «нем бо живем и движемся и есмы» (Деян.17:28) , по двоякой силе вдохновения, – и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим и по мере того, как отверзаем уста разумения.

«Путь» , как через Себя ведущий нас.

Слова. Слово 30.

Свт. Иоанн Златоуст

глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною

Что же Христос? Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (ст. 6) . Почему же Он не тотчас, как Петр спросил: камо идеши? – отвечал: Я иду к Отцу, а вы теперь не можете идти, но ввел в Свою речь столько слов, предлагая вопросы и ответы? Иудеям, конечно, Он, по справедливости, так не сказал; но почему ученикам? И ученикам, и иудеям Он говорил, что пришел от Бога и к Богу идет; но теперь говорит об этом яснее, чем прежде. Иудеям Он не сказал так ясно, потому что если бы сказал: не можете прийти ко Отцу, токмо Мною, то они тотчас же подумали бы, что это сказано по гордости; а теперь, когда Он умолчал об этом, Он поверг их в беспокойство. Но для чего же, спросишь, Он также говорил и ученикам, и Петру? Он знал великую ревность Петра, – что, в противном случае, он еще более стал бы беспокоить Его. Итак, чтобы отвлечь его от этого, Он говорит прикровенно; а когда достиг того, чего хотел, темнотою и прикровенностию речи, то опять говорит открыто.

Сказавши: идеже есмь Аз, туда никто не может прийти , Он присовокупил: в дому Отца Моего обители многи суть , и еще: никтоже приидет к Отцу, токмо Мною . Он не хотел так сказать им в самом начале, чтобы не повергнуть их в большую печаль; когда же утешил их, тогда и говорит. После упрека, сделанного Петру, Он, действительно, много отнял у них печали: а между тем и они сами, опасаясь, как бы не услышать того же, сделались более смиренными. Аз есмь путь. Это – подтверждение слов: никтоже приидет, токмо Мною ; а слова: и истина и живот – удостоверение в том, что так непременно будет. Если Я истина, то от Меня не может быть лжи. Если же Я и жизнь, то и самая смерть не может воспрепятствовать вам прийти ко Мне. Иначе сказать: если Аз есмь путь , то вы не будете иметь нужды в руководителе; если Я истина, то слова Мои – не ложь; если Я жизнь, то, хотя вы и умрете, однако ж получите то, о чем Я сказал. Что касается до пути, то это они поняли и исповедали, а остального не уразумели и, однако ж, не смели спросить о том, чего не уразумели. Впрочем, и из того, что было сказано о пути, они получили большое утешение. Если в Моей власти, говорит, привести вас к Отцу, то вы непременно туда придете. А другим путем туда и невозможно прийти. Словами же, которые Он сказал прежде: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец привлечет его (6, 44) , и еще: аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (12, 32) , а также словами, сказанными теперь: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною , – Он показывает Свое равенство с Отцом.

Беседы на Евангелие от Иоанна.

Свт. Филарет (Дроздов)

глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною

Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте смиренномудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина , но и жизнь . В Своем слове и в Своем примере он соделался для нас путем, чтобы привести нас к истине, и чрез истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой, и недовольно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову: тот самою истинною обманывает себя; и подвергает себя опасности умереть на пути, и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. – Тако тецыте, да постигнете . Путем истины стремитесь к истинной жизни.

Слово в день совершившегося столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.

Свт. Лука Крымский

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня . Чрезвычайно важны эти слова Господа Иисуса Христа: они обличают всех тех, кто думает, что верует в Бога, а во Христа не верует.

Есть много людей, которые Евангелие отвергают, считают его собранием недостоверных повествований, чудесам не верят, в Божественность Господа Иисуса Христа не веруют, но говорят, что в Бога веруют.

Их, не верующих во Христа, не верующих в Божественность Его, Господь Иисус Христос обличает этими словами: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня . К Отцу прийти, войти в общение с Отцом, молиться так, чтобы Господь услышал, можно только чрез Сына Его, чрез Господа Иисуса Христа.

Господь говорит дальше: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . Кто не знает Его, не знает и Отца. Суетна вера всех тех, кто говорит, что в Бога верует, а Евангелие отвергает, Христа не считает Сыном Божиим. … Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:11) . Мы должны веровать, что Господь Иисус Христос в Отце, и Отец в Нем. Что же значит, что Отец в Нем?

Это значит, что пребывал всегда в Нем Сам Бог Отец, Он был Едино с Отцом, был Вторым Лицом Святой Троицы. Надо в это верить безусловно. А если не так, то верьте Мне по самым делам . Много-много дел сотворил Христос, свидетельствующих о Его Божественности, множество сотворил величайших чудес: мертвых воскрешал, слепорожденного исцелил, Лазаря воскресил четверодневного, по водам ходил, чудесно насытил многотысячные толпы народа - много великих дел Его. А с тех пор, как вознесся Господь Иисус Христос, прибавилось множество дел, которые были последствием Его дел, Его учения, Его пребывания на земле с нами. Были великие дела сотворены святыми апостолами.

Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5; Рим. 10:18) . Проповедь о Христе прошла всю вселенную, все народы услышали голос апостолов, и вера во Христа победила мир, ниспровергла древнее язычество, стала новой основой жизни человеческой, жизни христианской.

Разве не поразительны дела святых мучеников, которые жизни своей не пожалели ради веры в Господа Иисуса Христа? Разве не поразительно безмерное изобилие благодати Святого Духа на тех, кто возлюбил всем сердцем Господа Иисуса? Разве не сияет эта благодать в мире и до сих пор?

Дела, которые сотворил Христос, которые сотворили апостолы, которые сотворили святые мученики, великие преподобные, великие святые, разве не свидетельствуют с необычайной ясностью о Божественности Господа? Разве могли бы эти дела быть совершены, если бы начало их не было положено Самим Сыном Божиим, Который Одно с Отцом?

Итак, если не веруете словам Христовым, не веруете написанному в Евангелии, верьте делам Его. Отвергать эти дела дерзко и безумно. Все, кто против Христа, полны этого отрицания и полны дерзости.

Мы же, смиренные христиане, малое стадо Христово, будем безусловно верить каждому слову Евангелия, будем верить, что к Богу Отцу нельзя прийти иначе, как чрез Единого с Отцом Сына Божия, как с помощью веры в Него. Будем верить в Него хотя бы по делам Его, и тогда благодать Святого Духа осенит сердца наши.

Спешите идти за Христом. На слова: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Прп. Исихий Иерусалимский

Усомнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием, или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он путь, Который сказал: «Аз есмь путь, и воскресение и живот» (Ин. 14:6) .

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня

Евфимий Зигабен

глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною

Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот

путь, потому что вы по Мне ходите, – истина, потому что Я говорю истину, и все, что говорю, конечно, исполнится, – жизнь, потому что Я Владыка смерти. Итак, если Я – путь, то буду руководить вами, – если истина, то не обманываю, – если жизнь, то значит и смерть не разлучит вас от Меня.

Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною

Прежде Иисус Христос сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6, 44) , потому что Бог Отец привлекает, а Он руководит и оба Они вместе действуют для спасения людей.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его

На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения истина и жизнь эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

Если бы вы знали Меня . Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Kоторым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою («не знаем… как можем знать…» ), совершенно неосновательным: нет, они могли знать!

И отныне знаете . Но, высказав некоторый упрек по отношению к апостолам, Господь сейчас же и утешает их. Пусть они и не имеют полного знания о Христе, пусть они любят Его больше как Учителя-Мессию, тем не менее и такое знание представляет собой нечто положительное, оно приведет их к полному познанию, фундамент для которого уже заложен (на это указывает выражение отныне ). Некоторые (например, Гольцман) видят в последних словах Христа только «оптимистическое предположение, не отвечающее действительности»: апостолы-де не имели на самом деле такого познания и не видели во Христе Сына Божия, а следовательно, не знали и Отца… Но с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, что далее Господь прямо говорит, что Он «открыл » апостолам имя Отца (Ин. 17:6) , а это открытие началось уже давно.

Толковая Библия.

. Да не смущается сердце ваше;

Когда апостолы услышали о верховном Петре, что он отречется, естественно, на них напало смущение. Посему Господь утешает их, и утишает смущение сердца. Ибо, если верховный и пламенный Петр отречется трижды, прежде чем пропоет петух, очевидно, они должны ожидать какого-то великого обстоятельства.

веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

Потом, ученики как бы сказали: «Как же нам не смутиться, когда наступят для нас такие затруднения?» Он отвечает: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте», и все ваши затруднения разрешатся, и смущение утишится чрез веру в Бога и в Меня. Посему и сказал им «да не смущается сердце ваше», чтобы они тем самым, уверились, что Он видит состояние их сердца и знает сокровенное смущение, что Он – Бог.

. В доме Отца Моего обителей много.

Господь сказал Петру: «После ты пойдешь за Мною». Чтобы прочие не подумали, что это обещание дано одному только Петру, а им нет, Господь говорит, что и вас примет та же страна, которая примет Петра. Посему не нужно смущаться из-за места. Ибо много обителей «в доме Отца Моего», то есть под властью Отца. Под "домом" разумей власть и начальство.

А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

Если же бы не было обителей, то Я пошел бы и приготовил бы вам, так что вам не должно смущаться в том и другом случае, готовы или не готовы обители. Ибо, если бы они не были готовы, Я со всем усердием приготовил бы их для вас.

. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.

Если бы для приготовления вам места Я и отошел, то в этом случае Я не оставил бы вас, но взял бы с Собою, чтобы и вы были там же, где Я. Видишь ли, сколько утешения и одушевления в словах «чтоб и вы были, где Я». Итак, неразумно смущаться вам, когда вы будете со Мною.

. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

Господь видит, что у них на мысли – спросить и узнать, куда Он идет. Посему дает им повод спросить об этом. "Вы, – говорит, – знаете, куда Я иду, и путь знаете». И тем приводит их к вопросу.

. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

Посему Фома и говорит: «Господи! мы не знаем, куда Ты идешь; и как можем знать путь?» Фома говорит это от большого страха, а не от желания следовать за Господом, как Петр.

. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Посему Христос, желая показать, что следовать за Ним удобно для них и приятно, объявляет, куда Он идет и какой путь. Идет Он к Отцу, а "путь" есть Сам Он – Христос. Если путь есмь Я, то вы чрез Меня, без сомнения, взойдете к Отцу. Я не только путь, но "и истина" ; посему вам нужно быть бодрыми, потому что Мною не будете обмануты. Я еще "и жизнь" ; посему, если и умрете, смерть не воспрепятствует вам прийти к Отцу. Итак, бодрствуйте, ибо всякий чрез Меня приходит к Отцу. И как в Моей власти приводить к Отцу, то вы, без сомнения, придете к Нему. Ибо прийти туда и невозможно иным путем, как только Мною.

А ты, пожалуй, и отсюда уразумей, что Сын равен Родившему. Ибо в ином месте говорит, что Отец приводит к Нему: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (). А здесь говорит, что к Отцу Он приводит. Следовательно, у Отца и Сына равна сила, ибо и действие едино.

Итак, когда ты идешь деятельностью, тогда Христос бывает для тебя путем, а когда упражняешься в созерцании, Он бывает для тебя истиною. Но как многие, шествуя деятельностью и занимаясь созерцанием, все-таки не получили жизни, или потому, что, совершая добродетель из тщеславия, здесь получили награду, или потому, что в догматических мнениях уклонились от правого пути; то к пути и истине, то есть к деятельности и созерцанию присоединена жизнь. Посему и нам должно шествовать и богословствовать, стремясь к живущей вовек, а не к гибнущей славе – от людей.

. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Выше сказал, что вы «знаете», куда Я иду, знаете и Путь сей, то есть Меня; а здесь говорит, что «если бы» вы «знали» Меня, то знали бы и Отца Моего. Как же это?

В словах Его нет противоречия. Ибо они знали Отца, но не так, как следовало, знали как Бога, но как Отца – еще не знали. Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное познание. Итак, слова Его имеют такой смысл: «Если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы также существо и достоинство и Отца. И отныне вы начали познавать Его чрез Мое посредство, и видели Его, то есть познали умом вашим, насколько возможно. Так как вы признаете Меня Господом и Учителем, то, без сомнения, о Мне, насколько для вас достижимо, получили познание достаточное и об Отце, ибо совершенного еще не получили».

И иначе. Слова «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» выражают не то, будто они не знают Его, но имеют такой смысл: «Я сказал вам, что вы знаете, куда Я иду, то есть к Отцу, и знаете Путь сей, то есть Меня. Фома сказал Мне: «Не знаем, куда идешь» и прочее, не знаем и пути сего. Я сказал Фоме: «Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Итак, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Но вы знаете Меня, следовательно, знаете и Отца Моего. Ибо отныне вы знаете Его и видели Его, видевши Меня».

. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Филипп думал, что он хорошо знает Христа, но не знает Отца. Посему и сказал: «Покажи нам Отца, и довольно для нас». Ибо сколь много ни говори нам, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, но мы не сможем таким образом познать Отца. А Ты покажи Его нам, телесным глазам нашим. Филипп слышал, что пророки видели Бога, и сам пожелал видеть Его так же телесно, не зная, что видения пророков были снисхождением.

. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?

Итак, научая Филиппа, что Бога нельзя видеть телесно, Христос говорит: «Столько времени Я с вами, и ты еще не познал Меня, Филипп?» Смотри. Не сказал «не видел ты», но – «не познал», для того, чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца телесно. Ибо о Боге говорится – знать, а не телесно видеть.

Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

Потом прибавляет: «Видевший Меня видел Отца». Слова имеют такой смысл: «Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и Его. А как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно смотреть на Меня: ты видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но Божественного существа ты не видел; посему ты не можешь видеть телесно и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Ибо видевший Меня видел и Отца. Впрочем, многие думают, что видят Меня, а Отца не видят. Посему Меня они видят не по Божескому естеству, но по человеческому».

Можешь и яснее понимать так: «Я единосущен Отцу». Итак, кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда одно существо и естество, тогда одно и познание.

Да постыдится Арий, слыша, что видевший «Сына», то есть познавший Божество Сына, познал «Отца», то есть Божество Отца. Да постыдится и Савеллий, который говорит: «Одно существо и одно лицо Отца и Сына». Ибо вот Господь различает Ипостаси, и иное Лицо показывает в Отце, и иное в Сыне. Ибо в словах «видевший Меня» указывает на Свое лицо, потом в словах «видел Отца» – на другое Лицо. Если же бы Он и Отец был одно Лицо, то ничего такового Он не сказал бы, но на просьбу Филиппа – «покажи нам Отца», ответил бы, что у Меня нет Отца, но Я есмь Отец и Сын. И было бы крайне неразумно слышать, как Сын говорит «иду к Отцу Моему» и "Я в Отце", и многое тому подобное, и не понимать, что иное Лицо Сына, и иное Отца, не сливать их.

Посему-то Господь упрекает этого ученика, что он столько времени следует за Ним, видел знамения и дела Божества, но еще не познал Его, как Бога, чтобы чрез Него познать и Отца. «Ныне же, – говорит, – из того, что ты желаешь видеть Отца телесно, открывается, что ты не веруешь ни тому, что Я – Бог, ни тому, что Он – Бог».

. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные.

Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела – Божии, а Отец и Я – Бог, следовательно, дела – одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю.

. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

«Верьте, что Я в Отце и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне, ибо дела – Божии.

. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

Христос, показывая, что Он может творить не одни только эти дела, но и другие, гораздо большие этих, говорит об этом с чрезвычайною силою. Ибо не говорит «Я могу творить дела и бо́льшие сих», но – что гораздо удивительнее – «могу и другим дать власть творить дела, большие сих».

Видишь ли, сколь велика сила Единородного? Он и другим дает силу творить дела больше тех, которые Сам творил. «Потому что Я к Отцу Моему иду», то есть теперь уже вы будете творить чудеса, ибо Я уже отхожу.

. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,

Объясняя нам, как верующий в Него может творить великие и чудные дела, говорит: «Если чего попросите во имя Мое». Здесь показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и молитву и призывание Его имени. Так и апостолы сказали хромому: «во имя Иисуса Христа встань и ходи» (). Посему не сказал «о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает», но – «Я сделаю», показывая собственную Свою власть.

да прославится Отец в Сыне.

Ибо когда сын явится имеющим великую силу, тогда бывает слава и тому, кто родил такого сына. Смотри же, как вытекает слава Отцу. Именем Господа нашего Иисуса Христа совершались чудеса; по чудесам веровали проповеди апостолов; наконец, переходя к богопознанию, познавали Отца, и таким образом Он прославлялся в Сыне.

. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

Страждущие арианством пусть скажут: «Как это чудеса чрез апостолов творил Он, Свои дела не Сам, но при содействии Отца? Как это иным давал силу, а Сам не имел ее? Для чего Он сказал одно и то же дважды? Ибо, сказав «если чего попросите во имя Мое, Я сделаю», потом прибавив «да прославится Отец в Сыне», опять во второй раз говорит «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».

Дважды говорит это для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что Он творит Сам и не нуждается в сторонней силе. Все же это Он говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не погибнет, не уничтожится, но опять останется в своем достоинстве и будет на небесах. «Ибо Я, – говорит, – иду к Отцу ; Я не уничтожусь, но отхожу туда, где жизнь блаженнейшая. Хотя Я и умру, но нисколько не явлюсь бессильным; напротив, и других облеку силой творить дела большие. И чего ни пожелаете, дам вам. Итак, не падайте духом из-за того, что смерть Моя такая, на какую Я вам указал».

. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Выше сказал «Я сделаю все, о чем ни попросите»; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовью к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом.

И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: «Любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. Я дал вам заповедь не бояться «убивающих тело» (). Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня?»

. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,

На это они могли сказать: «Как же нам не скорбеть, когда нам предстоит лишиться Твоего утешения и руководства?» Посему говорит: «Этого не будет; вы не останетесь без утешения. Ибо Я попрошу, то есть умолю Отца, и Он пошлет вам иного Утешителя, иного, но такого же, как Меня».

Да постыдится сих слов Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святаго Духа. Ибо вот, слушай: пошлет «иного» Утешителя; значит, Лицо Духа иное. Да постыдится и Македоний, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа.

Не удивляйся, если Он говорит «Я умолю Отца». Ибо Он не просит, как раб; но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит «Я умолю Отца». Ибо если бы Он сказал «Я пошлю», то они не столько поверили бы; а теперь, чтобы сделать Свое слово достовернее, говорит «Я умолю Отца», то есть если будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришел к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим «я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то». Хотя часто дело не требует большого старания, однако же, мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания.

Иначе. Так как Господь за нас Сам Себя принес в жертву Отцу, умилостивив Его Своей смертью, как Первосвященник, и затем, по истреблении греха и прекращении вражды, пришел к нам Дух, посему-то Он говорит «Я умолю Отца и даст вам Утешителя», то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа.

да пребудет с вами вовек,

«Да пребудет с вами вовек». Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями.

Духа истины,

«Дух истины», – говорит. То есть Дух не Ветхого Завета, ибо он – образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под Законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, Истина сама существенно снизошла к ученикам.

Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его;

А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. «Он, – говорит, – будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять Его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших».

Иначе. Не может принять Его "мир", то есть люди порочные и мудрствующие мирское, потому что «не видят Его», то есть потому, что существо Его необъятно. Ибо под видением разумеет здесь созерцание умом, почему и прибавил «и не знает Его». Очевидно, словом «не видит», Он выразил то, что «не знает».

и вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Итак, Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет "с вами" и, что еще более, пребудет "в вас". Ибо словом «с вами» указывает на внешнюю помощь от близости, а «в вас» – на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорит: «Вселюся в вас и буду ходить » (). Итак, мир не может принять Духа, потому что не знает Его, а вы знаете Его. Почему? Потому что вы не от мира. Потому-то вы и способны принять Его, и Он – ныне пребывает "с вами" и всегда будет "в вас".

. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.

«Не бойтесь, – говорит, – что Я сказал вам «пошлю другого Утешителя». Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не оставлю вас сиротами. « Так как в начале речи назвал их детьми, то теперь прилично говорит «не оставлю вас сиротами».

. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.

А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится с телом, говорит: « Мир уже не увидит Меня. Вы только одни увидите Меня по воскресении. Ибо Я живу ; хотя Я и приму смерть, но Я воскресну».

«И вы будете жить», то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего явления. Или и так: «Как Моя смерть послужила к жизни, так и вы, хотя умрете, оживете». Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе. Ибо, если и умрете, оживете в будущую жизнь.

. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем», то есть когда Я воскресну, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею одну и ту же силу.

«И вы во Мне», то есть хранимы Мною, "и Я в вас", то есть Я с вами, избавляю вас от скорбей, совершаю чрез вас чудеса, вообще прославляю вас чрез все.

И иначе: "Я в вас", как Глава в членах, ибо апостолы – члены Христовы (), «и вы во Мне», как члены в Главе. Когда Он воскрес, тогда Он уяснил им познание обо всем этом. Ибо по воскресении благодать Духа научила их всему.

Когда слышишь слова «Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас», то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце – как Единосущный, а в апостолах – как Помощник и Споспешник, и апостолы в Нем – как получающие от Него помощь, содействие и горячность.

Много и иных названий употребляется о Боге и о людях, но не в одинаковом смысле. Так, называемся богами и мы (), но не в таком смысле, как Бог. Сын называется Образом и Славою Отца (), и человек называется так же; но не в одном значении. Так должно понимать и настоящие слова. Равно как и следующие слова «как послал меня Отец,: так и Я посылаю вас» (), ужели нам должно понимать просто? Отец послал Сына в том смысле, что Он, будучи бестелесен, воплотился, родившись от Девы. Неужели же посему и апостолы – с неба и бестелесны, потом воплотились, и каждый из них родился от девы?! Но так понимать слова Писания – очевидное безумие.

. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;

Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: «Вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели». Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу Моему» (). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор – диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их.

а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

Какую же награду получит тот, кто любит Меня? «Он возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам».

Для чего это сказал: «явлюсь ему Сам» ? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак, каковая мысль была теперь и у Иуды.

. Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?

Упоминаемый ныне Иуда подумал, что как мертвых мы видим во сне, так и Он явится им; посему и говорит: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Говорит это от сильного изумления и ужаса. Говорит как бы так: «Увы, нам! Ты умираешь и хочешь явиться нам во сне, как и мертвые являются». Ибо «что это» слова испуганного и встревоженного. Что же Господь отвечает на это? Чем Он ниспровергает мнение его как ложное?

. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Иуда в сильном страхе подумал, что Господь по смерти Своей явится им во сне, почему и предложил вышеупомянутый вопрос. А Господь, опровергая его мнение, говорит, что как Отец является Сам, так и Я явлюсь вам Сам. Ибо Я и Отец вместе придем к тому, кто хранит слова Мои. Не во сне явлюсь Я вам; но так как Я приду с Отцом, то как прилично явиться Отцу, таково же будет и Мое явление к вам.

Слова «обитель у него сотворим» также ниспровергают мнение Иуды. Сны непродолжительны, а Я явлюсь и пребуду с Отцом. Посему посещение Мое не походит на сон.

Предсказывает им о Своем явлении для того, как и я сказал, чтобы не почли Его за призрак, и вместе возбуждает их к соблюдению Своих заповедей уверением, что соблюдающим оные являются и Он, и Отец. Равно как, наоборот, от того, кто не соблюдает заповедей, как от нелюбящего, удаляется и Он, и Отец.

. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.

Ибо кто не любит Меня, тот не соблюдает слов Моих. А кто не любит Сына, тот не любит и Отца. Ибо слово принадлежит и Сыну, и Отцу. Посему, кто не соблюдает слов Сына, то есть Отца, тот не любит как Сына, так и Отца. Итак, вы, ученики, соблюдайте слова Мои, ибо этим вы докажете любовь ко Мне и к Отцу.

Иные говорят, что вопрос «почему Ты хочешь явиться нам, а не миру?» ученик Иуда предложил не из страха, а из любви к людям. Он желал, чтобы польза от явления была не одним только ученикам, но и всему миру. А Спаситель показывает, что таких благ удостаиваются не все; но только те, кои соблюдают заповеди Его, соделаются достойными явления Его и любви Отчей. Ибо в том, кто соблюдает заповеди, пребывает Бог и Отец. Но не так же, как и в Сыне; ибо в Сыне Он пребывает естественно, а в человеке нравственно.

. Сие сказал Я вам, находясь с вами.

. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Так как речи Господа были неясны для учеников, и одних из них они не понимали, а в большей части их сомневались, то, чтобы опять не просили Его и не сказали, какие заповеди нам должно соблюдать, Он освобождает их от забот и смущения, говоря, что Утешитель неясное и неудобопонятное сделает для вас удобопонятным. Это, кажущееся для вас неясным, Я сказал, пребывая у вас и будучи с вами; если же удалюсь, то вы будете всему научены. Итак, вам не нужно скорбеть по случаю разлуки со Мною, когда она доставит вам столько благ и столько мудрости. Ибо доколе Я Сам пребываю у вас и Дух не придет, вы ничего ни великого, ни высокого не можете уразуметь.

Часто упоминает об Утешителе по причине одержащей их скорби, подавая им добрую надежду, что Он будет руководить их. «Утешитель придет во имя Мое». Это значит: Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать Своей славы, но придет во имя Мое, то есть во славу имени Моего, а не Своего, как делают враждебные друг другу учители, увлекая за собою последователей.

Некоторые в словах «во имя Мое», разумеют имя Христа – «Утешитель». Ибо говорится: «Имеем ходатая (Утешителя) Иисуса Христа» (). И как Дух, пришедший к ученикам, стал Утешителем, облегчил их скорбь, то Он пришел во имя Христа, ибо и Он Утешитель, как и Христос. Но апостол Павел называет и Духа Христом, когда говорит: «Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (). Потом прибавил «если же Христос в вас..». (). Видишь ли, как он выше сказал, что Дух Божий живет в них, потом прибавил «Христос в вас». Ясно, что Христом апостол назвал Духа. А как Дух именуется Христом, то слова «Отец пошлет Его во имя Мое » ты должен понимать так, что и Он будет называться Христом.

Святый Дух и научил и напомнил: «научил» всему тому, чего Христос не сказал им, как не могущим вместить; «напомнил» все то, что Господь хотя и сказал, но чего апостолы не могли удержать в памяти, или по неясности сказанного, или по немощи своего ума.

. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.

Апостолы опять почувствовали печаль, когда услышали слова Господа «Я отхожу, а придет Дух». Посему, видя сердце их в смущении, и особенно из-за предстоящих им скорбей и бед, говорит: «Мир оставляю вам», говоря им как бы так: «Какой вам вред от смятений мира, доколе вы в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает вреден и бесполезен, но Я даю такой мир, по которому вы друг с другом будете в мире и будете составлять одно тело. А это сделает вас сильнее всех. Хотя многие восстанут на вас, но вы при единодушии и взаимном мире нисколько не постраждете».

Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

Потом поелику опять сказал "оставляю", а это указывало на Его отшествие и могло привести их в смущение, поэтому прибавляет: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Смущение они испытывали от привязанности и любви к Нему, потому что должны лишиться Его, а страх оттого, что по смерти Его с ними могут случиться бедствия. Но Господь не оставляет без уврачевания ни смущения их от привязанности, ни боязни будущих бедствий, а утишает то и другое, говоря «да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

Так как Господь видел, что апостолы не совсем надеются на воскресение Его, даже и не знают, что оно такое, и посему сильно скорбят и смущаются при мысли о разлуке с Ним, снисходит к их слабости и говорит: «Я сказал вам, что Я пойду и опять приду; и, однако же, вы еще скорбите, ибо не доверяете Мне, что Я, хотя и умру, однако, не оставлю вас в скорбях ваших. Ныне же, услышав, что Я иду к Отцу Моему, которого вы считаете великим и большим Меня, вы должны радоваться, что Я отхожу к Нему, большему Меня и могущему уничтожить все бедствия». Видишь ли, какая последовательность мысли?

«Отец Мой больше Меня» – это сказал Он для утешения учеников. Они скорбели потому, что Христос будто бы не может защитить их. Он и говорит: «Если и Я не могу, то Отец Мой, которого вы считаете большим Меня, по всей вероятности, поможет вам». Равно и в другом месте говорит: «Неужели думаете, что Я не могу умолить Отца, и Он пошлет Мне двенадцать легионов ангелов? » (). Здесь Он говорит так не потому, что не может сделать этого (ибо как не силен Тот, Кто одним только словом, которое сказал иудеям, внезапно отбросил всех их назад? ()), но потому, что думали о Нем, как о человеке. Так и это – «Отец Мой больше Меня» Он сказал сообразно с понятием их, так как они считали Его слабым, а Отца могущим укрепить их во время скорбей.

Некоторые думают, что Он называл Отца бо́льшим в том отношении, что Он виновник Сына. «Отец, – говорит, – больше потому, что Он причина и начало Мое, ибо Я от Него родился». А что Отец больше, это не значит, что Он и иного существа. Ибо и у людей, можно сказать, отец больше сына, но не другого существа. Потом, пусть скажут еретики, чем Христос отходил к Отцу: Божеством или человечеством? Без сомнения, человечеством. Ибо, как Бог, Он всегда был на небесах и не отделен от Отца. Итак, Отец называется большим Его, как Человека.

. И вот, Я сказал вам: о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

То есть: Я так спокоен, не страшусь смерти и не скорблю, что даже предсказываю о ней; поэтому и вам повелеваю радоваться, чтобы вы, когда сбудется, поверили Мне, что как о скорбях, имеющих случиться с вами, Я знал и, предсказавши о них, не солгал, так и в предсказании об утешении и руководстве вашем не окажусь лживым, но все радостное придет к вам.

. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

Утешив учеников вышеизложенною речью, Господь опять говорит о Своей смерти. "Ибо идет, – говорит, – князь мира сего», то есть диавол. Что он князь мира сего, это понимай не о твари вообще, но о людях порочных и мудрствующих мирское. Ибо он владычествует не над небом и землею, иначе он все ниспроверг бы и расстроил, но над теми, которые сами предаются ему. Поэтому он называется и князем тьмы, а под тьмой разумей злые дела.

А как некоторые могли подумать, что и Христос предается смерти за грехи, то Он прибавил» «И во Мне не имеет ничего»; Я смерти не повинен, диаволу ничем не должен, но принимаю страдания добровольно, из любви к Отцу.

. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца

Часто упоминает о смерти, присоединяя и слова утешения, чтобы сделать ее удобоприемлемою для них. Ибо, слыша, что Он умрет, они узнают и то, что Он добровольно пренебрегает диавола и умирает из любви к Отцу. Итак, если бы страдания были пагубны, а не спасительны, не соизволил бы на это Отец любящий, не принял бы их на Себя Сын любимый. Как же нам понимать, что Он умирает из любви к Отцу? «Отец, – говорит, – любит мир и за него предает Меня на смерть. Я, любя Отца, с Его благоволением и хотением соглашаюсь и доказываю, что люблю Отца тем, что беру на Себя и исполняю заповеданное Им, то есть Его благоволение и определение».

и, как заповедал Мне Отец, так и творю:

Скажите вы, ариане, если бы Сын был раб, ужели бы Он сказал, что Я умираю из любви к Отцу? Раб исполняет волю господина своего не потому, что любит его, но потому, что он раб и боится наказания. А Господь Иисус, так как Он творит волю Божию из любви, не раб, не тварь, но поистине Сын, исполняющий волю Отца. Посему, когда слышишь: «заповедал Мне Отец», из-за слова «заповедал» не смотри на Господа, как на подчиненного, но из-за слова "Отец" признавай Его Сыном единосущным Отцу. «Заповедал» же понимай так: восхотел, сказал, определил, благоволил.

встаньте, пойдем отсюда.

Многократною речью о Своих страданиях Господь совершенно убедил учеников в необходимости оных. За сим уразумел, что они боятся, как бы вскоре их не схватили, и от сильного страха уже не внимают и словам Его. Посему Он хочет, по-видимому, вести их в место потаенное, в котором их не схватят. Но Он уходит из того места, где они были, для того, чтобы, укротив смятение в душах их, преподать им таинственнейшее учение. Отводит их, как узнаем из последующего, в тот сад, который был известен Иуде. Такой поступок был, по-видимому, удалением, а на самом деле добровольным преданием Себя; ибо Он удаляется в такое место, которое знал Иуда.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое узи скрининг, проводимый при беременности?
Развивай-Ка: Необычные идеи для творчества с детьми
Оригинальный цветок из тесьмы зиг-заг