Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Свойства снега и льда. план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Салтыкова Надежда Викторовна

воспитатель МБДОУ№ 168 г. Кемерово

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

Тема «Свойства снега и льда»

Цель: Учить выявлять и описывать свойства снега и льда.

Формировать элементарные навыки экспериментирования, учить делать выводы.

Дать представления о гололёде как явлении природы, что гололёд появляется после оттепели в заморозки.

Развивать познавательную активность, желание узнавать новое.

Активизировать и обогащать словарь детей (гололёд, оттепель)

Материал: Полиэтиленовый пакет, ножницы, 2прозрачных стакана, снег, лёд, формочки, мяч, снежинка, рисунки снежинок, снеговик, аквариум с водой.

А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

«Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок.

Он холодный. Как лягушка,

А зовут его …(снежок)

Правильно. Сегодня мы будем говорить о снеге. В какое время года он появляется? (Снег появляется в холодное время года - зимой.)

А сейчас у нас какое время года? Какой первый месяц зимы?

Как мы узнаём, что наступила зима? (снег лёг на землю и больше не тает.)

Давайте поиграем. Я буду кидать вам мяч, а вы будете называть приметы зимы (холодно, идёт снег, почва промёрзла, дует холодный ветер, деревья голые стоят, ночь длинная день короткий, дети и взрослые тепло одеты).

В жарких странах (в Африке) бывает снег? В Африке не бывает холодной зимы. Там дети никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что бы вы рассказали детям о снеге, какой он? Давайте встанем в круг и будем передавать по кругу снежинку, и говорить какой бывает снег (холодный, белый, мягкий, пушистый, искристый, мокрый, красивый).

Откуда падает снег на землю? (снег падает из пушистых облаков)

На что похожи снежинки? (на звёздочки)

Кто расскажет стихотворение о снежинке? Двое детей читают стихи, выученные заранее.

Любим мы красоту зимней природы, не передать словами, как блестит снег в солнечную погоду, как скрипит он под ногами в мороз. А ещё мы любим зимние забавы. Как вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, с горки, на лыжах, делать снежную крепость, лепить снежную бабу, играть в хоккей).

А можно ли довести снег до Африки? (нет, он растает, так как в Африке жарко).

А может кто - то придумает, как довести снег? (в морозильной камере)

А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и узнаем о свойствах снега.

Из чего получается снег? (Из снежинок)

Посмотрите рисунки снежинок, какие они красивые и все разные, но у всех восемь лучиков. Мы с вами рассматривали снежинки на прогулке и видели, что они прозрачные, а почему тогда снег белый, а не прозрачный?

Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт.

Опыи№1.Показать детям полиэтиленовый пакет. Он прозрачный. Разрезать его на мелкие кусочки и собрать в кучу. Какого цвета куча? Белая.

Подобное происходит и со снегом. Прозрачные снежинки слипаются друг с другом, и получается белый снег.

Опыт №2. Сравнить снег и лёд

Предложить рассмотреть снег и лёд. Какого цвета снег и лёд? Давайте посмотрим через лёд, какой он? Лёд прозрачный, а снег белый. Потрогайте его на ощупь. Лёд - твёрдый, гладкий, а снег рыхлый, мягкий. Как вы думаете. Зависит от температуры воздуха состояние снега и льда? Что быстрее растает? Положить на ладошку немного снега, что с ним произошло? (на ладошке осталась вода). А теперь возьмите льдинку. Что быстрее растаяло? А что будет, если воду в формочке вынести на улицу? (она замёрзнет и снова превратится в лёд)

Вывод: Снег - это вода, лёд - это замороженная вода. Снег тает быстрее, чем лёд.

Сюрпризный момент.

«Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке метла.» (снеговик)

Правильно это снеговик. Он пришёл к нам в гости и принёс с собой снег и лёд.

Проводится игра «Минута радости» (Дети лепят из снега снежные комочки).

Дети, а почему игра называется « Минута радости?» (Снег быстро тает. Потому что в комнате тепло.

Молодцы ребята. Отгадайте ещё одну загадку?

« Без доски, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как сине стекло,

Скользко, весело, светло.» (Лёд)

Как вы думаете, что такое лёд? (это замороженная вода)

Давайте продолжим наше экспериментирование.

Опыт №3Удивительные свойства льда.

Предложить детям рассмотреть льдинки разной формы. Как они были сделаны? Давайте посмотрим, что будет, если их поместить в ёмкость с водой. Дети опускают льдинки в аквариум с водой. Обратить внимание на то, что льдинки не тонут. Объяснить, что лёд легче воды. Это свойство льда спасает водоёмы от промерзания и защищает живущих в водоёме обитателей.

Вывод: Лёд - легче воды, поэтому не тонет.

А сейчас давайте поиграем. Физкультурная пауза.

Игра - упражнение « Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок, (Дети идут по кругу, друг за другом,

Кати по снегу свой снежок Изображая, что катают перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком (Останавливаются, рисуют двумя

руками ком)

И станет ком снеговиком (Рисуют снеговика из трёх кругов)

Его улыбка так светла! (Показывают пальцами на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза, прикрывают голову

ладошками, показывают нос, встают прямо,

держат воображаемую метлу.)

Но солнце припечёт слегка (Медленно приседают)

Увы! - и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками).

Ребята вы узнали свойства снега и льда. Ещё есть такое явление - гололёд. Кто знает, что такое гололёд? В какую погоду он бывает? (после оттепели, когда наступают заморозки.)

Чем опасно это явление?

« Не идётся и не едется,

Потому что - гололедица;

Но зато прекрасно падается,

Почему никто не радуется»

Как нужно себя вести во время гололёда?

Итог занятия: Ребята, вам понравилось экспериментировать? Молодцы, вы были внимательными и узнали сегодня новые свойства снега и льда.

Неля Карабанова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воды, льда и пара»

Задачи : Уточнить знания детей о свойствах твердых , жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Оборудование : тарелочки с цветным льдом, салфетки, металлические пуговицы, матрешки, баночки с водой, белые листы бумаги.

У воспитателя : пустая банка, банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лед, 2 матрешки, металлические пуговицы, салфетка.

Ход занятия

Дети сидят за столами

Воспитатель : Ребята, что лежит у вас на столах?

Дети : Тарелочки со льдом, банки с водой, листы бумаги, матрешки, пуговицы.

Воспитатель : Возьмите льдинки в руки, погрейте их.

Дети берут лед в руки.

Воспитатель : Что можно сказать про лед? Какой он?

Дети : Он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает.

Воспитатель : А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?

Дети : Вода, цветная вода.

Воспитатель : Почему лед тает?

Дети : Теплые руки.

Воспитатель : Бросьте лед в банку с водой. Что вы видите?

Дети : Он плавает

Воспитатель : Посмотрите на мой лед. Какого он цвета?

Дети : Он белый.

Воспитатель : Такой же белый, как эта бумага? (воспитатель показывает листок ватмана)

Дети : Нет, лед прозрачный.

Воспитатель : Давайте убедимся в том, что лед прозрачный. Вот две матрешки, одну я спрячу за кусок льда , а другую за лист бумаги. (воспитатель прячет)

Дети делают вывод, что лед прозрачный, а не белый.

Воспитатель : Возьму я сейчас молоточек и постучу по льду. Какой он?

Дети : Твердый.

Воспитатель стучит сильнее – лед раскалывается.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Лед разбился.

Воспитатель : Почему?

Дети : Он хрупкий.

Воспитатель : А сейчас давайте заглянем в свои баночки. Куда делся лед?

Дети : Лед растаял, его совсем нет. Это же была замерзшая вода.

Воспитатель : В моей баночке ручеек. Послушайте как он поет.

Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.

Воспитатель : Что делает вода?

Дети : Переливается, журчит, льется, шумит, разговаривает.

Воспитатель : Какого цвета вода?

Дети : Прозрачная

Воспитатель : Как проверить?

Дети : Бросить туда что – нибудь.

Воспитатель : У меня есть пуговицы. Можно их бросить в банку?

Дети : Да

Воспитатель бросает гвоздик, пуговицы в банку с водой.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Их хорошо видно. Вода прозрачная

Воспитатель : Вода чистая, прозрачная, а можно ли этой водой, например помыть голову?

Дети : Нет.

Воспитатель : А почему?

Дети : Она холодная

Воспитатель : А что нужно сделать, чтобы вода была теплая?

Дети : Подогреть ее.

Воспитатель : На чем?

Дети : На костре, на плитке.

Воспитатель : А можно кипятильником?

Воспитатель включает кипятильник, для подогрева воды в своей банке .

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она становиться теплой, горячей.

Воспитатель : Вот вода закипела. Что это из банки идет?

Дети : Дым, пар.

Воспитатель : Правильно дети, идет пар.

Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды .

Воспитатель : Ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?

Дети : Вода в паре, вот она и собралась на стекле.

Воспитатель : Так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?

Дети : Да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.

Воспитатель : И так, напомните мне, чем может быть вода?

Дети : Паром, льдом, просто водой.

Воспитатель : Я расскажу вам сейчас, почему так происходит. И в паре, и в воде, и во льду живут маленькие человечки, живут они только по – разному. Во льду человечки твердо стоят на ногах и крепко держатся за руки, вот так (показывает с 2-3 детьми) . Сейчас мы человечки льда . Давайте наш лед покажем. (Дети встают и крепко держатся за руки. Воспитатель пытается «разбить» лед, но не получается).

Воспитатель : Вот видите, какой у нас твердый лед на реке.

Воспитатель : Ребята наступила весна, стало тепло. Что произойдет с нашим льдом?

Дети : Лед начнет таять.

Воспитатель : Ой, наши человечки уже не так твердо стоят на ногах. Они опускают руки и становятся человечками воды .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие человечки у пара бывают ? Они спокойно в банке живут?

Дети : Нет, они из банки выбегают.

Воспитатель : Вот вы теперь человечки пара – разбегайтесь по всей комнате.

Дети бегают.

Воспитатель : Где наши человечки льда ?

Дети берутся за руки и твердо стоят на ногах.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного. Мы узнали, что вода это лед и пар. А кем мы были?

Дети : Человечками льда , воды и пара

Цель:

  • Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
  • Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  • Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.

Ход занятия

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках?

На дворе – горой,

А в избе – водой. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Беседа «Что такое снег?»

Почему идет снег? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.

Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.

Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.

Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.

Опыт №1. «Определение цвета».

Какого цвета снег? (белый)

Какого цвета лед? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.

Опыт №3. «Определение прочности».

Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лед? Я случайно уронила лед, что с ним случилось? (Он раскололся, он хрупкий).

Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.

С горки я

На лыжах мчусь

Сегодня

Храбрым быть учусь!

А завтра

Буду смелым!

Ну а потом –

Умелым!

Опыт №4. «Тонет, не тонет».

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут

Опыт №5. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.

Выводы:

Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.


Цель : формировать навык наблюдательности.

Задачи: знакомить детей с физическими свойствами снега – белый, холодный; развивать тактильное восприятие, умение кратко длительно выдыхать воздух; воспитывать познавательный интерес к неживой природе.

Оборудование: вата, снег в ведёрке, совок, кусочек чёрного картона.

Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой «Зима» карточка № 2.

II. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Маша пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Машину варежку (Показываю детям кусочек ваты). Маша подула на неё (дую на кусочек ваты ), и снежинка полетела. А вы хотите подуть на снежинку? (даю каждому ребёнку кусочек ваты и показываю, как надо дуть. Игра повторяется 2 – 3 раза ).

III. Экспериментирование со снегом.

Заношу с улицы ведёрко со снегом. Приглашаю детей к столу.

Это снег. Я принесла его с улицы. На улице холодно, и снег тоже холодный. Я трогаю снег – он холодный, рукам холодно. Хотите потрогать снег? (дети трогают ) Какой снег? (холодный ) Давайте погреем ручки (растираем их друг о друга, дуем на них ). А теперь рукам холодно? (тепло) Возьмём совком немного снега из ведёрка и положим на кусочек чёрного картона, посмотрим какого цвета снег? (белый ) Повторим все вместе: снег белый. Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный ).

Кладу каждому ребёнку на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит .

Куда же пропал снег из ваших ладошек? (снег растаял ). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный ) Вывод: в тепле снег тает.

Снег растаял, превратился в воду. Ваши ручки стали мокрыми. Вывод: снег – это вода.

IV. Физкультминутка.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем.

Не замёрзнут ручки-крошки

Мы похлопаем немножко.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

V. Итог занятия.

Обращаю внимание детей на ведёрко, в котором был снег.

Посмотрите, что стало со снегом? (растаял) . Почему снег растаял? (потому что тепло). Что же осталось от снега? (вода ). Правильно, снег в тепле растаял и превратился в воду. Снег – это замёрзшая вода.

НОД по лепке с использованием словесно-дидактической игры

Тема: «Снеговик»

Цель: учить делить ком пластилина на две части; раскатывать каждую часть круговыми движениями между ладонями, придавая ему округлую форму; соединять два шара между собой, дополнять готовый предмет деталями, называть готовое изделие. Продолжать развивать умение в проговаривании текста с выполнением соответствующих движений.

Оборудование и материалы: пластилин, дощечки, салфетки, шапочки для снеговиков, бусинки для глаз и носа, ширма с изображением зимнего пейзажа, машина, игрушка-снеговик.

Ход занятия:

I. Эмоциональный настрой

Я подарю вам улыбку свою.

Вы подарите в ответ мне свою.

Вы улыбнулись и это прекрасно.

Значит, гостей будем ждать ненапрасно .

II. Организационный момент

За веревочку завожу в группу машину. В кузове машины игрушка – снеговик. Обращаюсь к детям: «Кто это к нам приехал? Да, действительно снеговик. Посмотрите, какой он веселый. Он приехал, чтобы поиграть с нами, погостить у нас». Рассматриваем снеговика, из чего состоит . Два шара, сверху на голове ведро, в руках метла. Есть глазки, ротик. Снеговик улыбается? (спрашиваю у детей). Уголки рта у снеговика опущены, снеговик грустит.

Наш снеговик, наверное, скучает по своим друзьям, а давайте мы ему слепим друзей. Дети приглашаются за приготовленные заранее столы.

III. Основная часть. Лепка шаров для снеговиков.

Спрашиваю: из чего будем лепить снеговиков? Да, из пластилина. Объясняю порядок выполнения работы и показываю : «Снеговик сложен из шаров. Разделю пластилин на две части. Вот так. Из одной части раската: что ребята? (шар, шарик – ответы детей). Ладони смотрят друг на друга, руки полочкой. Покатился комочек по ладошкам, вот и получился шарик. Теперь нам Карина раскатает другой шарик (вызываю ребенка с хорошими умениями). Спасибо Карина, вот какой хороший шарик получился у тебя. Теперь соединим шарики. Вот так прижали. На что похоже (ответы детей). Чего не хватает снеговику? (ответы детей). Ну, где же нам взять для него ведро? Наш гость-снеговик говорит, что, у него есть шапочки для наших снеговиков? Вот здорово, спасибо тебе снеговичок. Одеваю одну из шапочек на голову снеговику. Вот какой снеговик получился!

Давайте расскажем, как мы будем лепить снеговика.

IV. Физкультминутка «Снеговик»

Дети проговаривают текст вместе со мной и выполняют соответствующие движения.

Давай, дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа…нос…метла

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Спрашиваю у детей, что мы сделали, чтобы получился снеговик, в самом начале (ответы детей). Уточняю: «Сделали ком, катали ком».

Прошу детей повторить хором и 2-их детей индивидуально. А теперь ребята, скатайте комочки из пластилина и слепите друзей нашему снеговику. Дети начинают работать. Слежу за ходом работы. Хвалю детей за старания, умение доводить дело до конца: «Вот какие ребятки, молодцы, хорошо раскатывают комочки, стараются». По мере окончания работы предлагаю малышам брать «шапочки» для снеговиков, дополнять ими образ.

V . Итог занятия.

Когда все малыши справятся с заданием расставить снеговиков вокруг гостя, рассмотреть их, похвалить ребят. Незаметно исправить лицо снеговика, улыбается. Снеговик говорит спасибо, радуется новым друзьям, снимает «ведерко», а там конфетки для малышей. Занятие заканчивается.

НОД Аппликация – игра «Друзья для снеговика»

Цель: Вызвать интерес к изображению снеговика. Дать наглядное представление о «части и целом» (Снеговик – целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. Развивать артикуляционный аппарат, воображение.

Материал : игрушка снеговик, половина листа голубого цвета, клей, кисти, детали для оформления снеговика.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель показывает игрушечного снеговика.

Педагог: «Посмотрите, кто к нам пришёл.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос – морковкой,

И ведро на голове.

В гости к нам пришёл очень грустный снеговик, я предлагаю сделать друзей для снеговичка, чтобы ему не было скучно.

II. Основная часть.

ü Из каких частей состоит снеговик? (из кругов, ведра)

ü Сколько белых кругов нам понадобиться? (Три).

ü Какого размера самый нижний круг? (большой).

ü А на нём? (поменьше, это туловище).

ü А самый верхний круг, какого размера? (маленький, это голова.).

ü Что у снеговика на голове? (ведро).

Я раздам вам детали, из которых мы будем делать снеговиков. Выложите снеговика на листе бумаги.

Рассмотрев из чего же состоит снеговик (из 3 комочков – большого, поменьше и маленького), какого цвета (белого), воспитатель поясняет, как нужно намазывать детали и приклеивать на бумагу, координирует действия детей.

Дети включаются в работу.

III. Физкультминутка.

.Пальчиковая игра «Что мы делали»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идти» по столу указат. и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили, (Лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А ещё в снегу валялись.(положить ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (Потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли. (Движение воображаемой ложкой, руки под щёку).

(Н.Нищева)

IV. Логопедическая игра «Погреем ручки»

Педагог: « Пока мы с вами гуляли и делали снеговиков, ваши ручки совсем замёрзли. Давайте их погреем. «Х-х-х» Педагог показывает, как правильно нужно дуть на руки, сжатые в кулачки. Дети повторяют звук и движения за педагогом.

Педагог:чтобы совсем согреться, съедим вот такие горячие толстые пирожки.(надувает щёки). Ой, какие горячие, даже руки обожгли. Подуем на ручки: «Фу-у-у». Педагог и дети дуют на руки, держа их ладошами вверх.

V. Итог занятия.

Педагог: «Посмотрите, какие появились замечательные друзья у нашего снеговика. Теперь он не будет грустить, а будет веселиться вместе со своими друзьями-снеговичками.»

Приложение № 2.

Подвижная игра «Выпал беленький снежок»

Цель : Развитие двигательной активности, умение двигаться в соответствии со словами песни.

Ход игры

Взрослый поёт, а дети подражают словам песни.

Выпал беленький снежок, (Дети, стоя кружком, подни-

Соберёмся мы в кружок. мают руки вверх и медленно

Снег, снег, белый снег опускают их, подражая падаю

Засыпает всех. щему снегу)

Мы на саночки садимся (Становятся друг за другом и

И под горку быстро мчимся. и бегут по кругу, руки позади)

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех .

Дети все на лыжи встали, (Идут медленно по кругу

Друг за другом побежали. руки согнуты в локтях и

Снег, снег, белый снег - сжаты в кулачки, как будто

Кружит, падает на всех. держат палки от лыж.)

Мы из снега ком слепили, (Дети наклоняются и пока-

Снеговика мы мастерили. зывают, как лепят снего-

Снег, снег, белый снег - вика)

Снеговик наш лучше всех!

Дети к вечеру устали (Садятся на корточки,

И в кроватках задремали. ручки под щёчку, «спят»)

Снег, снег, белый снег

Спят ребята крепче всех!

Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег лёгкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-эмблемы.

Воспитатель предлагает детям покружится, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашает детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок!»

Дети выполняют действия произвольно, и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в!» (В-в-в-в –произносят дети).

Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Приложение № 3.

Опыт № 1. «Снег и его свойства»

Цель : Знакомить детей с физическими свойствами снега – он белый, холодный, пушистый, рассыпается. Когда он влажный – из него можно лепить.

Материал: снег в тазике.

Ход, содержание опыта : принести в группу снег.Предложить потрогать рукой- снег холодный или тёплый? Предложить детям слепить комочек – не лепиться, рассыпается. Оставить на несколько минут,снег становится мягким и влажным и из него уже можно слепить комочки.. Сделать вывод о том, что снег лепиться только тогда, когда он влажный.

Опыт № 2. «Что такое снег?»

Цель: формировать представления о физических свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что в тепле снег тает, превращается в воду.

Материал : снег, тазик, морковка, камешки.

Ход, содержание опыта: Принести с прогулки снег и слепить снеговика. Оставить его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решают поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода, нос-морковка и глаза- камешки. Рассмотреть воду, обратить внимание детей на грязь на дне ванны. Сделать вывод, что от тепла снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложить воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

Опыт №3 «Лёд и его свойства»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о физических свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода имеет свойство замерзать, превращаясь в лёд (твёрдый, хрупкий, холодный, прозрачный).

Материал: замёрзшая вода в ёмкости(осталась от растаявшего снеговика).

Ход, содержание опыта: занести ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд, вмёрзли в лёд: нос-морковка и глаза- камешки.(Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему? Дети пытаются ответить на вопрос - потому, что на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложить детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделать вывод, что лёд – это вода.

Приложение № 4.

(дидактические игры)

Дидактическая игра «Сложи снеговика ».

Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Показать готового снеговика. Обратить внимание на то, что снеговик состоит из кругов разных размеров: внизу – большой, потом – поменьше, наверху – маленький, на голове – ведро, два маленьких круга – это руки.

Предложить сложить такого снеговика из кругов.

Дидактическая игра «Собери снеговика».

Цель:

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снеговика. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Дидактическая игра «Снежинки».

Цель: учить собирать целое изображение из частей, развивать мышление, зрительное восприятие.

Ход игры.

Показать детям картинку с изображением снежинки. Разложить разрезанные картинки изображением вверх. Взять одну деталь и спросить, что на ней нарисовано. Предложить найти ребёнку недостающую половинку. Сложить детали вместе – они должны соединиться в единое целое изображение.

Приложение № 5 (дыхательная гимнастика).

«Снежинки»

На столе лежат комочки ваты.

Воспитатель: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе. А вы хотите подуть на снежинки?

Педагог раздаёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Вату можно положить на ладошку, на стол - и сдувать лёгкие, нежные комочки, сначала глубоко вдохнув воздух, а потом выдохнув: «Фу-у, фу-у!»

Упражнение выполняется 2-3 раза.

Занятие в подготовительной группе

познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайны снега и льда»

воспитатель: Попова Е.Н.

Цель : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

Задачи:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ : Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

Снежинки с загадками, емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", значки смайлики.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приемы используемые в ходе НОД:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям);

2. Наглядно - демонстрационный (снежинки с загадками, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);

3. Практический (проведение опытов со снегом и льдом);

4. Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание с сигнальными карточками);

Используемые современные образовательные технологии:

 ИКТ-технологии;

технология исследовательской деятельности;

игровые технологии;

здоровьесберегающая;

личностно-ориентированные технологии.

Предварительная работа : беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.

Ход НОД

(слайд 1) (узор на окне)

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Наступил первый месяц зимы и последний месяц года – декабрь.

( слайд 2) (снегопад)

Холодно, в воздухе кружатся снежинки, и несколько из них залетело к нам в группу. Вот какие они красивые, резные (показывает детям). Они замечают, что с обратной стороны на них что – то написано.

Действительно. Давайте прочитаем: так это же загадки принесли нам снежинки.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз) .

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег) .

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет . (Сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь -вода в руке . (Снежинки)

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима) .

Правильно, зима.

Ребята, скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

    День становится короче, а ночь - длиннее. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

    Понижается температура воздуха.

    Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

    Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.

    Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Молодцы! А что происходит с живой природой?

    В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

    Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

Какие птицы зимой остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны, синицыи др.)

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей) .

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

А вы любите играть зимой? А в какие игры вы играете зимой?

(в хоккей, на лыжах катаемся, на санках, на коньках, строим горку, снеговика, играем в снежки)

Физминутка «Если нравиться тебе»

Воспитатель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и повторяют движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Воспитатель : Ребята. У вас сейчас какое настроение? (Хорошее)

Тогда сейчас мы с вами станем настоящими учеными – исследователями. Зима приглашает нас в свою лабораторию, где приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда. (проходят садятся за столы)

Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.

Воспитатель.

А теперь проходите на свои места. Посмотрите в стаканы, которые перед вами, что в них находится? (снег, лед)

Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? (холод) Что у вас осталось на ладошке? (вода) Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

Какого цвета снег? (белый)

А лед имеет цвет? (нет) Значит, он какой? (бесцветный)

Вывод: Снег- белого цвета, лед - бесцветный.

Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег, какой? (Непрозрачный).

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

Вывод: Снег- непрозрачный, лед - прозрачный.

- - Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? (Дети: Снег рыхлый).

Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? (Дети: Лёд хрупкий).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Вывод:

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”

А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? (плавает) Если лед оставить в воде, что с ним произойдет? (растает)

Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

(слайд 3) (хруст снега)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда мы в морозный день идём по заснеженной улице, под нашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда мы и замечаем, что снег скрипит.

Воспитатель: Ребята, в озьмите соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли) . Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Теперь вы знаете почему хрустит снег.

Воспитатель.

Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

(Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да))

Снег при таянии превращается в воду? (да)

Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

Снег бесцветный? (нет)

Лед прозрачный? (да)

Лед рыхлый? (нет)

Снег белый? (да)

Лед тяжелее воды? (Нет).

Лед тает в воде? (Да)

Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы? Зима приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Из чего обычно шьют женские брюки?
Заговор на свадьбу. Заговоры на скорый брак. (если ОН замуж не берёт). Приворот во время свадьбы
Стильные высококачественные итальянские сумки, перчатки, платки, палантины, зонты и другие модные аксессуары из кожи и шёлка для женщин и мужчин с доставкой по России