Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Смысл сказки «По щучьему велению». Уроки в сказке про Емелю

Жил да был старик, и было у него три сына — два умных, а третий, Емеля, — дурак.

Два старших брата работают, а Емеля весь день на печке лежит да баклуши бьёт. Уехали раз братья на базар, а невестки давай Емелю просить:

— Емеля, сходи за водой.

А он им с печки:

— Неохота.

— Сходи, Емеля, а не то братья воротятся, осерчают.

— Ну, да ладно, так и быть, схожу за водой.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.

Проделал Емеля топором во льду прорубь, наполнил вёдра студёной водицей, а сам в воду смотрит.

Глядь — а в проруби щука!

Изловчился Емеля да и ухватил зубастую рыбину.

— Вот ушица будет славная!

А щука вдруг возьми да и скажи ему человеческим голосом:

— Не губи меня, Емелюшка, отпусти, я тебе ещё пригожусь.

А Емеля смеётся:

— На что же ты мне пригодишься? Нет, лучше я тебя домой отнесу, велю невесткам уху сварить.

А щука ему снова:

— Отпусти меня, Емелюшка, я тебе исполню всё, что ни пожелаешь.

— Ну ладно, щука, только ты докажи сначала, что не обманываешь. Сделай так, чтобы вёдра сами домой пошли, и вода бы не расплескалась...

Щука отвечает:

— Хорошо, только перед тем, как загадать желание, скажи волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, вёдра, домой...

Только сказал — вёдра сами и отправились в гору. Опустил Емеля щуку в прорубь и пошёл за вёдрами.

Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается. Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку. А Емеля снова полез на печь.

Прошло немного времени, и невестки снова подступили к нему:

— Емеля, наколи дров.

— Неохота.

— Наколи, Емеля, а не то братья воротятся, осерчают.

— Ну, да ладно, так и быть, наколю дров. По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а вы, дрова, — сами в избу ступайте и в печь кладитесь...

Только сказал — топор скок из-под лавки — и на двор и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Прошло ещё немного времени, и опять невестки Емелю просят:

— Емеля, дрова закончились. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

— Неохота.

— Съезди, Емеля, а не то братья воротятся, осерчают.

— Ну, да ладно, так и быть, съезжу в лес за дровами.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор, вышел на двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

А невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— А не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля шепчет саням:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, в лес...

Только сказал, как сани поехали, да так быстро, что и на лошади не угнаться.

Ехать пришлось через деревню, и Емелины сани много народу по пути помяли, многим бока поотбивали, многим шишки понаставили. Осерчал народ на Емелю, кричит на него, бранится.

А Емеля и в ус не дует, знай себе сани погоняет.

Приехал в лес и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...

Начал топор рубить сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Скоро набрался целый воз дров. А потом Емеля велел топору вырубить себе тяжёлую дубину, сел на воз и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой...

И помчались сани домой, да резвее прежнего. Проезжает Емеля по деревне, где давеча народу много помял, а там его уже дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, бранят и колотят.

Видит Емеля, что плохо дело, и шепчет себе под нос:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, намни им бока...

Дубина скок с возу и давай народ охаживать, да так, что все и разбежались. А Емеля приехал домой и опять на любимую печь залез.

Вскорости весть о Емелиных проделках дошла до самого Царя-батюшки. Призвал он к себе офицера и велел ему доставить Емелю во дворец.

Входит офицер в Емелину избу и спрашивает:

— Ты — Емеля-дурак?

А Емеля ему с печки:

— А тебе на что?

— Одевайся поживее, я тебя к Царю повезу.

— Неохота.

Рассердился офицер и как стукнет Емелю по макушке.

А Емеля шепчет себе под нос:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — дубина, намни ему бока...

Дубина скок из-под лавки и давай офицера колотить. Насилу тот ноги унёс. Удивился Царь, призвал к себе самого главного вельможу и говорит:

— Доставь ко мне во дворец Емелю-дурачка, а не то голову с плеч сниму!

Накупил самый главный вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал к Емелиной избе и давай его невесток расспрашивать, что он, дескать, любит.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят.

Самый главный вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емелюшка, чего без толку на печи лежать? Поедем к Царю.

— А мне и тут тепло...

— Емелюшка, у Царя тебя накормят-напоют.

— Неохота.

— Емелюшка, Царь тебе красный кафтан подарит да шапку с сапогами впридачу.

Емеля подумал-подумал и говорит:

— Ну, да ладно, так и быть, поеду к Царю. Ты ступай вперёд, а я за тобой следом поеду.

Уехал вельможа, а Емеля говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжай-ка, печь, к Цареву дворцу...

Затрещали в избе углы, заскрипела крыша, отъехала стена, печь выкатилась во двор и поехала по дороге прямо к Царю.

Царь глядит в окно, дивится:

— Что за чудо такое?

А самый главный вельможа ему отвечает:

— А это Емеля-дурак на печи к тебе едет.

Вышел Царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Мол, большое число народу ты подавил.

— А чего они под сани лезли?

В это время в окно на него Царская дочь глядела — Марья-Царевна.

Увидал её Емеля и шепнул себе под нос:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — полюби меня, Царская дочь...

— А ты, печь, вези меня назад домой...

Повернулась печь и поехала домой, вкатилась в избу и стала на прежнее место.

Емеля опять лежит-полёживает да баклуши бьёт.

А у Царя во дворце крик да слёзы: Марья- Царевна по Емеле сохнет, жить без него не может, молит батюшку, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут Царь заведовал, затужил.

Призвал он к себе самого главного вельможу и говорит:

— Ступай сию же минуту за Емелей, доставь его ко мне, а не то голову с плеч сниму!

Накупил самый главный вельможа сладких вин да закусок разных, приехал к Емеле и давай его сластями потчевать.

Наелся Емеля, напился, захмелел и лёг спать. А вельможа положил его в сани и повёз к Царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами и посадить в неё Емелю- дурака и Марью-Царевну. Потом бочку закрыли крышкой, засмолили и бросили в море.

Много ли времени прошло, мало ли, но проснулся Емеля. Видит — темно и тесно.

— Где это я?

А в ответ слышит:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили да в сине море бросили.

— А ты кто?

— Я — Марья-Царевна.

А Емеля шепнул себе под нос:

— По щучьему веленью, по моему хотенью, — ветры буйные, выкатите бочку на сухой бережочек, на жёлтый песочек...

Ветры буйные подули, море заволновалось, запенилось, выбросило бочку на сухой бережочек, на жёлтый песочек. Вылезли из бочки пленники, а Марья-Царевна говорит:

— Где же мы будем жить, Емелюшка? Построй какую ни на есть избушку.

— Неохота.

А она его ещё пуще прежнего просит, ласковые слова говорит.

— Ну, да ладно, так и быть, построю.

И под нос себе шепчет:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — выстройся каменный дворец с золотой крышей...

Только сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зелёный сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-Царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя ли тебе красавцем стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору Царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

Побежали послы, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

— Просите Царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Приехал Царь в гости. Емеля его встречает, ведёт во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать.

Царь ест, пьёт и никак не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь ли ты Емелю-дурака — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочкой в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — на всё твоё царство разор наведу.

Испугался Царь несказанно, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери моё царство, только не губи меня, старика!

На том и сошлись. И устроили пир на весь мир. Женился Емеля на Марье-Царевне и стал царствовать. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

По щучьему велению - русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Она рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился за водой, в его ведро попала щука. К удивлению Емели она заговорила человеческим голосом и даже пообещала выполнять его желания в обмен на собственную свободу. Что изменилось в жизни парня после этой встречи, узнайте вместе с детьми из сказки. Она учит трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

— Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

— Неохота…

— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

— Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

— Вот уха будет сладка!

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

«По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:

— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.

— Неохота…

— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…

Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:

— Да вы-то на что?

— Как — мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

— Мне неохота…

— Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

— Бабы, отворяйте ворота!

Невестки ему говорят:

— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

— Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес…

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера — его найти и привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:

— Ты — дурак Емеля?

А он с печки:

— А тебе на что?

— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.

— А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — дубинка, обломай ему бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:

— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:

— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

— Мне и тут тепло…

— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.

— А мне неохота…

— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:

— Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю…

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:

— Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:

— А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:

— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.

— А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал еще:

— Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.

А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:

— Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.

Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля, видит — темно, тесно:

— Где же это я?

А ему отвечают:

— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

— А ты кто?

— Я — Марья-царевна.

Емеля говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.

— А мне неохота…

Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — выстройся, каменный дворец с золотой крышей…

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто такие?» Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Мою любовь к сказкам ничем не вытравить, это мое детство! Сначала мне их рассказывала мама, а в шесть лет я уже сама научилась читать. Чуть попозже нам с сестрой купили проигрыватель и кучу детских пластинок. Для советского времени это было очень крутое приобретение! Я до сих пор помню как, каким голосом, с какой интонацией кому и что сказал тот или иной герой; можно сказать, что я заслушивала пластинки до дыр. Каким-то неизвестным внутренним чувством я понимала мощность сказок и их целительную силу.

Поэтому сейчас мне так обидно читать современные анализы мудрейших повествований, в этих псевдо-разборах демонстрируется только внешняя сторона, а весь скрытый смысл теряется напрочь. Такие «анализы» не просто смешны, они выполнены по-дилетантски! Мол, тот герой ленивый, а тот трудолюбивый, этот жадный, а этого жизнь наказала… Сказки совсем не про это! Подобный подход умаляет и полностью искажает смысл сказки, превращает важный «учебный материал» в развлекательную и ничтожную по смыслу историю. Хотя на самом деле сказка - это сборник архетипической мудрости, знаний об устройстве мира, устройстве жизни, и каждая из них индивидуальна.

И я хочу сегодня показать, насколько поразительно мудрой и глубокой может быть обычная русская сказка, на примере всем хорошо знакомой и несправедливо осмеянной истории «По щучьему велению».

(откроется в новом окне).

Емеля - кто он?

О чем вы подумали, вспоминая этого персонажа. Только честно! Скорее всего, как и большинство - лентяй, лодырь, никакими талантами не выдающийся, лежит себе на печи, демонстрирует совсем уж пассивный образ жизни, а потом поймал парень щуку и стал царским зятем! Повезло! А еще, скорее всего, вы подумали, что это типичный сюжет для русского человека, сидеть ровно на месте и ждать «удачных обстоятельств», или когда «придут и сами все предложат». Да, действительно, чаще всего такая трактовка и встречается. Более того, некоторые родители намеренно не читают сказку про Емелю, чтобы ребенок не научился дурному!

К сожалению, именно из-за неумения объяснять и трактовать сказку, родители лишают детей возможности прикоснуться к древнейшей архетипической мудрости. Но мы исправим этот недочет, и «глупая» история о ленивом Емеле превратится в кладезь человеческих знаний. Давайте посмотрим глубже на сюжет этой удивительной сказки. Как она начинается?

«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, и третий - дурачок Емеля. Двое старших работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.»

Только стоит задать себе вопрос: кто же согласился кормить лодыря? Работать за двоих и делиться с лежебокой куском хлеба? Почему с печи его не сгонят метелкой? Наверное, не все так просто.

Дело в том, что «три брата», часто упоминаемые в большинстве русских сказок, и именно так - два старших разумные, «нормальные», работящие, а третий - дурак какой-то неудачный получился - это не три личности, а три субличности, три части одного человека. И все события происходят… внутри разума.

Старшие братья здесь символизируют нашу рациональную часть, проявленные психические функции. Они живут по заданному стандарту, идут проторенными тропами, выполняют строго поставленную задачу: надо работать - идут работать, положено жениться - женятся, в общем, делают все, как велит общество. И, если человек не развивается, если не стремится к самопознанию и периодическим выходам из зоны стандартных функций «по проторенной дороге», он застревает в этой роли. Вы наблюдали таких людей, рациональных, невосприимчивых к чувствам, боящихся глупо выглядеть. Они настолько зажаты в своих рамках, в плену своих мыслей и страха «что скажут обо мне люди», что на творческие всплески у них не хватает ни энергии, ни сил.

А что же Емеля? Лежит себе на печи и спит целыми днями. Кто он в нашей истории, этот главный герой? Он - младший брат, символизирует нашу теневую неразвитую психическую функцию. Именно поэтому он пока пассивен, он «лежит на печи» и не мешает старшим братьям работать. Так что же за функции скрывает этот лежебока?

Знаменитый психолог Карл Юнг выявил в человеке 4 психических функции: мышление; чувства; интуиция; ощущение.

Чаще всего человек опирается на одну из них, она является главной, ведущей. Еще две играют вспомогательную роль, а последняя четвертая функция является скрытой, она находится в тени сознания. И чем сильнее главная функция, тем более глубоко в бессознательное (в тень) уходит скрытая. Она словно бы спит внутри личности, точь-в-точь как Емеля на печи.

По моему опыту, в наш материальный век чаще всего такой теневой стороной личности являются чувства, хотя Емелей может быть любая из четырех перечисленных функций. Человек отрицает все, что связано со скрытой частью личности, подавляя ее. Не зря наш лодырь и дурак лежал на печи, в темном углу почти под потолком, там, где он никому не мешает, и его практически не видно. Однако целостным человек может стать только тогда, когда достанет из тени свою слабую функцию и начнет ею пользоваться. Четырехколесная машина на трех колесах ехать не может. Даже если она сдвинется с места, и даже если теоретически сможет куда-то катиться, речи не идет ни о скорости, ни о комфорте.

Поэтому задача человека - проявить скрытое, достать тайное, возвысить подавленное. Именно эта информация зашифрована в сказке «По щучьему велению». Надо просто уметь читать истинный смысл за строками, понимать символику, чтобы так вникнуть в суть этой сказки. Но так как большую часть древних мудрых знаний современные поколения утратили, придется мне восстановить символизм этой сказки и ее истинный смысл. Побуду проводником в этой сказочной драме.

Емеля на печи

Обратите внимание, Емеля спит непросто на лежанке, а именно на печи. Печь - особое место в русской избе, это кормилица и станция обогрева. Это пристанище, защита и одновременно подпитка. Печь согревает Емелю, заботится о нем. Печь - материнский символ, очень часто в русских сказках говорится о печи-матушке. В данном случае сказка отсылает нас к архетипу «матери матерей» или, если применять термин, введенный Карлом Юнгом, то к Великой Матери.

Этот архетип также состоит из 4 частей (составляющих): два из них - это хорошая мать, молодая и старая, Богородица и Юная фея. Другие два - плохая мать, также молодая - Лилит, Шамаханская Царица, и пожилая - Старая Ведьма. Увидеть этот архетип можно в различных интерпретациях. Например, в сказках о волшебнике Изумрудного города вы можете увидеть четырех волшебниц, злых Гингему и Бастинду, и добрых - Виллину и Стеллу.

Итак, Емеля покоится на печи. Его греет и кормит символ хорошей Великой матери. Печь создает внутренний рай, к которому мы стремимся всем свои естеством в любом возрасте. Это нас возвращает в то ресурсное время, когда мы были детьми, не несли никакой ответственности, когда инфантильность была нормой возраста. Этот архетип встраивается в структуру личности и имеет как позитивный, так и негативный аспект. Она и согревает, и удерживает у себя.

Кроме того, печь издавна является и сакральным символом. Вы можете обратить внимание, чаще всего на картинах, где изображены лежащие на печи люди, можно увидеть стариков и детей. Дело в том, что на печи нельзя было заниматься сексом. То есть, взрослые люди там не спали. Печь в данном случае подразумевает неразвитость одной из психических функций, детскость сознания, незрелость Емели, поэтому он спит именно на печи.

Он до поры до времени питается из этого источника и постоянно стремится к нему. Он как бы неразрывно связан с материнским объектом и совершенно не хочет покидать его. В этом проявляется негативное влияние архетипа Великой матери на Емелю:

Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
- Мне и тут тепло…

В реальной жизни это зависимые отношения с матерью. Если жизнь течет по накатанной колее, то Емеле не нужно вставать, можно преспокойно продолжать спать. И проспал бы он так до глубокой старости, если бы не волшебный пинок. В сказке это происходит тогда, когда старшие братья уехали на базар. То есть символически главная функция перестала командовать личностью. Это возможно во время стресса или, наоборот, расслабленного состояния. За старших остались бабы - их жены, Емелины невестки. Они символизируют один из аспектов анимы, внутренней женщины личности. Анима - женская спонтанная иррациональная чувственная часть. Она как чувствует, так и живет. Интуитивно невестки побуждают его слезть с печи, ослабить зависимость от матери-печи. В сказке это выглядело так:

Они с просьбами к Емеле давай подступать:
- Сходил бы ты, Емелюшка, за водой!

Вода появляется в сказке тоже неслучайно. Она и насущная потребность всего живого, и вместе с тем - символ чувств в человеке. Как известно, мир женщины - мир чувств. Вспомним хотя бы выражение «половодье чувств» или постоянное упоминание зависимости женского разума от эмоционального состояния. Таким образом, невестки (один из аспектов анимы) пытаются Емелю окунуть в мир чувств, столкнуть его с мертвой точки, да и себя подпитать.

А дело было зимой, река замерзла совсем. Переводим со сказочного языка на то, что бывает в реальной жизни - так часто бывает, когда человек слишком материален, не видит пользы от чувственного мира, когда он отрезан от своей внутренней чувственности.

Емеля запасся ломом, чтобы прорубить лед. Мы снова видим еще один точный намек. Как известно, «идущего жизнь ведет, а сопротивляющегося тащит». Так уж устроен этот мир, что, хочется или нет, но жизнь обязательно столкнет эмоционального мертвеца с необходимостью проявлять чувства. И в конце сказки мы снова это увидим, но уже без намеков, а в самом оголенном виде. Но пока до финала далеко, и мы только наблюдаем, как Емеля начинает проклевываться сквозь толщу бесчувственного льда.

Это очень важное ощущение, когда человек начинает проявлять свои чувства, наступает время волшебства, мир открывается совсем в ином свете и буквально наполняется красками. Сфера эмоций и чувств имеет огромнейшее значение, во все времена, даже самые аскетичные и жестокие всегда существовал театр, музыка, художественное искусство. Душа человека стремится к прекрасному, и соприкасаясь с ним, расцветает. Душа человека просит любви и под ее влиянием преображается. Вспомним хотя бы Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа». Как она вычеркнула все личное из жизни, причинившее ей боль, и стала этаким эмоциональным сухарем внутри, старухой внешне, и как расцвела в конце фильма, когда позволила себе полюбить Новосельцева.

Емеля и щука

Итак, Емелю согнали с печи и заставили пойти к проруби. И нет, чтобы набрать воды, да пойти домой, Емеля медлит. Хотя это совершенно нерационально: холодно, рыбалку вроде как никто не планировал, так зачем задерживаться? Емеля в данном случае выступает противовесом рациональной эффективности. Сделал дело? Беги дальше! Нужно все распланировать, успеть, добежать, телепортироваться. Быстрее, лучше, больше, даже в ущерб отношениям. Скорочтение, быстропросмотр фильма, фаст-фуд. Детям скорее развивать интеллект, в 2 года читать и писать двумя руками, и плевать на чувства, надо подавить, чтобы не высовывались.

А я уверена, что, если с детства развивать эмоциональный интеллект, это существенно снизит количество несчастных людей. Интуитивная спонтанная часть знает, что без периодического замедления в жизни ничего грандиозного не делается. И терпение юноши вознаграждено!

«Увидел Емеля в проруби щуку.»

Щука, конечно, возникла здесь тоже не случайно. Она часто встречается в славянской мифологии, в пословицах, в загадках, в сказках и приметах. Вспомните хотя бы, что именно щука помогла Ивану-царевичу завладеть Кощеевой смертью, в знаменитой басне Крылова упоминаются лебедь, рак и щука, которая тянет в воду. Да и премудрого пескаря тоже щука съела. Щучья челюсть являлась оберегом, ее наши предки вешали на входные ворота.

Почему такое внимание проявлялось к этой рыбе? По целому ряду причин. В принципе, сама по себе рыба - многозначный символ: с одной стороны она помощница, а с другой она прожорливая хищница. Это символ плодовитости, в любом соннике написано, что увидеть рыбу - это к беременности. Но не все так линейно. В этой сказке в Щуке воплощена идея Самости - центрального архетипа по Юнгу. «Самость есть образ Бога; по крайней мере, она неотличима от него». К. Г. Юнг

Это очень мощная структура внутри личности, ядро, этакий системообразующий принцип. Кто ж из нас не хотел бы пообщаться с Богом и попросить об исполнении желаний? Все хотят, но не все могут. И дело вовсе не в избранности, дело в том, что только открытая искренняя целостная личность готова услышать голос Бога в себе. Он очень тихий, надо быть внимательным к себе и понимать себя. А также важна уверенность в себе и уверенность в правомочности своих желаний.

А если это не так, то вспомните хотя бы Старуху из Сказки о рыбаке и рыбке, она так разошлась, что в итоге ни с чем осталась. Бедный внутренний мир амбициозной старухи не позволил ей воспользоваться ахетипической энергией, она ее попросту раздавила.

Итак, Емеля, решив, что раз уж с печи согнали, то стоит заодно сделать нечто большее, чем просто воды набрать - поймал щуку. И решил пустить ее на уху. Но щука заговорила с ним, русским, читай, понятным для Емели языком! Емеля услышал свой истинный внутренний голос. Это возможно чаще всего именно для таких простаков-дурачков, какие часто встречаются в сказках. Иванушка говорил с Сивкой-Буркой, Иван-царевич общался с Серым Волком. А Емеля договорился со щукой. Смысл в том, что все эти герои объединены одним признаком: незамутненным сознанием. Щука обозначилась как неведомое говорящее существо, да еще и пообещала исполнение всех мыслимых и немыслимых желаний. И Емеля сразу начинает чудить: «хочу, чтобы ведра сами пошли!». Позже он снова покажет свою иррациональную сторону, приказав: «а ну-ка, топор, наруби-ка дровишек, да, посуше!», а потом и вовсе замахнется на нечто неожиданное: «пусть царская дочь меня полюбит!» Рациональный человек так никогда не поступит, он просто представить себе не сможет, что он, какой-то сверчок запечный, может замахнуться на любовь царевны. А Емеля может - и добивается своего!

Но пока едва получивший свои возможности Емеля проверяет себя на несущественных желаниях, исполняются или нет? Правду ли сказала Щука? Все сбывается, ведра идут, и вода не расплескивается. Топор рубит - и дрова сами в штабель укладываются. А что Емеля? А он снова прыгнул на печь! Ему требуется уложить в душе все, что только что ним произошло.

Инициация Емели

Через некоторое время снова невестки посылают Емелю в лес за дровами. А на дворе зима. Зимний лес символизируют архетипическую энергию Злой матери, смерти, в противовес Хорошей матери - печи. Поэтому в русских инициационных сказках часто встречается поездка в зимний лес. Например, все хорошо помнят сказку «Морозко» (с моим анализом можно ) или «Матушка-метелица» в немецкой интерпретации. Происходит инициация подавленной части. То есть этой внутренней части пора прощаться с зависимостью от матери, приобретать вес внутри личности, выходить в люди. Конечно, Емеля это делает с неохотой, да еще невестки смеются над ним: собрался, а лошадь-то в сани не запряг! Но Емеле не нужна лошадь, он силой своего намерения управляет санями, подавив при этом много людей. Понимая, что это так просто для него не пройдет, велит топору вырубить дубинку «такую, чтобы насилу поднять».

Дубинка в сказке символизирует маскулинное (мужское) начало, намек на связь с внутренним мужчиной - анимусом. Она по желанию Емели угощает тумаками всех, кто посмел замахнуться на героя. В том числе, достается чинному царскому офицеру. Невозможно добиться успеха в жизни не опираясь на мужское начало, на агрессивную энергию, и да, Емеля делает это вначале варварским способом, словно бы он дорвался до бесплатного. Раздавая всем зевакам тумаки, он словно бы пробует себя в этом неожиданном амплуа, также, как и шалит с ведрами. А потом, когда у него получается обуздать эту силу и начать управлять ей, он употребляет агрессивную маскулинность в позитивное русло, например, на то, чтобы выйти из бочки с царевной и построить жилище.

Царь

Царь узнал про все проделки Емели, и теперь его задача - разобраться, кто тут учинил кавардак, да еще и использует запрещенное колдовство. Что за смутьян тут выискался? - негодует царь. В переводе на язык символов - это Эго (З. Фройд, К. Г. Юнг), это то, что мы думаем о себе и хотим, чтобы так о нас думали другие. Это те внешние качества, на которые мы опираемся. Эго чувствует, что что-то не то происходит в его епархии, есть нечто, о чем он не догадывается, по идее нужно «резать без разбирательства», но любопытство берет верх, кто таков этот смутьян-Емельян?

Мы выясняем, что на службе у царя состоят разные люди, есть, например, грубый генерал и хитрый «набольший» вельможа. Это наше Супер-Эго, функция внутреннего контроля, с одной стороны жесткого (генерал), а с другой мягкого и настойчивого (набольший вельможа). Кто добился результата и привел Емелю во дворец? Конечно, Набольший. Это очень сильно похоже на аркан «Сила» из карт Таро: чтобы укротить льва, нужно действовать мягкостью и хитростью. Но кто сказал, что хитрость это плохо? Порой мягкая сила важнее грубой. Например, чтобы овладеть своими агрессивными качествами, нужно также действовать спокойно. Это нам демонстрируется в неуспешности действий офицера. Придя и рявкнув, начав оскорблять Емелю, он в итоге ушел ни с чем. А как начинал, самоуверенность так и прет!

Ты - дурак Емеля? - с порога оскорбляет его офицер.
Емеля спрашивает:
- А тебе на что?
- Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
- А мне неохота…

И все, на этом разговор заканчивается. В жизни так же. Если человек действует как нахрапистый недотепа, его попросту посылают по известному, но нецензурному адресу. В данном случае мы посмеялись над офицером, экий он сам дурак-то, пришел в чужой дом и сразу же начал…

А в жизни, если внимательно присмотреться, совершаем ту же ошибку. Например, худеющие только и делают, что постоянно себя ругают то за съеденную булочку, то за нежелание вставать на час раньше и куда-то бежать трусцой. Как постоянно обзывают себя жирными и противными, свиньями и тряпками. И тут же идут, разочаровавшись в себе и отчаявшись, заедать чувство собственной неполноценности - собственноручно воспитанной и взлелеянной. Но как только вы признаете свою слабость и перестаете сыпать проклятьями в адрес собственного тела, так магическим образом становится легче, проходят приступы дикого голода, потому что чрезмерный аппетит - это неутоленный эмоциональный голод, который замыкает порочный круг. Вы себя ругаете, и едой же успокаиваете взбешенное сознание, которое получило порцию негатива - и теперь с помощью сладкого вкуса и обещанного рекламой «райского наслаждения» безуспешно пытается восстановить душевный баланс.

Трикстер

В Набольшем проявляется также архетип Трикстера, это особенно видно тогда, когда он опаивает Емелю, чтоб выполнить приказ царя: «Доставить живым или мертвым!» А в первую их встречу Набольший соблазняет Емелю сладостями и красным кафтаном - самым желанным атрибутом! В старину красный цвет могли носить только цари и шуты, и больше ни у кого не было ни красных кафтанов, ни туфель этого цвета. Красный был символом неприкосновенной свободной персоны, а кто еще имел свободу кроме царя и шута - единственного при дворе, кто мог говорить монарху правду в глаза.

Для Емели получение этого красного кафтана - тоже символ, это признание освобождения от притязаний придворных царя-Эго. Очень важный момент, ведь именно Эго не признает подавленную часть личность: это сулит позор, как считает оно, потому что я не такой (жадный, злой, ленивый, чувственный или бесчувственный). Потому Эго боится и всеми силами старается не замечать скрытой своей части.

Для встречи с Эго - поездки к царю - наш Емеля еще недостаточно силен, не укрепилась эта часть личности, поэтому он принимает решение ехать на печи. Это мне напоминает сюжет еще одной волшебной сказки - «Василиса Премудрая», и тот момент, когда мачеха послала Василису за огнем к Бабе Яге. Василиса тогда взяла с собой куколку - материнское благословение. То есть, с благословением матери Емеля едет во дворец на первую аудиенцию со своим Эго.

Здесь стоит обратить внимание на интересный момент: Емеля уже умеет управлять своими желаниями и получать то, что он хочет, у него же есть «волшебное слово». Тем не менее, он соблазняется на уговоры Наибольшего (хотя может «наколдовать» себе этот же кафтан), но ему нужны подарки именно от царя. И Емеля едет. Хотя его самость-щука уже может позволить ему быть могущественней царя, так как монарх, пусть и наделенный властью, но на печи не ездит. Почему? Всё просто, Емеля все еще недостаточно в себя верит.

Емеля и царь

Встреча Емели и царя тоже показательна. К монарху какой-то простак не проявляет никакого уважения. Он по идее должен подчиняться, но этого не происходит. «Не делай себе кумира» - говорится в одной из заповедей. Тот, кто овладел силой своего намерения, желания, не признает над собой никаких авторитетов.

Более того, при дворе Емеля встретился со своей анимой - внутренней женщиной, она ему очень понравилась. При этом дурак-Емеля не чувствует себя каким-то недостойным царской дочери, он не может рационально оценить пропасть между собой и дочерью монарха. Поэтому влюбляет в себя Марью-Царевну с помощью заклинания. Символически Марья-царевна видит богатство внутреннего мира Емели, видит его огромный потенциал, она и сама не прочь заиметь такого жениха. Но Емеля оказывается пока не готов к таким чувствам, поэтому он спешно покидает дворец и залегает на дно, чтобы ассимилировать (прожить) полученный опыт взаимодействия другими людьми.

Теперь вернемся к анализу встречи Емели и царя. Эго посчитало смутьяна-Емельяна своевольным дураком. Так бывает, когда мы открываем в себе способность говорить глупости, быть смешным, неловким в самый неподобающий момент. Мы себя в этот момент не хотим принимать, а если нам попадается такой человек, который повторяет все наши нелепости, отзеркаливает их, мы тут же начинаем потешаться над ним. На самом деле мы смеемся над собой, но гоним от себя всяческую мысль о том, что сами можем быть такими.

Именно поэтому Царь велел опоить Емелю, засмолить вместе его с предательницей-дочерью в бочке и бросить в открытое море. С глаз долой - из сердца вон! Иными словами, царь подавил все мысли о своих качествах, увиденных в образе Емели. Море здесь выступает как символ бессознательного. То есть произошло подавление чувств. Но как бы не так! Понятно, что они никуда не делись, лишь выплыли на другом берегу с помощью волшебной силы Емели.

Царь-Эго не хочет покидать трон, не в его интересах связь Марьи-царевны с Емелей, но он уже чувствует, что пришел его час. Пора уходить с насиженного трона и отдавать его молодым. Так после сорокалетнего кризиса человека «колбасит», в кризис роковой черты начинается полный раздрай личности! Встают вопросы: «А зачем я здесь? Кто я? Что есть жизнь/смерть? В чём мое предназначение?» Ответов нет…

И тут, как луч солнца золотого, приходит осознание, что не все во власти Эго, что есть еще что-то над ним, некая неукротимая сила. По мнению Юнга - это самость. И Эго сдается на милость Самости, Так и здесь, чувствуя свою немощность после угроз окрепшего исцеленного красавца-Емели: «Все твое царство пожгу и разорю!», царь сдается, одобряя брак Емели и своей дочери. Тем самым остается жив и служит новому царю - Емеле, символизирующему в конце сказки зрелую целостную личность.

Исцеление личности

Слово «исцеление» является однокоренным с «целостностью». И сказка о Емеле - это отличная метафора пути героя, исцеления его личности. Если она вас раздражает, то можно сказать с высокой долей вероятности, что события, происходящие в сказке, отражают те процессы, что сейчас творятся в вашей душе. И при этом завершать процесс вам неохота, как неохота Емеле слезать с печи, отрываться от материнской пуповины, становиться взрослым, называть вещи своими именами. Тогда пусть ваш анима столкнет вас с проторенного пути, как это было с Емелей!

Надеюсь, что вы убедились в необходимости более глубокого изучения сказок, созданных для самопознания и изучения многовековой мудрости предков, понимания архитипической глубины бессознательного. Развивайтесь и созревайте вместе со сказками!

А какая сказка является вашей любимой или наоборот нелюбимой? О какой из них я напишу в своей следующей статье?

Иллюстрации Владислава Ерко

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой... Этим неторопливым присловьем начинаются многие народные сказки. Само слово «сказки» происходит от глагола сказывать: В глухую старину по всей необъятной России в занесенных снегом избах при тусклом свете лучины наши далекие предки складывали и сказывали свои сказки.
Сколько чудес и увлекательных небылиц в народных сказках: тут и огнедышащий дракон о семи головах, и говорящий Серый волк, и злая Баба-Яга... Но главные герои сказок и былин не они, а смелые и мужественные люди - Иван-царевич и Василиса Премудрая, лихой отставной солдат и хитрый батрак или же простой крестьянский сын. На первый взгляд, нет в крестьянине ничего примечательного. Одет он в домотканый армяк, на голове - видавшая виды шапчонка, на ногах - поношенные лапти, да и говорит он не слишком складно. Не удивительно, что порой его считают недотепой, чуть ли не дурачком. Но крестьянский сын не очень-то обижается на это, кто-кто, а он знает себе цену и за легкою славой не особенно гонится, не растрачивает по пустякам свою силу.
Однако стоит кому-либо попасть в беду, как крестьянский сын, накинув на плечи старый армячишко, отправляется в путь-дорогу. И как бы далеко ему не пришлось идти, он обязательно поспеет на выручку к обиженному да угнетенному, спасет человека от напасти... На своем пути крестьянский сын встречается то с Серым волком, то с Бабой-Ягой, то еще с каким-нибудь чудищем. Каждая из этих встреч - не что иное, как испытание, проверка душевных сил героя, его доброты, великодушия.
Столетиями создавал народ свои сказки. В прошлом веке народными сказками заинтересовались писатели. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки, были от известных сказителей - сказочников. Одним из самых больших знатоков русских народных сказок был неутомимый собиратель фольклора А. Н. Афанасьев (1826-1871). Всю свою жизнь он посвятил этому делу. Афанасьевым было записано несколько сотен сказок, среди них-и сказка «По щучьему велению».
Веселая и озорная эта сказка. Здесь печь идет в гости к царю, топор сам собой рубит дрова, а сани без лошади отправляются в лес. Все эти чудеса, сильно растревожившие батюшку-царя, учинил не кто иной, как Емеля-дурак. Лежит себе Емеля на печи да приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению», и начинают вещи куролесить. В довершение всех дел решил Емеля-дурак жениться на царской дочери... За что ни возьмется он, все у него получается, а виной всему «щучье слово». Так с помощью волшебного присловья простой крестьянин заставил уважать себя и одержал верх не только над царским офицером, но и над самим царем... Вот тебе и Емеля-дурак!
Б. Заболотских

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать ), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень. Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок : простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

Милостивый государь наш, дурак любит - ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает ; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Правильная стирка махровых полотенец — советы бывалых!
Сильные заговоры на быстрый развод
IХ.4.2. Аутосомно-рецессивный тип наследования заболеваниЙ. Аутосомно-доминантный тип наследования Наследуется по аутосомно рецессивному типу