Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько идет адаптация ребенка к садику. Особенности адаптации первоклассников к школе

Адаптационный период для нового работника на месте, это время, которое играет важную роль не только в начале работы, но и для последующего сотрудничества.

Сроки этого периода могут быть самыми разными и чем быстрее работник вольется в коллектив и вникнет в работу, тем проще будет и ему, и окружающим. О том, что такое адаптационный срок, для чего он необходим и как правильно ввести нового работника в курс дел – поговорим в сегодняшней статье.

Что такое адаптационный период?

Адаптационный период – определенный временной отрезок, в течении которого сотрудник осуществляет выполнение ряда задач, для упрощения и максимальной автоматизации работы в будущем.

Обычно адаптационный период совпадает с . Длительность такого периода обычно составляет 3-12 месяцев. В некоторых случаях может потребоваться более длительный срок, либо же наоборот, работник освоится раньше.

Адаптационный период в целом может включать в себя следующие задачи:

  1. Знакомство с коллективом;
  2. Освоение культуры и этики коллектива;
  3. Освоение навыков и приемов работы;
  4. Ознакомление с внутренним регламентом организации;
  5. Изучение партнеров и клиентов компании;
  6. Освоение возможности карьерного роста;
  7. Изучение иных навыков, необходимых в работе.

Таким образом, адаптационный период позволяет максимально подробно изучить компанию, коллектив, специфику работы, а также решить и сотруднику, и руководителю, возможно ли продолжение сотрудничества сразу после испытательного срока.

Если разделять адаптационный период по методам подхода, то можно выделить следующие его стороны:

  1. Психологический метод – вливание в коллектив, установление дружеских и уважительных отношений, установка уровня субординации с руководством и так далее;
  2. Профессиональный – получение основных навыков для работы и освоение принципов политики компании в целом;
  3. Организационный метод – изучение сети взаимодействия с другими компаниями, отделами, филиалами. Получение навыков карьерного роста;
  4. Режимный – метод, позволяющий привыкнуть к новому ритму работы и темпу выполнения задач.

Исходя из описанного выше, адаптационное время – способ быстро научить работника основным принципам и методам работы, познакомить с коллективом, понять основные правила корпоративной культуры и этики, а также наладить отношения с окружающими, стать неотъемлемым звеном одной команды.

Поэтому правильная адаптационная подготовка – залог быстрой адаптации сотрудника и квалифицированного выполнения им своих должностных обязанностей.

Кто должен проводить адаптацию

Правильная программа адаптации позволяет работнику быстро освоиться.

Адаптационную работу с сотрудником может проводить любой член коллектива. Обычно наставника назначают из наиболее активных и добросовестных работников компании. Но если речь идет о большой корпорации, то в данном случае работа по новичка может быть возложена сразу на несколько лиц.

Приведем пример распределения адаптационной работы:

  1. Начальник – подготавливает все должностные инструкции для сотрудника, организует ему удобное рабочее место, занимается всеми документационными вопросами, вводит работника в курс дела;
  2. Кадровый работник – извещает работника о дате выхода на работу, собирает документы для руководителя, предоставляет новому сотруднику все необходимое для работы (канцелярию или инструменты), знакомит сотрудника с коллективом;
  3. Наставник – человек, который на данном этапе является главным направляющим сотрудника. Именно от того, как сложатся отношения с наставником, от его компетенции и знаний будет зависеть скорость адаптации сотрудника и его профессионализм, а также вся дальнейшая карьера.

В целом, обычно процесс адаптации проходит достаточно хорошо, если руководителем приложены для этого все необходимые усилия. Грамотные руководители всегда стараются в полной мере предоставить новому работнику все необходимые условия для правильной и своевременной адаптации.

Верно проведенная адаптация работника позволяет:

  • установить гармоничные отношения в коллективе;
  • раскрыть в полной мере потенциал сотрудника;
  • позволить работнику занять удобное место в иерархической системе компании;
  • увеличить возможность развития специалиста в профессиональной сфере;
  • получить сплоченный и ответственный коллектив;
  • значительно повысить производительность труда;
  • повысить ответственность сотрудников и пунктуальность, а также решить многие другие задачи.

Кроме того важно помнить, что неправильная адаптация или же ее полное отсутствие как таковой, это верный путь к апатии, депрессии, плохому настроению сотрудника и многим другим проблемам. Кроме того, неважные или того хуже враждебные отношения в коллективе – прямой путь к крушению компании.

Плохие отношения между сотрудниками приводят к постоянным ссорам, некачественному выполнению работы, отсутствию ответственности, а также к безынициативности работников. Поэтому своевременное и грамотное проведение адаптации – ключ к успеху не только для нового сотрудника, но и для руководителя.

Важно понимать – для каждого человека, ввиду его психологических и психофизических особенностей срок может быть самым разным. Поэтому устанавливать жесткие рамки адаптации не стоит.

Обычно, адаптационный период заканчивается оцениванием возможности работы в компании, как сотрудником, так и работодателем. И если работник с удовольствием остается работать, значит начальник все сделал правильно.

Если все пошло не так

Нужно внимательно следить за работником в период адаптации.

Нередко возникают и ситуации, когда работник никак не может привыкнуть к работе и коллективу. Сигнализировать об этом могут следующее:

  1. Нежелание сотрудника выполнять новые задачи;
  2. Апатия к работе в целом;
  3. Отношения в коллективе становятся натянутыми, к новичку относятся предвзято;
  4. Клиенты или же партнеры жалуются на некомпетентность сотрудника;
  5. Работник и руководитель никак не могут найти общий язык.

Помимо этих причин есть и масса других, но все они направлены исключительно на негатив – работа сотруднику не в радость и для компании приносит только негативные последствия.

Происходить подобное может по двум основным причинам – неправильно проведена адаптация работника, либо же сам специалист некомпетентен в своей области. И в том и в другом случае, руководителю следует принять меры по исправлению ситуации.

Например:

  • открыто поговорить с работником о сложившейся ситуации и своих недовольствах, выслушать точку зрения сотрудника;
  • предложить работнику пройти обучение по специальности;
  • сменить тактику адаптации новых сотрудников;
  • провести беседы с коллективом и так далее.

Методов исправления ситуации достаточно много и от того, насколько инициативна каждая сторона зависит исход дела.

В целом же, если обе стороны ведут себя апатично, то рано или поздно это приведет к расторжению .

Сотруднику следует вести себя корректно.

Для того, чтобы правильно и успешно пройти адаптационный период и , нужно выполнять некоторые универсальные рекомендации.

Приведем лишь некоторые примеры «правильного» поведения на новой работе:

  1. Доброжелательное отношение к коллегам;
  2. Отсутствие предвзятости в любой ситуации;
  3. Вежливое и корректное общение даже при конфликтных случаях;
  4. Максимальное повышение уровня профессиональной квалификации;
  5. Пунктуальность;
  6. Субординация;
  7. Аккуратное выполнение работы в любом случае;
  8. Позитивное отношение к жизни вообще и к работе в частности.

Помните, нет универсальных рецептов для успешной адаптации новичка, есть только желание сделать адаптационный период максимально коротким и результативным.

И в зависимости от того, насколько и работник и руководитель захотят реализации всех своих профессиональных навыков зависит результат их совместного труда.

Из этого видео вы узнаете все об адаптации персонала.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Адаптация ребенка к детскому саду – важный и волнительный период в жизни его самого и родителей. Быстрая адаптация к новым условиям, коллективу, воспитателям напрямую связана со степенью и эмоционально-психологической семейной обстановкой в этот момент. Посещение ребенком детского сада – это серьезные изменения в жизни всех членов семьи. При правильном подходе к этому вопросу родителям под силу сгладить все острые углы этого периода и максимально ускорить адаптацию.

Знакомство с детским садом

Для того чтобы , обязательно познакомьте его с этим учреждением. Периодически выбирайте маршрут прогулки так, чтобы пройти мимо детского сада (поначалу, даже не обязательно «своего»). Остановитесь, посмотрите, как играют детки на площадках, расскажите своему малышу, что детский сад – это место, где дети много времени проводят друг с другом. Они играют, рисуют, танцуют, поют песенки, кушают, спят, гуляют. Можно обратить внимание ребёнка на то, что среди деток нет мам, только воспитатели. Обязательно расскажите кто это!

Приходите в разное время: утром и ближе к вечеру, чтобы посмотреть, как дети уходят с площадки. В первую половину дня после прогулки они заходят в детский сад – расскажите ребёнку, что детки идут мыть ручки, кушать, а затем лягут спать. Вечером приходите посмотреть, как малышей одного за другим забирают родители – это важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что детей туда приводят, у них там своя насыщенная программа, но вечером их обязательно забирают домой.

Если у вас есть друзья с детьми по возрасту старше вашего малыша, попросите им рассказать свои впечатления о детском саде. Обычно, даже если поначалу детям не нравится посещать детский сад, потом они делают это с огромным удовольствием. Практически любой ребёнок доверительно отнесется к словам старшего товарища. Можно придумать сказку, когда, например, зайчик рассказывает о том, как он посещал садик.

Знакомство с садом можно продолжить, инсценировав вместе с ребёнком будни этого учреждения при помощи игрушек. «Мама» приводит «ребенка», его принимает «воспитатель», далее обыгрываете все то, что делает «мама» и «ребенок», находясь порознь. В заключение «мама» забирает «ребенка» и уводит домой.

Режим дня

Для того чтобы желательно заранее перестроить его режим дня на тот, который установлен в детском саду. Ознакомьтесь с режимом дня детей того ДОУ, в который планируете водить ребенка. Обычно режим следующий:

8.00–8.30 – завтрак

8.30–9.30 – занятия в группе

10.00–11.30 – прогулка

12.00–12.30 – обед

13.00–15.30 – сон

16.00–16.30 – полдник

17.00–19.00 – прогулка или занятия в группе, ужин

Посещение детского сада станет более простым, если ребенок привыкнет вставать рано утром и ложиться спать примерно в час дня.

Обратите внимание также на питание. В общеобразовательных учреждениях на завтрак чаще всего подают омлеты, молочные каши или супы, чай, булочки или бутерброды. Обед состоит из первого и второго блюда, салата, компота. После дневного сада детей ожидает так называемый «усиленный полдник»: рыба с пюре, сосиски с тушеной капустой или салатом из овощей, вермишелевые или творожные запеканки. В меню детских садов также числится ужин, обычно это соки/ряженка/кефир и печенья/булочки.

Когда лучше начать посещать детский сад?

Идеальное время – лето. Как правило, детей муниципальные детские сады начинают принимать в июле-августе. Редко, когда группа сразу полностью наполняется. Адаптация ребенка к детскому саду пройдет проще, если он начнет посещать это учреждение одним из первых. У воспитателей будет больше времени лучше узнать своих новых подопечных.

Если у вас запланировано летнее путешествие, то начинайте посещение детского сада после него. Также лучше немного повременить, если летом происходят другие глобальные изменения: ремонт с переездом в новое место, рождение второго ребенка, приезд родственников в гости с проживанием с вами в одной квартире.

Можно начинать посещение детского сада в сентябре–начале октября. Однако в это время уже начинаются занятия, а многим детям в период адаптации сложно на них сосредоточиться. Откладывать адаптацию на более холодное время не рекомендуется из-за большей вероятности распространения вирусов и протекания заболевания с осложнениями.

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Перед началом посещения детского сада поговорите с воспитателем о привычках вашего ребенка, расскажите ему о том, что ему нравится/не нравиться, о чертах характера, о возможных социокультурных или психологических нюансах (трудно идет на контакт с новыми людьми или не любит делиться игрушками). В общем, расскажите ту информацию, которая поможет воспитателю заочно познакомиться с вашим ребёнком, а в дальнейшем наладить с ним контакт. Обязательно сообщите воспитателю, если у ребенка есть пищевая аллергия на какой-то продукт или группу продуктов.

Начинают адаптацию ребенка к детскому саду постепенно. Некоторые родители стремятся сразу оставить ребенка на полдня или даже на целый день. Детские психологи не рекомендуют придерживаться такой схемы.

Обычно ребенка приводят на прогулку с группой на 1-1,5 ч. Мама ему говорит, что заберет его после прогулки с детьми. Это наиболее психологически щадящий момент: ребенок ведь уже неоднократно гулял с другими детками на игровых площадках, но сейчас он это делает самостоятельно без мамы за спиной.

Затем ребенка приводят в группу к тому времени, когда дети позавтракали. Мама говорит, что придет после прогулки. Ваш ребенок познакомится с группой, выберет свой шкафчик, оставит там вещи (это уже что-то его! в новом месте). Поиграет с детьми в группе, соберется вместе со всеми на прогулку, погуляет, а затем его забирают.

Следующий момент адаптации – завтрак и/или обед с детьми. Воспитатели подскажут с чего лучше начать. Когда первая половина дня будет проходить нормально, в стандартном режиме, ребёнка оставляют на дневной сон. Обычно в первые дни, когда это происходит, мама забирает его сразу после сна. Затем время его пребывания в саду дополняется полдником, а затем общей прогулкой.

Что в шкафчике ребенка в детском саду?

В детском шкафчике на период адаптации обязательно должны быть:

  • минимум два комплекта трусики/маечки/носочки;
  • комплект одежды, в которой ребенок находится в группе;
  • комплект одежды для прогулки (обычно это то, в чем ребенок пришел в детский сад);
  • сандалии или другая удобная обувь, в которой ребенок будет ходить в помещении;
  • пижама и клеенка для деток, которые остаются на время дневного сна в группе;
  • 2 носовых платка;
  • пакет для грязной одежды.

Психологический климат в семье

Позитивный настрой родителей, особенно мамы, очень важен для безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно самой маме не совершать ошибок – у неё не должно быть никаких сомнений по выбору самого детского сада, воспитателей и правильности посещения ребёнком этого учреждения. Родители должны понимать, что какой-бы тщательной не была подготовка чада к новому жизненному этапу, в его начале все равно можно столкнуться с нежеланием ребенка посещать садик и даже со слезами. Главное, чтобы не с мамиными! Иначе она не сможет создать крохе условия для быстрого привыкания к детскому саду.

Родители должны понимать, что зачастую дети на первых порах просто не понимают, зачем их привели в это место, что от них ждут. Затем, сталкиваясь с новыми правилами и ограничениями, дети могут вести себя не в свойственной им манере: начинают вредничать, хулиганить, становятся агрессивными или, наоборот, замыкаются в себе. Адаптация ребенка к яслям часто сопровождается регрессией, казалось бы, уверенных навыков: малыши могут начать писаться в штанишки, «забывают» как держать ложку, одеваться. Это нормальная реакция неокрепшей детской психики на нервное напряжение в период адаптации.

Родители не должны ругать своих детей за это, а тем более связывать эти моменты с низкой квалификацией воспитателей и отсутствием их должного внимания к детям. Тем более, нельзя обсуждать негативные моменты, связанные с детским садом, в присутствии ребенка.

Очень скоро вы заметите первые достижения, новые умения, полезные навыки, которыми ваш малыш обзаведется в садике – это хороший знак успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не забывайте его хвалить, радоваться вместе с ним, говорить, что вы очень гордитесь тем, какой он большой, как вы его сильно любите! И, конечно, маме нужно постараться в период адаптации к саду как можно больше времени проводить со своим маленьким героем. Не стремитесь в шумные большие компании – предпочитайте размеренные прогулки, чтение книг, спокойные игры. При этом чаще обнимайте и целуйте своего ребенка!

Семейные традиции и ритуалы

Период адаптации к детскому саду благоволит придумыванию семейных, трогательных ритуалов. Обучайте ребёнка понятиям «рабочие» и «выходные» дни. Прекрасным завершением буднего дня будет семейный ужин, во время которого все могут рассказать, как прошёл день. Не зависимо от своего разговорного уровня скоро кроха присоединится к общему обсуждению. Обязательно устраивайте семейные выходы выходного дня в «детские места».

Многие мамы придумывают свой ритуал «До свидания», например, перед временным расставанием целуют малыша в щечку и говорят, что мамин поцелуй будет рядом с ребенком в течение всего дня. Или папе можно потереться с малышом носиками и сказать, что теперь он теперь такой же сильный, смелый, взрослый. Или договориться, что вы помашите ребёнку в окошко. Как правило, детям нравятся эти трогательные ритуалы, они служат милым, безболезненным моментом расставания. После того, как все проделано, ребенок спокойно отправляется в группу к детям.

Опять опаздываем!

Спешка – еще один важный момент, который может серьезно усложнить адаптацию ребенка к детскому саду и вызывать неприязнь в дальнейшем. Лучше встаньте сами на 10 минут раньше и раньше разбудите ребенка, чем бежать сломя голову, тянуть его за ручку, кричать, что вы не успеваете. Дети не ориентируются во времени, они не понимают важность пунктуальности, но они хорошо видят, что мама нервничает, и связывают это с собой и детским садом.

Если вы не спеша разбудите вашего малыша, поцелуете его, посидите в обнимку 5 минут, спокойно дойдете до детского сада, поговорив с ним по дороге, нежно погладите его перед уходом, то это задаст позитивный настрой на весь день вам и ему.

Сколько времени длится адаптация?

Детские психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду:

  • Легкая, длительностью до месяца
  • Средняя (1-3 месяца)
  • Тяжелая, которая длится более 3 месяцев

Классификация условна, т.к. предполагает непрерывное посещение ребенком детского сада, что редкость из-за возможных детских болезней.

Поскольку появление регресса навыков, ухудшение сна и аппетита является психологически нормальным ответом ребенка на новые условия, то их нормализация свидетельствует о положительной динамике. Хороший шажок к адаптации ситуация, когда с уходом мамы ребенок еще может всплакнуть, но быстро успокаивается и играет с другими детьми.

Нетипичные ситуации, возникающие при неправильной или несвоевременной адаптации ребенка к детскому саду:

  • Появление страхов темноты, лифта и т.д.
  • Появление расстройств, носящих нервный характер (заикания, тик).
  • Плач, крики, истерики ребенка при уходе мамы, которые длятся более полугода после начала посещения детского сада.

Эти ситуации требуют внимания к себе и консультации с детским психологом. Совместно обязательно найдется индивидуальный подход к правильной адаптации вашего ребенка.

Родителей также должны насторожить повторяющиеся хронические заболевания или болезни, протекающие с осложнениями, например, ОРВИ с отитами или синуситами. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром о подходящих вашему ребенку способах повышения иммунитета.

Начало посещения ребенком детского сада – трудный период для всех детей и их родителей. Но в силах последних обеспечить более легкую адаптацию правильной подготовкой до и грамотной поддержкой ребенка во время этого периода. И, конечно, не забывайте чаще говорить ребенку, что вы его очень любите, скучаете без него и обязательно проводите как можно больше времени, свободного от детского сада и работы, вместе. Удачи!

Одним из первых испытаний, с которым придется столкнуться ребенку в жизни, станет адаптация к детскому садику. Утренний плач, крики и протесты многие родители считают практически нормой и стараются не обращать на них внимания. Но это неправильная позиция, малышу и так сложно, его необходимо поддержать и помочь ему. Поэтому каждая мама должна знать, как приучить ребенка к садику, чтобы оградить его от сильного стресса.

Подготовка

Многие мамы делают большую ошибку, когда начинают знакомить малыша с садиком накануне первого дня. Задумываясь, как приучить ребенка к садику, разговоры нужно вести еще с того момента, как малыш начал говорить. Конечно, сын или дочка вряд ли поймут весь смысл сказанного, но такие беседы станут фундаментом. Нужно рассказать ребенку об окружающих людях, о целях, задачах и обязанностях.

Малыш должен хорошо усвоить то, что мама не пропадает навсегда, она обязательно вернется и заберет его домой. К тому же адаптация может проходить постепенно, нет необходимости отдавать ребенка сразу на целый день.

Мамам будет полезно заранее познакомиться и наладить контакт с будущим воспитателем. Вместе нужно выработать конкретную стратегию и понять, как адаптировать ребенка к садику. Мама должна сама доверять воспитателю и внушить это доверие малышу. Он должен четко знать, что пока мамы нет, по всем вопросам необходимо обращаться к воспитателю.

Примерно за три месяца до того момента, как малышу нужно будет идти в детский сад, мама должна подготовиться к этому действительно важному событию в жизни маленького человечка.

В каком возрасте идти в сад?

Раньше психологи настаивали, что ребенка лучше отдавать в садик после трех лет, когда он физически и морально окреп, а также готов «отпустить» от себя маму. Но в последние годы все большую популярность приобретает убеждение, что малыша нужно вести в сад до трех лет. В каком-то плане это удобно: он легко адаптируется к новой обстановке и нередко называет воспитательницу мамой. Но в этом случае есть определенная проблема: у ребенка нарушается развитие естественной привязанности к дому и родителям. В дальнейшем это может негативно сказаться на восприятии малышом взрослого мира.

Ребенку тяжело приспособиться к новым условиям и чувствовать себя уверенно без маминой поддержки, поэтому часто адаптация ребенка в садике проходит очень тяжело.

Если есть возможность, лучше побыть с ребенком дома до трех лет. Появление младшего - не повод вести старшего в садик. Нужно научить его быть помощником и опорой, подружить его с грудничком. Установленные с детства крепкие взаимоотношения между детьми станут хорошей базой для дальнейшей жизни.

Распорядок дня

Особое внимание нужно уделить режиму дня ребенка. Его необходимо выстроить таким образом, чтобы распорядок был максимально приближен к тому, который будет в саду. Если малыш уже не спит днем, стоит научить его хотя бы тихонько лежать в своей постельке в положенное время. Полезно будет рассказать ему о пальчиковых играх, объяснить, как сочинять стихи или сказки. Утренний подъем должен быть за час до предполагаемого выхода из дома.

Походы в туалет

Чтобы облегчить привыкание ребенка к садику, нужно научить его ходить в туалет на горшок или на унитаз. Такой навык поможет малышу увереннее чувствовать себя в незнакомой обстановке. Будет хорошо, если ребенок привыкнет ходить в туалет «по-большому» в определенное время.

Меню

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, когда детки не хотят кушать в детском саду. Непривычная еда отталкивает малышей и не вызывает аппетита. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно заранее приучать ребенка к вкусу детсадовской пищи.

Родителям необходимо исключить все перекусы и немного снизить калорийность ежедневного рациона. Это будет способствовать пробуждению чувства голода. Ребенок должен учиться кушать быстро и самостоятельно. Если это ему не под силу, стоит задуматься - возможно, малыш еще слишком мал для посещения детского сада.

Зная особенности своего ребенка, нужно поговорить с воспитательницей и попросить ее быть внимательнее и терпеливее с малышом, давая ему возможность закончить трапезу. Многие работники детского сада с пониманием относятся к просьбам родителей и стараются облегчить адаптацию малышу.

Закаливание и оздоровление

Каждый родитель должен закаливать своих детей, но в большей мере это касается тех, которые задумываются, как приучить ребенка к садику. Частые болезни неизбежны, так как малыш будет общаться с большим количеством деток в непривычной для него среде. Укрепление иммунной системы поможет избежать различных осложнений.

Полезны прогулки на природе в любую погоду, водные процедуры всех видов и прохладное питье. Так организм ребенка будет более устойчив к инфекциям и простудам, и малыш не будет страдать от постоянного насморка и кашля.

Расставание с мамой

Зачастую ребенок, расставаясь с мамой, начинает плакать. Если после долгих уговоров малыш все-таки остается с родственниками и хорошо себя чувствует, нужно менять «традицию» расставания. Можно привлекать ребенка к процессу ухода: просить его принести сумочку, помахать маме в окошко или провести до лифта. Такие «обязанности» помогут ребенку почувствовать себя взрослым.

Если малыш сильно нервничает без мамы, не хочет играть и кушать, стоит обратиться за помощью к психологу. Часто такое поведение является следствием ошибок родителей. Повышенная тревожность мамы перед расставанием и излишняя опека на подсознательном уровне беспокоят ребенка и мешают ему чувствовать себя комфортно.

В этом случае лучше всего создавать такие ситуации, когда малыш сам попросит маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для родителей подарок, или он заигрался с друзьями в гостях и не хочет уходить. Необходимо чаще просить малыша лично следить за порядком в отсутствие мамы, помнить о режиме дня. При встрече родители должны расспросить сыночка или доченьку об успехах и узнать, как они провели день. Похвала и одобрение станут для ребенка лучшим стимулом повторить такой подвиг еще раз.

Отношения со сверстниками

Перед тем как адаптировать ребенка к садику, нужно понаблюдать за тем, как он общается с другими детками. Научите его сотрудничать с людьми, предлагать сверстникам свои игрушки и правильно реагировать на нежелание общаться с ним. Можно водить его в детские комнаты, чтобы он умел занимать себя в течение оговоренного времени и не просился домой сразу же, как ему надоест.

Не волноваться!

Отводя в первые дни ребенка в детский сад, родители всегда нервничают. Но мамочка должна понять, что волнения и переживания - это естественно. Проецировать их на ребенка не стоит, так как он тонко чувствует настроение матери. Не нужно обсуждать при малыше возможные трудности, но и «рисовать» идеальные картинки тоже стоит. Оптимальная позиция - это осознание необходимости посещения детского сада.

Первый день в саду

Родители должны знать, что если ребенок пошел в садик, адаптация может начаться не с первого дня. Это связано с тем, что малыш просто не понял, что ему придется делать это каждый день и к тому же оставаться надолго. Поэтому мамам рано радоваться. Зачастую такая проблема возникает в том случае, когда затягивается процесс привыкания. В первые дни воспитатели разрешают мамам находиться в саду с ребенком, и он воспринимает это как должное. Лучше оставлять его на пару часов одного в группе и ждать в раздевалке, если ребенок не отпускает маму.

Сбежать или отпроситься?

Первый вопрос, интересующий всех мам, которые переживают привыкание ребенка к садику - это процесс ухода. Как лучше уйти: тайно сбежать или получить разрешение у малыша? Из-за этого ведутся постоянные споры и дискуссии, но самое умное - это изучить особенности характера ребенка и выбрать собственную стратегию. Можно попросить воспитателя помочь и отвлечь малыша.

Освободите утро!

Утро должно быть временем мамы и ребенка. Никакие проблемы и заботы не должны мешать им наслаждаться обществом друг друга. Все вопросы и дела лучше оставить на вечер. С утра мама должна быть решительной и нежной, чтобы передать малышу соответствующий настрой.

Каждый вечер, переступая порог детского сада, необходимо оставлять позади все хлопоты и уделять время исключительно ребенку. Всем видом мама должна показывать, как она рада встрече и как ждала этого момента воссоединения.

Ни в коем случае нельзя жалеть ребенка из-за того, что он целый день в саду. Лучше подчеркивать, как ему там весело, сколько у него друзей и какая вкусная еда. Весь негатив, даже если он есть, и собственные переживания не стоит передавать малышу. Покажите ему пример собственным отношением к жизни - это будет лучший вклад в его взрослую жизнь.

Работа - это не навсегда!

Разрабатывая план того, как приучить ребенка к садику, нужно сформировать положительное отношение к работе и обязанностям. Необходимо объяснить малышу, что все и всегда возвращаются с работы, а также то, что в садике не живут. Каждый раз нужно подчеркивать это на примерах: папа ушел на работу, он поможет другим людям и вечером обязательно придет домой. Со временем ребенок привыкнет к этому и будет уверен, что и мама всегда вернется и заберет его из сада.

Только позитив!

Все жалобы и недовольства ребенка необходимо обыгрывать и представлять в выгодном свете. Мама должна помочь малышу посмотреть на ситуацию под другим углом и с позитивом. Нужно чаще восторгаться детским садом и убеждать ребенка, что ему очень повезло, что он может туда ходить. По дороге в сад нужно в красках описывать все прелести общения с детками и концентрировать его внимание на приятных мелочах: интересных игрушках, увлекательных занятиях и любимых блюдах.

В какое время года лучше идти в сад?

Мамы часто задумываются о том, сколько ребенок привыкает к садику и когда лучше начинать его водить. Психологи и педиатры уверяют, что лучшее время - это конец лета и начало весны, а худшее - конец осени и зима. Это связано с тем, что ребенок должен привыкнуть к садику до начала учебного года. К тому же пик заболеваний приходится на осенне-весеннее время.

Если ребенок плачет…

Все дети адаптируются по-разному: один привыкает быстро, а другой ребенок плачет в садике и зовет маму. Слезы в раздевалке - дело обычное, и родители не должны по этому поводу сильно переживать. Важно обратить внимание на то, как ведет себя малыш после того, как заходит в группу. Если он отвлекается и начинает играть, значит, адаптация проходит нормально.

Но если ребенок плачет в садике целый день, отказывается играть и кушать, то ему нужна помощь. Тяжелая адаптация может сопровождаться регрессом: малыш мочится в штаны, плохо спит по ночам и не отпускает маму ни на шаг. В этом случае все нагрузки на нервную систему крохи необходимо свести к минимуму, окружить его заботой и теплом. Ребенок должен иметь четкую уверенность, что он любим, и мама никогда его не бросит.

Приучить ребенка к садику быстро и безболезненно вряд ли получится, потому что дети тяжело воспринимают новую обстановку без мамы. Родителям стоит запастись терпением, и тогда малыш обязательно будет их радовать своими успехами.

Малышу пора в детский сад… Какой возраст подходит для посещения дошкольного учреждения? Родителей беспокоит вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Консультация психолога по этой проблеме поможет подготовиться к важному нелегкому периоду в жизни всей семьи и успешно его преодолеть.

Родители стремятся защитить малыша от психологической травмы, связанной с ранним расставанием с мамой, желают, чтоб он с радостью и интересом увлекся процессом обучения, легко преодолев трудный этап адаптации.

Процесс адаптации условно можно рассматривать в 2-х аспектах: психологическом и физическом.

Физическая адаптация подразумевает:

  • привыкание к незнакомому режиму дня;
  • расширение уровня контактов со сверстниками;
  • иной режим питания.

Намного сложнее психологическая адаптация, которая предполагает расставание с мамой. В новых условиях степень внимания от взрослых уменьшается. У малыша это может вызвать нервное напряжение.

Сколько длится адаптация?

Часто именно полноценная консультация специалиста по работе с детьми способствует гармонизации адаптации ребенка к детскому саду. Привыкание у малышей происходит по-разному. Пара недель или долгие шесть месяцев — зависит от психотипа ребенка, его воспитания, грамотного и профессионального подхода воспитателей и заботливого отношения родителей.

Степени адаптации

Быстрая адаптация в детском саду

Период быстрой адаптации длится около 1 месяца:

  • ребенок спокойно приходит в садик, без плача и истерик отпускает маму;
  • находит контакт с детьми и воспитателем, легко вовлекается в игру;
  • после детсада с интересом делится впечатлениями с родителями;
  • настроение стабильное, без резких перепадов.

Средняя адаптация

Этап средней адаптации длится около двух месяцев. В течение этого времени дети могут болеть. В эмоциональном плане ребенок спокоен, трудностей в общении не наблюдается.

Как этот этап отображается на поведенческих факторах:

  • при расставании с мамой слезы неизбежны, но ребенок быстро успокаивается;
  • преодолев некоторую настороженность, начинает играть с детьми;
  • проявляет заинтересованность, когда педагог предлагает игрушку;
  • придерживается общего режима, спокойно реагирует на замечания;
  • не всегда готов к общению с воспитателем.

Медленная адаптация

Малышу достаточно трудно стать частью коллектива. Дети с такой степенью адаптации часто болеют, находятся в постоянном унынии. К ним нужны особое внимание и поддержка, возможно даже помощь психолога.

Проявления поведения:

  • придя в детсад, не отпускает маму. Весь день проводит в ожидании, когда за ним придут родители;
  • не хочет общаться;
  • не отвлекается на игру;
  • проявляет замкнутость и агрессию;
  • замечания вызывают плач или испуг.

Важные составляющие, которые влияют на адаптацию ребенка

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка к детскому саду. Консультации специалиста способствуют стабилизации характера и длительности адаптационного периода. Возраст, уровень развития психических процессов, состояние здоровья, коммуникативные способности существенно влияют на вовлечение в незнакомый коллектив.

Возраст ребенка

Важной составляющей данного этапа является возраст малыша.
Стремительный темп физического и психического формирования в возрасте от 10 месяцев до двух лет усложняет процесс адаптации. После двухлетнего возраста дети легче приспосабливаются к условиям детсада.

Состояние здоровья

Функциональная незрелость организма дошкольника является причиной сложной приспособляемости к изменениям среды. Частые простудные заболевания, вследствие которых ребенок становится пассивным, слабым, вялым, приводит к возникновению безразличия к окружению. Плохое самочувствие задерживает стремление к движениям, действиям, в результате чего страдает процесс общего развития.

Степень психологического развития

Успешность адаптационного периода тесно связана с индивидуальными особенностями ребенка, развитием психических функций, качеств характера и темперамента.

Дети разных возрастных категорий, придя впервые в дошкольное учреждение, ведут себя по-разному. Некоторые вначале спокойно относятся к требованиям воспитателя, к условиям, но затем, по приходу в садик начинают протестовать, плакать, не спят, отказываются от еды и т.д.

Другие в первые дни при расставании с родителями плачут, возражают против режима дня, но постепенно начинают привыкать, у них восстанавливается аппетит, сон, увлеченность игрой с товарищами.

Уровень социализации

Увеличение контактов с детьми и взрослыми — важный фактор адаптации ребенка к детскому саду. Консультации детского психолога оказывают эффективную помощь тем малышам, общение которых до детсада ограничивалось узким кругом семьи.

Такие дети с трудом социализируются в новом обществе. Отсутствие коммуникативных навыков и неспособность разрешать конфликты повышает детскую тревожность и формирует нежелание посещения детского садика.

Насколько быстро социализируется дошкольник, во многом зависит от воспитателя, его профессионализма и умения найти индивидуальный подход к каждому новичку.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Родителям важно знать о медицинском аспекте процесса адаптации ребенка к детскому саду. Консультация специалиста поможет раскрыть суть этапов адаптации: острого, подострого и периода компенсации. В острый период все системы организма находятся в напряжении. Поведение малыша неустойчивое, он легко возбудим, капризничает.

Повышается частота сокращений сердечной мышцы, колеблется давление, увеличивается содержание микробов и подверженность болезням, меняется кровяной состав, нередко малыши худеют. Период длится от десяти дней до трех месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для подострого периода характерны постепенная нормализация поведения и физиологических показателей. За 2 недели восстанавливается аппетит, нормализуется речь, сон и гармонизируется эмоциональный фон. Период компенсации знаменует возвращение физиологических и психологических показателей на исходный уровень и указывает на адаптированность ребенка.

Рекомендации родителям: как подготовить ребенка к детскому саду

Роль родителей огромна в безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Консультация психолога по подготовке к посещению дошкольного учреждения основана на рекомендациях родителям о том, как решить нелегкую адаптационную задачу.

Каким образом можно помочь малышу, чтобы посещение садика было комфортным:

  • В процесс подготовки к посещению детсада включать постепенный переход от домашней еды к детсадовскому режиму питания.
  • Сформировать навыки коммуникации. Для этого организовывать с малышом прогулки к участку детского учреждения, знакомить с детьми, вовлекать в совместную деятельность. Возможно, поможет также предварительное знакомство с будущим воспитателем.
  • Прививать навыки доступного самообслуживания.
  • Подготовить малыша рассказами о детсаде, пояснить, почему вы хотите, чтоб он посещал садик.
  • Повышать «статус» детсада, рассказывая в присутствии малыша о том, как вы гордитесь тем, что он осенью пойдет в детский сад.
  • Поведать ребенку о режиме в детском учреждении, о том, какие его ожидают занятия и игры. Чем подробнее будет этот рассказ, тем увереннее будет пребывание крохи в садике.
  • Развивать предметно-игровую деятельность. Дети, привыкшие играть с игрушками, быстро вовлекаются в новые условия именно посредством игры, с интересом исследуя игрушки в детском саду.
  • Следует разработать систему «знаков прощания с малышом», чтобы расставание с родителями было безболезненным.
  • Ответьте на вопрос: «Нужен ли детсад вашему ребенку именно сейчас?» Если вы не уверены в этом, и ребенок чувствует, что посещению садика есть альтернатива, он непременно воспротивится.
  • Не следует критически отзываться о детском учреждении и его работниках в присутствии малыша, тем более пугать его посещением детского сада.
  • Предупредите малыша о точной дате посещения детсада за неделю, чтобы он мог психологически спокойно подготовиться к этому событию.

Каких ошибок следует избегать родителям в период адаптации ребенка к детскому саду

  • Недооценка важности этого этапа. Недопустимо приводить ребенка в садик и отлучаться на весь день. Родителям надо быть готовыми в любой момент вернуться в садик, в случае непрекращающегося плача малыша. повышения температуры и т.д;
  • Несоблюдение последовательности и систематичности посещений . Такое непостоянство создает дополнительные сложности при адаптации;
  • Резкий уход при прощании. Правильнее придумать индивидуальный «ритуал» прощания, который облегчит расставание с мамой;
  • Отсутствие социализации. До посещения детсада у ребенка должен быть некоторый опыт общения с другими детьми и привычка иногда разлучаться с родителями с объяснением, что они уходят по делам, но через определенное время непременно вернутся.

Как развить в ребенке самостоятельность

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка уверенным в себе и самостоятельным, чтобы в дальнейшем он мог строить свою взрослую жизнь в соответствии со своими решениями и добился бы хороших результатов.

Важная роль в воспитании детей принадлежит педагогам. В сложном многогранном вопросе формирования личности ребенка необходима слаженность действий и общность воспитательных методов воспитателей и родителей.

  • Во-первых, надо быть терпеливыми. Дети всегда стремятся к самостоятельности, но взрослые, проявляя заботу, пытаются брать на себя даже самые элементарные обязанности, лишь бы не утруждать малыша;
  • Необходимо ребенку давать возможность выбора из нескольких вариантов: это касается и еды, и одежды, и выбора игрушек и т.д.;
  • Пусть ребенок сам ищет вопросы на свои ответы. Взрослым надо лишь помогать ему в этом;
  • В отношениях с малышом следует исключить чрезмерную опеку , навязчивые объяснения о том, что вредно и что полезно. По возможности, надо заменить слово «нет», которое порождает агрессию, на альтернативу компромиссного варианта решения проблемы;
  • Важно верить в ребенка, всегда помогать и поддерживать его. И тогда он вырастет самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Как сформировать положительное отношение к детскому саду

Задолго до посещения садика малыша необходимо подготовить к этому важному событию, чтобы у него сложилось положительное впечатление.

Рассказы о том, как весело проходят занятия в детсаду, как там много детей, с которыми предстоит играть на интересных занятиях, какие веселые праздники организуются в детском саду — все это находит в душе малыша позитивный отклик. Можно провести экскурсию в детский сад, в который пойдет ребенок. Пусть он познакомится с обстановкой и условиями.

Как облегчить расставание с малышом

Утреннее расставание — самый сложный момент для крохи. Он чувствует переживания мамы, которой также нелегко впервые отпускать от себя своего ребенка на продолжительное время. Поэтому, в первую очередь, не следует переживать маме и необходимо вести себя спокойно и уверенно.

Этот нелегкий момент можно облегчить, придумав какой-нибудь ритуал — объятие или ласковое слово на ушко, повторяя то же самое каждый день.

Обычно даже самые капризные дети без труда включаются в игру и отпускают маму. Если ребенок эмоционально больше привязан к матери, что бывает в большинстве случаев, то пусть его на первых порах приводят в садик другие члены семьи.

Как развивать общительность

Как известно, коммуникабельные малыши легче приспосабливаются к условиям садика. Поэтому необходимо у ребенка развивать навыки общения.


На консультации у психологов, практически каждый специалист для лучшей адаптации ребенка к детскому садику рекомендует уделять большое внимание играм между людьми. Это улучшает способность к быстрой социализации

В этом вопросе родителям поможет:

  • Выработка минимальных навыков коммуникабельности, обучение правилам вежливого обращения: здороваться, прощаться, узнавать имя собеседника, просить, благодарить, делиться игрушками и тд;
  • Игры, основанные на вопросах-ответах. Предлагая малышу игру, полезно задавать вопросы по сюжету, поощрять его к рассказыванию игровой ситуации;
  • Коллективные игры на прогулках. Можно устраивать игры с другими малышами, вовлекая ребенка в общение с другими детьми посредством игры;
  • Важное правило: не принуждать к общению. Некоторые малыши не любят веселые компании и предпочитают быть сторонними наблюдателями. Возможно, пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет выстроить отношения с другими детьми.

Что должны делать родители, если ребенок плачет по дороге в садик?

Важно учесть то обстоятельство, что психологически подготовленный ребенок не станет плакать по дороге в детский сад.

Тем не менее, чувствительные и впечатлительные дети могут выразить некоторое беспокойство в виде плача или капризов. Мамы не должны чрезмерно сострадать и сочувствовать малышу, поскольку, почувствовав беспокойство матери, малыш еще больше углубляется в свои переживания, что нередко приводит к заболеваниям в виде простуды, рвоты, слабости, плохого аппетита и т.д.

Но бывают случаи, когда ребенок плачет по дороге в детский сад, потому что ему там неуютно. Родители должны выяснить это, поговорив с воспитателем, чтобы поддержать своего малыша. Причины могут быть разные. Возможно, у него не сложились отношения с кем-нибудь из сверстников, например.

Не стоит бежать в садик и устраивать выяснение отношений. Здесь помогут воспитатель или психолог. Изучив проблему, они постараются в игровой деятельности с помощью психолого-педагогических методик разрешить возникшую ситуацию.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Плач ребенка в детском саду в период адаптации — нормальное явление. В преодолении малышом проблем адаптации огромную роль играет воспитатель. Очень важно на этом этапе поддерживать тесный контакт с родителями, интересоваться о характере и увлечениях малыша, о том, какие он любит игры и игрушки, какими видами деятельности он занимается с особым интересом.

Воспитателю необходимо проявить терпение и педагогический такт, ни в коем случае не давить на личность ребенка, стать ему другом и помощником.

Возможно, потребуется продолжительное время для адаптации ребенка к детскому саду. Консультации с родителями, собственные наблюдения помогут раскрыть особенности личности ребенка, его способности и увлечения. На этом этапе нужно постепенно вовлекать малыша в игру и общение, давать задания, выполнение которых доставляет малышу радость.

Только грамотное отношение педагога может создать в душе ребенка тот позитивный эмоциональный фон, который поможет ему безболезненно пройти сложный адаптационный период.

Формирование доверия к новым незнакомым взрослым и детям, создание эмоционального контакта, основанного на доброте, проявлении внимания, заботы, поддержка в нелегкий для малыша период, особый индивидуальный подход, основанный на уважении личности маленького человека, общение, сопровождающееся улыбкой и ласковой интонацией.

Вот принципы, на которых основана успешность адаптационного периода, те факторы, соблюдение которых поможет облегчить тяжелое испытание для детской психики и создаст необходимые условия для успешного вовлечения малыша в дружный детский коллектив.

Видео о адаптации ребенка к детскому садику

Комплексное решение проблемы адаптации ребенка к детскому садику:

Консультация с детским психологом на тему адаптации детей в садике:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Физкультурное развлечение в первой младшей группе Физкультурное развлечение в младшей группе
Как материализовать свои мысли?
Модные стрижки для мальчиков