Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Родительское собрание-практикум «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики Тема развитие мелкой моторики рук родительское собрание

Родительское собрание:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Форма проведения: практический семинар

Цель : Обогащение представлений родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи :

Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук;

Научить родителей применять игры и упражнения по развитию

мелкой моторики рук.

Ознакомить с приемами развития ручной умелости в домашних условиях.

Участники: родители, дети, воспитатель.

Место проведения : групповая комната

Оборудование: столы, по два карандаша на каждую пару участников, двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета, листки бумаги в клеточку, мультимедийное оборудование, фотографии играющих детей, пальчиковый театр

Ход собрания

  1. Сообщение воспитателя - «Взаимосвязь процесса формирования речи с движением рук»

На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие « пять да пять»,

Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

Наши ребята сразу догадались, о чём идёт речь. Правильно, о пальцах. Тема нашего сегодняшнего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее- развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо.

Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Что же такое мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

Педагог Сухомлинский В. А. писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальце».

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

  • Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.
  • Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общеинтеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза - дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук.

Разминка «Карандаши»

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку.Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

  1. Методы и приемы развития мелкой моторики

Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти, игры очень эмоциональные, их можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики на одной руке.

Мы с тобой снежок слепили. «Лепят» снежок, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий Соединяют пальцы обеих рук, делая круг.

И совсем - совсем несладкий! Грозят указательным пальчиком

На логопедических занятиях мы «рассказываем стихи руками» проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной, а также хорошо развивает слуховое восприятие.

Можно дома своими руками изготовить для пальчикового театра героев сказки, и поиграть вместе с ребенком в ходе игры повторяя движения взрослых, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями.

Пальчиковый театр - это прекрасный материал для развития воображения, мышления и речи. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры- инсценировки в форме диалога: «Две лягушки», « Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Воспитатель показывает несколько фигур, родители пробуют повторить.)

Особенно чётко просматривается контур персонажей, характер их поведения, действий- в театре теней. Сначала исполнителем моет быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру.

Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная

лампа(источник света). Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра,

театра теней большие возможности для развития ловкости, координации

движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и

развития речи.

В систему работы, я включаю логоритмические упражнения-они просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

Логосказки - способствуют развитию всех сторон речи, а так же развитию как мелкой, так и общей моторики. Я вас познакомлю с персонажами в сказке «Репка»:

Практикум логосказка «Репка»

Репка - показываем руками круг;

Дедушка - показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка - показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка - показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;

Мышка - показываем кулачок.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка"

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.

Философ, педагог Иммануил Кант писал, - "Рука- это вышедший наружу головной мозг. "

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук может привести к большим умственным и физическим нагрузкам, в следствии чего у ребенка возникнет негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму.

  • раскрашивание картинок;
  • обведение плоских фигур;
  • обведение трафаретов;
  • рисование различных линий: прямых, фигурных;
  • рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
  • выполнение штриховок;
  • графический диктант.

Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:

  • правильная посадка за столом- ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;
  • правильность удержания карандаша- карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
  • расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий;

Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

  1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
  2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Данное упражнение развивает не только у детей тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно- двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

Практикум «Графический диктант»

Уважаемые родители! Я предлагаю вам выполнить графический диктант.

Отгадайте, что будете сейчас рисовать:

"Ходит длинный, пасть с клыками

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? " (Слон)

Правильно! Итак, отступите 3 клеточки слева, 3 клеточки сверху, поставьте точку и начинаем рисовать: 4 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 5 клеточек вправо, 8 клеточек вниз, 3 клеточки влево, 3 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вниз, 3 клеточки влево, 4 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 6 клеточек вверх. А теперь дорисуйте слонику глаз и хвостик.

  1. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики

Кроме специально организованных занятий по подготовке руки к письму, с детьми используются дидактические игры и пособия. Хотелось бы рассказать о некоторых из них.

Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие. Дидактические игры способствуют развитию зрительно-двигательной координации, формированию ловкости пальцев рук, умению выполнять задания с более мелкими предметами, готовят руку к письму.

Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики:

  • шнуровки
  • счетные палочки
  • конструктор
  • мозаика
  • волчки
  • выкладывание рисунков из крышек
  • сухой бассейн
  • прокатывание мяча по шнурку
  • ходилки.

Шнуровка.

Уже давно доказано, что шнуровка- идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.

Для детей старшего дошкольного возраста существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация. Пришнуровывая грибы и ягоды к ежику или белочке, можно сочинить сказку о том, как зверек собирал себе плоды на обед. Ребенок научиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, что бы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали.

Счетные палочки.

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

Конструкторы.

Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов… Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.

Мозаика.

Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.

Волчки .

Это игрушки, приводимые в движение пальцами руки и вращающиеся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учиться правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Такие игры развивают ловкость рук и глазомер дошкольников.

Выкладывание рисунков из крышек.

Эффективным тренажёром для пальцев рук может стать обыкновенная крышка от пластиковой бутылки. А заданий и игр с таким простейшим приспособлением можно придумать много: «Чьи бусы длиннее? », «Пирамидка», «Нарисуй картинку», «Закрути» и т. п

Сухой бассейн.

Сухие бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, крупой, песком, солью. Их основное назначение- механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Прокатывание мяча по шнурку.

Предлагается в веселой, непринужденной форме помочь детям развить мелкую моторику пальцев рук, используя мячики или разноцветные каучуковые шарики, в комплекс входят элементы массажа. Представленные в игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат. Используя съемные буквы, слоги и это задание можно превратить в универсальное. Развивая моторику детей закреплять навыки чтения.

Ходилки.

Собравшись вместе, ребята с азартом кидают кубик, отсчитывают несколько клеток и передвигались по игровому полю в ожидании, кто же первым доберётся до финиша? Но, будет еще интереснее, если вы, вместе с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а, возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями. Фишки к игре тоже можно сделать самим. Это могут быть какие-то мелкие игрушки, машинки, или же любые понравившиеся вам персонажи, изображение которых можно вырезать и приклеить на толстый картон. Эти известные всем с детства игры так же развивают мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги, что несомненно подготавливает руку ребенка к письму.

  1. Игры с предметами домашнего обихода.

В какие же игры можно поиграть с ребенком дома?

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа и т. д.

Несколько идей, как занять ребенка на кухне:

  • Массаж рук (орехи, бигуди, шишки)Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

  • Тестопластика- это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное - это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
  • Рисование на муке - насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
  • Бусы из макарон . Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
  • Веселые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих руках, чтобы она была не слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) .
  • Цветные резинки . Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями пальцев передвинуть резинку. Выполняется сначала одной потом другой рукой.
  • Пуговицы . Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их - вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.
  • Бумажная пластика - это изготовление игрушек из мятой бумаги. Предлагаемая техника изготовления игрушек проста, не требует больших материальных затрат. Игрушки из мятой бумаги прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук.

Практикум «Изготовление игрушки»

Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми сделать игрушку своими руками.

Для этого нам понадобится следующий материал и оборудование: двухсторонняя розовая бумага 4 листа А4, клей, ножницы, маркер синего цвета.

Ход работы:

  • От листа бумаги отрезать квадрат 2х2 см разрезать по диагонали - уши
  • Отрезать квадрат 2х2 см, вырезать круг - пятачок
  • Отрезать полоску 10х5 см, скрутить жгутик, загнуть крючком - хвост
  • Лист бумаги взять двумя руками смять комок и аккуратно разгладить ладонями, возвращая первоначальную форму листа. Перевернуть лист на другую сторону, смять и вновь разгладить. Повторить эту процедуру еще несколько раз пока листок не станет мягким и податливым. Заправить все углы и стороны внутрь, чтобы получилась фигура похожая на батон.
  • Сборка - к передней части туловища прикрепить уши, пятачок, сзади - хвост. Маркером дорисовать глаза.
  1. Заключительная часть. Рефлексия

А теперь позвольте спросить:

Что нового узнали на собрании?

Какие выводы вы для себя сделали?

Если у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой

моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это

оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения

новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных

пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких

трудностей удастся избежать.

В конце собрания логопед раздает памятки для родителей.

Список литературы:

  1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5
  2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» - Волгоград; Учитель, 2013г
  3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г
  4. Сайт www.maam.ru


Приложение

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстёгивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
  • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;
  • рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
  • резать (вырезать) ножницами;
  • плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
  • выполнять аппликации.
  • перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • разбор круп и т.д.

Прикреплённые документы:

.docx, загружено: 25 апреля 2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад №6

Щербиновский район станица Старощербиновская

Разработала: воспитатель Бубнова В.В.

Уважаемые родители, мы рады вас видеть всех вместе. У меня в руках весеннее солнышко, которое сейчас мы будем передавать и говорить друг другу комплименты.

Вот и обогрело нас солнышко. А сейчас хочется вам загадать загадку.

Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)

  1. Тема нашего разговора посвящена « Развитию мелкой моторики рук у детей»

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Развивая мелкую моторику у ребёнка, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уважаемые родители, а вы дома развиваете мелкую моторику у ребёнка? Какими играми? (ответы родителей)

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной, тем самым мы развиваем речь ребёнка. И нам в этом помогают пальчиковые игры и упражнения.

На каждом ОС мы с детьми используем различные игровые пальчиковые игры и упражнения, а также массаж рук. Данные виды игр и упражнений мы используем не только на ОС, но и в свободной деятельности. Детям это очень нравится. Да вы и сами можете в том убедиться и посмотреть как мы играем с детьми в группе

(Слайды)

А сейчас предлагаю с вами немножко поиграть

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

  1. «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка……

Это пальчик Я.

Это вся моя семья.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

Шарики СУ-ДЖОК

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Можно использовать разные предметы для игр и упражнений (шишка, грецкий орех, карандаш, яйцо-киндер, мячик, и т.д.)

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому мы рекомендуем и дома использовать упражнения и игры для развития мелкой моторики .

Не забывайте, что развитие мелкой моторики необходимо проводить в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха, поощрение.

Очень хорошо развивают моторику у детей игры с прищепками Такие игры способствуют развитию воображения, мышления, умения устанавливать логические связи. Также способствуют более быстрому развитию речи у ребёнка.

(На слайде показать в какие игры с прищепками играют дети

«Коврик», «Солнышко», «Парочки», «Сушим бельё» и др.)

Игра с прищепками

(Предложить родителям сделать коврик, солнышко, дождик, цветок и др.)

Также для развития мелкой моторики мы используем различные виды театров – пальчиковый, би-ба-бо. С детьми разыгрываем сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". (показать на слайде )

С родителями

Я предлагаю и вам поиграть, отправиться в сказку «Теремок»

Как Вы думаете, пальчиковый театр оказывает влияние на развитие кисти Вашего ребенка? (Обмен мнениями )

(Кистью или пальцами руки ребёнок имитирует движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища куклы)

Также отлично развивает руку разнообразное нанизывание, шнуровка, защёлкивание, вытаскивание предметов из ёмкости (вытаскивание рыбок из аквариума)

Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы. Нанизывать по цвету, усложняя чередовать по размеру и т.д. (Слайд)

Дома вы можете составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно разных развивающих игр.

А мы предлагаем Вам отправиться в наш «Магазин игрушек».

(предложить 1-2 родителям купить в магазине игры, предметы на развитие мелкой моторики. Почему вы выбрали эти игры? Объясните как они влияют на моторику рук?)

Мы для Вас приготовили памятку, которая называется «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Игры, описанные в ней, помогут Вам с пользой для детей проводить время дома.

  1. Подготовить учреждение к летнему оздоровительному периоду

Заключительная часть. Рефлексия.

В завершении, нам хотелось услышать ваше мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали? Полезна ли была сегодняшняя тема нашего разговора?

Родительское собрание

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Цели:

  • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
  • Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
  • Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Подготовительная работа:

  • Организация выставки рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности (рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, ткани, пластилина);
  • Изготовление приглашений на собрание для родителей;
  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Подбор слайдов с пальчиковыми играми;
  • Изготовление кроссворда по теме собрания;
  • Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями:
  • «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
  • «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
  • «Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);
  • Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.
  • Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Компьютер для показа слайдов;
  • Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники:

  • Воспитатель
  • Родители

Форма проведения: собрание практикум.

Ход встречи:

  1. Организационная часть

Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Правильно о пальцах.

Тема нашей сегодняшней встречи посвящена как раз им, точнее - развитию мелкой моторики рук у ребенка. Предлагаю вам посмотреть выставку работ детей нашей группы.

  1. Основная часть
  1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребенка»

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно

  • Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
  • В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).
  • В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

  1. Практикум «Приемы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из пластилина»

На столах коробки с пластилином, дощечки для лепки, стеки, нарукавники, - словом, всё что нужно для правильной организации работы детей с пластилином.

Проведём практикум по развитию мелкой моторики рук с помощью пластилина. Хочу предложить вам способ изготовления пластилинового петушка.

Начинаем с изготовления гребешка и туловища. Скатайте три маленьких красных и один большой жёлтые шарики. Придайте последнему форму яйца. Соедините три красных шарика вместе и прикрепите получившийся гребешок к голове петушка.

  • Далее изготавливаем глаза и клюв.

Скатайте два маленьких белых шарика - глаза, чёрные малюсенькие бусинки - зрачки и оранжевый шарик - клюв. Прикрепите зрачки к глазам, а из оранжевого шарика скатайте валик с заострёнными краями и согните его пополам. Оформите голову петушка этими деталями.

  • Приступаем к выполнению крыльев и хвоста.

Для крыльев понадобятся два зелёных одинаковых шарика, для хвоста - три разноцветных. Зелёные шарики для крыльев сминаем в плотные лепёшки и немного загибаем концы лепёшки вверх. Из шариков для хвоста катаем колбаски и соединяем их вместе по форме петушиного хвоста.

И наконец, оформляем петушка

Катаем два оранжевых шарика для ног, сминаем в лепёшки и делаем надрезы в виде пальцев. Прилепляем детали крыльев, хвоста и ног к туловищу.

Теперь давайте оформим выставку работ. Поставьте, пожалуйста, своих петушков рядом где находится петушок вашего ребёнка.

3. Сообщение воспитателя «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка».

Воспитатель. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма у детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли- игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребенком пальчиковый театр, покажите небольшие игры-инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Кистью или пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей. Особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребенок непременно захочет попробовать себя в роли актера. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путем складывания пальцев определенным образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую-то фигуру. Оборудование для тетра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировка - это оригами.

Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:

  • Работа с красками - штриховка;
  • Пальчиковая гимнастика - шнуровка;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Лепка из глины и пластилина;
  • Нанизывание бус, бисера;
  • Сматывание цветных ниток в клубочки;
  • Работа с ножницами.

Подробнее остановлюсь на играх - шнуровках Марии Монтессори, возможности которых в развитии малышей очень широко. Эти игры:

  • Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  • Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
  • Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  • Способствуют развитию речи;
  • Развивают творческие способности
  • Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Так, у инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений и развития речи.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

  1. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

А теперь позвольте спросить:

  • что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?
  • какие выводы вы для себя сделали?
  • есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручает каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» )

ПАМЯТКА

Развитие у ребенка мелкой моторики рук

  • Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть пройдет по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. Например: «это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».​
  • Для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от белого,еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.
  • Можно обводить все, что попадается под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.
  • Дошкольнику вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.
  • Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
  • На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.
  • Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и развитие аккуратности.
  • Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастерами, карандашами.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «БерЁзка»

комбинированного вида города Искитима Новосибирской области

Тема родительского собрания:

«Развитие у ребёнка мелкой

моторики руки»

Могилевцева Ирина Николаевна

г. Искитим, 2017

Форма проведения: собрание практикум.

Цель родительского собрания:

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики руки;

    Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

    Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.

Повестка:

1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики руки у ребёнка».

2. Практикум «Приёмы развития мелкой моторики руки с помощью изонити».

Ход мероприятия

Жили-были ручки,

Ручки-закорючки,

Что они не брали;

Все они ломали:

Только тронут вазу –

Разбивают сразу,

Чуть коснуться книг –

Разрывают вмиг.

Но страшнее бомб и пушек

Были ручки для игрушек.

Горевали мама с папой,

Ручкины родители:

«Долго ли нам мучиться,

Что из них получится? »

Годы шли – и ручки вдруг

Стали парой взрослых рук.

А хозяин этих рук

Стал известный врач – хирург.

Стали для науки

Золотые руки!

Тема нашего собрания – практикума посвящена детским ручкам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями) .

Это можно объяснить несколькими причинами:

Взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).

Дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Почему же так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и рече двигательного анализаторов.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а тем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).

Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Симметричное вырезание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.

Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой моторики кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание.

И сегодня мы хотели бы познакомить Вас с некоторыми способами развития мелкой моторики – это изонить и театр теней. Внимание родителей на выставку работ детей нашей группы (работы детей по изонити). И то, что это действительно важно, нужно, необходимо, но еще и интересно, мы попробуем выполнить сегодня сами.

Сегодня мы предлагаем Вам выполнить «Валентинку» в технике изонить с элементами аппликации, рисования и лепки, а вашими помощниками будут дети.

Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.

Изонить, нитяная графика, изображение нитью, изографика, ниточный дизайн, вышивка по картону – вот неполный список названий этой техники.

У Вас на столе лежат иголки, нитки и заранее приготовленные шаблоны для работы.

У каждого на столе есть буклет: «Правила безопасности», «Последовательность составления рисунка для изонити.», «Правило заполнения угла и круга».

И так приступаем к работе…

У нас три сердечка. Одно из них вышивают родители в технике заполнения окружности «Изонить», а два сердечка дети должны приклеить на открытку составляя композицию и украсить сердечки разными техниками, у вас на столе клей, бумага, бисер, пшено, нитки, пластилин, кофе, гуашь…

Рефлексия занятия в кругу.

Что вы узнали нового, чего не знали ранее?

Чему научились?

Как вы примените на практике?

Своим родительским собранием я показала работу «Ребёнок-Родитель-Воспитатель». Это собрание очень сближает как родителя к ребёнку, так и воспитателя к ним.

Теплоту и любовь материнского сердца не заменит ни кто и ни чем.

Мы с вами убеждаемся в том, что дети растут быстро в темпе будничной суеты, мы даже не замечаем, как быстро вырастают наши дети.

Так давайте же эту частицу любви отдавать самому дорогому, что у нас есть, это дети.

В итоге занятия были вручены на память «Буклеты».

Воспитатель.

Родительское собрание
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

в возрастной средней группе

Форма проведения: собрание-практикум

Аудитория: родители старшей группы

Количество участников: 12 человек, воспитатель.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать проблемой.

4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).

2. Выставка книг по теме собрания.

3. Презентация игр (слайды).

4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

Материалы и оборудование:

1. Плакаты с высказываниями:

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский);

    «Рука – Это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);

    «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева)

2. Листы бумаги, простые карандаши.

3. Организация выставки развивающих игр.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека . Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.

Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Работать с вкладышами (Монтессори).

6. Застегивать пуговицы.

7. Завязывать, развязывать узлы.

8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

Средства развития мелкой моторики рук.

Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.

Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, веревки и т.д.

Игры с пластилином:мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим картинки; готовим обед.

Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.

Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.

Развитие тактильных чувств.

Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий, грубый, шероховатый, с ворсом и т.д. Который ребенок может трогать и рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным другим материалом.

Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра «Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.

Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.

Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.

Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Шитье, вязание, плетение, застежки.

Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими руками.

Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.

Массажеры. Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,

- лучше адаптироваться в практической жизни,

- научиться понимать многие явления окружающего мира.

Сейчас мы вам предложим игры.

1. Пальчиковая гимнастика .

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Мы морковку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы морковку солим-солим,

Мы морковку жмем-жмем.

2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист, теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните. Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые открывается фигурка. Готово.

3. Графический диктант.

1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаем узор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.

2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки вниз поставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте сами.

4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.

Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной рукой.

5. Рефлексия

Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу «светофор»: зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не узнала; красный – зря потратила время).

Подведение итогов собрания

В заключении можно сказать следующее:

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;

2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;

3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Памятка для родителей.

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

    катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

    разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

    сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

    нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

    завязывать узелки на шнурке, веревке;

    застегивать (расстёгивать) пуговицы;

    играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

    резать (вырезать) ножницами;

    выполнять аппликации.

Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

    перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

    уход за срезанными и живыми цветами;

    водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));

    разбор круп и т.д.

    выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

    мять руками поролоновые шарики, губки;

    рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

    резать (вырезать) ножницами;

    плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

    выполнять аппликации.

Список литературы:

1. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, № 9; 1998, № 9; 2000, № 5

2. Кыласова Л.Е., Ротарь Н. В., Карцева Т.В., Фролова Н. Г. «Родительские собрания» - Волгоград; Учитель, 2013г

3. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстигнеева В. И. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» Москва «Скрипторий 2003» 2012г

4. Сайт

Включайся в дискуссию
Читайте также
День ветеранов боевых действий День ветеранов чеченской войны
Зимняя обувь – самая теплая и красивая женская обувь на все случаи жизни Плюсы и минусы обуви
Новогодний утренник