Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста статьи. Как позаботиться об эмоциональном состоянии ребенка

Проблемы детей дошкольного возраста - частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.

В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.

Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность . Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления - неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией - проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка . Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние -самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Проблема общения детей дошкольного возраста

Общение - потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.

Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:

  • Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат - проявление равнодушия к нему.
  • Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
  • Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
  • Сильная застенчивость - еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.

Путь решения - диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.

Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.

Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие - причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.

Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!

Комарова Т.С.

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. Шолохова Заслуженный деятель наук РФ Академик международной академии наук педагогического образования Москва, Россия

Проблемы воспитания и развития детей от рождения до школы на

современном этапе.

Сегодня всем известно, что дошкольное детство - важнейший период в жизни каждого человека. Именно в этот период формируются основные психические процессы, свойства и качества личности, черты характера. Становление и развитие личности в системе общественного дошкольного воспитания и образования во многом определяется педагогом. Это положение высказывали и развивали многие отечественные педагоги и психологи.(Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Караковский В.А., Рубинштейн М.М. и др.).

М.М. Рубинштейн подчеркивал, что ни одно государство, если оно жизнеспособно, не может отказаться от своих претензий определять образование и воспитание своих детей. Государство и общество не могут рассматривать детей как частное дело семьи и родителей. И именно такое отношение мы видим сегодня со стороны руководителей нашего государства и широкой общественности к вопросам обеспечения дошкольными учреждениями детей младшего возраста, поиску путей расширения сети детских садов и организации их работы. Отрадно, что и у правительства, и у общественности вызывает беспокойство и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Остановимся на наиболее важных проблемах, решение которых очень важно и для страны в целом, и для родителей и специалистов-ученых и практиков воспитания детей младшего возраста. Назовем эти проблемы.

1. Решая острую проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях не следует избирать путь ухудшения условий пребывания детей в группах за счет увеличения детей(особенно малышей). Трудности и риск здесь очевидны:

недостаток мебели, площади для игр самостоятельной деятельности детей; невозможность качественного проветривания, лишение детей чистого воздуха, недостаточность кислорода; быстрое распространение инфекций; нервные перегрузки и у детей, и у педагогов, повышается раздражительность; педагог не может в полной мере «дойти» до каждого ребенка, отчего дети чувствуют себя незащищенными, ненужными, возникают капризы, агрессивность, в то время как для детей необходимо жизнерадостное состояние, о чем писали и пишут известные педагоги и психологи и отечественные и зарубежные.

К сожалению, у нас нет исследований, которые могли бы дать ответ: каково оптимальное число детей в группе (в соответствии с возрастом ребятишек).

Какова мера и цена этого явления увеличения детей в группах? Мы не можем предсказать это с достоверностью. Ведь у нас не проводилось исследований, либо они неизвестны учёным и практикам: какое оптимальное число детей могут одновременно в течение нескольких часов находиться вместе. Какое количество ребятишек может охватить своим вниманием педагог?

Как это может сказаться на выполнении воспитателем основных функций: взаимодействия с детьми, охраны их жизни и здоровья и материнской функции (особенно это важно в группах малышей). Ведь если воспитатель за свою смену не поговорит с ребенком, не поможет ему, не скажет ему доброе слово, малыш, да и более старший ребенок, чувствует себя отверженным, не нужным, у него формируется низкая самооценка, а это уже серьезная проблема, в этом случае нельзя сформировать чувство собственного достоинства. А у педагога формируется профессиональная деформация. Как отмечает Прокопцева Н.В., исследовавшая эту проблему, у педагогов наступает усталость, нарушается самочувствие, появляется раздражительность, конфликтность. А это, как известно, отрицательно сказывается на повышении педагогического мастерства, проявлений доброты и внимания к детям.

2. Одна из главных проблем, как отмечается во Всемирном докладе по Мониторингу Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», Париж 2007 год.) -подготовка педагогов для дошкольных учреждений и повышение их квалификации. Однако и здесь есть трудности: учителя повышают квалификацию с отрывом от

работы, а воспитатели, как правило, без отрыва (на усмотрение муниципальных органов), а это «усложнение» не всегда отвечает интересам педагогов дошкольных учреждений.

Особого внимания требует подготовка педагога в колледжах и вузах. Известно: чем младше ребенок, тем более образованным должен быть педагог. Вместе с тем профессиональное сообщество беспокоит тот факт, что учебные планы, по которым готовятся педагоги дошкольных учреждений, даже по основным курсам постоянно сокращаются Минобразования и науки: уменьшается количество часов на лекции, семинарско-практические занятия, практика в дошкольных учреждениях. Зато увеличивается самостоятельная работа, на руководство которой часы не выделяются. Это не может не привести к снижению уровня подготовки.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что педагог для ребёнка всё, и писал: "Как общество относится к учителю, так он относится к ученику".

Жизнерадостное состояние очень важно для детей. Е.И. Тихеева писала: "Радость - это та атмосфера, в которой пышно расцветают физические и нравственные силы ребенка; это тот рычаг, который удесятеряет энергию, бодрость духа, стремление к достижению, питает любовь и благорасположение". (с. 32) (Морозова М. Я., Тихеева Е. И. "Современный детский сад. Его значение и оборудование". СПб. 1914. - 110 с.)

Р. Штайнер подчеркивал, что радость и удовольствие - силы, способные формировать личность ребенка и черпаются из окружающего.

В.А. Сухомлинский - "Эмоциональная насыщенность процесса обучения" -"Сердце отдаю детям", 205, с 34, Киев, 1973.

Мы считаем необходимым формировать у детей жизнерадостность, положительное эмоциональное настроение. И при этом формировать у детей такие качества личности, которые необходимы для жизни: приобретение необходимых знаний о мире, об окружающих их предметах и объектах, овладение разнообразными видами деятельности, творчеством.

3. Третья проблема воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМ), по мнению наших и зарубежных учёных подготовка детей к школе. Как показывает практика сегодняшнего дня, понимается этот вопрос по-разному, двумя

преемственными системами непрерывного образования. По мнению экспертов ЮНЕСКО (см. Всемирный доклад по мониторингу Программы ЮНЕСКО "Образование для всех", Париж 2007 г.), школа должна адаптироваться к ребенку, учитель должен адаптироваться к ребенку. Невзирая на существующие исследования психологов и педагогов, показавшие, что прежде всего, необходима психологическая, личностная подготовка детей дошкольного возраста к школе, включающая мотивационную подготовку, интеллектуальную, коммуникационную и др. Известный в нашей стране и за рубежом учёный - детский психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что основу подготовленности детей дошкольного возраста к школе составляет их всестороннее воспитание и развитие.

А школа выдвигает свои требования к детям, поступающим в начальную школу: уметь читать, писать, знать арифметику, более широко, чем это требуется по программе детского сада. Эти требования неправомерны, так как воспитатели дошкольного учреждения не подготовлены к обучению детей чтению и письму. Это не их функционал. Это не входит в программу колледжей и вузов, готовящих педагогов для дошкольных учреждений.

В дошкольном детстве у детей необходимо формировать умение учиться, и у старших дошкольников формировать предпосылки учебной деятельности - (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Исследования, проведенные психологами в начале 90-х годов под руководством В.И. Слободчикова, показали, что большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют образные представления, которые складываются в процессе занятий изобразительной деятельностью и конструированием. Именно в процессе этих занятий, если они проводятся в соответствии со спецификой детской деятельности, у детей формируется умение учиться.

Мы можем говорить об интеллектуально-эстетической подготовке детей к школе, включающей детскую художественную литературу, музыку, художественно-творческую изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, проектную деятельность, игру-драматизацию (по мотивам произведений художественной литературы, народных сказок). Эти виды детской деятельности

способствуют интеллектуально-эстетическому развитию детей, включающему образное восприятие, образные представления и воображение.

И в этой связи большое значение имеет формирование именно в раннем детстве и на протяжении всего дошкольного периода, разнообразных способностей и интеллектуальных и художественных и одаренности детей. А для этого необходимо обучение самых маленьких. В этот период дети начинают овладевать орудийными действиями (учатся есть ложкой, правильно держать карандаш), удерживать в руках предметы разной формы.

4. Важнейшей проблемой на современном этапе следует назвать просвещение родителей. В Советское время была разработана система просвещения родителей. Использовались различные формы как в образовательных учреждениях так и обществах знаний, создавались серии книг для родителей. Сегодня эта система разрушена, и взамен ничего не предложено. А родители нуждаются в квалифицированной помощи, информации. Большую работу по обсуждению актуальных вопросов воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста: от рождения до школы, приглашая специалистов: педагогов, психологов, родителей. Понимая большую потребность родителей в знаниях и умениях по воспитанию и развитию детей, Общественная палата Российской Федерации в 20112012 гг. совместно с Московским государственным гуманитарным университетом имени А.М. Шолохова организовала куры "Просвещённые родители" на 144 часа. Осуществляется эта работа по линии НОЦ (Научно-образовательный центр), созданного при кафедре эстетического воспитания педагогического факультета.

Многие родители стараются заниматься с детьми, записывают их в разные студии, кружки, секции, посещают вместе с детьми выставки театры и др. Однако это касается далеко не всех родителей; в этой работе нет системы. Детей в одних семьях перегружают, в других - не имеют возможности воспользоваться учреждениями дошкольного образования и заниматься с ними, даже читать книги многие родители не могут. Естественно, дети из этих семей пойдут в школу недостаточно, а то и вовсе неподготовленными.

В последние годы внимание ученых, педагогов и особенно психологов приковано к диагностике уровня развития детей дошкольного возраста. Конечно,

очень важно определить уровень развития детей по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, эта работа нуждается в упорядочении со стороны Министерства образования и науки с переадресовкой региональным руководителям.

Ведь сегодня чуть ли не каждый психолог в дошкольном учреждении и в школе разрабатывает (а иногда берет из старых, разработанных другими авторами, например, Керна-Ирасека или «придумывают» свои тесты, вопросы).

В результате, мы имеем огромное количество диагностических методик, которые далеко не всегда соответствуют своему назначению, а значит, не дают истинных знаний об уровне развития детей. А выводы позиционируют с указаниями на обучение, противоречащие основным, наиболее популярным программам «Воспитание и обучение в детском саду», «От рождения до школы», «Детство», «Истоки» и другие.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Около года назад на одной из встреч с педагогами дошкольных учреждений на курсах, воспитатели задали мне вопрос о методике рисования человека. Я решила уточнить, что их интересует: система занятия или какая-то отдельная тема. Слушатели мне ответили: «Рисование руки человека». Нас упрекают, что мы не учим детей рисовать руку человека. И заставляют учить детей рисовать руку с пятью пальцами. Я пошутила: «А вас не заставляют учить детей рисовать обнаженную натуру». Ведь все эти задачи подготовки художников в художественных училищах и ВУЗах. Поняв шутку, педагоги засмеялись. Я объяснила, что дети дошкольного возраста могут рисовать так, как умеют, и как получается, а обучение точной передаче кисти руки не наша задача. Потом стала думать, откуда этот тест. Видимо, из старых диагностических методик, по которым определялся уровень умственного развития детей по тому, сколько пальцев в кисти руки нарисованного человека передал ребенок.

Все это наводит на грустные размышления. Методики эти сейчас уже не применятся (по оценке одного из ведущих психологов), а психологи школ, да и детских садов, видимо, сделали для себя «открытие» и переадресовывали методику для руководства к действию в управляющие органы муниципалитета, которые тут

же скомандовали: «Учить детей рисовать кисть руки с пятью пальцами». Невзирая на то, что специалисты не считают это необходимым.

Работая над пособиями к программе «От рождения до школы», наш авторский коллектив пришел к выводу, что необходимо создать педагогическую диагностику, не обремененную большим количеством методик, требующих больших временных затрат на проведение и обработку результатов. К тому же для подобных тестов (их разработки и проведения) нужны квалифицированные психологи.

Кроме того, важную информацию о развитии детей педагоги получают ежедневно в процессе наблюдения за детьми. Эти наблюдения могут быть целенаправленными, спланированными и спонтанными. Такие наблюдения осуществляются в естественной для детей привычной обстановке, поэтому воспитатели получают возможность при необходимости корректировать реакции и поступки, поведение того или иного ребенка.

В дополнение к педагогической диагностике могут быть использованы так называемые контрольные занятия. Для детей это выглядит как обычная дидактическая игра, игра-драматизация, декоративное или сюжетное рисование и т.п. В этом случае дети чувствуют себя свободно, их не сковывает искусственность обстановки, неизбежно возникающая часто при проведении психологической диагностики.

В 1989 году была подписана практически всеми государствами мира Международная конвенция о правах ребенка. В 2009 году мир отмечал 20-летие Конвенции о правах ребёнка. В специальном выпуске, посвящённом этому событию "Положение детей в мире" (UNICEF) в разделе "Программа действий" (С. 6-7) подчеркивается: "Сделать наилучшее обеспечение интересов ребёнка основным критерием проверки эффектинвости управления. Каждый аспект управления, затрагивает права ребёнка. Касаются ли принятые решения налогообложения или торговли, дипломатии или задолженности - никакая тематика или программа, никакой закон, бюджет или план не могут быть нейтральными по отношению к ребёнку".

В связи с этим первостепенной задачей для государств участников является оценка широкого ряда законодательных или административных мер с точки зрения их последствий для детей.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 27 усл.печ.л.

2. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / под науч.ред. д.пед.н. Комаровой Т.С. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 8,04 усл.печ.л.

3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 7,7 усл.печ.л.

4. Прокопцева Н.В. Система работы по профилактике профессиональной деформации педагогов // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей: Вып. 35 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ - МОСПИ, 2010. С. 34-38. (0, 25 п.л.).

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены . Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками . Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Специалисты в области психологии выделяют следующие общие стили воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности, но все, несомненно, оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий в отдельности.

Диктат

Стремление родителей полностью контролировать жизнь ребенка – едва ли не главная проблема воспитания. Воспитываясь под диктатом, ребенок находится под жёстким контролем со стороны взрослых, полностью лишаясь инициативы. Детские психологи считают такие взаимоотношения с малышом наиболее неблагоприятными для формирования его личности. Дети, выросшие в обстановке семейного диктата, как правило, страдают низкой самооценкой, замкнуты, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Это система взаимоотношений выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже трезво их оценивать. Последствия в данном случае обычно легко предсказуемы. У ребенка формируются такие качества, как зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Невмешательство

Родители, практикующие данный стиль воспитания детей, уверены, что он способствует развитию инициативности и самостоятельности ребенка. Однако это не всегда так. Нежелание матери и отца участвовать в жизни ребенка вызывает не меньшие проблемы воспитания, чем излишняя опека с их стороны. Подобный подход опасен возможностью развития у малыша «синдрома отчуждения от родителей». Став взрослее, таким людям будет трудно строить отношения с окружающими, в том числе, близкими людьми.

Сотрудничество

Согласно последним исследованиям, сотрудничество является наиболее эффективным стилем воспитания ребенка. В его основе лежит принцип объединения всех членов семьи ради общих целей и задач, который подкрепляется взаимной поддержкой друг друга во всех сферах жизни. Ребенок, которого воспитывают в духе сотрудничества, вырастет отзывчивым и уверенным в себе.

О том, как воспитывают своих детей представители шоу-бизнеса вы узнаете, посмотрев передачу «Мы-родители!».

5 способов улучшить взаимоотношения с ребенком

Чаще всего проблемы воспитания возникают из-за отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Существует несколько способов поведения, которые помогут улучшить взаимоотношения с ребенком.

1. Разглядите в ребенке личность

Относитесь к ребенку как к личности со своим характером, склонностями, желаниями и правами. Предоставьте детям возможность самим принимать решения и решать проблемы, уважая их выбор. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку ребенка и развиваете в нем самостоятельность.

2. Применяйте диалоговые методы воспитания

Не кричите на ребенка и, тем более, не бейте его, даже если он делает то, что вам не нравится. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, наилучший способ добиться от детей того, что вы хотите – это заинтересовать их. Если вы слишком амбициозны, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями малыша.

3. Будьте для ребенка авторитетом

Научитесь понимать своего отпрыска, чтобы видеть реальные мотивы его поступков. Дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность «достучаться» до взрослых. Для того чтобы ребенок мог попросить о помощи или поговорить на волнующую тему, ему нужно доверять родителям, а это во многом зависит от поведения папы и мамы.

Уделяйте больше времени для общения с ребенком. Детские психологи утверждают, что совместные занятия, такие, как спортивные игры, хобби, походы и чтение вслух, лучше всего подходят для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми. Если у вас несколько детей, постарайтесь находить время для общения с каждым ребенком, пусть в каждом случае это будут личные отношения.

Пересмотрите те методы воспитания, которые вы используете в настоящее время. Оставьте из этого арсенала только самое лучшее и начните использовать новое, более эффективное. Для того чтобы не ошибиться в выборе методов, вы можете воспользоваться следующим способом. Поставьте себя на место ребенка и представьте, понравились бы вам эти новшества. Помните, успешно решать проблемы воспитания можно только в том случае, если вашей целью является создание по-настоящему дружеских и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Большинство пап и мам, имеющих проблемы воспитания ребенка, связывают их, как правило, с плохим характером своего чада. В то время как дети становятся «трудными» под влиянием многих причин, в частности, из-за предвзятого отношения к ним родителей. О том, как научиться ценить индивидуальность своего ребенка, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!» с участником музыкального дуэта «ДаКи» Кириллом Попельнюком и его мамой Ириной.

Екатерина Кушнир

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое узи скрининг, проводимый при беременности?
Развивай-Ка: Необычные идеи для творчества с детьми
Оригинальный цветок из тесьмы зиг-заг