Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Паспорт проекта «Дымковская игрушка. Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа) Проект на тему дымковская игрушка в доу

Познавательно – творческий проект для детей средней группы «Мир дымковской игрушки»

Актуальность : Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Эти яркие и необычные статуэтки не просто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа, она привлекает детей яркостью и оригинальностью и прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны, даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь- январь).
Участники проекта: воспитатель, родители, дети средней группы.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла, с элементами росписи.

Задачи:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.
- Учить создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
- Развивать моторику рук.
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному
творчеству.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.
- Определить цели и задачи проекта.
- Разработать план реализации проекта.
- Выбрать формы и методы для реализации проекта.
- Изучить литературу истории дымковского промысла.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме для организации НОД и бесед с детьми.
- Подобрать информационный материал для родителей по теме проекта.
- Создать необходимые условия для реализации проекта.

II этап – практический.
- Создать в группе центр по народному декоративно – прикладному искусству, пополнить его материалом (иллюстрации, готовые игрушки, альбом зарисовок).
- Привлечь родителей к подбору иллюстративного и фотоматериала по теме проекта для создания альбома.
- Привлечь родителей к подбору энциклопедической и художественной литературы для детей на тему: «Дымковская игрушка».
- Организовать непосредственно – образовательную деятельность с детьми:
1. НОД по формированию целостной картины мира на тему: «История возникновения дымковской игрушки».
2. НОД по декоративному рисованию на тему: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».
3. НОД по лепке по мотивам дымковских игрушек «Лошадка».
4. НОД по декоративному рисованию на тему: «Роспись дымковских игрушек».
-Раскрашивание карандашами по предложенному образцу (раскраски).
-Беседы с детьми и совместные беседы с детьми и их родителями по теме проекта.
-Развивающие игры.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».
Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
-Организация и проведение выставки семейных работ «Веселая ярмарка».

История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Лепку можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.
В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.
Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.
Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.
Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.
Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Стихи о Дымковской игрушке.

Да, игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И идет о дымке слава –
Заслужила это право!
Говорят о ней повсюду.
Вот какое это чудо!

Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Няня.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
***
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
-Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Пословицы и поговорки о труде.
Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Мала пчела, да и та… (работает).
Терпенье и труд, все перетрут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Умелые руки не знают скуки.
Кончил дело, гуляй смело.
Дело мастера боится.

Защита проекта

г. Михайловка МКОУ СОШ № 3 « Дымковская игрушка »

Руководитель проекта : Слепышева Г.В., учитель начальных классов

Цели проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Создать коллекцию дымковских игрушек.

Задачи проекта:

Самостоятельно выполнять исследовательскую и творческую работу.

Обсуждать работу в группе, выбрать удачный вариант для презентации.

Составить и разработать этапы работы над каждой проблемой.

Проблемные вопросы:

Родина дымковской игрушки.

Из чего делают дымковскую игрушку?

Характерные особенности дымковской игрушки.

Сидоров Кирилл

У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомим вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Глазунова Кристина

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Владислав Лизун

Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали и Белый фон

А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Иголкин Артём

Вот и мы, ученики 3 класса решили исследовать, что же это за глиняная игрушка? Сможем ли мы изготовить её?

Для этого мы попросили своих родителей привезти из нашего карьера глины. Нас, учеников, конечно, в карьер не пустили, но на фотографиях мы видели, как добывают глину.

И так работа началась!

Сначала мы принесли большие куски глины в класс, затем сложили их в ёмкость и залили водой. Долго она у нас « созревала»!

Затем мы её замесили. Это была, пожалуй, самая трудная работа. Мы опять поставили её дозревать на несколько дней.

Пока готовилась глина, мы без дела не сидели. Нам пришлось много поработать и книг перечитать. Сходили в школьную библиотеку к нашей любимой Валентине Михайловне Крюковой. Она нам много интересного рассказала о дымковских игрушках, а затем пришла к нам и на классный час. Она рассказала какие еще бывают игрушки…

Наконец глина созрела и стала мягкой, как пластилин – работа закипела………

Марина Зубкова

Скатали из готовой глины шары и начали пробовать.

Лучше получались барыни, а вот с животными и птицами – сложновато.

Готовые работы мы поставили сушить поближе к теплому месту. Как только игрушки высохли. мы их начали « белить» акриловой краской, затем опять сушить. И только после того, как они высохли, началась самая интересная работа - роспись игрушек.

Галина Валентиновна, наш классный руководитель, рассказала нам об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Показала нам много фотографий, таблиц, слайдов дымковских игрушек.

Ц
ыкункова Алёна

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что все это сделано из глины.

Не зря в народе говорят:

« Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит»

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Вот такую интересную и увлекательную исследовательскую работу мы провели в нашем классе, ну а какой получился результат – посмотрите.


Лариса Дугина
Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа)

Паспорт проекта

Название проекта : «Дымковская игрушка »

Вид проекта : Информационно-творческий

База проекта : МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок»

Срок реализации проекта : Краткосрочный 3 недели (4.04.2016-25.04-

25.04.2016гг.)

Участники проекта : Дети средней группы , родители, воспитатель

Актуальность проекта

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

Проблема

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить

без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного

народного творчества переоценить невозможно.

Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,

раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

рассказывает об истории народа и его традициях.

Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей

с различными видами искусства.

В первую очередь с произведениями народного творчества.

Цель проекта

Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .

Задачи проекта

Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному

искусству народных мастеров Дымково ;

Развивать творческую личность в художественно продуктивной

деятельности;

Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее

изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;

Обучить умению выделять элементы дымковской росписи

(кружочки, клеточки, полоски) ;

Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и

красиво выполненной работы и одобрения сверстников и

взрослого.

Привлечь родителей к созданию

мини-музея.

Этапы работы

Подготовительный этап

Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом

возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

Изучение литературы по данной проблеме;

создание развивающей среды , оснащение уголка группы

материалами по теме проекта ;

привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение

к сотрудничеству).

Практический этап

Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов

по теме проекта ;

Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;

Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек » , «Ярмарка

игрушек »;

Оформить выставку детских работ;

Создать мини-музей «Народная игрушка »

Заключительный этап

Оформление альбома «Дымковская игрушка » ;

Оформление консультаций для родителей («Роль народной

игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка

и ее роль в развитии дошкольника»);

Оформление выставки детских работ;

Создание мини-музея «Народная игрушка »

Взаимодействие с детьми

Беседа «Народные игрушки » ;

Беседа с рассматриванием дымковских игрушек ;

Рисование наряд для барышни, лошадки;

Д/и «Составь узор» , «Наряди Олешка» ;

Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;

Взаимодействие с родителями

Анкетирование по теме;

Консультации для родителей;

Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей

Ожидаемый результат

Дети :

расширили представления о дымковской игрушке ;

научились выделять элементы дымковской росписи ;

научились видеть и откликаться на проявление красоты

в искусстве;

приобрели изобразительно-выразительные умения (передача

формы, пропорций, композиции).

Родители :

приняли участие в подборе предметов народного промысла;

приобрели знания о народной дымковской игрушки ;

укрепили внутрисемейные связи.

Литература

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Вид проекта:

познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность проекта:

2014-2015 учебный год.

Актуальность темы:

история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Гипотеза:

знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

Формирование интереса к произведениям искусства;

Воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам;

Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

Познакомить детей с историей дымковской игрушки;

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Основные направления работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей;

Беседа;

Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

Художественное творчество;

Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

Игры.

Принципы реализации проекта:

Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);

Принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

    Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

    Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.

    Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.

    Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

Анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

Консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;

Презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».

Подбор информации о народном промысле Дымково;

Совместное творчество;

Выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий:

немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.

Предполагаемые результаты:

Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

Проявление творчества при изготовлении поделок;

Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап - Презентация проекта

Обеспечение:

познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Коммуникативные навыки:

Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;

Получают положительные эмоции от творческой деятельности;

Пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.

Продукт проектной деятельности:

Создание «Мини – музея»;

Детские работы;

Коллекция поделок для «Мини – музея»;

Изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».

Заключение.

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

Литература

1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

1. Введение

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там все любят песни, пляски,

Здесь рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки непростые,

А волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Актуальность проекта

Декоративное прикладное искусство издавна славится своими традициями. Дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

терпение и трудолюбие.

Цель моего проекта – это познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки: где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. А также изготовление ее своими руками.

Задачи проекта:

Изучить истоки дымковской игрушки.

Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму

Научиться лепить дымковскую игрушку

Ожидаемые результаты:

Создать дымковскую игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

Партнеры проекта:

§ Ученица 4 «б» класса

§ Родители

Реализация проекта:

I этап

Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

Узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

Изучить узоры при росписи игрушки;

Продумать свой узор.

II этап:

Подобрать материал для изготовления игрушки;

Освоить технологию изготовления игрушки.

III этап – практический:

Изготовление (лепка) дымковской игрушки;

IV этап – редакционный:

Роспись дымковской игрушки:

Создание презентации «Дымковская игрушка»

Выводы:

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

II. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано с древним обычаем.

С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек - свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска »), который имеет языческие корни и

посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

2. Для чего нужны дымковские игрушки?

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

украшения

3. Возрождение дымковской игрушки.

Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда. Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

4. Особенности производства дымковской игрушки.

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны.

Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до

мелочей профессионально упорядочено.

5. Технология изготовления игрушки.

l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

l Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

l Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.

l Аккуратно «примазать» сан и головку

Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

Головку украсить косицами, а туловище оборками.

l Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

6. Особенности росписи дымковской игрушки.

Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего – это снежной белизны фон. Важный этап работы, характерный только для Дымкова - "обеливание".

Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Раскрашивали игрушки не двумя- тремя красками, как в других промыслах, а добрым десятком. Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная, малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

Вторая отличительная особенность дымковской игрушки – это узоры геометрического характера, которые восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. Юбка расписывалась в самую

последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие - зеленый, нарядный - красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленях, коров ах и козах.

Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

штрихами. Цвета определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

В облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Представляются заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

7. Изготовление собственной игрушки.

Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Краснощека, круглолица,

Полюбуйся-ка, народ!

Лепила я барыню следующим образом: у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола. Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

Затем лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

локоны, кокетливая шляпка или кокошник. У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки – дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Получилась яркая и красивая игрушка.

IV. Заключение.

Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

Каждая игрушка уникальна и единственна.

Справочная литература

· Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

· Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

· Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

· Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

· Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

· Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

· Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

· Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.***99*

· Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001

Включайся в дискуссию
Читайте также
Любящие родители наказывают Беседа с ребёнком после наказания
Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?
Муж брезгует мной На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна