Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный час по самопознанию "добро". Классный час на тему: «Познай самого себя» Тема: Что такое «Я»

Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.


Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
2. Для чего человеку нужно познавать себя?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».

Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих ? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.


Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение» , «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске ):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ )

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце - понравился классный час

Туча - совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

Аналитичность

Холодная рассудительность

Рациональность

Излишняя осторожность

Упорство, настойчивость

Упрямство

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

Решительность

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

Уверенность в себе

Самонадеянность

Честолюбие

Карьеризм

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

Любознательность

Настрой на свое

Легковерность

Чувствительность

Наивность

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

Добродушие

Беспечность

Заботливость, преданность

Навязчивость

Щедрость

Расточительность

Доверчивость

Легковерность

Великодушие

Склонность к самобичеванию

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

Мечтательность

Прожектерство

Экспрессивность

Несдерженность

Остроумие

Эксцентричность

Интуитивность

Неологичность

Раскованность

Непрактичность

Приложение № 2.



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Одесского муниципального района Омской области

Методическая разработка

классного часа

«Познание самого себя»

Подготовила: Кукушкина Антонина Васильевна,

учитель физики и математики

высшей квалификационной категории

МКОУ «Комсомольская СОШ»

2014

Пояснительная записка стр.3-4

Сценарий часа общения c тр. 5- 11

1. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

а) упражнение «Узнавание»

2. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

4. «Познание себя»стр.6-10

а) Тест – игра «Мое место учебных делах »;

б) упражнение «Знакомство собой»;

в) упражнение «Кто я такой?»;

г) упражнение «Свет мне зеркальце скажи»;

д) тест на упитанность;

е) упражнение «Что в имени тебе моём?»;

ж) упражнение «Я в различных жизненных ролях»;

з) упражнение «Мой портрет»

5. Заключительное слово стр.11

6.Подведение итогов (рефлексия) стр.11

Литература стр.12

Приложение стр.13

Пояснительная записка

Методическая разработка «Познание себя» содержит формы и методы воспитательной работы классного руководителя по развитию и поддержке индивидуальности у каждого ребёнка, которая проявляется ещё с рождения. Индивидуальность следует понимать как единичность, неповторимость, непохожесть одного человека на другого. «Дети – это цветы. Нельзя …требовать, чтобы все цветы одинаково пахли» (В.И.Дорошевич). Важным признаком человеческой индивидуальности является активность творческой созидающей личности человека. Чтобы ребёнок стал индивидуальностью необходимо воспитание в комплексе: семьи в первую очередь, школы и общества. О сновная цель воспитания - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного человека, с учётом его возрастных особенностей. Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, особого, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. На первом этапе индивидуализации необходима диагностика изучения учащихся, их индивидуальных особенностей. Самые распространенные в практике методы – наблюдение, анкетирование, беседа и изучение продуктов деятельности учащихся. Основным помощником педагогу и родителю при формировании индивидуальности у ребёнка является он сам. Познание себя напрямую связано со всеми видами самосовершенствования: самовоспитание, самоутверждение, самоопределение и т.д. Необходимо вовлечь подростка в процесс познания себя, раскрыть потенциальные возможности человека, его способность развиваться, тренировать себя, изменять, совершенствовать. Но надо всегда педагогу помнить: в поведении детей, а особенно в подростковом возрасте становятся заметными циклические перепады, когда в период подъёма подросток активен, общителен, а во время спада – апатичен, раздражителен, обидчив. В связи, с чем появляется неадекватная самооценка, комплекс неполноценности. Завышенная самооценка ведёт к развитию самомнения, а заниженная рождает тревожность, неуверенность.

Перед педагогом стоит задача создать условия для формирования адекватной самооценки, то есть помочь учащимся выстроить образ своих лучших качеств, чтобы опираться на них при принятии решений, выборе путей. Все это способствует не только воспитанию учащегося, но помогает ему поверить в себя, самоутвердиться и найти свое место в этой жизни.

Цели:

- расширить представление детей о себе путём самопознании, самоопределении (знакомство с собственным «Я»); - развитие способности познания себя, эффективного взаимодействия с окружающими, осознание и выдвижение личностно-значимых проблем,

Способствовать формированию адекватной самооценки;

Вызвать интерес к себе, побуждать детей к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;

- повышение психологической культуры.

Оборудование: ИКТ; записи произведений Баха, Бетховена (музыка должна быть спокойной); слайды с инструкциями правил работы; раздаточный материал: фломастеры трёх цветов (красный, зелёный и черный); листы бумаги с изображением смайликов; чистые листы бумаги, где будет фиксироваться самооценка и перечень качеств личности (в будущем «Мой портрет»); небольшие зеркала по количеству учащихся; данные веса и роста каждого ученика и памятка со значением имени каждого учащегося. Форма проведения: час общения для учащихся 8-9 класса.

Место проведения: классная комната.

Время проведения : желательно в начале учебного года.

Методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, самохарактеристика, индивидуальная форма работы, игровые ситуации.

Результат: в конце часа общения каждый ученик должен составить характеристику «Мой портрет» (по предлагаемым упражнениям).

Оформление:

Написать тему часа общения на доске (при использовании ИКТ не обязательно); - эпиграфы - "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя", немецкий поэт И.В. Гете.

Методические советы: классный руководитель – тонкий психолог, организует атмосферу непритязательного, доброжелательного общения. На выполнение упражнений даётся не более 3-4 минут.

Сценарий часа общения

Классный руководитель обращается к ребятам с просьбой отметить своё присутствие (своё настроение) на бумаге с изображением смайликов, разукрасив его фломастером одного цвета (красный, зелёный и черный) (Приложение 1).

1. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?" (слайд 1)

Обычно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности, которое связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем не многие знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя или своих товарищей.

А как мы можем узнать о себе – хороший я или плохой?

Ответ : расскажут одноклассники, друзья, родители и т.д.

Классный руководитель : Хорошо, выясним насколько это так (выполняется упражнение «Узнавание» ). Прошу одного из учащихся выйти из класса (по считалке, желанию или жребию), в это время оставшиеся выбирают другого учащегося как объект загадки. Затем приглашается «водящий», и каждый из сидящих в классе характеризует загаданного несколькими словами. Водящий должен назвать этого загаданного ученика по его характеристике.

Дать характеристику, даже не полную, у ребят не получается. Убеждаются, что как мало знают о своих товарищах. Как трудно ответить на вопрос, «Какой он», хотя и проучились с ним не один год. Ещё труднее ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

2. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?" (слайд 2)

Классный руководитель . Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают)

Познание себя и самоанализ очень важны для человека. С познания самого себя начинается определение цели жизни, то есть выстраивание своего собственного «Я», формирование себя как социально-нужной и полезной для общества, значимой личности. Родившийся ребёнок становится человеком, личностью только в обществе. Познавать себя весьма не просто. Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Нельзя оценивать себя выше, чем есть на самом деле.

Про таких говорят: «Он много о себе мнит». Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.

Классный руководитель . Зачем вообще нужна правильная самооценка? Что она даст?Примерные ответы детей:

    Узнать призвание, выбрать профессию.

    Избежать ошибок и разочарований.

    Правильно вести себя с окружающими.

    Не браться за невыполнимые дела.

    Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель . Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок.

3. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Выслушиваются ответы.

Классный руководитель . Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

    Свои физические возможности, состояние здоровья.

    Свои таланты, способности (умственные, творческие).

    Свой характер, темперамент, волю.

    Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Да и с чего начать? Для этого сегодня обратимся к науке психологии, которая располагает разнообразными методиками (упражнениями).

4. «Познание себя». Выполнение психологических упражнений .

Классный руководитель . Каждый из учащихся знает об отношении друг друга к учёбе. Попытаемся подтвердить степень учебной мотивации каждого.

Тест – игра «Мое место в учебных делах» (ребята в движении). Проводится в форме игры с учащихся в классной комнате. Прошу сесть каждого по его желанию либо поближе к двери, либо к окну. Если нет места, то можно просто стать в то место класса, где ученику удобно.

Классный руководитель. По тому, как и какое место, школьник выбирает для себя в пространстве – ближе к окну или к двери, - можно косвенно судить о степени учебной мотивации личности. И объясняю, что окна нашей классной комнаты символизируют максимальные усилия человека хорошо учиться, а двери – минимальные. Каждый непроизвольно выбрал себе сейчас такое место в классе, которое отвечает его усилиям, вкладываемым в учебу.

Далее выполняется упражнение «Знакомство собой» (слайд 3 с вопросником). Классный руководитель. Перед вами чистый лист бумаги. Запишите по мере возможности продолжения фраз со слайда №3.. Затем ребята по очереди высказываются, кто-то может пропустить свой ход.

    Мои самые хорошие качества - это…

    Больше всего в себе мне нравится…

    Я люблю играть в …

    Мой любимый школьный предмет…

    Я люблю смотреть фильмы о…

    Мне нравится музыка…

    Моё любимое развлечение…

    Я чувствую себя счастливым (ой), когда…

    Я хотел (а) бы быть…

Классный руководитель . Ну, а как вы думаете, продолжая фразы, вы полно и объективно оценили себя? (Ответы учащихся, при необходимости убеждаю примером, что неполно). Далее (слайд 4)

Я – семья, во мне, как в спектре, живут семь «Я», невыносимых, как семь чертей. А самый синий свистит в свирель! А весной мне снится, что я восьмой! Роберт Рождественский.

Образ «Я» многогранен (слайд 5, звучит тихая, лёгкая музыка). Он проявляет себя в разных ситуациях и обстоятельствах: вы можете быть «скромным и тихим учеником» - на уроке, дома – «грозой семьи», на улице - «хорошим другом» и так далее или вовсе наоборот. Одно Я - внешнее (физическое), а есть ещё Я внутреннее (психическое). Есть Я сознательное (которое вы осознаёте), а есть Я неосознаваемое (вы не осознаёте, почему чувствуете такое отношение к чему-либо, например, почему нравится запах сирени). Есть Я, которое думает и чувствует «про себя», и есть Я, которое ведёт себя так или иначе (поведенческое) ролевое (в различных ролях). Вы помните себя в прошлом, представляете в будущем. Иногда вы воображаете нереальные, фантастические образы себя, у Вас, возможно, есть идеал Я, которым бы вы хотели стать. Основываясь на многогранном образе. Я ответьте на вопрос «Кто я такой?». Упражнение «Кто я такой?». При ответе на поставленный вопрос, дайте не менее 20 ответов (например: я учащийся, я – хоккеист, я – друг, я – красив), руководствуясь схемой «Я» (слайд5). Фиксируют вновь свои ответы на листе бумаги . По желанию могут несколько учащихся зачитать вслух свои мини - сочинения о себе. Классный руководитель. (слайд 6) Перед вами на столе у каждого небольшое зеркало. Возможно, кто-то в него уже себя рассматривал. Мудрец в нём видел мудреца, Глупец - глупца, баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху лохматого. К.Чуковский. Зачем вам нужно зеркало? (ответы учащихся). Верно, вы смотрите в зеркало и видите какой вы внешне: как обеты, какое у вас лицо, брови, глаза, волосы. Вы можете увидеть себя как физическое тело. Упражнение «Свет мне зеркальце скажи». Опишите, каким вы себя видите в зеркале (цвет глаз, волос, какие губы, нос, выражение лица и т.д.)? Классный руководитель . Кроме этого есть много других физических характеристик. Какие? (ответы: вес, рост, как быстро бегаете, каковы силовые качества, длина прыжка и др.) Выполним тест на упитанность (слайд №7) , который позволит вам при необходимости заняться самосовершенствованием. Каждому лично записаны данные о его росте (в дм) и весе тела (в кг), взятые заранее у школьной медсестры. Вычислить показатель упитанности по формуле: вес тела в кг разделить на рост в дм и выяснить состояние организма.

Состояние организма

Показатель упитанности

Истощение

2,9 -3,2

Слабая упитанность

3,21-3,6

Норма

3,61-4,5

Чрезмерный вес

4,51-5,4

Ожирение

5,41 и более

Анализируют своё состояние, используя таблицу, делают соответствующий вывод: есть над чем работать, кое-кому необходимо задуматься. Но не надо и огорчаться, так как физические данные возрастом меняются. К месту загадка. О ком идёт речь: «Утром на четырёх ногах. Днём - на двух, вечером – на трёх»? (ответ: младенец-взрослый-старик с клюкой) С возрастом человек не только меняется физически, но вы автор самого себя! Меняйте себя, улучшайте свои качества и внутренние и внешние. А вот имя вам при рождении дали родные: родители, бабушки, дедушки т.д. Загадки :1. Без чего человек не может жить? (без имени) и 2. На воде не тонет, на огне не горит, в земле не гниёт (имя человека). Упражнение «Что в имени тебе моём?» (слайд 8)Напишите своё имя крупными буквами и от каждой буквы слово, которое начинается с этой буквы и характеризует вас. Пример на своём имени на слайде: АНТОНИНА - А ктивная, Н астойчивая, Т алантливая, О собенная, Н енаглядная, И нтеллектуальная, Н астырная, А деватная Какие качества человека зашифрованы в его имени: внешние или внутренние?(ответы) Нравится ли вам ваше имя? Что оно означает? (выслушиваются ответ) Затем раздаю заранее подготовленные памятки отдельно для каждого со значение его имени. Например, Руслан – когда маленький – эмоционален, капризен, несколько хитёр. Любит, чтобы его хвалили. Ему нужна известность, тяга к славе, умение находить общий язык, происходит от тюркского - «арслан» -лев. Ольга - серьёзная, обидчивая, вдумчивая, способна, но учится без охоты. Очень женственная, следит за внешностью, не прочь поболтать с подружками, ранимая. Ребята зачитывают их. Выслушиваю их мнение о том, совпадает ли описание значения имени с его человеческими качествами. Информация взята из книги «Тайна имени» (смотри список литературы). Классный руководитель. Лет в 10 дома, со своими, Ты носишь собственное имя. Но чуть на улицу попал, Ты это имя потерял. Здесь нет имён, здесь носят клички. А в школе? Тут свои привычки, Большим тебя считают тут И по фамилии зовут. И так три звания, три роли: В семье, на улице и в школе. В. Берестов. Упражнение «Я в различных жизненных ролях».(слайд 9) Напишите, кем вы являетесь для окружающих, какие роли вы исполняете? Представьте, используя слайд 9 всю совокупность своих социальных ролей.

сын (дочь) брат (сестра) внук (внучка) Я = учащийся мальчик (девочка) член кружка одноклассник ………………..

Классный руководитель. Вы убедились, как широк спектр характеристики человека. Физические данные можно измерить, внешние – увидеть в зеркало, а внутренние качества личности? Перед вами ряд качеств личности (слайд 10). Упражнение «Мой портрет». Все ли они вам присущи? Отметьте их себе. Подумайте, есть ли отрицательные качества у вас? Пометьте и их. Как бы вы могли назвать этот список своих качеств, достоинств, недостатков? (ответ «Мой портрет»). Обращаюсь к учащимся: рассказать теперь по полученному описанию того, кого ребята характеризовали в начале часа общения. Обращаю их внимание на более полную характеристику.

5. Заключительное слово Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. Составить объективную характеристику удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни. Знакомлю с рекомендациями по самооценке и самонаблюдению (слайд № 11).

    Судите о себе по делам. Успех – показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.

    Сравнивайте себя с другими. С теми, кто лучше.

    Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один - задумайтесь, если два – проанализируйте своё поведение, если три – переделывайте себя.

    Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Сравнивайте своё мнение о себе с мнением, о вас со стороны. Во сне касаться звёзд и облаков. И верить в то, что это не напрасно. И знать, что в жизни все не так легко. Надеяться на Чудо, верить в сказку. Любить друг друга и тепло дарить. И жить по-настоящему, без маски. Смеяться, плакать и судьбу творить. 6. Подведение итогов (рефлексия). Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? (Ответы учащихся). Прошу вновь учащихся разукрасить каждому одного смайлика цветным фломастером и в конце занятия. Вывешиваю их отдельно (тех, что в начале часа общения и тех смайликов, которые разукрашены в конце занятия). Обращаю внимание ребят. Прошу проанализировать. Сожмите руку в кулак и: кому было интересно -разогните большой палец, кому знания пригодятся в жизни –указательный, кто хорошо потрудился средний, кто узнал много нового – безымянный, кому занятие понравилось - мизинец. И поаплодируем себе! Спасибо за общение (слайд12)!

Литература

1.Акимова М.В., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Москва,1992.

Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Задачи:

  • Научить обучающихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности;
  • Развивать свои способности;
  • Формулировать в себе положительные качества.

Основная цель:

  • Познакомить обучающихся с понятием «самопознание»;
  • Развивать культуру общения с собеседниками;
  • Развивать желание высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Ход занятия

Начало занятия

Тема: Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?

Эпиграф: «Я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарт

Аукцион вопросов темы

Каждый ученик готовит ответ «Как я понимаю, что такое самопознание»

Игра «Оптимисты и пессимисты»

Продолжите фразы и выскажите своё мнение:

  • Мне необходимо познавать себя для того, чтобы…
  • Я не хочу познавать себя, потому что…

Продолжаем игру, отвечая на вопросы:

  1. Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
  2. Жизнь – это штука трудная или не очень?
  3. Цель жизни – это важно или нет?
  4. Что значит «хороший человек?
  5. Много друзей – это хорошо или плохо?
  6. Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и тоже?
  7. Свобода и ответственность – слова одного корня?
  8. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
  9. Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?
  10. Какие дороги ведут человека к познанию себя?

Информационный блок (вступительное слово учителя)

Ориентация учащихся на участке в уроках курса, объяснение структуры работы по курсу, анализ перспектив участия в изучении курса.

Деловая игра «Пресс-конференция»

Учащиеся делятся на группы и готовят вопросы учителю по учебному курсу.

  • Специальная группа «Журналисты» задаёт членам группы вопросы по теме разговора.
  • Специальная группа «Эксперты» анализирует результаты работы в группе.

Блок самопознания

    Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание» ?
    А. Книг
    Б. Друзей
    В. Родителей
    Г. Учителя
    Д. Радио, телевидение

    Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Иногда, но безуспешно

    Надо ли человеку совершенствовать себя?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Не знаю

    Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняйтесь?
    А. Да
    Б. Нет
    В. Затрудняюсь ответить

    Кто этот человек?
    А. Мои родные
    Б. Мой педагог
    В. Мой друг (подруга)
    Г. Герой кино, литературного произведения
    Д. нет такого человека

    Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой.
    А. Да
    Б. Нет

Рефлексия занятия

У учащихся лежат на столах вырезанные из картона градусники. Ребята должны отметить на них температуру, которая определяется значением урока.

Шкала оценки следующая:

36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;
38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;
34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.

Творческое домашнее задание:

Написать сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на меня со стороны».

Подготовила:

учитель самопознания

КГУ «СШ Прапорщиково»

ВКО, Глубоковский район

Зейнолдина А.Д.

Разработка классного часа для учащихся 5-11 классов на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;

Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование : презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы. Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель : Наш разговор сегодня называется «Здравствуй, человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком? Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий(зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик :заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель :Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК (детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

Ч - честность, чуткость, честолюбие.

Е - единовластный, единодушие, единоличник.

Л - Легкомысленный, лжец, любознательный.

О - обманчивый, образованный, ответственный.

В - вероломный, внимательный, воспитанный.

К - каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? (выступление группы,оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель :А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет(можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик : Привычки (Татьяна Валяева)

Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

И вот на двадцатый тебе: "Истеричка!

Совсем невозможны беседы с тобой!"

А ты негодуешь: "Я ж тихая, вроде…"

Но только сказала – и снова на крик;

Привычка – не то, что приходит, уходит

Легко, словно ветер поднялся и стих.

Движенье к привычке идёт вертикально,

К хорошей – с огромным усилием вверх,

А вниз – оступился, как будто случайно,

И только тому, кто хоть как-то цеплялся,

На уровень прежний вернуться дано,

Но вряд ли кому удаётся подняться,

Спустившись в привычке на самое дно.

Лишь редкие лица со дна выползают,

А чаще и взгляда на верх не ведут,

От лени привычку свою оправдают

И даже достойной её назовут.

Жестокость – желаньем добиться порядка,

А ревность – особенной формой любви,

Красивая с виду, пустая накладка,

Попытка прикрыть недостатки свои.

Подмена понятий с названием новым,

И вместо падения виден успех.

Так проще, так легче – оправдывать словом,

Чем делать попытки подняться наверх.

Ученик :А вот стихотворение Адама Мицкевича «Крыло»

А что такое- сила воли?-

Уменье не кричать от боли,

Когда поломано крыло?

Уменье ждать: пока срастётся,

Потом летать- не как придётся,

А чтобы только повезло?

Но, может быть, совсем иначе?

Крича от ярости и плача,

Заставить целое крыло

Решить нелёгкую задачу:

Подняться выше неудачи.

И победить- беде назло!

4.Учитель:Тренинг «Волшебные руки»(10 пальцев- 10 качеств.)

На листке выразить в баллах сформированность каждого.(индивидуально)

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

(от 1 до 5 баллов)

Человечность

1.Благодарность

2.Великодушие

3.Вежливость

4.Доброжелательность

5.Сострадание

6.Любовь к людям

7.Забота о ближних

8.Послушание

9.Щедрость

10.Умение прощать

Сделай вывод:

К чему ещё стремиться?

Учитель :«Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха»,- говорил Спиноза.Настало время и нам проанализировать некоторые ситуации.

5.Работа в группах с задачами.

1.Стрелка-советчик.

Умный Стёпа всегда носил с собой особую стрелку. Если надо было выбрать, куда идти и что взять, он клал её перед собой и поворачивал туда-сюда.А потом вдруг говорил: «Вон туда!» или «Вот это!» Когда Стёпу спрашивали: «Почему?»- он отвечал: «Стрелка показала». «А, стрелка,»-кивали ему и соглашались все.

2.Цветок на клёне.

Вырос однажды на клёне прекрасный цветок, один- единственный. «Какое чудо!»- радовался клён. И все свои соки отдавал цветку. Даже листва пожухла. «Принесёшь семена- от них цветущие клёны пойдут,»-шептал клён цветку. «Вот ещё,- фыркнул однажды цветок,- я и так хорош.» И улетел с осенним ветром.

3.Уменяка.

Уменяка очень внимательно слушал других. Иногда почти целую фразу выслушивал. И тут же подхватывал: «А вот у меня…» Дальше он уже про себя рассказывал. Только остановиться не мог, пока водичкой не побрызгают. Уменяка со всеми любил беседовать. Правда, очень боялся других уменяк.

4.Забивон.

Главным удовольствием для Забивона было заколачивать двери. Всюду, где мог, он забивал их огромными гвоздями. А ещё лучше- досками крест-накрест. И с надписью: «Хода нет!» Но вот однажды он увлёкся и заколотил изнутри все двери в доме, а отколачивать их он не умел. Так и живёт он теперь безвылазно.(на решение- 3 минуты и потом обсуждение)

6.Учитель :Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.

Давайте послушаем советы.

Ученик :Умейте управлять собою,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбо.,

Учитесь жизнь начать с начала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору,

Себя в пути не потерять.

Не надо жаловаться всем

Ни на судьбу, ни на болезни-

Ничто не будет бесполезней

Избитых, жалких этих тем.

Не жгите сердце табаком,

И мозг вином не заливайте,

И жизнь свою не сокращайте

Воспоминаньем о плохом.

Друзей имейте- в трудный час

Они поддержат и помогут,

Не будет трудною дорога

Ни для друзей и ни для вас.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,-

Ненастья тоже устают.

За днём несчастья- день счастливый.

7.Учитель :Одна из групп приготовила презентацию «Что делает человека счастливым?»(просмотр и комментарии)

8.Учитель :Человек отличается умением размышлять. Выберите себе пищу для размышления и напишите мини-сочинение.

1.Самый лучший день- сегодня.

4.Самый большой нарушитель спокойствия- болтун.

6.Самый опасный человек- лжец.

7.Самое большое богатства- здоровье.

8.Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.

Человек! Это высокое звание.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная.

Дм.Голубков.

«Сотвори мир в себе и отправь его людям,»- эти слова Ф.Абрама должны стать девизом каждого человека.

8.Рефлексия: отметить на температурной шкале ваше отношение к теме нашего разговора: а) синий цвет(холодно): не собираюсь об этом думать, по крайней мере сейчас;

б) белый цвет(норма): актуальная тема, есть над чем поразмышлять;

в)красный цвет(жарко):тема очень волнует меня, я стараюсь работать над собой.

Литература: 1.Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».

2.Золотая коллекция. Пословицы и поговорки.

3.Алоева М.А. Классные часы в 5-9 классах.

4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.

5.Комарова И.И. Лучшие афоризмы для умных и весёлых от великих.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Вязаные подарки ко дню святого валентина
Игольница-шкатулка ам ням - описание
Ёлка из бумаги в технике оригами: пошаговая инструкция Оригами елка пошаговая инструкция схема