Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный час "мы такие разные". Классный час "мы все такие разные, но все мы вместе" Ты и я такие разные классный час

Сведения об авторе:
ФИО: Байжанова Елена Леовна
Образовательное учреждение: Якорьская средняя школа
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 22 года
Квалификационная категория: I категория

Классный час

«Мы такие разные,
но мы – одна семья»
(конфликт и пути его решения)

Классный час
Тема: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (конфликт и пути его решения)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:
1) познакомить учащихся с понятием «конфликт», «компромисс», знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
2) способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве, формированию уважительного отношения к людям.
3) формировать умение анализировать конфликтные ситуации и собственные действия
4) развитие ответственности за свои поступки
5) показать значимость взаимопонимания

Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: слайды, волшебный клубок, предметные картинки для игры, карточки «качества человека», карточки «правила общения», карточки «ситуации», зонтик и маска кошки, «звёзды доброты»
Ход классного часа
I Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем классном часе. Поприветствуйте гостей, подарите им свою улыбку.
II Введение в замысел. Фаза вызова интереса.
Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева»: (звучит музыка – Д Шостакович прелюдия № 5) слайд 1
Жил-был тролль, злющий презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось в несколько раз, а всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалось на всё лицо. Все ученики тролля рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. слайд 2
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. И вот однажды оно вырвалось у них из рук и разбилось вдребезги. Миллионы его осколков наделали много бед. Разлетелись они по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с осколком в глазу начинал видеть всё шиворот на выворот или замечать в каждой вещи только дурные стороны. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и оно превращалось в кусок льда.
Я думаю, что осколки этого зеркала не попали ни кому из вас не в глаз, ни в сердце.
III Круг радости. Психологический настрой
У меня в руках волшебный клубочек, который нам поможет создать хоровод дружбы. Передавая его друг другу, мы скажем хорошее о своём соседе. Мы знаем о том, что человек чувствует себя замечательно только тогда, когда слышит хорошее, доброе, приятное. Я начну первая, а вы продолжите. Тот, кому передали клубок, должен встать, сказав добрые слова и передать другому. Затем подойти ко мне.
Каждый из вас узнал, что-то хорошее о себе. Давайте и мы используем этот положительный совет. Сейчас мы постараемся настроить себя на веселую и добрую волну. А сделаем это с помощью слов. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я думаю только о хорошем
Вижу только хорошее
Слышу только хорошее
Говорю только хорошее
Делаю только хорошее
А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов, сел. В каждом из них живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Таня, Аделина, Оля, Егор, Алишер, Мария, Даниил, Даша, Алена, Данияр, Рустам Женя - очень заботливые. Они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим человеку и нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. Хорошо?!
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Это сказочная страна называется «Моя семья». (Слайд 3 с фот. класса) Семья – это нет только ваши родители, братья и сёстры, родственники, но и наша школа, класс, где вы проводите большую часть времени. Я думаю, что вы считаете свой класс второй семьёй?! Тема нашего классного часа называется: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (хором) сайд 4
И хожу только дорогою добра! (все открывают глаза и садяться.)
IV Сообщение темы классного часа
V Деление на группы. Игра «Найди себе подобного»
Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами поиграем в игру
«Найди себе подобного»
. Я вложу вам в руки рисунок, а вы найдите «себе подобного», объединитесь тройками. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.
Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)
Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?
Что бы вы предложили сделать?(ответы детей)
Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.
Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.
VI Обсуждение понятия «толерантность»
А) раскрытие понятия
Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью.
Слышали это слово?
Кто-нибудь знает, что оно обозначает? (ответы детей) – слайд 5
«толерантность» - это терпимость к иному, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Слово толерантность имеет почти одинаковый смысл на различных языках: слайд 6
В английском – готовность быть терпимым
В китайском – быть по отношению к другим великолепным
В арабском – милосердие, терпение, сострадание
В русском - умение принять человека таким, какой он есть
В казахском – проявление уважения к ближнему
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Слайд 7
Символом толерантности я выбрала солнце.
Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).
Б) Работа в группах.
У вас на столах написаны качества характера человека
Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Милосердие Честность Чуткость Забота
Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность
Смелость Злость Раздражительность Жестокость
Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Какими качествами мы надели толерантного человека? (уч-ся выходят к доске и прикрепляют)
Какие карточки остались? (называют) Как назвать человека, обладающего этими качествами?
Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью (на доске появляется слайд 8)
толерантный. интолерантный
Милосердие Агрессивность
Смелость Равнодушие
Честность Злость
Терпимость Раздражительность
Сотрудничество Эгоизм
Чуткость Жестокость
Доверие
Сопереживание
Забота
Деликатность
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».
«Нет человека чисто беленького, чисто чёрненького, все люди пёстрые» - говорил
М. Горький (слайд 9)
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

VII Раскрытия понятия «конфликт» и пути его решения
А) Сценка. Н. Абрамцева. «Поговорили»
-Сейчас вашему вниманию представляется сценка «Поговорили»
Жил-был голубой зонтик. Голубой, голубой. Даже в самую ненастную погоду, а другой погоды зонтик не знал, он казался ярким и веселым. Зонтик очень любил свою работу зонтика. Каким бы сильным ни был дождь, ни одной самой маленькой дождинке не удавалось упасть на хозяйку зонтика. Он не позволял. Вернувшись домой, зонтик любил посушиться, погреться у батареи. А потом его закрывали, прятали в шелковый чехол, и он спал до следующего дождя. Однажды, когда зонтик сушился, к нему подошла кошка. Она долго смотрела на мокрый зонтик. А потом сказала:
– Странный у тебя вкус. Гулять под дождем... Каждый знает, что нет ничего лучше солнца.
– Я не просто гуляю, – зонтик покачивался на своих растопыренных спицах, – я провожаю хозяйку. Я не боюсь дождя. А вот это... Как ты сказала? Солнце, что ли? Кто это? Я его не знаю.
– Как?! – кошка широко раскрыла зеленые с желтыми крапинками глаза. – Как?! Ты не знаешь солнца? – кошка чуть не задохнулась.
– Нет, – спокойно ответил зонтик, – никогда не встречались.
– Да ты что! – кошка вытянула шею, задергала хвостом. Она чуть из себя не вылезла.
– Ты что! Ты куда же смотришь, когда гуляешь?!
– Ну... – ничуть не смущаясь, принялся объяснять зонтик. – Иногда в луже свое отражение рассматриваю, иногда в небо. – Вот! – обрадовалась кошка. – Вот, вот! Смотришь в небо. А в небе, голубом, голубом...
– Постой, – перебил ее зонтик, – с чего ты взяла, что небо голубое? Небо серое.
И поскольку кошка совсем онемела от растерянности, продолжал:
– Ну, да. Серое. Совсем, как ты.
– Ты, – зашипела кошка, – что такое! – Она аж закашлялась от возмущения. – Что такое говоришь?! Голубое оно! Голубое! Как ты...
Оба помолчали. Раздумывали о чем-то. Потом кошка вздохнула и попыталась начать сначала.
– Так вот, – мягко заговорила она. – В небе живет солнце. Оно знаешь какое?! Оно – Оно такое... Оно... Ну... Светит! – кошка наклонила голову на бок. Она не была уверена, что объяснила понятно. Но, кажется, ошиблась. Зонтик все понял, как мог.
– Ясно, – кивнул он, – теперь я все понял. Ты только неправильно говоришь. Это называется не солнце, это называется фонарь. А точнее, фонари. Их много, – просто и уверенно сказал зонтик. Так уверенно, что кошка смогла только шепотом ахнуть и, пятясь, уйти. «Странная она, – подумал зонтик – так все перепутать...»
А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла.
– Почему зонтик и кошка не нашли понимания?
– Как вы думаете, почему люди по-разному смотрят на мир вокруг себя?
– Как бы вы могли помочь им понять друг друга?
– Стоит ли вступать в спор и добиваться понимания от того, кто тебя не хочет понять?
- К чему может привести непонимание и неприятие другого человека?(к ссоре, драке, спору, к войне) Одним словом это приводит к конфликту.
Б) Побеседуем
Что вы понимаете под словом «конфликт»? Слайд 10
Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое или несколько человек не могут достичь согласия между собой.
Слайд 11
– Из-за чего могут возникать конфликты?
- Продолжи предложение.
Конфликты возникают тогда, когда…
- кто-то берет без разрешения чужие вещи;
- кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
- кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
- кто-то к кому-то пристает;
- кто-то кого-то дразнит (и т.д.).
Я обидел человека, люди,
Нехотя, лениво, без вины…
Я забыл извечные основы,
Я не захотел себя сдержать
И дурное ранящее слово
В грудь всадил по рукоять.
– Расскажите, случалось ли так, что вы обижали кого-то из близких и друзей без всякой на то причины?
– А жалели вы об этом?
– Бывают ли конфликты в классе?
– Из-за чего чаще всего в классе возникают конфликты? Как это влияет на общую атмосферу в классе?
В) Упражнение «Скульптура»
1. Сядьте на край стула, высоко поднимите голову, выпрямите спину.
2. Откиньтесь на спинку стула, поднимите голову, закиньте ногу за ногу, скрестите руки на груди.
3. Встаньте, опустите голову и плечи, сцепите руки за спиной.
4. Поднимите голову, расправьте плечи, широко расставьте ноги, руки на бедрах.
- В каких ситуациях вы принимаете эту позу?
– Что вы хотите этим показать, выразить?
- Какое впечатление такая поза производит на других? (обратиться к гостям)
– Расскажите, что чувствует ваше тело?
– Как вы думаете, чему учит это упражнение? В неестественной позе, без движения человек чувствует напряжение во всем теле. И чем дольше пребывает он в этой позе, тем напряженнее его тело. Конфликт – это тоже неестественное состояние человека. Конфликт приводит к психическому напряжению и стрессу.
Поэтому лучше не доводить дело до конфликта, а все вопросы решать мирным путем, достойно и по-человечески. То есть прийти к согласию. Ярким примером является эта иллюстрация слайд 12

– Как же можно разрешить конфликт? (ответы детей)
- Конфликт можно разрешить как в положительную сторону, так и в отрицательную
Слайд 13
– Как вы понимаете выражение – «найти компромисс»?
– . «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». слайд 14
Сотрудничество – это участие в каком-либо общем деле.
Отрицательная сторона конфликта - слайд 15
Д) Работа в группах. Разбор конфликтных ситуаций слайды 17-19
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
Учитель:
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Ситуация № 2.
В классе принято дарить подарки на день рождения? Вы получаете подарок от одноклассника, который вас недавно обидел и не нравится вам. Как вы поступите?
Ситуация № 3.
Одноклассник взял вашу ручку (другую вещь) без разрешения. Как вы поступите?
Ситуация № 4
На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
.Это очередной раз доказывает, что в различных ситуациях мы ведём себя по- разному. Но в любой ситуации нужно находить компромисс, решать мирным путём, быть толерантным и не доводить до конфликта.
VIII Правила общения.
Учащиеся по группам разрабатывают правила общения. Затем зачитывают. А после на доске появляются правила составленные учителем.
Правила общения: слайд 20
1. Будьте спокойны и выдержанны.
2. Уважайте других и себя самого.
3. Учитесь слушать и понимать.
4. Не перебивайте.
5. Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
6. Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
7. В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
8. Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
9. Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки.
Общение – это основа разрешения конфликта слайд 21
Помни правило высокой культуры:
слайд 22
Стихи
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
IX Рефлексия
А) Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Всегда вернется к вам по кругу.
Б) Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
Я хочу прочитать вам стихотворение, строчки, которого меня очень тронули.
(Читаю наизусть)
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе
Потому что: Мы такие разные, но мы – одна семья (хором) слайд 23

Поделитесь звездой гостями, которые пришли к нам на занятие. Напиши доброе пожелание им.
(звучит фонограмма песни К. Орбакайте «Мир, в котором я живу», учащиеся дарят звёзды доброты гостям и выходят в центр класса)
Кристина Орбакайте.
1. Мир, в котором я живу,
Называется мечтой.
Хочешь, я тебя с собой возьму,
А хочешь, поделюсь с тобой?
Припев:
Я подарю тебе любовь
Я научу тебя смеяться. 2 раза
Ты забудешь про печаль и боль,
Ты будешь в облаках купаться.
2. Смотри, разноцветный дождь,
Поёт вдохновенно ветер.
Ты не заметил, что по радуге идёшь,
Мой мир – как он красив и светел.
X Итог
- Благодарю всех за активное участие, а гостей за внимание! Наш классный час на этом окончен.
Слайд 24

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход мероприятия

I. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович». (Слайд 2)


Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.


Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

II. Из истории

Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории. (Слайд 3)


На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.


С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». (Слайд 4)


Давайте, определим, что значит – толерантность. (Слайд 5)


И познакомимся с правилами толерантного общения. (Слайды 6,7)

III. Демонстрация «Все мы разные, и,тем не менее, у нас много общего». (Слайды 8-25 под песню Земфиры «Мы все такие разные»)



Все мы живём вобществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

IV. Упражнение «Сходства и различия» (Слайд 26)

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.


Вопросы:


1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?


2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?


3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?


4. Какие религии вы знаете?


5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?


6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?


7. Как общаются между собой старые и молодые люди?


Вывод: (Слайд 27) О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

V. Упражнение «Давайте пофантазируем…» (Слайд 28)

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)


1. Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?


2. Хорошо или плохо, что мы все разные?


3. Как жить в мире, где столько разных людей?


Вывод: (Слайд 29) различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

VI. Игра «А я считаю так…» (Слайд 30)

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.


Ø весна лучше осени;


Ø самый классный мультик «Покемон»;


Ø самый важный предмет – математика;


Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;


Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;


Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;


Ø самая классная музыка – рок-н-ролл;


Ø заниматься рыбалкой – старомодно;


Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;


VII. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» (Слайд 31)

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда, действительно, хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь каждый из вас напишет о каких-то 3 отличительных положительных признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств, талантов, жизненных принципов (только положительные качества). На задание отводится 3 – 5 минут. Подписать свои фамилии и отдать листочки учителю. Зачитать вслух, а класс должен угадать, кто это. Если не угадывают, то автор сам себя называет.


Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего партнера. (Слайд 32)

VIII. Творческая работа . «Дерево толерантности» (Слайд 33)

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

IX. Заключительное слово учителя

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.


И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их» (Слайд 34)


Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.

Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме:

«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».

Подготовила учитель немецкого языка

МКОУ «СОШ№2» города Николаевска

Волгоградской области Исраельян А.А.

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи: 1. Развивать способности полно и адекватно познавать себя и других людей.

2. формировать умение самостоятельно пополнять знания путём чтения справочной литературы.

3 . воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

Ход классного часа.

Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей жилось на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет на свете волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвёртую- Печаль, пятую- Доброта.

Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них, она и будет подружкой тебе на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы ребят).

Доброта- это то, что помогает людям общаться.

Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова -это не только урок нам, живущим в ХХ1 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы- люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу, а значит, быть толерантными.

И вот сегодня наш разговор посвящён именно толерантности. Не всем может быть знакомо это слово и на первый взгляд звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек- это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Что же такое толерантность? (ответы учащихся). Давайте обобщим все вами сказанное и представим толерантность в виде солнышка, которое светит людям и обогревает их. Ваши ответы изобразим лучиками. Что же может согреть человека, сделать его жизнь светлее? (слайд)

Итак, термин толерантность определяется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с другими людьми.

Давайте посмотрим, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. (слайд)

Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы ребят)

Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны? (ответы ребят)

Что же объединяет эти определения? (ответы ребят)

Почему так важна толерантность в настоящее время? (ответы ребят)

Давайте совершим волшебное путешествие по стране «Толерантность».

1 остановка «Волшебные Анаграммы».

Даны несколько качеств характера, но буквы переставлены местами. Расставьте их правильно.

ДИЕСЕМИЛОР ИЗМЭГО

МАННОГУСТЬ СТЬОЛЗ

СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРНЕПОМИСТЬ
ЕИВТСВУЧОС НОРАВШИЕДУ

АТОРБОД

ЖЕНУВАИЕ

СБИАМОЛЮЕ

_ Только ли хорошие черты характера мы угадали?

Можно ли бороться с плохими качествами?

Может ли толерантный человек быть злым и эгоистичным?

Мы видим, что есть два пути развития личности- толерантный и интолерантный.

2 остановка « Древо толерантности»

Перед вами два дерева. Ваша задача подобрать 7 черт, присущие толерантной личности, и черты интолерантной личности.

Деревья на доске.

Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и т.д.)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире? (ответы учащихся). Думаю ответ у всех один- «Нет». Хорошо или плохо, что мы все разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг друга, поэтому мы должны знать хотя бы некоторые национальные и культурные особенности.

3 остановка « Обычаи и традиции народов мира».

  1. Вы идёте по улице Сеула, столицы Южной Кореи. Неожиданно Вас толкает какой-то прохожий, вы оборачиваетесь и видите, что он не громко смеётся. Как вы поступите? Почему именно так?
  2. Вы сидите в кафе в Софии (в Болгарии). К вам подходит официантка и спрашивает, не принести ли вам мороженое. Вы радостно киваете и ждёте, однако мороженого всё нет и нет. Раздосадованный, вы идёте узнать, в чём же дело. « Но вы же отказались от мороженого»,- говорит удивлённая официантка. Что же произошло?
  3. В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по -Вашему, пожимали руки друг другу в Древнем Китае?
  4. Вы приехали с родителями в Китай в гости к другу вашего отца (китайцу). За обедом Вам в начале подали салаты и мясо с овощами и только в конце обеда - суп. Что Вы почувствуете? И что вы подумаете о китайцах?
  5. Одного европейского путешественника В Индии пригласили в гости. В семье был очень милый младенец, и путешественник поцеловал его в голову. Как вы думаете, как отнеслись к этому родители ребёнка?
  6. На деловой встречи с японским бизнесменом европеец задумался и почесал себе голову. После этого японец незаметно сменил тему беседы и постепенно прекратил разговор. Как вы думаете, почему он так поступил?
  7. Жители Ирана никогда не интересуются друг у друга, как поживают их родственники. Как вы думаете почему?

Ответы:

  1. Наверное, лучше всего показать, что вы не сердитесь и прощаете неловкого прохожего. Дело в том, что негромкий смех в Корее означает смущение.
  2. Официантка права. В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание (в нашей культуре покачивание головой из стороны в сторону).
  3. При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе- правой жали левую.
  4. Не нужно думать, что китайцы ничего не понимают в еде и обедах. В Китае именно такой порядок блюд считается традиционным и правильным.
  5. Родители ребёнка очень обиделись и испугались. Не нужно было целовать ребёнка именно в голову. В Азии уверены, что там находится душа человека и поцелуй может оскорбить ее, она немедленно покинет тело.
  6. Потирание головы кончиком среднего пальца воспринимается в Японии как обозначение обмана или плутовства.
  7. В исламских странах личная жизнь – «строго охраняемая территория». Вопросы о семье недопустимы.

В нашем городе много национальностей. Скажите, а надо ли нам знать культуру и обычаи этих национальностей? Почему?

Культур на свете очень много. Незнание культур других народов даже приводило к войнам.

Значит человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Мы должны быть внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие- это и будет проявление доброты.

4 остановка « Мультипликационная»

Показать мультфильм « Крошка енот»

В чём по-вашему смысл мультфильма.

Класс- это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Таким образом, мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно не то, что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.


Исходя из возрастных и психологических особенностей детей 12-13 лет большое внимание в начале учебного года уделяется межличностным отношениям, культуре поведения, навыкам разрешения конфликтов, формированию чувства сопричастности, развитию эмпатии.

Чаще всего ученики учатся вместе уже не первый год и достаточно хорошо знают друг друга. Но после трех месяцев летних каникул дети приходят в школу повзрослевшими, с разным опытом и, возможно, с изменившимся взглядом на многие вещи. Поэтому более глубокое знакомство позволяет выявить эти изменения и способствует созданию атмосферы безопасности и доверия, что необходимо для успешного процесса обучения.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

  • создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
  • формирование навыков взаимодействия в классе;
  • развитие внутреннего единства класса.

Детальное расписание классного часа

Упражнение "Разные - одинаковые"

Цель: формирование представления о единстве общего и индивидуального каждой человеческой личности.

Время: 7-10 минут

Формат группы: малые группы по 3-4 человека.

Необходимые материалы: одинаковые предметы по количеству групп - желуди, кусочки дерева, камешки (одинакового цвета и внешнего вида).

  1. Обсудите с классом, как можно было бы описать какой-либо обычный предмет по телефону. Какие слова мы используем, чтобы описать, как выглядит кирпич? (Ожидаемые ответы: угловатый, глиняный, тяжелый, может быть белым или оранжевым). Как мы опишем, например, (назовите предмет, имеющийся у вас в запасе) желудь? (Овальный, коричневый, со шляпкой или без нее, и т.д.)
  2. Разделите всех на малые группы по 3-4 человека (не больше восьми групп).
  3. Раздайте группам по одному желудю (или другому предмету). Попросите очень внимательно его рассмотреть, узнать поближе, познакомиться с ним. Особо отметьте, что желуди нельзя помечать, царапать и тем более разрушать - для некоторых ребят "узнать поближе" означает "выяснить, что внутри".
  4. Соберите желуди у групп и сложите их в коробку.
  5. Попросите представителей групп подойти к коробке и выбрать свой желудь.
  6. Попросите группы объяснить, как они узнавали СВОИ желуди. (Треснула шляпка, на боку трещина и т.д.)
  7. Когда каждая из групп нашла свой желудь, обсудите следующие вопросы:
  • Кто нашел свой желудь быстро? Кому было трудно? Почему?
  • Волновались ли вы, что ваш желудь достанется кому-нибудь другому? Почему?
  • Думаете ли вы по-прежнему, что все желуди одинаковы?
  • Как описать человека? Можно ли найти некоторое количество людей с одинаковой внешностью? Что разного может быть в людях помимо внешности?
  • Что в ваших глазах делает того или иного человека непохожим на других?

Упражнение "Два человека"

Цель: продемонстрировать учащимся, что их мнение о человеке зависит от собственного желания.

Время: 5 минут

Необходимые материалы: два листа плакатной бумаги, скотч, цветные фломастеры.

Процесс:

  1. Вызовите двух добровольцев. Неважно, кто это будет. Поставьте их перед всем классом.
  2. Попросите учеников за 2 мин назвать 10 различий между добровольцами. Это могут быть либо внешние признаки, либо известные факты о них. Фиксируйте различия на листе плакатной бумаги.
  3. Затем также за 2 мин попросите назвать 10 признаков (свойств, качеств, как внешних, так и общеизвестных), которые являются общими для этих участников. Также зафиксируйте на плакатной бумаге. Поблагодарите добровольцев
  4. Спросите у участников, что им было труднее искать: сходства или различия? Почему?
  5. Обратите внимание учеников, что они успешно нашли как различия, так и сходства добровольцев за достаточно короткое время. И что поиск сходств или различий происходил после задания учителя. Т.е. была установка "Найти различия" - и они были найдены. Последовала установка "Найти сходства" - и не менее успешно они были найдены также. Вывод: все зависит от самого человека. Если он захочет, то даже в самой неприятном человеке найдет то, что их объединит, пусть даже на какой-то короткий момент. А если не захочет, что и в самом лучшем друге будет видеть только непохожесть.

Упр. "Найди сходства/отличия"

Цель: помочь ученикам осознать, что в классе существует разница между отдельными людьми, так же как и много общего между ними.

Время: 15 минут

Необходимые материалы: бланк (приложение 1) и ручка для каждого ученика.

  1. Упражнение проводится в режиме "муравейника" (каждый подходит к каждому в свободном передвижении).
  2. Каждый ученик получает бланк, который он должен заполнить, найдя сходства и различия с каждым учеником класса.
  3. Время для выполнения задания ограничено. Это активизирует участников и мотивирует их на быстрое создание контактов.
  4. Вопросы для обсуждения:
    • Понравилось ли вам это задание? Почему?
    • Кто из одноклассников вас удивил своей схожестью с вами? Непохожестью?
    • С кем вам захотелось продолжить общение?

Сказка "Мальчик с двумя глазами".

Далеко-далеко в космосе есть планета, такая же, как Земля. Люди, живущие на планете, совершенно такие же, как мы, за исключением одного - у них всего один глаз. Но это совершенно особенный глаз. Своим единственным глазом они могут видеть в темноте. Они могут видеть очень-очень далеко и даже сквозь стены.

У женщин на этой планете рождаются дети, как и у земных. Однажды родился странный ребенок. У него было два глаза! Его мать и отец были огорчены, но мальчик рос счастливым ребенком. Его родители нежно любили его и очень о нем заботились. Но их беспокоило то, что он такой необычный. Они часто водили ребенка к докторам. Доктора качали головой и говорили: "Медицина бессильна".

Чем старше становился мальчик, тем больше проблем у него возникало. Он не видел в темноте и вынужден был ходить с фонариком. Когда он пошел в школу, выяснилось, что он не может читать так же хорошо, как остальные дети и учителям приходилось заниматься с ним дополнительно. Он не мог видеть на далёком расстоянии, поэтому пользовался специальным телескопом. И только тогда он видел другие планеты, как его одноклассники. Иногда, по дороге домой, он чувствовал себя очень одиноким. "Я не могу видеть то, что видят другие, - думал он - я должен был бы видеть то, что другие видеть не могут".

И в один удивительный день он обнаружил, что может видеть что-то, что недоступно другим. Эта была вовсе не черно - белая гамма, как у всех остальных. Он рассказал своим родителям, КАК он видит. Он вытащил их из дома и поведал о своём потрясающем открытии. Они были изумлены! Изумились и его друзья. Он рассказывал им удивительные истории. Он использовал слова, которые они никогда не слышали прежде: красный, синий: и оранжевый. Он говорил о зеленых деревьях и жемчужных цветах. Каждый хотел послушать, как он видит мир. Мальчик рассказывал восхитительные истории о глубоких синих морях и волнах с белыми пенистыми гребешками. Дети любили слушать его истории о сказочных драконах. Они дрожали, когда он описывал их шкуру, глаза и огнедышащие пасти.

В один прекрасный день он встретил девушку. Они полюбили друг друга. И ей было наплевать, что у него два глаза. А он обнаружил, что его это тоже больше не беспокоит. Мальчик стал очень знаменитым. Люди съезжались со всей планеты, чтобы услышать его истории. Потом у них родился сын. Малыш ничем не отличался от других детей планеты. У него был всего один глаз.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли быть мальчиком с двумя глазами на планете одноглазых?
  • Что вы почувствовали после прослушивания этой сказки?
  • Какие эмоции вызвал у вас герой сказки?
  • Какие трудности пришлось преодолевать мальчику?
  • Что (или кто) помогло мальчику преодолеть свои проблемы?
  • Есть ли вокруг нас люди, отличающиеся от всех? Приведите примеры. Чем они отличаются?
  • Как вы к ним относитесь?

Упражнение "Домино"

Цель: создание доверительной атмосферы для общения и благоприятного социально-психологического климата в классе.

Время: 10 минут.

  1. Попросите одного члена группы начать игру, придумав и назвав два характерных для себя момента - характеризующих его с внешней или с внутренней стороны. "С одной стороны - у меня есть собака, с другой стороны - я люблю шоколад".
  2. Тот член группы, у кого совпадают характеристики, должен взять предшественника за ту руку, которую тот поднимал, называя свойство характера или какую-либо подробность о себе. "С одной стороны - я тоже люблю шоколад, с другой стороны - у меня есть младший брат".
  3. Если на одну из рук не находится совпадающего свойства, попросите владельца руки подобрать другой признак или свойство более общего характера.
  4. В конечном итоге вся группа образует круг (или замкнутую цепь).

ИТОГ: Мы все очень разные - и это замечательно! Но если мы сделаем шаг навстречу друг другу - мир станет лучше, добрее, счастливее! И мы можем это сделать!

Аннотация : Данный классный час предназначен для учащихся 7-8 классов и раскрывает проблему толерантности в современном мире. Мероприятию предшествует разноплановая подготовительная работа. Актуальность проблемы и разные формы работы делают классный час продуктивным и интересным.

Задачи:

1. Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей.

2. Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

3. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности.

4. Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранении мира на земле.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся по обсуждаемой проблеме.

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Подготовка нравственных ситуаций для обсуждения. Театрализация отрывка из пьесы Е.Шварца «Дракон».

Конкурс сочинений «О милосердии и терпимости. История нашего дома»

Анкета №1

Попробуй объяснить данные понятия:

Толерантность -

Геноцид -

Ксенофобия -

Экстремизм -

Терпимость -

Анкета №2

Попробуй проанализировать ситуации и предложи их решения:

1. В вашем классе новенький ученик. У него иной цвет кожи. Классный руководитель тебе предлагает сидеть с ним за одной партой. Ты…

2. Ты идешь по улице. К тебе подходит мальчик-цыган и просит денег. Ты…

3. На твоих глазах оскорбляют человека за то, что он другой национальности. Ты…

4. Тебе предлагают вступить в организацию, которая борется против людей иной веры и национальности. Ты…

5. Ребята во дворе смеются над людьми, которые исповедуют иную религию, отпускают в их адрес неприличные реплики. Ты..

Анкета №3

1. Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?

2. Зависит ли доброта от национальности?

3. Есть ли у тебя друзья иных национальностей?

4. Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг другой национальности?

Создание проекта «Вселенная - общий дом»

Для создания проекта-пазла группа учащихся готовит свой проект по направлениям:

История государства «Вселенная - общий дом»;

Административно-правовая система;

Принципы межкультурного общения;

Гимн и герб государства

Принципы сотрудничества и построения взаимоотношений с другим государством

Ход классного часа

Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Однажды Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа. Многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре традициях и обычаях. А продолжением этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой.

Видимо, поэтому, был учрежден международный день толерантности, который отмечается 16 ноября.

Что значит быть толерантным?

У толерантности, терпимости есть обратная сторона. Она проявляется, прежде всего, в том, что человек делит всех на «чужих» и «своих».Чаще всего это деление происходит по национальному признаку. Иногда его называют стереотипным мнением.

С какими стереотипами в оценке людей, наций вы сталкивались?

Театрализация отрывка пьесы Шварца Е. «Дракон»

Рыцарь Ланцелот въезжает в город. Ему рассказывают о доброте и справедливости деспотичного правителя города -Дракона, который сделал много важного и полезного для страны.

Обмен мнениями по отрывку.

Анализ сочинений учащихся «О милосердии и терпимости»

Результаты анкетирования

Защита проектов «Вселенная - общий дом»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Татуировки для девушек на лопатке (фото) Тату на левой лопатке
Правила получения доплат к пенсии в московской области
Поделка насекомые в старшей группе