Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как называется яркая образная память. Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста

Виды памяти

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Существует деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В этом случае говорят о двигательной, эмоциональной, образной и вербальной видах памяти .

Двигательная память

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти .

Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки» .

память забывание эмоциональный двигательный

Образная память

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной вкусовой .

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит .

Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ .

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма .

Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д. .

Эмоциональная память

Эмоциональная память -- это память на переживания, чувства. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные пережи-вания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок .

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти .

Словесно-логическая память

Словесно-логическая память - память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций. В жизни такой человек не прикладывает усилий, запоминая фамилии, имена и отчества, но образная идентификация людей осуществляется большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям .

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется на просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения .

Критерий Виды памяти
Сенсорная модальность
  • зрительная (образная, визуальная),
  • моторная (двигательная, кинестетическая),
  • звуковая (аудиальная),
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • болевая,
  • эйдетическая
Содержание
  • образная,
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • социальная,
  • пространственная
Организация запоминания
  • эпизодическая,
  • семантическая,
  • автобиографическая,
  • процедурная
Время хранения
  • ультракратковременная,
  • кратковременная,
  • долговременная
Физиологические принципы
  • долговременная,
  • кратковременная
Наличие цели
  • произвольная,
  • непроизвольная
Наличие средств
  • опосредованная,
  • неопосредованная
Уровень развития
  • моторная,
  • эмоциональная,
  • образная,
  • словесно-логическая

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, сына, первый снег, морской пейзаж, увиденный впервые, цветущий сад, гроздь винограда.

В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда мы гуляем по цветущему саду, собираем грибы в лесу, невольно запоминается все, что попадает в поле зрения и еще долго перед глазами, в сознании, стоят грибы и цветущие деревья.

Но, когда мы срезаем гриб и внимательно его рассматриваем, оценивая ядовитый он или съедобный, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем его с тем образом, который соответствует съедобным грибам и кладем в корзину. Ярко-красные шляпки мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их, обходят стороной.

В момент, когда мы сравниваем найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. А когда мы возвращаемся взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включаем визуальную краткосрочную память.

Так в процессе сбора грибов у нас работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.

Моторная (двигательная, кинетическая) память

Об уровне развития двигательной памяти человека можно судить по тому, насколько у него изящные движения, гибкое тело. Если человек занимался спортом, танцами, у него богатая моторная память.

Хороший спортсмен выполняет сложнейшие элементы так, будто это очень легко делается. На самом деле такое надежное хранилище движений создается многочасовыми тренировками, бесконечными повторениями, трудом, старанием.

Звуковая (аудиальная) память

В мозгу есть ячейка, которая помнит звуки, связанные с важным событием. Это может быть плач новорожденного ребенка, с которым не перепутаешь свист закипевшего чайника. Всем знаком шум морского прибоя. Голос любимого певца человек способен узнавать среди других голосов.

Даже, когда мы не видим человека, разговаривая по телефону, точно знаем, что это знакомый человек, потому что помним его голос. Безошибочно люди узнают голоса своих родственников, с которыми часто общаются по телефону.

Вкусовая память

Специфический вкус земляники, найденной на солнечной полянке, знаком всем, кто ее хоть раз попробовал. Мы не спутаем вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека хранятся воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он ел когда-нибудь. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладковатый.

Если человеку завязать глаза, он безошибочно отличит вкус квашеной капусты от соленого помидора или маринованных огурчиков. Жареную курицу можно на вкус отличить от картошки фри. Сок яблока от моркови.

Конечно, у некоторых людей вкусовые ощущения иногда ухудшаются, во время простуды, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Как вкус, так и запах неизвестного вещества человек вспомнит, с завязанными глазами. Ведь луковица на срезе пахнет так ярко, что невольно слезы текут из глаз. Безошибочно можно узнать аромат свежего огурца.

Хозяйка безошибочно узнает, что пирог в духовке почти готов, хотя находится в другой комнате. Женщина, хранительница домашнего очага, знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать семью хорошим, доброкачественным питанием.

Болевая память

Этот тип воспоминаний нужен, чтобы с больным зубом пойти к врачу, не дожидаясь осложнений. Однажды порезанный палец напомнит хозяйке о том, что резать овощи следует осторожно.

Болевые воспоминания побуждают к осмотрительности, учат беречь свое здоровье и родных, что продлевает в конечном итоге жизнь.

Эйдетическая память

Существует один феноменальный тип запоминания – эйдетизм. В этом случае объект будто фотографируется, очень ярко, во всех подробностях и деталях. Такими способностями обладают не все люди. Но эйдетизм можно развивать.

Известно, что в школе разведчиков курсантов учили фотографическому запоминанию. Это было необходимо, для такого случая, когда под рукой не было фотоаппарата. Всем известен пример такой работы разведчика, изображенный в кадрах фильма «Щит и Меч».

Эмоциональная память

Хранит в себе чувства, переживания, эмоции. Она играет очень важную роль в процессе выбора поведения. Если человек знает уже, что его где-то обидели, он не пойдет в ту компанию еще раз.

Эмоции, зафиксированные в памяти, способны удержать человека от совершения неблаговидных поступков или наоборот побудить к достойным.

Приятно вспоминать о том, как поднимался на пьедестал, после спортивного соревнования. Это поможет пережить трудные минуты и испытания.

Человек, умеющий радоваться и печалиться, нравится окружающим. Слишком не эмоциональный человек выглядит и воспринимается как робот. Развитая эмоциональная и образная память характеризует интересного человека, много повидавшего.

Социальная память

Помогает человеку правильно ориентироваться в обществе. Важно помнить, кто твои родственники, родители, дети, кто друзья, а кто недоброжелатели. Отправляясь на работу, важно помнить о том, кто твой начальник, наставник, а кто подчиненный. Ведь необходимо выполнять указания начальства, прислушиваться к советам наставника и давать задания подчиненным, контролировать их выполнение.

В социальные воспоминания входит устройство государства, сведения о международной обстановке на данный момент, история человечества, страны в которой живешь, и многое другое, что позволяет человеку адекватно вести себя в обществе.

Пространственная память

Дает возможность человеку ориентироваться в доме, где он живет. Важно помнить улицу, по которой идешь на работу, детский сад, куда отвел ребенка, магазин, где купил продукты.

Воспоминания помогают передвигаться в пространстве на любые расстояния. Если человек знает, где продают билеты на самолет или поезд, пароход, куда надо пойти, чтобы попасть в нужный самолет, вагон и каюту, он может успешно путешествовать.

Изучая географию и астрономию, человек способен решить для себя, куда поехать в отпуск, жить ли на планете Земля или улететь на Марс. Некоторые исследователи утверждают, что на Марсе скоро будет первая колония землян.

Эпизодическая память

Способна выделять особенно важные события из жизни. Час, когда вся семья встречает мать и новорожденного малыша у выхода из роддома, остается в сознании навсегда. Хотя в последствии можно не вспомнить, на каком автобусе ехали до роддома.

Первый поцелуй запомнится влюбленным. Хотя моменты до него и после могут быть стерты.

Семантическая память

Связывает слова и мысли. Без знания смысла разговорной речи человек не сможет общаться в обществе и трудиться, передавать свои чувства, мысли родным и близким людям.

Каждое слово в нашей речи имеет определенный смысл, за который отвечают семантические воспоминания. Бессмысленная речь не понятна окружающим. Она отличает человека, больного слабоумием, от здорового.

Автобиографическая память

Сохраняет знания человека о событиях его жизни, учебе, работе, росте карьеры, важных событиях для семьи. Рождение детей и внуков, свадьба своя и вашего сына – эти события помогают человеку ощущать свое место в семье и в жизни общества.

Годы учебы и первые шаги в карьере приносят позитивный вклад в продвижение по службе. Помнить о своих навыках необходимо, чтобы пополнять их и успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Процедурная память

Удерживает в своем хранилище порядок действий, доведенный иногда до автоматизма. Человек знает, что ложку нужно поднести ко рту, перед едой вымыть руки, рот вытирать салфеткой. Все действия, которые совершает человек в течение дня, он производит в определенном порядке. За это отвечает процедурная память.

Процедурная медсестра обязана в строго определенном порядке делать уколы. Смазать место укола спиртом, набрав лекарство в шприц и ввести в мышцу пациента. Не побрызгав, а уколов человека. Иначе лечение не будет иметь успеха. Вот почему важна процедурная память.

Ультракратковременная память

Другими словами, мгновенная, хранит события в своей ячейке всего лишь миг. Воспоминание может относиться к неважному событию. Если, к примеру, надо выключить свет в незнакомой комнате. Вы туда больше не вернетесь никогда, нет необходимости помнить, где расположен выключатель.

Иногда миг может быть важным, но человека отвлекли, и он сразу забыл ситуацию. Некоторые события, которые не повторяются, могут исчезать из памяти бесследно, если были в мгновенной ячейке.

Кратковременная память

Помогает решать человеку текущую задачу. Когда в саду человек собирает виноград, он помнит, что срезанную гроздь надо осторожно положить в ящик, чтобы не подавить ягоды.

Убирать надо все спелые грозди, двигаясь по ряду виноградника, в направлении от уже очищенного куста к веткам еще полным ягод. Чтобы успешно выполнить эту процедуру, нужно ненадолго запомнить порядок работы.

Долговременная память

Нужна для того, чтобы запомнить некоторые вещи на всю жизнь. Это важные аспекты профессии, принципы гигиены, моральные принципы, принятые манеры общения с людьми на работе, в транспорте и многое, что определяет адекватное поведение человека.

К примеру, важно помнить, что нельзя кушать стиральный порошок, им пользуются только для стирки. Картошка вкусная, лук горький, мед полезный, лекарство принимают по предписанию врача, переходить дорогу следует на зеленый свет светофора. Это обычно помнят на протяжении всей жизни.

Произвольная память

Это запоминание с усилием воли. Иногда так делают, если для сдачи экзамена или выполнения важной работы надо знать точно какой-то фактор. К примеру, нельзя спутать ядовитый гриб со съедобным, опасную ягоду с полезной, когда вы собираете урожай в незнакомом лесу.

Важно помнить хотя бы основные признаки, потому что грибы одного сорта в разной местности выглядят по-разному. Но, если человек запомнит, что на срезе ядовитые грибы ярко-синие или оранжевые, красные, он не отравится.

Непроизвольная память

Срабатывает, когда вы просто осматриваете окружающую местность. Впервые увиденный красивый пейзаж может врезаться в память навсегда. А те кварталы, которые видны из окна троллейбуса по дороге на работу ежедневно, бывает иногда трудно вспомнить детально.

Непроизвольно запоминается все, что попадает в угол зрения. При желании можно развивать способность человека запоминать детально все, что он видит вокруг себя. Произвольная и непроизвольная памяти могут быть одинаково длительными и короткими.

Опосредованная память

Основывается на связывании только что полученной, новой информации, с уже известными знаниями, ранее пережитым опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической. Логически связываются в цепочку воспоминания, связанные определенными ассоциациями.

Так, человек, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему необходимо купить торт для дома. Зайдя в магазин, он видит новый вид пирожных и вкусный торт. Запоминает, что в этой, уже знакомой кондитерской, появился ассортимент хороших новых десертов.

Неопосредованная память

Представляет собой заучивание, без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученную информацию повторить не меньше 5 раз и обратить на нее устойчивое внимание, поработать над ней, обдумать ее значение. Иначе воспоминание попадет в краткосрочную ячейку и быстро улетучится из головы.

Отдельные учителя, не утруждают себя толковыми объяснениями, требуют от учеников простой «зубрежки». Такая информация не долго хранится в голове учащихся и виноват в этом бывает сам учитель.

Словесно-логическая память

Если человек не умеет выстраивать слова в осмысленные предложения, а предложения в последовательный рассказ о событии, значит у него нет словесно-логической памяти. Этот вид воспоминаний еще называют вербальными. Они свойственны только человеку. Животные не умеют разговаривать.

Человек способен помнить умозаключения, суждения других людей, мысли из рассказов, прочитанные в книге. В этих воспоминаниях хранятся наши мысли, разные предметы и их связи, свойства, взаимодействия. От развития этого типа памяти во многом зависит качество других видов памяти и качество речи человека. Лучше эти воспоминания сохраняются у людей, склонных к логическим рассуждениям, с аналитическим складом ума.

Это хранилище памяти тесно связано с речью. Запоминание в данном случае улучшается, когда используется образная, выразительная речь, с акцентами интонации, паузами в нужных местах.

Словесно-логическая память позволяет человеку обладать богатым словарным запасом, что облегчает общение и привлекает симпатии окружающих.

Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символические. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания в лечении и профилактике.

Что такое память

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною. Давно ль оно неслось событий полно, Волнуяся, как море-океан?

Теперь оно безмолвно и спокойно, Не много лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно...

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в институт, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек-тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невоз-можно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что зна-чит запомнить какое-нибудь иностранное слово, например французское «la table»? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает, или русским словом «стол». Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.


Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.

Есть несколько видов ассоциаций:

- по смежности: восприятие или мысль об одном пред-мете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (так запоминается последовательность дей-ствий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли оних вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор , на-пример, шум волн уподобляется говору людей;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явле-ния - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения участвуют различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего, в) называя другую фамилию, происходящую от слова, проти-воположного по смыслу тому, от которого происходит фамилия знакомого, например, Белов - Чернов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи-тельно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

В научной психологии проблема памяти является «ро-весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память - сложнейший психический процесс, поэтому, не-смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

Виды памяти

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить на три груп-пы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства).

Соответственно этому различают: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об разную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память;

3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Вот как об этом у А.С. Пушкина:

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе-режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим усло-вием его духовного развития.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная память.

Этот вид памяти связан с нашими орга-нами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образнойпамяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все-гда является преобладающим.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальнойцели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле-вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем.

Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память.

Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятель-ности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последо-вательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обоащаются, взаимодействуют между собой.

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос-произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна-меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель - запомнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом назакреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль-шое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Заучивание зависит :

а) от характера деятельности, от про-цессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели - запомнить, более эффективно, чем непроизвольное;

б) от установки - запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про-изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что-бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Миронов.

Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет.

Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль - Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Ныо-Порт-Ныосе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя-ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания - механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка-ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза-имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание (использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр. Например, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение сознательно контролируемые и не контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непро-извольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам Меня влечет неведомая сила.

Все здесь напоминает мне былое...

А.С. Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непредна еренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го-ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово-рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро-изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред-ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека - Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума-ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо-димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то. что есть л РОДИ, МНОГО знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову», У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос-производится именно то, что нужно.

К.К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор-мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал забывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, - процесс избирательный, имеющий свои закономерности.

Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо-минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но-вых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное на-пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког-да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ошушение незавершенного действия называют эффектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после-дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на-чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не-редко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро.

Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен-ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит,

2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте,

3) раздвоения личности - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов Ты на ступеньки не клади, Не облокачивайся на перила, Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть, Гнать, терпеть и ненавидеть,

И вертеть, смотреть, держать,

И зависеть и дышать,

Ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди-ану:

Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве-селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми-нании дат рождения известных людей или знаменатель-ных событий. Например, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М.Ю. Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за-помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

Качества памяти

Что такое хорошая и плохая память?

Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, вообще впечатления должны удержать-ся, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется - сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Хорошая память - это способности быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить.

Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его по-беды и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель Ф. Ларошфуко остроумно заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Итак, качества памяти:

1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с други-ми качествами;

2) прочность сохранения;

3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного;

4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр. У школьников и студентов плохое запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету и пр.

Представление

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред-ставлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Понятие имеет более обобщенный и отвлеченный характер, представление - наглядный характер. Представление - это образ предмета, понятие - мысль о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это не одно и то же. Например, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические.

Представления характеризуются наглядностью, т.е. прямым сходством с соответствующими предметами и явлениями (мы внутренне или мысленно «видим», «слышим», «обоняем», «ощущаем» прикосновения и пр.).

Вес мне видится Павловск холмистый. Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда.

А. Ахматова

Но представления обычно бывают значительно беднее восприятий. Представления никогда не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки объектов, ясно вос-производятся только отдельные черты.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Ис-ключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные и пр.

Представления - это результат переработки и обобще-ния прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуко-вых представлений.

Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. Отличие представлений от восприятий состоит в том, что пред-ставления дают более обобщенное отражение предметов. В представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные признаки, имевшиеся прежде в отдельных восприятиях. Например, дерево видим - образ восприятия, дерево представляем - образ более тусклый, более неопределенный и неточный.

Представление - это обобщенное отражение окружающего мира. Мы говорим «река» и представляем ее: два берега, текущая вода. Мы видели много разных рек, в пред-ставлении отражаются наглядные признаки, характерные предметам и явлениям. Воспринять же мы можем только конкретную реку - Волгу, Москва-реку, Каму, Енисей, Оку и пр., образ восприятия точен.

Представлять - это значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, а не просто знать. Представление - более высокая ступень познания, чем восприятие, они являются ступенью перехода от ощущения к мысли, это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета.

Мы можем представить гудок парохода, вкус лимона, запах бензина, духов, цветов, прикосновение к чему -либо или зубную боль. Конечно, у кого никогда не болели зубы, тот не может этого представить. Обычно, рассказывая что-то, мы вопрошаем: «Представляешь?!»

В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называя одним словом ряд предметов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии преимущественно развивается какой-либо один вид представлений. Но деление представлений по видам весьма условно.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

  • зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
  • слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
  • вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
  • обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
  • тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

  • иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
  • эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Вся получаемая нами информация поступает в мозг в виде образов, которые мы воспринимаем с помощью органов чувств. Все изображения, звуки, запахи и т.д. обрабатываются нашим мозгом, а точнее структурой под названием образная память.

Она относится к кратковременным процессам хранения информации и выполняет функцию первичной обработки данных.

Особенности образного запоминания

Используя процессы запоминания, как основу сознания, человек «записывает» все происходящее вокруг. В первую очередь это происходит на бессознательном уровне. Мы можем не сосредотачиваться на конкретном объекте, однако если он попадает в поле действия органов чувств, то образная память «запишет» его. И впоследствии вы сможете вспомнить некоторые детали.

Например, если попробовать вспомнить последнюю вашу поездку в общественном транспорте. Вы может совершенно неожиданно для себя обнаружить, что точно знаете, сидевшая рядом с вами девушка была в синем пальто. При этом совершенно уверены, что специально внимания вы на это не обращали. Однако, работает образная память только на протяжении недолгого времени, примерно сутки. И если вы будете вспоминать события, например, недельной давности, то вряд ли у вас получиться выделить такие подробности.

Попробуем определить, какие же особенности может иметь такой процесс сохранения информации:

  • образы достаточно бледные, нечеткие;
  • фрагментарные;
  • неустойчивые;
  • склонны к изменению с течением времени.

Все образы, сохраненные таким способом расплывчаты. Поэтому, по прошествии времени, вы и ваши друзья можете вспоминать подробности одной и той же ситуации, четко сохраняя общий смысл произошедшего, но при этом совершенно по-разному говоря о мелочах. Значит ли это, что наши воспоминания имеют небольшую погрешность? Да, это так. Очень сильно это заметно, на примере рифмованных строчек. Наверняка многие сталкивались с подобным, вы помните простенький стишок или песенку из детства, причем помните, как вам кажется, на 100% точно. Но вдруг, помогая родителям разбирать старые вещи, вы обнаруживаете ту самую книжечку, стишок из которой вам когда-то запомнился. И вы вдруг понимаете, что какие-то слова вы просто заменили похожими. Это объясняется тем, что нашему сознанию легче создать свое новое, чем пытаться вспомнить старое. И нам, таким образом, подсовывают «подделки».

Презентация: "Память и органы чувств. Образное восприятие

Развитие образного восприятия

Первые образы формируются у детей примерно в 1,5-2 года. Именно в это время начинается активная фаза развития памяти, и ребенок начинает накопление собственного опыта и формирование понятий. Появляется способность к построению примитивных логических цепочек.

Чаще всего образная память преобладает в структуре интеллекта. Она является «фундаментом» всех процессов запоминания и лежит в основе ее первичной структуры.

Тренировка образного восприятия должна начинаться с первых лет жизни, поскольку именно в это время сознание человека наиболее открыто для восприятия нового, а все интеллектуальные процессы, в том числе и память более пластичны.

Роль образной памяти в жизни человека

Исследователи, как правило, разделяют образную память на подтипы:

  • зрительную (фотографическую);
  • слуховую;
  • осязательную;
  • вкусовую;
  • обонятельную.

Фотографическая память основывается на визуальном восприятии. Сохраняя зрительные образы, она обеспечивает нас первичной информацией. Следующей по значимости и уровню восприятия является слуховая память. Сохраненные звуки совмещаются с картинками, формируя практически полноценное воспоминание. Затем накладываются второстепенные «штрихи» в виде осязания, вкуса и обоняния.

Презентация: "Виды памяти, приемы запомининия. Наглядно-образная память"

Образ готов к «отправке» в долговременную (постоянную) память. Следует сказать, что зрительный и слуховой самые развитые типы процессов сохранения информации. В то время, как осязательная, вкусовая и обонятельная чаще всего развиваются в строгой привязке к определенному типу профессиональной деятельности. Например, обонятельные и вкусовые образы наиболее точно формируются у дегустаторов и сомелье, и причиной тому достаточно серьезное развитие у таких людей соответствующих рецепторов.

Понятие фотографическая память часто звучит как нечто очень привлекательное и не досягаемое. Однако это не так. Существует ответ на вопрос: «Как развить фотографическую память?». Наиболее простым способом улучшения ее качества являются постоянные тренировки. В основе, которых лежит процесс запоминания картинок, или текста, посредствам только лишь зрительного восприятия. Постарайтесь запомнить порядок расположения 5-ти фигур на картинке, как только это вам станет удаваться с легкостью, увеличьте количество фигур. Постепенно усложняйте образы. Используйте сюжетные изображения, со временем, увеличивая количество деталей на них.

Ежедневные старательные тренировки позволят вам развить фотографическую память до значительного уровня.

Интересной особенностью такой структуры, как образная память, является возможность усиления второстепенных типов восприятия. Это может наблюдаться у людей утративших основные органы чувств. Так, можно совершенно четко сказать, что у глухих людей повышается острота зрения и восприятие запахов, у слепых становиться более острым слух и усиливаются вкусовые ощущения. Это естественный процесс, поскольку организм пытается таким образом восполнить недостающий поток информации.


Образная память у каждого проявляется по-разному, и выяснить какой тип у вас преобладает достаточно просто, для этого следует провести не сложный тест.

Попросите, кого-либо прочитать вам в слух 10 слов, а затем запишите то, что вам запомнилось. После повторите тест, только уже сами смотрите на написанные слова. В каком случае количество правильных ответов будет больше такой тип памяти (зрительная или слуховая) и преобладает в вашем конкретном случае.

В жизни человека образное мышление занимает огромное место. Роль его сложно переоценить, ибо это основа любого знания и любого воспоминания.

Умея оперировать образами, мы можем увеличить количество усваиваемой информации, и расширять пределы своей памяти.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Маточные кольца при выпадении матки – альтернатива резекции органа
Необычные идеи для встречи нового года
Тематическое занятие в старшей группе «1 сентября — День знаний