Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изо ранний возраст. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»

сельского поселения Тарасовское

Пушкинского муниципального района

Подготовила: воспитатель: Серикова Алжанат Якубовна

В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (см. пособия):

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М., 1987.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1986.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1991.

Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества (занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).

Объединяя игру с обучением, мы получаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых учебных заданий. Самое главное – заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность.

Большое внимание в нашей работе уделено приобретению детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта. Акцент сделан на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание ребятами композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации рисунком) приобретает форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

Технология строится на таких компонентах структуры изобразительной деятельности, как:

Восприятие окружающего мира и искусства;

Исполнительская деятельность;

Творчество.

Для того чтобы малыш начал рисовать, он должен овладеть главными формообразующими действиями. Представленная подборка конспектов поможет воспитателю, применяя оригинальные игровые приемы, научить детей изобразительным движениям.

Необходимо и родителей привлечь на свою сторону, заставить их по-новому отнестись к детскому изобразительному творчеству, убедить в том, что недостаточно дать в руки малышу карандаш или фломастер (многие приобретают для совсем маленьких еще и акварельные краски). Надо пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления, правильно подобрать для него изобразительный материал. Иначе невозможно добиться успеха.

Какой же изобразительный материал рекомендуется: гуашь (консистенция негустой сметаны), кисти от № 6 до № 20 (круглые и плоские), фломастеры (они требуют меньше усилий и ярче карандашей), цветная и белая бумага разного формата. Следует помнить, что для детей этого возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть не маленьким.

Вот практический совет, как быстро затонировать белую бумагу: цветными мелками (для рисования на асфальте) плашмя закрасить поверхность, затем растереть кусочком бумаги или влажным тампоном. Получится фон пастельных тонов.

Для создания образа и завершения рисунка можно использовать силуэты животных, деревьев, машин. Например, на занятии «Четыре сестрицы» знакомим детей с синим цветом, добавляем силуэты гуся, лягушки или рыбок соответствующих цветов и размеров.

Для достижения лучших результатов проводим занятия по подгруппам, при их комплектации учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков.

Следующее, на что нужно обратить внимание, – это показатели нормы развития изобразительной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, разработанные известным методистом Т. Г. Казаковой, научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК

15 месяцев. Ребенок может держать карандаш и оставлять следы на бумаге, он совершает «открытие», что «карандаш (фломастер) рисует». Первый шаг включает знакомство с карандашом как с предметом, который, двигаясь, оставляет следы.

Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать. Так складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент и след на бумаге как результат действия.

21 месяц. Черкает в пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой изобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные – в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень изобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблочко, мячик и т. д.

Малыш с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не только в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла – рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка «живым»: он «кормит» птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще раз увидеть изображение на листе.

К трем годам дети все чаще создают изображение предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику – изменением самого рисунка. Например, рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом – «зайчик убежал в лес» или «спрятался».

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно зарождающиеся ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает малышу передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Сентябрь

«Чудо-палочки»

Цель: знакомство с карандашами

«Травка»

Цель: побуждать интерес к рисованию, учить рисовать черточки

«Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель: учить рисовать черточки

«Угощение для птиц (цыплят) »

Цель: учить приемам примакивания

«Четыре сестрицы» (красный цвет)

Цель: закрепить название

«Ножки ходят по дорожке»

Цель: учить рисовать мазок

«Друзья»

«Мыльные пузыри»

Цель: учить рисовать округлые формы

«Листопад»

Цель: учить рисовать мазок

«Паровозик из Ромашкова»

Цель: учить рисовать вертикальные линии (шпалы)

«Эх, дороги!»

«Аленка в пеленках»

Цель: учить рисовать мазок

«Украсить шапочку»

«Четыре сестрицы» (желтый цвет)

Цель: закрепить название

«Расческа для Маши-растеряши »

Цель: учить рисовать вертикальные линии

«На опушку, на лужок падает снежок»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«В доме зажглись огни»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Новогодняя елка»

Цель: закрепить умение рисовать мазок и вертикальные линии

«Снеговик»

«Снежный зайка»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Веселый клоун»

Цель: закрепить рисование мазка

«Варежка Снегурочки»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Посушим палочки»

Цель: учить рисовать квадратную форму

«Четыре сестрицы»(зеленый цвет)

«Разноцветные шары» или «Озорной котенок»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Нарядное платье»

Цель: закрепить рисование мазка и горизонтальных линий

«Ходят в море пароходы»

Цель: учить рисовать горизонтальные линии

«Украсим зонтик»

Цель: закрепить рисование округлой формы (колечки)

«Четыре сестрицы» (синий цвет)

Цель: закрепить название цвета

«Прическа для Петрушки»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии

«Прилетели птицы»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы и вертикальные линии

«Красивая ваза»

Цель: закрепить умение рисовать горизонтальные ивертикальные линии

«Сирень»

Цель: закрепить прием рисования – примакивание (мазок)

«Одуванчик»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии и округлую форму

«Божья коровка»

Цель: закрепить умение рисовать округлую форму

«Что встретил паровозик из Ромашкова»

Цель: закрепить умениерисовать мазок, округлую форму, вертикальные линии

КАРТА ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ

(ранний возраст от 1,5 до 3 лет)

Сокращения

Р. р. – развитие речи и ознакомление с окружающим миром

X. л. – художественная литература

Н. И. – наблюдения, игры

Т. д. – трудовые действия

М. з. – музыкальные занятия

Ф. з. – физкультурные занятия

Изо – изобразительная деятельность

Картины: «В лесу осенью», «Едем на лошадке», «Куры», «Солнышко, ведрышко». Сказки: «Курочка Ряба», «Репка»

А. Плещеев «Осень наступила», В. Берестов «Курица с цыплятами»

Наблюдение за листопадом, за дождем, игры с водой, наблюдение за рыбками. Подвижная игра «Через ручеек»

Сбор листьев, каштанов

Е. Тиличеева «Водичка»; музыка П. Чайковского «Куры и петухи» («Карнавал животных»), русская н а родная мелодия в обработке В. Фере «дождик»

«По тропинке», «Солнышко и дождик»

Лепка «Грибок» (столбик и каштан). Рисование: травка, дождик, накормим курочку с цыплятами, орешки для белочки, листопад.

Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Катаемся на санях»

«Котик серенький пришел», «Пошел котик н а Торжок», «Как у нашего кота»; А. Барто «Игрушки», Снег»; Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; Я. Аким «Елка наряжается»; Е. Ильина «Наша елка высока»; С. Маршак «Сыплет, сыплет снег…»

Наблюдение за снегом, рассматривание елки, кошки, собаки Наблюдение за трудом дворника

Подвижные игры: «Снег кружится», «Я Мороз, Красный нос», «Целься верней!»

Расчистка площадки, поделки из снега

Музыка А. Александрова, ел. Н. Френкель «Кошка»; муз. П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро»; муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой «Кошечка» (к игр е «Кошка с котятами»); муз. М. Раухвергера, сл. п. Комиссаровои собачка»

«Воробушки и автомобиль», «Воротца», «заика беленький», «Прокати ком»

Лепка: «Клубочки-колобочки», «Снежный ком», «Зайка » Аппликация: украшения на елку Конструирование: «Дорожки»

Рисование: «Клубочки и котик», «Щенок и щетка», «Снежок», «Сугробы», «Эх, дороги!»

Картины: «Играем в поезд», «Играем в шары»

«Травка – муравка», А. Плещеев «Травка зеленеет», сказка «Колобок»

Наблюдение за солнцем – играем с солнечным зайчиком

Рассматриваем ветки, первоцветы, насекомых, птиц

Подвижные игры: «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»

Посадка гороха

Музыка Г. Фрида «Птички»

«Через ручеек», «поезд», «лови мяч», «мяч в кругу», «доползи до погремушки»

Лепка: «Колечки для пирамидки», «Мячи», «Погремушки»

Аппликация: «Мячи», «Птички»

Рисование: колеса, паровозик, мыльные пузыри, солнце, платочки

Картина: «Помогаем товарищу»

Н. Пикулев а «Надувала кошка шар», А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Путаница » Рассматривание цветов, насекомых, птиц. Игры: «Догони мяч», «Птички летают»

Поливка гороха, цветов

Музыка Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой «Утро»; муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой «Воробушки»

«Мой веселый звонкий мяч», «Кто ходит и летает», «Гуси»

Лепка: «Жучок», «Мячи»

Аппликация: «Разноцветные шары, мячи»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательне учреждение

«Зиняковский детский сад»

Нижегородская область Городецкий район

Изодеятельность (рисование)

с детьми раннего возраста

(мастер-класс)

(группа раннего возраста)

Воспитатель:

Корчик Е.А.

Изодеятельность (рисование) с детьми раннего возраста (мастер-класс)

(группа раннего возраста)

Воспитатель:

Корчик Е.А.

Для того чтобы дети занималисьрисованием, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогут им развить художественные способности.

Цель: Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей. Раскрыть значение рисования для развития ребёнка. Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Задачи:

Создать благоприятную творческую обстановку;

Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, предложить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях;

Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей;

Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и ДОУ.

Оборудование: мольберт, бумага А4, гуашь, жесткие кисточки, баночки с водой, салфетки, влажные салфетки, коробочки для салфеток. Памятка «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка дома» каждому.

План:

1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.

2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста.

3.Творческая минутка.

4. Выставка рисунков родителей. Памятки родителям «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка дома».

5. Рефлексия. Оценка родителями эффективности мероприятия.

6. Решение текущих вопросов.

7. Выставка рисунков детей раннего возраста. Презентация «Что мы делаем в саду».

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас на нашем мастер-классе! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В.А. Сухомлинский

1. Вы не задумывались, почему все дети любят рисовать? Как правило, рисовать они начинают даже раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс: рука движется, оставляет след, остановилась, ничего не происходит. Наши дети-исследователи, мыслители и открыватели.

Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, способность мыслить. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка.

Особенно важна связь рисования с мышлением, так как в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязательные анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их (цвет, форма, движение), у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

2. Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы:

1. Рисование ладошкой

2. Рисование пальчиками

3. Рисование с использованием поролона

4. Рисование ватными палочками

5. Рисование различными штампами

6. Рисование тычком.

1.Рисование ладошкой.

В ходе рисования ладонью дети воспроизводят разнообразные движения (прикладывание, прихлопывание, размазывание), ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование пальчиками.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

3. Рисование с использованием поролона

Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность.

Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, облако, а можно очень легко закрасить фон.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Можно вырезать из поролона штампы разной формы (круг, квадрат, треугольник). Ими легко нарисовать елочку, снеговика, домик…

4. Рисование ватными палочками

Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег или дождь, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Способ получения изображения: Окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти.

Рисование поролоновыми тычками, ватными палочками, печатание поролоном, печатание разными предметами – все это похоже на веселую игру, детям очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Хочу дать совет, что отличительная особенность детского восприятия – это стремление к самостоятельности. Будет лучше, если вы будете садиться рядом с ребенком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребенок будет смотреть и повторять, рисуя сою картинку. И обязательно хвалите малышей, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить две техники рисования – это рисование с помощью штампов и рисование тычком. Способы настолько просты, интересны и доступны для любого возраста детей, начиная с раннего возраста. Рисование штампами – это возможность использования хорошо знакомых предметов и материалов в качестве художественных материалов. Особенно это интересно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них ещё не сформированы технические навыки работы с красками, кистью. А главное, что рисование штампами играет роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, в развитии творческого потенциала.

3.Я хочу предложить Вам, на минуточку вернуться в удивительный мир детства и самим побыть маленькими художниками - детьми раннего возраста.

Физкультминутка: « Три веселых братца»

Три веселых братца

гуляли по двору (шагать на месте)

Три веселых братца

затеяли игру (бег на месте)

Делали головками

ник-ник-ник.

Пальчиками ловкими

чик-чик-чик.

Хлопали ладошками

хлоп-хлоп-хлоп

Топотали ножками

топ-топ-топ.

(движения по тексту)

Рисование тычком.

Для рисования тычком Вам будет нужна полусухая жесткая кисть из щетины и краски.

Кисточку при рисовании тычком держат вертикально. Чем короче ворс на щетинной кисти - тем выразительнее получится фактура отпечатка на бумаге. Поэтому если у Вас длинная кисточка - то заранее обрежьте на ней ворс. Кисточка должна быть достаточно большая, чтобы «тычок» получился крупным.

Краску для такого рисования берем густую, обычно это гуашевая краска. Кисточка не должна быть мокрой.

Основу - фон для рисунка готовит взрослый, а ребенок заполняет ее «тычками» - отпечатками кисти. Мы возьмем тонированную бумагу разных цветов. Это могут быть разные сюжеты:

Отпечатки желтого или белого цвета на зеленом фоне - одуванчики на лугу или цыплята (если подрисовать глазки, лапки и клюв);

Белые отпечатки на голубом небе - это пушистые облачка, на зимнем фоне по всему листу бумаги, то получатся пушистые снежинки; на фоне с темно - коричневыми стволами деревьев прекрасно смотрятся белые шапки снега, нарисованные на деревьях в технике «тычка».

Желтые, оранжевые, красные отпечатки, нарисованные на подготовленном заранее фоне осенних деревьев - это осенняя листва, просто расположенные по всему листу – листопад;

На фоне города и черного неба в технике тычка очень красиво смотрится разноцветный салют в небе.

Можно рисовать тычком не только жесткой кистью, но и палочкой, на которую прикреплен прочной нитью кусочек поролона.

Рисование тычком доступно даже самым маленьким деткам с полутора лет.

Воспитатель показывает приёмы рисования нетрадиционными способами, одновременно привлекая к этому родителей (звучит весёлая музыка).

(Картина нарисована, просим «художников» продемонстрировать её – выставка рисунков родителей).

Вот и подошёл к концу наш Мастер – Класс.

Спасибо за ваше участие. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. У кого есть вопросы или пожелания. Примите памятки «Организация художественно – изобразительной деятельности ребёнка дома».

Используемая литература:

1. ООП ДО От рождения до школы. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой

2. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7лет. Т.С.Комарова.

3. Рисование с малышами. А. Валасина

[Электронный ресурс]: rodnaya-tropinka.ru›risovanie-s-malyshami/

Выставка рисунков родителей: Блохиной Ю.В., Мирзоевой А.В., Корниловой Н.А., Кутасовой А.Ф.

Выставка рисунков детей посещающих кружок по рисованию

«Карандаш»

Светлана Белова
Конспект открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект

открытого занятия по рисованию в группе детей раннего возраста «Цыплятки»

с использованием нетрадиционной техники рисования (пуантилизм-рисование «тычком» с помощью ватных палочек)

«Бантик для Кошки»

Цель :

Продолжать учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ (пуантилизм) -рисование ватными палочками

Задачи :

1. Образовательные

Продолжать формировать у детей умения и навыки рисования нетрадиционными методами ;

Продолжать учить различать и правильно называть основные цвета : красный, желтый, зеленый, синий

2. Развивающие :

Развивать интерес к деятельности рисования

Развивать мелкую моторику, внимание, речь

Развивать эстетический вкус

Соотносить движения рук с текстом

3. Воспитательные

Воспитывать чувство сопереживания герою

Воспитывать вежливость, аккуратность, отзывчивость

Оборудование :

Мягкая игрушка-кошка,гуашь 4 цветов (красная, желтая, зеленая, синяя,ватные палочки, белые бумажные бантики на каждого ребенка.

Предварительная работа : серия занятий по освоению нетрадиционной техники пуантилизм , обсуждение с детьми способа рисования тычком ватными палочками.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла в гости кошка Молли. Давайте поздороваемся с ней.

Кошка Молли рассказала мне на ушко о том, что на прогулке потеряла свой красивый цветной бант, а завтра ей нужно идти на день рождения к подруге. У нее остались только белые бантики, а ей хотелось пойти на день рождения в цветном. Она знает, что вы очень любите рисовать и поэтому пришла к вам за помощью.

Воспитатель : Ребята, поможем Молли? Нарисуем ей много красивых бантов

Дети : Да!

Воспитатель : Но сначала Молли хочет с Вами поиграть. Пальчиковая гимнастика «Домик» . Размяли пальчики, а теперь давайте сядем за столы и раскрасим бант для Молли.

Воспитатель : раскрашивать бант будем, держа ватную палочку тремя пальцами. Аккуратно, не спеша ставим точки, не выходим за контур банта. Каждую палочку следует окунать только в одну краску.

Во время рисования воспитатель подходит к каждому ребенку, на своем рисунке показывает как правильно пользоваться техникой «пуантилизм» .

Анализ детских работ.

Кошка говорит спасибо детям за такие красивые цветные бантики. Проходит рассматривает детские работы.

Кошка : Спасибо вам, ребята! Очень красивые бантики получились. Теперь смело можно идти на день рождения к подруге.

Воспитатель : Мне тоже понравились ваши бантики. Понравилось ли вам ребята рисовать точками ?

Дети прощаются с кошкой.

Публикации по теме:

Тема: «Солнышко лучистое». Цели: Уточнять знания о солнышке; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь; Продолжать знакомить.

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования (монотипия) «Маленькие жители Земли» АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с 184 «Жигуленок» Конспект интегрированного занятия по развитию художественно-продуктивной деятельности.

.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе «Подарок для Мишутки».

Конспект НОД по рисованию «Животные Африки» с использованием нетрадиционной техники рисования «пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики Конспект.

Конспект НОД с применением нетрадиционной техники рисования пальчиками в группе раннего возраста «Шарики для зайчат» Интегрированное занятие «Шарики для зайчат»Количество детей: 6 человек (третьего года жизни) Ориентировочная дата проведения:первый квартал.

Конспект занятия по пластилинографии с использованием природного материала «Колючий ёж» Составила: Колесова Г. В. Конспект НОД в разновозрастной группе по художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной.

Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества (занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Подснежник»

сельского поселения Тарасовское

Пушкинского муниципального района

Подготовила: воспитатель: Серикова Алжанат Якубовна

В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (см. пособия):

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1987.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1986.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991.

Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества (занятия «Четыре сестрицы», «Веселый клоун», «Пеленки для Аленки» и др.).

Объединяя игру с обучением, мы получаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых учебных заданий. Самое главное - заинтересовать малышей, пробудить их творческую активность.

Большое внимание в нашей работе уделено приобретению детьми сенсорного и сенсорно-моторного опыта. Акцент сделан на получение ими впечатления от цветового пространства (разные фоны, краски по выбору, разнообразные формы листа). Создание ребятами композиций (имеется в виду дополнение рисунка аппликацией или аппликации рисунком) приобретает форму дизайна. Значительная роль отведена обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек, что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

Технология строится на таких компонентах структуры изобразительной деятельности, как:

Восприятие окружающего мира и искусства;

Исполнительская деятельность;

Творчество.

Для того чтобы малыш начал рисовать, он должен овладеть главными формообразующими действиями. Представленная подборка конспектов поможет воспитателю, применяя оригинальные игровые приемы, научить детей изобразительным движениям.

Необходимо и родителей привлечь на свою сторону, заставить их по-новому отнестись к детскому изобразительному творчеству, убедить в том, что недостаточно дать в руки малышу карандаш или фломастер (многие приобретают для совсем маленьких еще и акварельные краски). Надо пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления, правильно подобрать для него изобразительный материал. Иначе невозможно добиться успеха.

Какой же изобразительный материал рекомендуется: гуашь (консистенция негустой сметаны), кисти от № 6 до № 20 (круглые и плоские), фломастеры (они требуют меньше усилий и ярче карандашей), цветная и белая бумага разного формата. Следует помнить, что для детей этого возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть не маленьким.

Вот практический совет, как быстро затонировать белую бумагу: цветными мелками (для рисования на асфальте) плашмя закрасить поверхность, затем растереть кусочком бумаги или влажным тампоном. Получится фон пастельных тонов.

Для создания образа и завершения рисунка можно использовать силуэты животных, деревьев, машин. Например, на занятии «Четыре сестрицы» знакомим детей с синим цветом, добавляем силуэты гуся, лягушки или рыбок соответствующих цветов и размеров.

Для достижения лучших результатов проводим занятия по подгруппам, при их комплектации учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень его знаний, умений, навыков.

Следующее, на что нужно обратить внимание, - это показатели нормы развития изобразительной деятельности детей от 1,5 до 3 лет, разработанные известным методистом Т. Г. Казаковой, научным сотрудником Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца.

КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК

15 месяцев. Ребенок может держать карандаш и оставлять следы на бумаге, он совершает «открытие», что «карандаш (фломастер) рисует». Первый шаг включает знакомство с карандашом как с предметом, который, двигаясь, оставляет следы.

Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно. След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно действовать. Так складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент и след на бумаге как результат действия.

21 месяц. Черкает в пределах листа. Это первый шаг в овладении техникой изобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако действует под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет ему проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии. Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные - в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень изобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблочко, мячик и т. д.

Малыш с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не только в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира.

Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла - рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка «живым»: он «кормит» птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще раз увидеть изображение на листе.

К трем годам дети все чаще создают изображение предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику - изменением самого рисунка. Например, рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом - «зайчик убежал в лес» или «спрятался».

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно зарождающиеся ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает малышу передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Сентябрь

«Чудо-палочки»

Цель: знакомство с карандашами

«Травка»

Цель: побуждать интерес к рисованию, учить рисовать черточки

«Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель: учить рисовать черточки

«Угощение для птиц (цыплят) »

Цель: учить приемам примакивания

Октябрь

«Четыре сестрицы» (красный цвет)

Цель: закрепить название

«Ножки ходят по дорожке»

Цель: учить рисовать мазок

«Друзья»

«Мыльные пузыри»

Цель: учить рисовать округлые формы

Ноябрь

«Листопад»

Цель: учить рисовать мазок

«Паровозик из Ромашкова»

Цель: учить рисовать вертикальные линии (шпалы)

«Эх, дороги!»

«Аленка в пеленках»

Цель: учить рисовать мазок

Декабрь

«Украсить шапочку»

«Четыре сестрицы» (желтый цвет)

Цель: закрепить название

«Расческа для Маши-растеряши »

Цель: учить рисовать вертикальные линии

«На опушку, на лужок падает снежок»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

Январь

«В доме зажглись огни»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Новогодняя елка»

Цель: закрепить умение рисовать мазок и вертикальные линии

«Снеговик»

«Снежный зайка»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

Февраль

«Веселый клоун»

Цель: закрепить рисование мазка

«Варежка Снегурочки»

Цель: закрепить умение рисовать мазок

«Посушим палочки»

Цель: учить рисовать квадратную форму

«Четыре сестрицы»
(зеленый цвет)

Март

«Разноцветные шары» или «Озорной котенок»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы

«Нарядное платье»

Цель: закрепить рисование мазка и горизонтальных линий

«Ходят в море пароходы»

Цель: учить рисовать горизонтальные линии

«Украсим зонтик»

Цель: закрепить рисование округлой формы (колечки)

Апрель

«Четыре сестрицы» (синий цвет)

Цель: закрепить название цвета

«Прическа для Петрушки»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии

«Прилетели птицы»

Цель: закрепить умение рисовать округлые формы и вертикальные линии

«Красивая ваза»

Цель: закрепить умение
рисовать горизонтальные и
вертикальные линии

Май

«Сирень»

Цель: закрепить прием рисования - примакивание (мазок)

«Одуванчик»

Цель: закрепить умение рисовать вертикальные линии и округлую форму

«Божья коровка»

Цель: закрепить умение рисовать округлую форму

«Что встретил паровозик из Ромашкова»

Цель: закрепить умение
рисовать мазок, округлую форму, вертикальные линии

КАРТА ВЗАИМОСВЯЗИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ

(ранний возраст от 1,5 до 3 лет)

Сокращения

Р. р. - развитие речи и ознакомление с окружающим миром

X. л. - художественная литература

Н. И. - наблюдения, игры

Т. д. - трудовые действия

М. з. - музыкальные занятия

Ф. з. - физкультурные занятия

Изо - изобразительная деятельность

ОСЕНЬ

Р.р.

Картины: «В лесу осенью», «Едем на лошадке», «Куры», «Солнышко, ведрышко». Сказки: «Курочка Ряба», «Репка»

Х.л.

Н. и.

А. Плещеев «Осень наступила», В. Берестов «Курица с цыплятами»

Наблюдение за листопадом, за дождем, игры с водой, наблюдение за рыбками. Подвижная игра «Через ручеек»

Т. д.

М. з.

Сбор листьев, каштанов

Е. Тиличеева «Водичка»; музыка П. Чайковского «Куры и петухи» («Карнавал животных»), русская н а родная мелодия в обработке В. Фере «дождик»

Ф.з.

Изо

«По тропинке», «Солнышко и дождик»

Лепка «Грибок» (столбик и каштан). Рисование: травка, дождик, накормим курочку с цыплятами, орешки для белочки, листопад.

3ИМА

p.p.

Х.л.

Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Катаемся на санях»

«Котик серенький пришел», «Пошел котик н а Торжок», «Как у нашего кота»; А. Барто «Игрушки», Снег»; Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; Я. Аким «Елка наряжается»; Е. Ильина «Наша елка высока»; С. Маршак «Сыплет, сыплет снег...»

Н. и.

Наблюдение за снегом, рассматривание елки, кошки, собаки Наблюдение за трудом дворника

Ф.з.

Подвижные игры: «Снег кружится», «Я Мороз, Красный нос», «Целься верней!»

Т.д.

М.з.

Расчистка площадки, поделки из снега

Музыка А. Александрова, ел. Н. Френкель «Кошка»; муз. П. Чайковского «Зима», «Зимнее утро»; муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой «Кошечка» (к игр е «Кошка с котятами»); муз. М. Раухвергера, сл. п. Комиссаровои собачка»

Ф.з.

Изо

«Воробушки и автомобиль», «Воротца», «заика беленький», «Прокати ком»

Лепка: «Клубочки-колобочки», «Снежный ком», «Зайка » Аппликация: украшения на елку Конструирование: «Дорожки»

Изо

Р.р.

Х.л.

Рисование: «Клубочки и котик», «Щенок и щетка», «Снежок», «Сугробы», «Эх, дороги!»

Картины: «Играем в поезд», «Играем в шары»

«Травка - муравка», А. Плещеев «Травка зеленеет», сказка «Колобок»

Н.И

Ф.з.

Наблюдение за солнцем - играем с солнечным зайчиком

Рассматриваем ветки, первоцветы, насекомых, птиц

Подвижные игры: «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»

Т.д.

Посадка гороха

М.з

Музыка Г. Фрида «Птички»

Ф.з.

Изо

«Через ручеек», «поезд», «лови мяч», «мяч в кругу», «доползи до погремушки»

Лепка: «Колечки для пирамидки», «Мячи», «Погремушки»

Аппликация: «Мячи», «Птички»

Рисование: колеса, паровозик, мыльные пузыри, солнце, платочки

Р.р.

Картина: «Помогаем товарищу»

Х.л.

Н.И.

Н. Пикулев а «Надувала кошка шар», А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Путаница » Рассматривание цветов, насекомых, птиц. Игры: «Догони мяч», «Птички летают»

Т.д.

М.з.

Поливка гороха, цветов

Музыка Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой «Утро»; муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой «Воробушки»

Ф.з.

«Мой веселый звонкий мяч», «Кто ходит и летает», «Гуси»

Изо

Лепка: «Жучок», «Мячи»

Аппликация: «Разноцветные шары, мячи»

Рисование: мячи, птицы, красивые цветы


Рисование с детьми раннего возраста

Налётова Наталья Яковлевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №137
Невского района Санкт-Петербурга

1. Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, нужно учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на кисточку надавливают слишком сильно, на карандаш слабо), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. Поэтому свои занятия следует начинать с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш:

Этим пальчиком поймали,

Этим пальчиком обняли,

Этот сверху тут как тут;

рисовать правой рукой, придерживая лист левой рукой, рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя палочки и дорожки, кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Развитие речи

Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.

Развитие фантазии и творчества

Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.

Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не бойтесь перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».

Эстетическое развитие

На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

2. Рисуем карандашами и фломастерами.

Цели и задачи

· Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружки и т. д.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Материалы

Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.

Методы обучения рисованию

Рисование в воздухе-- изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).

Совместное рисование- совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей- процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование- создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала- лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребенка.

Чем рисовать?

Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. На ряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем - они также оставляют яркий след без сильного давления.

Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.

На чем рисовать?

Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге советуем нарисовать сначала их в воздухе.

Сюжеты работ

Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Доя того, чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.

Организация занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.

В начале длительность занятий составляет 10-15 мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

Занятие проходит в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.

3. Рисуем красками

Цели и задачи

· Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивая в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой; держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т. д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазий.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Формирование интереса к рисованию.

Материалы и инструменты

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки и халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды др. По возможности использовать мольберты.

Техника рисования

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущий руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой - нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти - круглые и плоские, краски - акварель и гуашь(акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага - акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание - нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточкой с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

· нанесение мазков - рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой поверх карандашного эскиза - нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).

Рисование с помощью штампа - нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).

Подготовка к рисованию.

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка или бумага, краска, кисточка и баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Чем рисовать?

Используйте специальные краски для рисования руками, гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой разводится водой); нетоксичные, хорошего качества.

Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность, следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять. Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками - это очень интересно, а испачканные руки потом можно вымыть.

При рисовании кисточкой используются круглые и плоские кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать большие кист и, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.

При рисовании с помощью штампа используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки - игрушки с плоскими поверхностями.

На чем рисовать?

Красками следует рисовать на акварельной или любой другой бумаге формата А4 и/или А3. Даже если рисунок будет небольшим, следует предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листы, как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме. Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера (ватман).

Сюжеты работ

На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.

Правила использование красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на пальчик или кисточку, не пачкаться; объясните, что краски следует хранить аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите малышам, как пользоваться кисточкой- как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривиться, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Помощь при рисовании

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т. д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование по заказу (последовательный показ каждого этапа) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого малыша. Можно подшивать рисунки- получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.

Список используемой литературы

1. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста.

2. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста.

3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.

You have no rights to post comments

Включайся в дискуссию
Читайте также
Маточные кольца при выпадении матки – альтернатива резекции органа
Необычные идеи для встречи нового года
Тематическое занятие в старшей группе «1 сентября — День знаний