Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История создания каблуков. Кто придумал женские каблуки

November 14th, 2013

История моды писалась веками. Обувь, как и другие предметы имиджа, отражала эпоху. Высокий каблук завоевал своих почитательниц несколько сот лет назад, продолжая радовать модниц новыми формами. Жизнь «на шпильке» диктует новый образ, делая женский силуэт изящнее. Каблук веками претерпевает превращения, сегодня женскую обувь без этой неотъемлемой части представить трудно. Семьдесят процентов мужчин, согласно социологическим опросам, предпочитают женщин, носящих высокий каблук.

Однако знают ли нынешние красавицы, что сначала каблуки имели совсем другую функцию? В древнем Египте земледельцы обували ботинки с каблуком, когда шли в поле — каблук создавал упор, и крестьянам было удобнее двигаться по пахотной земле Вот его и можно считать прапрадедом каблуков.

Точную дату рождения каблука история для потомков не сохранила. Поэтому первенство Египта оспаривает и Греция. Упоминания о прообразе высокой платформы можно найти у древних греков: актеры театра использовали такую обувь (котурны) для зрительного увеличения роста. Подошвы делались из дерева или пробки. Чем выше были котурны, тем более знатного и значительного персонажа изображал актер.

Слово «каблук» заимствовано от тюркского «kabluk», которое, в свою очередь, происходит от арабского «kab», что означает «пята, пятка». В русском языке это слово встречается в письменных источниках в 1509 году. Существует много версий происхождения каблука. По одной из них впервые его прикрепили к сапогам для верховой езды, чтобы обувь не проваливалась в стремя.

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. По одной версии это был французский офицер, носивший ботфорты — тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых — наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой — первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.

Высокие военные ботфорты медленно завоевывали почитателей в мирной жизни.

Моду на красивые экзотичные чопины – обувь на цилиндрической платформе – ввели венецианские куртизанки. Ходить самостоятельно на платформе высотой от 15 до 42 см они могли только с помощью слуг или поклонников. В 1430 году чопины были вне закона. Но запрет властей уже не могли сдержать модное поветрие.

Кстати, любопытно, что турецких одалисок обували в обувь на высокой платформе, вероятно, чтобы они не могли сбежать из гарема, и жрицы любви в Китае и Японии тоже носили подобную обувь.

Хотя в Японии своя история: «гета», сандалии на деревянной подошве на двух перегородках появились там еще в конце 8 века нашей эры. Такая обувь защищала кимоно от грязи. Обычно гета возвышались над землей на 4-5 сантиметров, некоторые суши-шефы использовали 17-сантиметровые сандалии, а для дождя были специальные гета с 10-сантиметровой подошвой.

В 1533 году произошло важное событие: Катерина Медичи, особа маленького роста, надела туфли на каблуках на свадьбу с французским принцем Генрихом де Валуа, будущим королем Франции Генриха II. Высота каблука равнялась примерно пяти сантиметрам. Туфли, подобные тем, что сделали для нее в Италии, стали носить при французском дворе, королева Англии Мария Тюдор, тоже невысокая, ввела моду на обувь c каблуком для мужчин и женщин.

В 1660 году сапожник Николас Лестаж сделал для короля Людовика XV роскошные туфли с вышивкой, изображающей батальные сцены, с 10-сантиметровыми каблуками. Вслед за королем такие туфли надела Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV, поскольку была очень маленького роста.

В XVII веке модными были не только военные сапоги, но и светские. А на каблуках ходят как мужчины, так и женщины. Каблук мужских туфель мог быть даже 7-сантиметровым. Считается, что моду на такие каблуки начал невысокий Людовик XIV, который стеснялся своего роста. Где-то в конце века вместе с облегающими трикотажными чулками появляются сапожки, напоминающие нынешние мужские туфли. Иногда их украшали больше, чем женские туфли. Тогда же и возник известный красный каблук, которой разрешалось носить только дворянам.

А вот женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки. Ввиду такой восторга императоры должны были выдавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по состоянию. Понятно, что высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Наверное, крестьяне не очень то и обижались, а как говорят, специалисты ходить на таких каблуках было не удобно, ведь не было супинаторов.

Кстати, до этого века не было разницы между ботинком на правую и левую ноги — колодки делали одинаковыми. И именно благодаря каблукам, которые требовали устойчивости, обувь стали делать на разные ноги.

В это время короли начали издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям: самые высокие каблуки были привилегией знати, двора и членов королевских семей.

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела. Английский парламент постановил казнить как ведьм женщин, которые носят каблуки. Причина? Оказывается, туфли на каблуках – колдовское средство, заставляющее мужчин жениться помимо их воли, которые повинуются слепому инстинкту. Что ж, на мужчин каблуки, похоже, и вправду, действуют безотказно. Недаром в своей автобиографии знаменитый ловелас Джованни Казанова блаженно описывал красоту женских ног, обутых в туфли на каблуках…

В XVIII веке каблуки становятся исключительно женским. И в моде опять же высокий каблук — 10-12 см. Меняется его форма и толщина, его обтягивают бархатом и инкрустируют драгоценными камнями. Обувь становится произведением искусства. Относительно высоты каблуков, то известный любимчик женщин Казанова говорил, что придворные дамы «как изогнутые кенгуру передвигаются по комнате вприпрыжку, рискуя потерять равновесие и сломать себе шею».

Также нездоровое увлечение «высокой модой» осуждала православная церковь. А во время французской революции врачи и философы выступали против узких туфель на высоких каблуках — их считали вредными для здоровья. Поэтому модными стали туфли-тапочки на тонкой подошве, в которых было удобно танцевать.

В России к концу этого века каблуки тоже стали «модой вчерашнего дня», уступив место узким тапочкам без каблука с приподнятым носком, которые называли стерлядка.

Каждый век изменяло и дополняло как именно обувь, так и каблук. По ботинкам можно понять куда направляется их владелец. На прием и парады надевали черную обувь, на охоту и прогулки — коричневого цвета. Также по обуви определяли к какому сословию принадлежит человек.

У словянских народов в частности праздничными считались сапожки (бархатцы), которые шили из сафьяна красного, зеленого, желтого цветов, с несколько задранными вверх носами, невысокими голенищами и высокими, чем в мужских сапогах, каблуками. Однако в них могли ходить только состоятельные люди.

Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея “упрощения” образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась.

Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что может быть удобнее для танцев, чём шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

С середины XIX века шелковые туфли придворных дам заменяют кожаные Полуботки. Тогда и придумываю каблук-»рюмочку», который был популярен почти 50 лет подряд.

И только в XX веке форма обуви начинает напоминать форму стопы, стельки становятся асимметричными. Туфли видозминююся с неприличной скоростью. Каблуки делали то высокими, то низкими. Иногда тонкими как гвоздь, а иногда широкими, как мебельные ножки, а иногда выгибали так, что складывалось враг словно он хотел сбежать из-под пятки своей хозяйки. А модной обувью в начале века считались лакированные или шнурованные сапоги со светлым верхом и черными лакированными каблуками.

Знаменитая изящная шпилька появилась лишь в 1950 году: итальянский модельер Сальваторе Феррагамо после серии удачных экспериментов с обувью на платформе, выпускает в свет свое изобретение – высокий тонкий каблук.

Именно в 50-х годах этого века Дом моды Диор создает современные шпильки. Это стало фурором в мире моды. Сейчас каждая женщина имеет в своем гардеробе хотя бы одни туфли на шпильке, ведь считается что они модные всегда.

«Я никогда их не надену, они ужасны!» — Так 1936 ответила одна барышня на предложение сапожника — итальянца Сальваторе Феррагамо — померить босоножки на танкетке. Придумал их мастер случайно — из-за недостатка высококачественной стали, из которой изготовляли супинаторы. Чтобы не ремонтировать постоянно туфли Фррегамо решил заполнить пространство между пяткой и носочные частью пробковым деревом. И несмотря на такую ​​реакцию первого клиентки мастера, танкетка стала сенсацией, мода на нее обошла весь мир. Ведь создавая эффект высоких каблуков, танкетку значительно удобнее носить.

Полюбоваться обувным произведением модного дома Феррагамо можно в знаменитом кинофильме Билли Уайлдера «Зуд седьмого года», где легендарная Мэрилин Монро кокетливо опускает белую юбку, развевающуюся от ветра.

Сейчас, так же, как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы зрительно удлинить ноги, подчеркнуть свое изящество. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.

Ну и в завершении:


Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история должна и изобретением каблука, без которого нереально представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а обыкновенные землепашцы, которым каблуки создавали нужный упор, чтоб легче было передвигаться по рыхловатой земле.

Знатные римляне поначалу надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Позже им понравились греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на их возникли вышивки, железные декорации в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Была особая обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а путаны носили сандалии - чтоб показать красоту собственных ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтоб она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко
Как ни удивительно, законодателем моды эры барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - томные высочайшие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Высочайшие каблуки были необходимы, чтоб при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Вообщем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так длилось до конца XVII века, когда возникли обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высочайшем и узком каблуке, что дамы могли ходить на их, лишь делая упор на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабенького пола, и мода на каблуки стала повальной. Сейчас цари обязаны были издавать особые указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в данный раз самые высочайшие каблуки были преимуществом знати и членов королевских семей. Тогда же возник известный красноватый каблук, отличавший дворянство от иных сословий.

Эпоха революций
Французская революция 1789 года лишила дам больших каблуков практически на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эры напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила мысль “упрощения” стиля жизни. Докторы, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узеньких туфель на больших каблуках и, как ни удивительно, одержали победу. На парижских улицах возникли дамы с недлинной стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту таковая мода не понравилась. Мода отдала задний ход, и в гардероб парижских красоток возвратились и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение отлично плясать в то время числилось обязательным, а что быть может удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на узкой кожаной подошве?

Век прошлый был реальным триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала наиболее практичной. Опосля 2-ой мировой войны химики открыли капрон и целофан. Сейчас новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

История каблука

Совершенно не понятно, как дамы жили до 1950 года. Ведь до этого времени не было каблуков шпилек!!! С той самой поры дамы сознательно портят ноги ради моды.
Правда, 1-ые каблуки возникли у восточных всадников еще в 12 веке, но именовать их каблуками трудно. Это были некоторые нашлепки, которые служили для очень практичных целей: мужчины приколачивали их к туфлям, чтоб нога прочно держалась в стремени при скачке. А вот кто и когда изобрел реальный каблук, точно непонятно, но принято считать, что вышло это в 17 веке в Испании с легкой руки мастеров из городка Кордова. Они разработали структуру и конструкцию каблука, основными формами которого были скошенные вовнутрь и "французские" - с "талией" в центре. Со временем форма претерпевала разные конфигурации и, в конце концов, в 1950 году итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо в качестве опоры для каблука предложил долгий металлической стержень-стилет. И, таким образом, стал папой известной шпильки.
Хотя авторство сотворения первого каблука-шпильки приписывают и Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на больших тонких каблуках различной формы. Приблизительно в это же время во Франции Шарль Журдан делал высочайший узкий каблук на собственных моделях.

Кто придумал шпильку?

История возникновения "шпильки" закутана обилием легенд. Сходу несколько именитых европейских обувщиков претендуют на почтенное звание изобретателя этого каблука. Посреди их два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо.
По одной из версий первым все-же был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Британской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, испещренных рубинами. Модель была так необыкновенной, что Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Калласс сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для их нечто схожее. Роже не мог отказать. Не сумел он отказать и миллионам обычных дам, скоро смекнувших, что дама на больших каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софии Лорен, Элезабет Тэйлор, жена шаха Ирана Фара и баронесса Виндзорская. Все они с схожим нетерпением ожидали новейших моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.
Вообщем, более именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Конкретно ему некие исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высочайшем каблуке, увенчанном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, ежели верить Раймоне, он выдумал эту модель еще ранее. Графиня Бисмарк (жена правнука Стального Канцлера и крупная поклонница таланта Моссаро) имела в собственном арсенале тыщу (!!!) пар обуви данной марки. А некоторая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" от Массаро на наиболее спокойный каблук, здесь же сломала щиколотку. Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", увенчанной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью дизайнер признался, что создал их не для реализации, просто выполнил свою давнюю мечту. Позднее мечту Массаро заполучила неизвестная дама за миллион франков. Поднять "шпильку" на высоту наиболее 10 см додумался Сальваторе Феррагамо. Вышло это в 953 году. Нельзя сказать, что дамы были в восторге от задумки итальянца и к придуманным им каблукам относились сначала очень настороженно. Предпосылки на то были очень суровые: 1-ые "шпильки" от Феррагамо были древесными и просто ломались. Зато опосля того, как Сальваторе додумался насадить высочайший каблук на железный стержень и облечь его в кожу либо пластик, каблуки-стилеты произвели реальную революцию. К Феррагамо выстроилась целая очередь из звезд и царствующих особ. Одной из первых в данной очереди оказалась Мерлин Монро. Сделанные Феррагамо туфельки украсили её тонкие ножки в именитом эпизоде, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает платье актрисы. Позднее эти самые туфельки были проданы на аукционе за 40 восемь тыщ баксов.

Кто придумал женские каблуки

Обувь на каблуке является непременным атрибутом гардероба современной женщины. Каблуки визуально удлиняют ноги, делают походку более грациозной и сексуальной. Вместе с тем, этот элемент впервые появился на мужской обуви и предназначался для вполне практичных целей.

Появление прообраза современных каблуков относят к эпохе позднего Средневековья. Европейские всадники приколачивали к обуви специальные нашлепки, которые помогали им держать ногу в стремени. Это изобретение пришлось по вкусу горожанам, поскольку улицы средневековых городов буквально утопали в грязи и нечистотах. Мужчины и женщины надевали особые ходульные башмаки, состоящие из высокой деревянной подошвы с кожаными ремнями. В кругах торговцев и знати широкое распространение получили так называемые chopine, представляющие собой подобие сандалий на платформе. Эта обувь изготавливалась из дерева или пробки и имела каблук высотой от 15 до 60 сантиметров.


Со временем обувь на высоком каблуке стали носить даже монаршие особы. Считается, что эту моду ввела знаменитая мадам Помпадур. Фаворитка французского короля Людовика XVI была очень низкорослой, а каблуки помогали ей «возвыситься» в глазах придворных.

ХХ век стал временем революционных изменений каблука и женской обуви в целом. Первые туфли на остром и тонком каблуке были пошиты в мастерских итальянца Сальваторе Феррагамо в начале 50-х годов. Их каблук-шпилька содержал стальной стержень, поэтому данную обувь назвали «стилетто».


Через пару лет это изобретение появилось в коллекции французского модельера Роже Вивьера и многих других знаменитых дизайнеров. Существует история о том, что Вивьер в 1953 изготовил уникальный образец босоножек на тонком высоком каблуке, украшенном драгоценными камнями. Они предназначались для коронации английской королевы. Многие богатые клиентки заказали себе подобные туфли, тем самым обеспечив каблуку-шпильке невероятную популярность.

Чтобы достичь подлинной мировой славы, шпилькам пришлось стать центральной фигурой большого скандала. Эта история произошла в 1960 году во Франции. Правительство издало указ, который запрещал дамам посещать национальные музеи страны в опасных для ковров и паркета туфлях на шпильках. После этого случая каблуки получили по-настоящему мировую известность.

Кто придумал каблуки?

Что такое каблук знают все. И женщины, и мужчины. Вот только современным мужчинам не дано понять каково это: обувать и ходить весь день, чтобы вечером, наконец, расслабиться и с облегчением обуться в домашние тапочки. Это сейчас высокий каблук помогает женщине привлекать внимание не только красотой стройных ножек, но и мягкой, соблазняющей походкой, которую дают такие туфельки. А раньше…

По одной из версий каблуки были прерогативой мужчин!

Туфли на каблуке и мужчины

История появления каблука, по одной из версий, ведёт в Персию. Тамошние воины славились умением крепко держаться в седле и стрелять на ходу из лука. А почему? Потому что, благодаря каблуку, можно было занять удобную и прочную позицию, не боясь упасть с лошади.

Персидские дипломаты, приехав в Западную Европу в 1599 году, поразили аристократов своим изобретением, и мода на высокий каблук охватила высшие классы. С того момента считалось диким выйти «в свет» на плоской подошве.

Маленький ростом (1,63 м) король Франции Людовик XIV носил обувь исключительно на каблуке и обязательно красного цвета. При этом он издал приказ, что высокий каблук может и должен быть у всех, но ни в коем случае не красных оттенков. Вот так все дворяне мужского пола обулись в туфли на каблуке.

Туфли на каблуке для женщин

Чуть позже уже и женщины начали заимствовать моду у мужчин и открыли для себя туфли на каблуках. Сначала это был своего рода вызов, намёк на равенство полов, подъём женщины в обществе мужчин. И только потом, спустя время, женщины открыли для себя все преимущества, которые даёт высокий каблук.

Освоив не очень удобную поначалу обувь, женщины сразу превратили практику в эстетику. Они заметили, что благодаря каблуку спина становится ровной, осанка величественной, поступь гордой и соблазнительной. И, конечно, начали по максимуму использовать своё открытие.

В эпоху Ренессанса «возвышение» тела достигло невероятных размеров - женщины носили сандалии на платформе из пробки или дерева, а каблук достигал 60см в высоту. Сложно представить как можно не то, что танцевать в такой обуви, но даже удерживать равновесие. Но красота стоит жертв…

Благодаря французской революции женщины всё же лишились каблука. Наполеон Бонапарт отправил «в изгнание» всё, что мешало танцевать и придворные дамы переобулись в лёгкие туфли-тапочки из шёлка с кожаной подошвой. Много позже высокий каблук снова вернулся в моду, чтобы больше никуда и никогда не уходить.

Самые распространённые версии появления высокого каблука

В действительности, ни один из историков не может наверняка сказать кто является первооткрывателем и создателем обуви на каблуках. Одни считают, что высокие каблуки придумали артисты, чтобы зрительно увеличивать рост и быть видимыми на сцене. Другие уверены, что родоначальником такой обуви являются Япония и Китай, мол, таким образом женщины пытались не только стать выше, но ещё и замедлить рост стопы. Есть версия, что из-за отсутствия дорог и большого количества грязи портилась дорогая одежда, потому придумали эдакое возвышение над землёй…

Как бы там ни было, а высокие каблуки прочно вошли в современную жизнь, преображаясь, меняясь и совершенствуясь. Разнообразие моделей обуви, формы каблука, подъема и внешнего вида уже никого не удивляет, но оставляет простор для фантазий дизайнеров и изготовителей брендовой и подиумной обуви. Сегодня новейшая обувь является таковой не более 10 недель, а потом появляются новые туфли на каблуках, сапожки, сандалии и даже кроссовки ещё более стильные, красивые, необычные и оригинальные, хотя и не всегда удобные.

Говорят, мода циклична. И, судя по всему, это правда. Вот только очень не хочется видеть мужчин, спешащих на работу в обуви на каблуках…

Если кто-то думает, что каблуки были придуманы для того, чтобы усложнить жизнь женщине, это совсем не так. У каблуков долгая и довольно странная история, которая уходит своими корнями в древность.

И в этой истории есть всё: и религиозные обряды, и дамы лёгкого поведения, и монарх-декадент, и отчаянные модницы. И кстати, первые высокие каблуки предназначались совсем не для дам, первыми модниками были мужчины. Но обо всё по порядку...


Каждая женщина знакома с тем, что когда проходишь весь день на каблуках (а ведь это считается обязательным для приемов, деловых встреч и просто «выхода в свет»), то вечером пальцы ног сводит судорогой. Но почему же люди подвергают себя таким пыткам. Обычно ответ связан с тем, что это ассоциируется с сочетанием власти, статуса, красоты и гендерной принадлежности. Каблуки никогда не носили потому, что кто-то хотел чувствовать себя более комфортно. Их носили (и продолжают носить), чтобы выглядеть более высоким, более элегантным, более сексуальным, возвышаться над соперниками, быть самым выдающимся человеком на сцене и доминировать над всеми в целом.

Древние времена: каблуки для актеров

Идея туфель на высоком каблуке или платформе на самом деле очень древняя. Один из первых подобных предметов обуви в истории появился (по крайней мере, о нем есть свидетельства) у актеров в Древней Греции. Он был известен как «котурны». Это были плоские сандалии на деревянной или пробковой подошве толщиной до 10 сантиметров. Однако их не обязательно носили на сцене, котурны на самом деле были символом социального класса различных персонажей в греческой драме и комедии. Чем был выше каблук, тем более «значимым» считался персонаж.

Есть также свидетельства того, что древние египтяне использовали каблуки, хотя и далеко не каждый день. Как и греки, они использовали обувь на высокой платформе для определенной цели. Фрески, датируемые примерно 3500 годом до нашей эры, показывают, что подобную обувь носили на религиозных церемониях. Однако сегодня уже никто не знает, почему это делали.

Средневековая Персия: тренд приживается

Одна из самых убедительных теорий о том, как обувь на высоких каблуках «захватила» мир, принадлежит эксперту по обуви и академику Елизавете Семмельхак, куратору Музея обуви Батя в Канаде. Она считает, что первоисточником модного тренда стала персидская обувь для верховой езды.

В персидском искусстве неоднократно можно увидеть, что многие аристократы средневековой персидской империи носили туфли на каблуках для верховой езды, чтобы лучше «цепляться» за стремена. По словам Семмельхак, европейские королевские семьи обратили на это внимание, когда персидский монарх, Шах Аббас, приехал с визитом в Европу в 1500-е годы. Так дипломатия поспособствовала распространению моды, когда европейцы увидели красивые каблуки, которые носили шах и его окружение, и решили перенять модную новинку.

1400-е годы: каблуки для женщин

Идея о том, что каблук фактически является чем-то, ассоциирующимся с женщинами, «вызревала» в течение очень длительного времени. По сути, одним из первых мест, где такая идея была принята массово, стала Венеция в 1400-х годах. Но это были не каблуки, которые бы кто-то захотел носить сегодня. Чопины, как их называли, были ошеломляюще высокими, слегка наклонными туфлями с сужающейся к низу платформой высотой до... 60 см. Они изначально были предназначены для того, чтобы дамы не пачкали свои наряды грязью, которая обильно устилала улицы. В итоге они превратились в декоративные «аксессуары».

Что интересно, чопины на самом деле были не европейским изобретением. В Японии они существовали до этого на протяжении веков под разными названиями, но по сути были предназначены для того же самого: предотвратить пачкание дорогого кимоно о грязную землю. Ученицы гейши, известные как майко, носили обувь под названием «окобо», подошвы которой были сделаны из массивных деревянных блоков и прилично «приподнимали» владелицу над землей. Подошва в данном случае могла быть до 18см высотой.

Чопины в конечном итоге были объявлены вне закона во Франции по разным причинам. Одна из причин заключалась в том, что их чаще всего носили проститутки, которые использовали необычную обувь для привлечения внимания. Другой причиной было то, что чопины обвиняли в целых кучах проблем, от дорожно-транспортных происшествий до частых падений (вероятно) и выкидышей (немного менее вероятно). Их также повсеместно осмеивали все, кому не лень, включая Шекспира.

Ренессанс: переходной период

Идея низкой подошвы и высокой пятки в обуви для женщин, похоже, появилась на довольно эффектном общественном мероприятии: королевской свадьбе. Когда Катерина Медичи вышла замуж за герцога Орлеанского в 1533 году, 14-летняя невеста надела обувь на высоких каблуках, чтобы выглядеть немного выше, «как взрослая». Это были не чопины, а нечто более или менее похожее на современные туфли на каблуках. Так высокие каблуки ворвались в женскую моду.

В это время также общим трендом была «андрогинная» мода. В 1630-х годах европейские женщины одевались как мужчины, курили трубки и, как правило, вели себя как молодые парни. А мужские каблуки как нельзя лучше вписались в эту женскую моду.

Период барокко: каблуки мужчин-аристократов

Персидские туфли, которые европейские королевские придворные увидели благодаря шаху Аббасу, определенно предназначались только для мужчин. И неудивительно, что именно короли и придворные переняли эту моду.

Настоящей иконой моды и «покровителем» каблуков был французский король Людовик XIV, иначе известный как «король-солнце». Людовик XIV любил все ослепительное и именно он сделал декадентский дворец Версаль своей резиденцией. Обувь на высоком каблуке (около 4 см) приглянулась королю, поскольку его рост составлял 162 см. Людовик XIV даже разработал «торговую марку» каблуков красного цвета и приказал всем мужчинам-членам своего двора красить каблуки в один цвет.

Викторианская эра: только для дам (и «клубнички»)

Популярность высоких каблуков сильно упала после Французской революции, когда люди не хотели иметь ничего общего с аристократами (и быть хоть в чем-то похожими на них). В Новом Свете пуритане в Массачусетсе запретили высокие каблуки, считая, что они заставляют выглядеть слишком соблазнительно, а также являются инструментами для колдовства.

На самом деле викторианцы действительно заново открыли каблук. Основное внимание уделялось подъему; изогнутый подъем должен был показать женственность и утонченность женщины, а крошечные каблуки были вершиной изощренности. Также в это время появилась эротическая фотография, а каблуки сыграли сильную роль в первые годы ее существования. На некоторых из первых обнаженных фотографий женщин были в туфлях на высоких каблуках, и это была особенность большинства «французских открыток» (так в то время назывались сексуальные фотографии дам).

Постепенно женские каблуки начали приобретать все большее эротическое значение. В своей книге «Мода и фетишизм» Дэвид Кунзл отмечает, что некоторые французские авторы в XVIII веке начали говорить о «изящно изогнутой и пятке» как о сексуальных атрибутах. Именно в этот момент мужчины перестали носить каблуки, и они стали сугубо женской обувью.

Вторая мировая война: первая «шпилька»

Именно благодаря эротическим снимкам высокий каблук стал популярным, фетишизированным объектом. В частности, это случилось во время Второй мировой войны, когда мужчины по всей Европе носили с собой фотографии девушек на каблуках.

В 1954 году первый каблук-«шпилька» был изобретен Роджером Вивье для коллекции модной одежды Christian Dior. Благодаря Голливуду он сразу стал восприниматься как секс-символ.

Современный каблук

Каблук пережил новый всплеск моды в 2015 году, когда на Каннском кинофестиваль женщин на красной дорожке обязали носить обувь только на высоком каблуке. И дизайнеры продолжают неустанно изобретать все новые модели обуви на высоком каблуке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Вязаные подарки ко дню святого валентина
Игольница-шкатулка ам ням - описание
Ёлка из бумаги в технике оригами: пошаговая инструкция Оригами елка пошаговая инструкция схема