Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Irfe история бренда. ​Irfe — легендарный французский дом моды, одежду которого можно купить в интернет-магазине Second Friend Store

О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!

История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.

История Дома Моды IRFE началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.

Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.

Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».

Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.

В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.

Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.


Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:

Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:

Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .

И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.

Ирина Александровна Романова (3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.

Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))

Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов , граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!

И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.

Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.

Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.

У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).

Ирина и Феликс с дочерью.

И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным .

Говорят, что мы обращаемся к нашим корням, в самых крайних обстоятельствах. Только тогда, когда наступают тяжелые времена. Вы заметили, что мы переживаем времена великих возвращений к корням? Но где та самая точка отсчёта, когда мы начали вспоминать кто мы и откуда? Возможно это началось в лихие девяностые, когда улицам стали возвращать их исторические названия и Проспект Карла Марса вновь стал Охотным рядом, или когда детей стали называть старо-славянскими именами Дементий, Устин, Пелагея или Стефания. Или когда ЦУМ отреставрировали и вернули ему звание центрального универсального магазина, с новым брендовым содержанием. А потом родилось всеобщее желание познать своё генеалогическое древо и тайну фамилии. Кинематограф среагировал молниеносно, как ему и полагается, и стали появляться фильмы и сериалы начиная от «Романовы венценосная семья «и «Адмирал » до «Бедная Настя » и « «.

Что касается моды за обращение к корням у нас отвечали такие мэтры как Вячеслав Зайцев с его исконно русским мотивом в создании костюма. Многие несведущие люди говорили, что у нас нет никаких модных корней кроме кокошника и что возвращаться нам по сути некуда, только в красный сарафан. Это величайшая модная безграмотность!

Вчера состоялось открытие корнера Irfe в ЦУМе. Воспользовавшись Интернетом и прочитав многочисленные новости на модных порталах, вы узнаете, что Irfe появился в Париже в 1924 году, но связан с Россией: имя бренда состоит из инициалов основателей - Ирины Романовой и князя Феликса Юсупова . Более грамотные в истории моды люди знают, что дом в котором манекенщицами работали русские княгини и графини имел шумный успех, отличался изяществом кроя и изысканностью ручной работы, разорился всего через семь лет существования, потому что у графа Юсупова не было «коммерческой жилки». Но давайте выясним как вообще русский граф и его жена смогли открыть свой модный дом в Париже.

Феликс и Ирина Юсуповы

Начало.

Наше великое модное прошлое началось в эмиграции. В 19010 -1920 переживала бум на женский труд. после веков бесправия квалифицированный женский труд стал востребованным. Связанно это было с колоссальными потерями стран участниц Первой мировой войны. В России ситуация осложнялась Гражданской войной и террором большевиков. Спасая себя и свою жизнь около десяти миллионов россиян всех сословий покинули нашу страну. Особенно притягательной для эмиграции была Франция. Царская Россия была союзницей Франции в Первой мировой войне. Французике граждане работали в русских домах в качестве гувернанток, и между странами были радушные отношения. Вспомним, что французский язык был обязательным в аристократических русских семьях. все выпускники гимназий владели французским и их охотно принимали на работу во франции, как дешевую рабочую силу из России. В годы после окончания Первой Мировой войны модный бизнес Парижа начал расправлять крылья. американцы вновь потянулись за одеждой от-кутюр, французский франк обесценился и доллары имели очень высокий курс. Новые дома мод появлялись как грибы после дождя. все искали оригинального, свежего, экзотичного. Именно такой послевоенной экзотикой стали русские модные дома, которые внезапно открылись в Париже 1920-х годов. их хозяйками стали энергичные и одарённые дамы из первой волны эмиграции, часто знавшие секреты высокой моды так как сами являлись клиентками модных домов Парижа. Аристократки и представительницы древнейших родов России обладали навыками рукоделия и враждённым вкусом. Главными русскими модными домами в Париже стали «Китмир», основанный кузиной императора Николая II великой княгиней марией Павловной. Дом моды «Тао» был основан княжнами Трубецкой и Оболенской совместно с госпожой Анненковой. Дом моды «Поль Каре» владелицей которого являлась княжна Лобановой-Ростовской. Дом моды «Андриас» баронессы Кассандры Аккурти. И, конечно же, модный дом «Ирфе» — дом княжеской четы самых богатых людей России Ирины и Феликса Юсуповых.

Рассвет

И дея открытия собственного дома моды возникла у Юсупова по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году. Дело “Ирфе” было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо — часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. Дела шли успешно, что позволило Юсуповым открыть новый магазин в Париже близ Пляс де ла Мадлен, а затем были открыты еще три филиала – в Лондоне, Берлине и в Туке, известном курортном местечке в Нормандии. В 1926 г. дом ИРФЕ совместно с мастерской по вышивке Kitmir стал предлагать изящные вечерние платья. Модели демонстрировали туалеты из крепсатина, вышитые бисером, платья декорировались драпировкой и причудливыми многослойными валиками.

Журнал “Vogue ” в 1926 представляет платья “Летучая мышь” очень оригинального кроя и “Кувшинки”, напоминавшие по форме русскую рубаху.

Благодаря успеху “Ирфе” князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов.

Эскизы спортивного костюма и платья ИРФЕ

Закат.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова “Конец Распутина”. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме “Ирфе”, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома “Ирфе” и “Итеб”. В 1929 году разразился финансовый кризис на Уолл-стрит, который принес новые убытки Юсуповым и отразился на состоятельных американских клиентах их дома моды. Дела пошли столь плохо, что парижские банки отказались выдавать кредиты князю Юсупову. Русский дом ИРФЕ просуществовал в Париже семь лет.

Становится понятно, что это великое наследие русской моды, хоть и существовавшей в Париже.

Возрождение.

Естественно узнав об возрождении «ИРФЕ» главным вопросом стало: «Кто?» И ответ на этот вопрос один! Только один без всяческих интерпретаций.

В 2006 году спустя 80 лет после закрытие модного дома 26-ти летняя Белорусская модель Ольга Сорокина вместе с одним знакомым парижским аристократов, вооружились пером, специальной бумагой и написали внучке и наследнице князя Ксении Шереметьевой — Сфири и неожиданно Ольга получила благословение на возрождение дома. Вскоре в Париже был открыт первый Show — room бренда Irfe. Открыв его в доме 4 по улице Фобур Сент-Оноре. Ольга привнесла в обновленный дом свое видение моды, свое понимание и собственный стиль, сохранив дух и творческий подход предков.

Ксения Шереметьева — Сфири

Сама же Ольга Сорокина родилась в Витебске. В возрасте 18 лет сбежала в Москву. За каких-то два года успела поработать на показах в Москве, Нью-Йорке, Милане. А осенью 2005-го стала самой востребованной моделью сезона и победительницей конкурса Fashion TV First Face Model Awards , проходившего во время Российской недели моды. Никакого фамильного родства между Ольгой и Юсуповыми нет.

Ольга Сорокина

Сейчас Irfe представлен в 85 магазинах в 23 странах мира. По случаю открытия корнера гостям вечера представится возможность увидеть исторические документы, фотографии, книги и журналы 1920-30-х годов в рамках выставки, проходящей в корнере IRFE с 16 марта по 18 апреля 2011 года.

Корнер Irfe в ЦУМе

ФОТОГРАФИИ, ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ в ЦУМе И КОЛЛЕКЦИЯ IRFE S/S 2011, F/W 2011-2012:

Интерьер бутика Irfe в ЦУМе

Платье и сумочка Irfe

Витрина Irfe

Аксессуары Irfe

Ольга Сорокина (Irfe) и антон Севидов (Tesla boy)

Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.



Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.




В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.




Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».









У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».





И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.


Дом моды Irfe был основан в 1924 году княгиней Ириной Романовой и князем Феликсом Юсуповым, которые обосновались в Париже после революции. Изначально это было частное ателье, в котором трудились русские эмигранты и друзья четы Юсуповых. Первая коллекция была показана в отеле Ritz и сразу обрела громкий успех. Многих привлекли громкие имена основателей дома моды, а кого-то русская экзотика. Но в то же время коллекция не имела ни одной неудачной модели, как писал затем Vogue. Стиль Irfe всегда отличался особенным аристократизмом и утонченностью, а в коллекциях была представлена одежда на самые разные случаи жизни. И даже спортивные наряды непременно отличались элегантностью.

В 1931 году дом моды был закрыт из-за экономического кризиса и возродился лишь в 2006 году благодаря стараниям француженки русского происхождения Ольге Сорокиной. Сегодня Irfe – это соединение русской культуры и традиций, аристократического романтизма и современности. Это одежда для творческой и независимой женщины, любящей культуру и искусство, и продумывающей свой стиль до мелочей.

Русский дом " Ирфе“ существовал в париже в 1924-1931 годах. Основатели и создатели моделей - княгиня Ирина и князь Феликс Юсуповы. Название они составили из двух первых букв имен владельцев.

Род князей Юсуповых происходил от Абукерира бен Райока, потомка пророка Али и племянника Магомета, который носил титул Эмира эль Омара. Один из потомков принял христианство и принял имя Дмитрий и от царя Федора получил княжеский титул. При Екатерине Великой особо прославился князь Николай Борисович Юсупов, один из образованнейших и состоятельнейших людей при дворе. Хозяин многочисленнейших имений, в том числе и Архангельского, он был тонким ценителем искусства, коллекционером драгоценностей и любителем женщин. Эти владения и пристрастия, кроме последнего, унаследовал его сын Феликс Юсупов.

Князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстов, родился 24 марта 1887 года в петербургском дворце Юсуповых на Мойке.

Его мать, Зинаида Николаевна Юсупова была женщиной редкой красоты и изящных манер. В своих мемуарах, изданных в Париже, Феликс Юсупов отводит много места описанию виденных им в детстве роскошных платьев, соболей, шелков и бархатов. Его детским увлечением, сохранившимся и во взрослые годы, была восточная экзотика, своеобразная игра в "султана“. Другим предвестником экзотичной обстановки, характерной для дома "Ирфе“, были интерьеры крымского имения Юсуповых Коккоз, что в переводе с татарского означает "голубой глаз“.В Коккозе устраивались "восточные обеды“ и хранился целый гардероб одежды в оттаманском стиле для приема гостей. Феликс любил наряжаться. Один раз его увидели поющим в модном петербургском кафе в женском платье из голубого тюля в серебряных блестках и в пышном эспри из голубых страусовых перьев.

Поездка в Англию в 1909-1910 годах и его“учеба“ в Оксфордском университете тоже были нескончаемой вереницей удовольствий и забав. Триумфы Дягилева в Лондоне, дружба с Анной Павловной, костюмированные балы и ужины развлекали эксцентричного князя. Однако он стал известен и своими нарядами стал еще в 10-х годах предвестником русской моды в Париже.

25 лет - возраст подходящий для женитьбы. И князь выбирает в жены княжну Ирину, внучку императора Александра!!!.

О своей первой встрече с Ириной Романовой Феликс вспоминает: "С того дня я был уверен, что это моя судьба. Подросток превратился с тех пор в юную девушку удивительной красоты. Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви.“

Свадьба Ирины и Феликса состоялась в Аничковом дворце в Петербурге 22 февраля 1914 года и 21 марта 1915 года в Петергофе родилась дочь Ирина, единственный ребенок этого брака.

Вскоре Феликс Юсупов участвовал в убийстве Распутина, после чего он с семьей переехал в Крым. Когда началась общая эвакуация Добровольческой армии и мирного населения из Крыма под натиском красных, чета Юсуповых навсегда покинула Россию 13 апреля 1919 года.

Первое время в изгнании Юсуповы жили безбедно: в Италии у них была большая вилла, а хорошо знакомый Париж казался им временным пристанищем. Стараясь обустроить новую жизнь, Юсуповы купили в юго-восточном предместье Парижа Булони небольшой дом, где в последствии основали модный дом "Ирфе“. Как вспоминал сам князь, идея открытия собственного дома моды возникла у него по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году.

Дело "Ирфе“ было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо - часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Как вспоминал князь Юсупов, закройщицей у него работала русская эмигрантка. "эксцентричная создательница красивых, но трудно носимых моделей“. Юсуповы, не зная в точности, как взяться за новое для них дело, выпустили первую коллекцию без необходимой рекламы. Но случай зарекомендовать себя представился довольно скоро. Несколько месяцев спустя, зимой 1924 года, в гостинице "Ритц“ на Вандомской площади был устроен показ моделей больших парижских домов, завершившийся балом. Поздно вечером работа еще кипела в ателье "Ирфе“, дошивались последние модели, но появление за полночь в "Ритце“ манекенщиц дома Юсупова во главе с его восхитительной женой произвело неизгладимое впечатление даже на видавшую всякое парижскую публику.

Вот что писал французский журналист в 1925 году о моделях дома "Ирфе“: "Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды“. Окрыленные первыми знаками признания в Париже, Феликс и Ирина Юсуповы устраивали показы в своем доме в помещении театра. Возможность одеться у "того самого“ князя Юсупова действовала на воображение снобистски настроенных европейских и американских клиенток. Успех превзошел все ожидания, и Юсуповы сняли в центре Парижа, возле площади Мадлен, новое помещение, более выгодно расположенное - невдалеке от Больших бульваров, площади Согласия и рю де ла Пэ, где в начале ХХ века находилось большинство крупнейших домов моды, что подняло репутацию "Ирфе“. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. К счастью, Феликс вверил управление светскими связями своего дома элегантному мужчине и завсегдатаю званых парижских раутов, чилийскому маркизу Жоржу де Куэвасу. Благодаря ему у "Ирфе“ появилось так много заказов, что Феликсу пришлось снять и второй этаж в том же здании. Клиентура у "Ирфе“ была интернациональной, и многие заказчицы хотели непременно повидать "самого принца“, как его называли на французский манер. Одни искали русскую экзотику, модную в те годы, другие восхищались фасонами платьев.

Слава "Ирфе“ росла и крепла. В Париже, начиная с 1925 года публикуют поначалу скромные рекламы дома, а потом и рисунки его наиболее удачных моделей. Росписи по шелку определили стиль "Ирфе“ в тот период. В сезон 1925-1926 годов в доме Юсуповых было создано несколько удачных нарядных моделей из расписанного в технике батик шелка. Журнал "Вог“ представляет платья "Летучая мышь“ очень оригинального кроя и "Кувшинки“, напоминавшие по форме русскую рубаху. Текстильный рисунок и силуэт последней модели явно смотрелись архаично. И если в эпоху модерна, в 1900-е годы без изображения кувшинок с мягкими стеблями обойтись было трудно, то во времена ар деко подобные ботанические изыскания были явно ни к чему - всему свое время! Тем не менее плавность линий удлиненного силуэта наперекор общепринятой короткой длине и элегантность ансамблей свидетельствовали об исключительном вкусе хозяйки - княгине Ирины Юсуповой.

Она славилась красотой в Париже 20-х годов. Высокая, стройная, она фотографировалась у многих знаменитых фотографов тех лет в платьях дома Ирфе“, хоть никогда и не была манекенщицей в полном смысле этого слова. Дело Юсуповых приобрело большую популярность и вскоре были открыты три филиала. Первый - в Туке, популярном курортном городе в Нормандии, - руководила Антонина Нестеровская, супруга Великого князя Гавриила Константиновича, кузена Ирины Юсуповой. У нее было собственное дело - дом "Бери“. Вторым филиалом дома "Ирфе“ было отделение в Лондоне, в доме 42 на Беркли-стрит. Его возглавила англичанка миссис Ансель. Берлинский филиал располагался на площади Паризерплатц в особняке князей Радзивиллов. Там всем заправляла взбалмошная принцесса Турн унд Таксис.

Благодаря успеху "Ирфе“ князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юсуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов. Новинками сезона 1926 года дома "Ирфе“ были вечерние вышитые бисером и стеклярусом платья, вошедшие в моду благодаря успеху дома вышивок "Китмир“, а также модели спортивного типа. Зимнюю коллекцию 1926 года французский журнал "Вог“ описывает подробно: "Перед вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей. Фактически она является лучшей серией моделей из всех когда-либо созданных этим модным домом. Налет любопытства, присущий его первым созданиям, исчез полностью, уровень технического исполнения явно вырос. Князь Юсупов, основатель "Ирфе“, привнес в его изделия свой рафинированный вкус, яркую индивидуальность, которые необычайно удачно сочетаются в выборе линий и расцветок. Особого внимания заслуживают их спортивные ансамбли, хотя их и немного. Один из наиболее удачных состоит из джемпера из шерстяного джерси-каша красного цвета с кожаным кушаком того же оттенка и шоколадной шерстяной юбки бежево-красного-коричневого тона с таким же шарфом.Платья и для дневных и для вечерних выходов изящны и благородны в своих спокойных линиях. Вставные украшения разбивают поверхность ткани, так же как и многоярусные воланы, узкие присборенные металлические прошивки, вышивки и колышущиеся драпировки. Подолы платьев, как правило, неровно обрезаны. Расцветки мягкие и практически всегда смешанных полутонов: преобладают сине-зеленые, вороненой стали, цвета морской волны, алые. сероватые и ржаво-коричневые тона. Ткани использовались следующие: сукно, бархат, атлас, креп-сатин, муслин, золотое кружев.“

Такая развернутая реклама на коллекции "Ирфе“ безусловно свидетельствует о почтительном отношении к русскому дому моды. В 1926 году "Ирфе“ первым из русских домов выпускает собственные духи. Вслед за Шанель Феликс и Ирина Юсуповы назвали свои духи "Ирфе“. Они выпускались разными по запаху: Для блондинок, брюнеток и рыжих. В разработке аромата принимали участие Феликс и Ирина. Все три разновидности духов имели терпко-пряный восточный аромат. Рекламу духов, изображавшую прямоугольной формы флакон с граненым черным колпачком, создала принцесса Маргарита Греческая.

Издержки производства и отсутствие реального интереса к финансовым делам у хозяев "Ирфе“, некогда богатейших людей, в 1927 году привели этот модное заведение к финансовому кризису. Супругам пришлось продать особняк в Булони и они временно перехали в павильон с домашним театром. Тем не менее в сезоне 1927-1928 годов дом "Ирфе“ продолжал создавать необходимое количество простых, хорошо скроенных, элегантных платьев для новых коллекций. Интерес к ним отнюдь не пропал.Журналы "Вог“, "Пари-элегант“ и "Искусство и жизнь“ воспроизводили на своих страницах среди моделей лучших домов. Создавая суженый, вытянутый женственный силуэт в конце 20-х годов, дом "Ирфе“ предугадывал модели следущего десятилетия, то есть послекризисную моду 30-х годов.

После кризиса в 1929 году, потеряв большую часть капиталов, вложенных в американские банки, утратив состоятельную американскую клиентуру, дом "Ирфе " пытался выжить в новых трудных условиях. персонал дома хотя слегка изменился, но все же был почти полностью из русских.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова "Конец Распутина“. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме "Ирфе“, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома "Ирфе“ и "Итеб“.

После труднейшего 1930 года банки в Париже отказали в кредите некогда богатейшему князю Юсупову. В 1931 году было принято решение о ликвидации дела "Ирфе“ и его филиалов.

Лишь торговля духами продолжалась еще некоторое время.

Полностью разоренные Юсуповы переехали в двухкомнатную квартиру на первом этаже в доме на рю де ла Тюррель.

Дочь Феликса и Ирины, Ирина, вышла замуж в июне 1938 года в Риме за графа Шереметьева.

Княгиня Ирина Александровна Юсупова скончалась в Париже 26 февраля 1970 года в возрасте 74 лет.

P.S. Модный дом Irfe возродился в 2008 г.

Материалы использованы из книг А. Васильева и энциклопедий.http://www.irfe.com/

Tags: irfe, Ирфе, Модный дом Irfe, Париж, русские, статья, эмиграция 3 comments - Leave a comment

Включайся в дискуссию
Читайте также
Любящие родители наказывают Беседа с ребёнком после наказания
Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке?
Муж брезгует мной На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна