Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое изменение предметно игровой среды. Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников

Алёна Бахметова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников

(1) Тема : «Развивающая предметно – пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников »

(2) «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. А. Сухомлинский

Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ , являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

(3) Существуют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды :

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов : острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так , чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

(4) Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы , при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности , игрушки, дидактический материал.

(5) Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка .

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности .

(6) 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности .

9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

(7) Особое значение в ДОУ придается предметно- игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

Игра для детей – основной вид деятельности , форма организации жизни, средство всестороннего развития .

(8) Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей.

(9) Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется : как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

(10) В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра - это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

(11) Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

(12) В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности , развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности . Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности .

(13) Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.

(14) Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом . Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников .

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка , а значит, не представляют никакой пользы .

(15) «Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт» – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

(16) Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :

Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре : накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций ,

Творческое создание обстановки для игры;

Организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

Создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей .

Для проведения сюжетно – ролевых игр, разработан алгоритм проведения игр.

(17) Этапы педагогической технологии :

1 этап :

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью , отношениями (кто, чем и почему занимается) . Например : беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, знакомство с художественными произведениями, внесение атрибутов, проведение экскурсий и т. д.

Изготовление атрибутов, декораций для игр, подбор орудий труда; обязательным условием сюжетно-ролевых игр – предметы заместители (коробка с такими предметами , дети выбирают предметы и используют их в игре. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей , привлечение родителей для изготовления атрибутов к играм, костюмов и т. д. Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей .

(18) 2 этап :

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре» ):

определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно- игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей , сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей .

(19) 3 этап :

Самостоятельная игровая деятельность детей . Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

(20) Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы . Если в младшей группе ведущая роль у воспитателя и воспитатель руководит игрой , то в средней группе воспитатель должен начать игру и постепенно предать ее в руки детей и контролировать игру со стороны, в нужный момент включаться в игру. В старшей и подготовительной группе детям можно предлагать игры по выбору с распределением ролей (предоставлять детям самостоятельность, но если у детей возникают затруднения в игре воспитатель не навязчиво предлагает продолжить игру немного изменив сюжет.

Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают в игру воспитателя, даже уступают главные роли, то с возрастом все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но дети учатся улаживать их самостоятельно или с помощью воспитателя.

(21) ВЫВОД : Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – пространственной среды . Совершенствование творческих навыков и умений, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы воспитателя.

Доброго времени суток, уважаемые посетители моего блога, с вами снова я, Татьяна Сухих! Голова пятый день идёт кругом… может вы знаете какая предметно — развивающая среда должна быть в группах детского сада? Время летит со скоростью света и вот уже наши детки выросли из пеленок. Самый момент развивать их как личности, учить самостоятельности и инициативности, чтобы они стали полноценными членами общества. Но как же это сделать? На помощь заботливым воспитателям и родителям придет такая методика, как предметно-речевая среда. Что это за понятие и как оно помогает в развитии: об этом поговорим далее.

Пока я эти 5 дней мучилась с поиском информации, мне на глаза попалась книга и не одна, кое – что я взяла для себя из этих книг, возможно, вам тоже они пригодятся.

Первая книга которую я взяла в соседней группе. Как организовать предметно-развивающую среду правильно? В ней есть специальный материал, который обеспечивает надежную работу педагогов, нацеленную на развитие дошкольников в окружающей среде, неплохая книжица, я нашла её тут .

А эту книгу я нашла у себя в группе Инновационная развивающая методика отражает потребности к созданию и организации федеральных потребностей к условиям обучающего процесса в ДОУ, кстати купить её можно здесь .

Также представляю вашему вниманию компакт-диск для ПК, в котором я нашла очень полезную информацию, как организовать предметно-пространственную среду правильно и эффективно. Специальный комплект игр помогает деткам развивать речь, формировать творческую личность, абстрактное мышление, моторику и фантазию.

Этот увлекательный процесс учит детей быть самостоятельными, инициативными членами общества, дает им шанс реализовать собственные способности. С помощью него можно значительно улучшить эмоциональный и практический опыт контакта малыша с внешним миром, он помогает поднять познавательную деятельность всех членов в группе.

Из каких компонентов состоит:

  • большая игровая площадка;
  • специальное оборудование;
  • игрушки;
  • разные обучающие приспособления;
  • специальные материалы.

Для этого в ДОУ должно быть отведено отдельное помещение.

Как организовать развивающую обстановку

Как вы думаете, что необходимо учесть во время проведения обучающего процесса? Обстановка должна обязательно включать в себя образовательный, воспитательный и коммуникативный этапы. Самая основная цель - развитие самостоятельности маленького человечка. Обстановка, в которой обучается ребенок, должна быть ему интересна и удовлетворять все его потребности. Очень важны стиль оформления и их форма. Обучающие приспособления должны быть безопасными и подбираться по возрасту.


Также не обойтись без такого важного момента, как смена деталей декорирования и выделение в каждой группе мест для проведения экспериментов. За основу цветовых вариаций должны браться теплые пастельные оттенки, важно чтобы атмосфера была располагающей и ни в коем случае не давила на детей.

Относительно предметно-развивающей атмосферы группы, в ней должны происходить перемены с учетом возраста ребенка, их потребностей, времени обучающего процесса и программы образования.

Среда предполагает открытый характер, формирование и развитие. Идеально, если она постоянно обновляется в соответствии с запросами малыша. Так или иначе обстановка вокруг ребятишек должна обязательно обновляться с учетом возрастных требований.

Учитывая это, при организации данных условий в детском саду обязательно учитываются психологические аспекты взаимодействия воспитанников и дизайн обучающего заведения.

Особенности создания речевой среды

Подобные занятия должны осуществляться на довольно большой площади, чтобы дети могли легко менять свои позиции. Как правило, данные помещения подразумевают обязательное наличие мягких покрытий. Также размещаются разные игры, в которые играют дети вместе с взрослыми.


Обстановка должна быть оборудована соответствующим образом: специальные приспособления хранятся на специально отведенных полках либо ящиках, которые находятся в доступности. В процессе взаимодействия с детьми следует акцентировать свое внимание на оборудовании для развития лексики.

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Прежде чем начать играть в сюжетно – ролевые игры мы подготовили предметно-игровую среду в средней группе, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в средней группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей средней группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «День рождения» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Больница», «Повар», «Парикмахерская», «Магазин», «Юный строитель» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Юный строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Так же большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно Телевидение, Супермаркет.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

При этом по ходу реализации примерного плана развивающей игровой деятельности, и после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке проводился анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения.

Постепенно в процессе реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.

Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

учитывать закономерности развития игровой деятельности,

соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,

носить развивающий характер,

соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Примерный перспективный план по развитию сюжетных игр в средней группе.

Магазин

Сентябрь-октябрь

1. Изучение лексики по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты».

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему «Овощи».

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра «Узнай вкус».

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

7. Дидактическая игра «Магазин продуктов».

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.

9. Рассмотрение картины «Продавец» из серии «Кем быть».

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

Повар

Ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Сварим из овощей вкусный суп». «Будем учиться заваривать чай».

3. Дидактическая игра «Кому что нужно».

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения «Маша обедает».

6. Рассматривание картины «Повар» из серии «Кем быть».

Больница

Декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью «Наблюдение за приемом больных».

4. Дидактическая игра «Вылечим мишку».

5. Чтение стихотворений Максакова «Я сегодня медсестра», Виеру «Доктора не бойтесь дети».

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

Шофер

Январь-февраль

1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

2. «Рассказ воспитателя о средствах передвижения». Рассматривание картины «Едем в автобусе».

3. Наблюдение за работой шофера.

4. «Рассказ воспитателя о труде взрослых».

5. Рассматривание грузового автомобиля -/ непосредственно образовательная деятельность/.

6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней

7. Чтение Павловой «На машине».

8. Чтение стихотворения «Шофер». Рассмотрение иллюстраций из книги.

10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

Парикмахерская

Март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.

4. Рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть».

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад

Апрель-май

1. Непосредственно образовательная деятельность: «Рассказ воспитателя о труде няни».

2. Наблюдение за трудом няни.

3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду.

4. Дидактическая игра «Кому что надо для работы?».

Организация: МОУ д/с № 263

Организация: МОУ д/с № 263

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая предметная игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства .

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации, развивающей предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая игровая среда в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Мы обозначили несколько основных центров, в каждом из которых находится достаточное количество материалов для познания, исследования, игр.

Так как пространство нашей группы невелико, в раздевалке находится центр физического развития . В нем размещено как традиционное физкультурное оборудование (кегли, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс и др.), так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (коврики с пуговицами, дорожки со следами, поролоновые мячи, ловишки из пластмассовых бутылок). Данное оборудование используется при организации подвижных игр, игр-эстафет. Этот центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

При организации игровой среды, мы учитывали полоролевую специфику. В списочный состав группы входят только мальчики. Это нашло отражение в игровой среде. Мы старались, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет объединяться подгруппами по общим интересам. Различная мебель и оборудование группы соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В центре сюжетно-ролевых игр оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровая стационарная мебель «Машина» и «Пароход», также используется в сюжетно-ролевых играх. Игровой материал расположен в коробках с условными обозначениями: «Поликлиника» («Больница»), «Парикмахерская», «Мы строители», «Пожарные», «Военные на учении». Здесь же дети могут взять материал для игр «Магазин» («Супермаркет»), «Кафе», «Почта». По своему желанию дети выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. В свободном доступе находятся рули, шапочки с изображением дорожных знаков, светофор, жезл, свисток, фуражки, накидки с изображением транспорта, чехлы на стулья. При организации игры дети используют предметы-заместители, для них это коробочка с волшебными предметами. Например, мячик может превратиться в яблоко, кольцо может быть в качестве руля, баночка из-под йогурта – в микрофон, коробка из-под сока – в печенье.

Разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство. При этом используют стулья, табуреты, кубы, мягкие модули. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Одним из любимых для мальчиков является центр строительно-конструктивных игр . Здесь размещены конструкторы разные по размеру (крупный, средний, мелкий) и изготовленные из разного вида материала (деревянный, пластмассовый, поролоновый, металлический). Оборудование этого центра позволяет детям строить дома, мосты, гаражи как на полу, так и на столе; как по образцу, так и по представлению. Разнообразие машин, лодок, кораблей, вертолетов, военной техники, а также макета города позволяет создавать различные игровые ситуации. Наличие настольно-печатных игр позволяет разнообразить игровую деятельность. Среди них есть игры изготовленные своими руками: «Собери машину», «Собери знак», «Трудные виражи», «Увлекательное дорожное движение», лабиринты.

Особое значение приобретает использование дидактических игр, которые расположены в центре математического развития . Насыщенность центра разнообразным количеством игр позволяет закрепить навыки счета; закрепить цвет, форму, величину геометрических фигур, в том числе и фигур Дьенеша; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве; способствовать развитию психических процессов; головоломки и другие. Сюрпризный момент всегда ждет детей от гномика зеркального домика, который приготовит его в конверте. Это может быть новая игра, замысловатые вопросы или просто загадки. Наличие интерактивных игр в группе способствует познавательной активности воспитанников.

Так как нашу группу посещают дети с задержкой психического развития, то одной из главных задач является развитие речи. В центре речевого развития расположен материал, который способствует решению этой задачи. Это игры на развитие словаря и формирования грамматически правильной речи; на развитие связной речи; на развитие психических процессов. Дидактический материал меняется и обновляется один раз в неделю в зависимости от лексической темы.

В предметно-пространственную среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные, которые находятся в центре экологии и экспериментирования . Учитывая особенности детей, мы используем игры с песком. Они позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством для развития ребенка. Сухой бассейн из марбулсов также оказывает положительное воздействие на детей. Столик на колесиках с емкостями дети могут передвинуть в любое понравившееся им место в группе. Здесь же в свободном доступе они могут выбрать игры по экологии. В этом центре есть все необходимое оборудование (микроскоп, лупа, пробирки, колбы, природный материал) для проведения игр-экспериментирования.

Учитывая особенности наших детей, мы уделили особое внимание играм на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи. В центре «Умелые ручки» находится достаточное количество таких игр. Это пазлы, различного вида мозаики, игры со шнуровками, с прищепками.

Особое место отведено центру патриотического воспитания . Главными задачами этого центра являются воспитание любви к родному краю, городу Волгограду; любви к Родине, гордости за ее достижения; воспитание патриотических чувств. Здесь дети могут не только полистать альбомы, журналы, открытки, но и в игровой форме познакомиться с настоящим и прошлым. Этому способствуют игры: «Наша Родина», «Мой Волгоград», «Люби и знай мой край», «Кольцо и меч».

Рядом на стене нарисован дракончик со съемными мордашками, позволяющими определить различное настроение (радость, гнев, печаль, грусть и др.). Дети, глядя на них, подражают им, выражая свои эмоции, видя свое отражение в зеркале, упражняются в укреплении мышц лица, что позитивно влияет на речевое развитие. В зависимости от настроения детей, проводим игры на развитие эмоций.

Предметом познавательного и эмоционального развития является центр музыкально-театрализованной деятельности. Здесь находится большое разнообразие видов театра: пальчиковый, настольный, театр-рукавичка, кукольный, театр на фланелеграфе, театр на магнитах, театр на прищепках. Дети, участвуя в играх-драмматизациях, используют костюмы различных героев и ширму, являющуюся многофункциональной. Ее применяют для показа театра и для уединения в любом уголке группы, взяв с собой любимую игрушку и поведав ей свои тайны. Играя в театр, у них формируется навык речевого общения, развивается речевое творчество. Наличие музыкального центра позволяет использовать звуковой дизайн в детских играх как активный фон, так и дополнение.

Небольшой игровой уголок расположен около лоскутного панно «Наш город», сделанного совместными усилиями воспитателей и родителей. Играя в загадки при изучении темы «Наша улица, дом», «Транспорт» дети отгадывают их, находят картинку и прикрепляют ее в нужное место на панно.

Ну, а самой любимой является игра «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Эта игра чаще всего проводится в конце неделе, когда дети могут проявить все свои знания, которые они получили. Как в аналогичной телевизионной игре здесь бывает и ведущий (чаще всего воспитатель), карточки с вопросами, музыкальная пауза, сюрпризные моменты.

Преимущество созданной игровой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Мы отметили, что дети меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из-за игр, игрового пространства и материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество и фантазия.

Список использованной литературы

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
  2. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  3. Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008. – № 5.
  4. Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.
  5. Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды / Фирсанова Л. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 6. - С. 28-29
  6. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / под ред. Н. А. Коротковой. – Москва: Линка-Пресс, 2010.

Наталья Юхлимова
Организация педагогом предметно-игровой среды как условия развития личности ребенка

Для педагогов важно остановиться на вопросах организации развивающей предметно-игровой среды , выяснить современные требования к организации среды и исследование этого вопроса.

Что понимается под предметно-игровой средой , какие требования предъявляются к организации развивающей предметно-игровой среды ?

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды , как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка . Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка , функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития .

Обогащенная среда (по Петровскому В. А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка . Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно- развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно -пространственный мир включает в себя разнообразие предметов , объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда необходима детям , прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком темы , сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой , пригодной для организации различных видов игр .

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду , трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития .

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей , т. е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру .

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами , составляющими целостность предметно- развивающей среды .

В состав предметно-игровой среды входят : крупное организующее игровое поле ; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть соразмерны друг другу и другим предметам интерьера . Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами . Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно- развивающей среды , есть и сугубо педагогические . Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Сущность предметно- развивающей среды заложена в ее функциях :

Во - первых, в функции обозначения предметно- развивающей среды (деревянный «корабль» на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» , и т. д.);

во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы , определяющие игровую роль , например, шапочка с красным крестом для врача);

в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. д.) .

Г. Фейн предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории :

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов ) ;

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета , и игнорирование его второстепенных деталей;

3) полифункциональные предметы , не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов .

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь , требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям . Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов . Важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п., игрушки-партнеры (куклы, мишки) .

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов : юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов . Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная работа-поезд, луг – могут быть использованы как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона, природного материала, которые также могут быть использованы в различных играх .

Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др., удобно хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы -заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы -заместители легко преобразовывать : например, бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок .

Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода ) . Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно использовать результаты художественной творческой деятельности.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда . Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться , а некоторым преодолеть стеснительность.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал. С. А. Новоселова рекомендует использовать условный , крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды , например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.

В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных , крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре на основе экстериоризации его образного плана.

Также для игр можно предложить средообразующие модули , мебель-игрушку. Организация игры с крупными , нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразуюшими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет , но и создавать целую предметную ситуацию , сомасштабную пространству игровой комнаты. Средообразующие модули объединяют детей в общем деле, стимулируют их поисковую деятельность и творчество, способствуют как интеллектуальной, так и познавательной активности. Крупные модули позволяют не только представить игровое действие , но и реально его совершить (по-настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты и т. д.). ПО ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду . Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов , при их сооружении. Они радуются, когда преодолевают эти затруднения.

Современный дизайнер и искусствовед Г. Н. Любимова, такие известные ученые М. И. Лисина, Т. А. Репина, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова предлагают использовать «универсальные предметно-игровые развивающие среды » , такие системы еще можно было бы назвать «игровыми мирами» . К числу таких современных игровых миром с полным основанием может быть отнесен универсальный организующий предметно- развивающая среда многофункциональный конструктор «Квадро» , который является одной из самых удачных и наукоемких разработок XX века для детей дошкольного возраста.

Современные игрушки и развивающие игровые среды несут информацию , делающую и его проводниками в мир современности, незаменимым средством воплощения игровых замыслов, средством не только получения , но, что особенно важно применения новых знаний на практике, использования этих знаний и умений в самостоятельной деятельности, в игре. Таковы широко известные развивающие предметно-игровые среды «Лего» , включая «Лего-Дупло» , «Лего-Дакта» и др. ; «Фишертехник» (игрушечные железные дороги) ; «Либерти» (мягкие игрушки-животные) ; «Квадро» (многофункциональный конструктор, «Модуль-игра» (система модулей для игр и занятий) ; «Акваплэй» (водяной конструктор для игр и экспериментирования) и другие наукоемкие современные игровые средства для детей .

Современные требования к созданию полноценного предметно- развивающей среды отвечают реальности ; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр , предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.

Так как сейчас дети играют в основном стандартно, возникает психолого-педагогическая задача побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр , наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков, толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т. е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять.

Это положение дел в практике дошкольного воспитателя необходимо преодолеть путем такой организации игры , которая побуждала бы детей к творческому отражению действительности, рождала бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности. Возможность проявления ребенком творческой инициативы в игре подготавливается в процессе целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью. Руководство игрой зависит от цели, которую преследует педагог . Очевидно, что цели руководства играми могут быть в каждом конкретном случае различными , но они должны быть разрозненными. Определение цели педагогического руководства с необходимостью связано с пониманием педагогом функции игры в дошкольном детстве. Оно состоит в том, что игра, как «самостоятельная, самодеятельная» , по выражению А. В. Запорожца, активность ребенка обеспечивает творческое присвоение им общественного опыта превращение его в средство созидания нового . Полноценно сформированная игра является надежным средством всестороннего творческого воспитания личности ребенка-дошкольника .

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды . Существенное значение имеет и организация внесения игрушек . Ее специфику раскрывают многие педагоги . Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Правильная стирка махровых полотенец — советы бывалых!
Сильные заговоры на быстрый развод
IХ.4.2. Аутосомно-рецессивный тип наследования заболеваниЙ. Аутосомно-доминантный тип наследования Наследуется по аутосомно рецессивному типу