Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое феноменальная память. В чем причина феноменальной памяти

Гипертимезией называют феноменальную автобиографическую память. Мишель Мак из Вирджинии помнит в деталях каждый день своей жизни, начиная с восьми лет. Мишель родилась без левого полушария мозга, поэтому ничто не сдерживает ее правое полушарие от фиксирования и хранения информации, которую мозг других людей отсеивает за ненадобностью. Вместе с тем отсутствие части мозга наложило на жизнь Мишель множество ограничений и существенно повлияло на ее интеллект.

Ученые считают, что по тому же принципу работает мозг многих людей с феноменальной памятью и низким общим уровнем интеллекта, когда одна часть мозга развивается особенно активно за счет недостаточного развития других отделов. Отмечено также, что при гипертимезии височная доля и хвостатое ядро увеличиваются в размерах, а также ослабляются биохимические «забывания». Человек запоминает мельчайшие детали даже помимо воли, поскольку нарушена селективная функция механизмом памяти.

Савантизм - синдром саванта - характеризует людей с особенностями развития, которые, тем не менее, обладают исключительными способностями в какой-либо области знания. Чаще всего упоминают пациентов с аутизмом, синдромом Аспергера, перенесших черепно-мозговые травмы и имеющих врожденные неврологические дефекты. Например, американец Ким Пик обладал фотографической памятью, знал наизусть Священное Писание и сочинения Шекспира после первого прочтения и помнил каждую ноту музыкальных произведений сорок лет спустя после . Другие аутисты умеют производить в уме арифметические действия с десятизначными числами.

Приобретенная гениальность и нейронные связи

Исключительные математические способности и феноменальную память могут также развивать люди, не страдающие аутизмом. Достигается это путем тренировки, в ходе которой они, подобно савантам, развивают функционал определенной области мозга, но сознательно. Иными словами, достигают исключительности, подражая патологии.

Ментальные тренировки и мнемонические техники увеличивают число связей между нейронами одного отдела или соседних, что способствует быстрому запоминанию, качественному хранению и воспроизведению информации. Нейрофизиологи считают, что при этом формируются закодированные в молекулах нейронов алгоритмы и конструкции, на основе которых и производятся мгновенные вычисления. Кроме того, такие регулярные тренировки создают "базовую матрицу" развитой нейронной сети, которая служит основой для быстрого запоминания любой другой информации, а также обеспечивают общий высокий уровень интеллектуального развития.

Синестезия и эйдетизм

Синестезия – это способность мозга устанавливать мгновенные ассоциации между информацией, поступающей от разных сенсорных систем.
Восприятие синестетов обусловлено одновременной активацией нейронов разных отделов мозга, например, мы слушаем музыку, и одновременно активируются слуховая и зрительная кора, что заставляет нас не только слышать звуки, но и видеть образы внутренним зрением. Люди, у которых развита синестезия, способны запоминать информацию, используя сразу несколько перцептивных систем, благодаря чему данные лучше закрепляются в памяти, дольше хранятся и легче воспроизводятся. При этом можно использовать любой ключ для извлечения информации – образ, звук, запах, вкус или осязательное воспоминание, поскольку информация кодируется сразу несколькими способами.

Эйдетизм - фотографическая память - может быть как врожденным, так и приобретенным. Отдельные исследователи утверждают, что все дети от рождения обладают этой способностью, но стандартные образовательные программы планомерно эту способность ослабляют вплоть до полного исчезновения.
Нейробиологическое объяснение эйдетизма дает теория остаточного возбуждения зрительных анализаторов. Прирожденные эйдетики могут испытывать значительные трудности в повседневной жизни, например, когда остаточные образы увиденного минуту назад накладываются на то, что человек воспринимает визуально в текущий момент. Если же тренировать эйдетическое восприятие осознанно, ваши мнемонические способности очень скоро перейдут на качественно новый уровень.

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Любого человека память может как выручить в критический момент, так и неожиданно сильно подвести. Возможности человеческой памяти до сих пор остаются предметом исследований ученых.

Феномен Соломона Шеришевского

Москва. Июль 1926 года. В лабораторию молодого, тогда еще неизвестного психолога Александра Лурии пришел мужчина лет тридцати. Он представился: «Соломон Шеришевский». И попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия не мог поверить результатам. Казалось, молодой человек запоминает любой объем информации.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шеришевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать Шеришевскому выговор и вызвал к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шеришевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шеришевского больше тридцати лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный человек может запомнить за раз не больше десяти несвязанных слов, Шеришевский запоминал тысячи и делал это без всякого усилия. Он мог воспроизводить любой длинный ряд слов, данный ему неделю, месяц, год и даже пятнадцать лет назад.

Синестезическая память

Шеришевский воспринимал услышанное синестезически -- этот термин означает, что он чувствовал запах, цвет, вкус каждого слова. Шеришевский буквально видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как мы. И часто образы не совпадали со значением слова.

«У моего дедушки была особая система запоминания цифр. Цифры у него вызывали ассоциации определенного вида человека. Единица -- это что-то высокое, худое, как человек с тростью. Семерка -- это мужчина с усами, восьмерка -- это полная женщина», -- говорит Ирина Барабаш -- внучка Соломона Шеришевского

Слишком много

Но феноменальные способности не были Соломону Шеришевскому в радость, ему было трудно общаться с людьми. Голос, произносивший слова, тоже имел свои образы. Когда Шеришевский ел, он не мог читать. Читать газету за завтраком для него было просто физически невозможно, вкус слов перебивал вкус пищи. Чтение вообще было пыткой для Соломона, он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова. Это его очень утомляло, смысл текста постепенно ускользал.

«Он не мог складывать слова в тексте вместе. То есть у него не получалось все сложить и охватить единым взором, для того чтобы понять, о чем шла речь», -- рассказывает Зураб Кекелидзе, врач-психиатр, доктор медицинских наук.

Шеришевскому с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории ему прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этой задачей он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. При этом зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили -- «тиф». Шеришевскому же потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание, -- в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные слова.

Трудно забыть

У Шеришевского была еще одна серьезная проблема. Как объясняла Наталья Бехтерева, нейрофизиолог, доктор медицинских наук: «Очень плохое . Очень плохое вытеснение их из памяти. Получается так, что человек может запомнить все, но радости это ведь ему не приносило».

Шеришевский пытался придумать специальные приемы забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот: записывал то, что хотел забыть. Это не помогло. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия лишь оставляли дополнительные следы в памяти.

Демонстрируя феноменальную память, Шеришевский выступал с концертами. Однажды после третьего подряд выступления произошло чудо. Шеришевский очень устал, но ему нужно было четвертый раз выходить на сцену, и он боялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел. И... старые картинки ушли из памяти. Тогда Шеришевский понял: чтобы что-то забыть, ему нужно очень сильно этого захотеть и сконцентрироваться.

Как в детстве

В детстве мы все запоминали, как Шеришевский. Синестезическая память -- это память детская. Детям она необходима, чтобы быстрее адаптироваться в незнакомом мире. В детстве человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Новая информация словно записывается на матрицу, на подкорку, запоминается абсолютно все. Даже то, как человек должен себя чувствовать в нормальных условиях.

«Здоровый человек может не думать о здоровье. В нервной системе и прежде всего в мозгу существует матрица поддержания вот этого устойчивого состояния здоровья», -- рассказывала Наталья Бехтерева.

Так идет запоминание до трех-пяти лет. Затем память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной -- памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл, вычленять суть. У Шеришевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Память гениев

Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Они помнили имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Духовенство 17-го века в строжайшей тайне хранило партитуру «Мизерере», аллегро в девяти частях -- считалось, что это божественное произведение не должно стать достоянием простых смертных. Моцарт услышал мелодию один раз и по памяти записал всю партитуру. Позднее за этот проступок композитор будет долго подвергаться гонениям церкви, но записанные им ноты на века сохранили «Божественную музыку». Память родного брата Пушкина, Льва Сергеевича, сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы «Евгения Онегина». Александр Сергеевич потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, там он собирался отдать пятую главу в печать. Как назло все черновики были уничтожены. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся -- в ответ он получил полный текст потерянной главы с точностью до запятой. Лев Сергеевич один раз слышал ее и один раз читал.

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать. Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная память самый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память . Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

Вы хотите с легкость запоминать разную информацию и изучать иностранные языки? Если ваш ответ – да, то вам нужно прочитать эту статью. В ней вы найдете отличные советы, которые помогут запомнить любую информацию и развивать свою память. Каждый человек может сделать свою память лучше. Просто нужно знать упражнения для ее развития и способы запоминать информацию эффективно.

Воображение способно на многое

Человек способен запоминать информацию намного качественнее если использует для этого свое воображение. Ведь человеческий мозг и мышление настроено на восприятие разнообразных образов. Поэтому, чтобы ваша память работала намного лучше необходимо развивать свое воображение. Существует несколько простых способов развивать воображение. К примеру, вы можете создавать разные образы в своей голове и перемещать их по своему ментальному пространству. Развитое воображение гарантирует человеку хорошую память.

Делайте пересказ разной информации

Один из эффективных способов тренировать свою память является пересказ. Вам нужно прочитать какой-то текст, а потом попытаться его пересказать по памяти. Для этого вы можете использовать простую тетрадь. Этот способ отлично потренирует вашу память и поможет запомнить важную информацию.

Изучайте иностранные языки

Изучать иностранный язык полезно не только для развития личности, но и для улучшения памяти. Поэтому начинайте учить иностранный язык. В процесс изучения английского языка приходится запоминать много новых слов и прочей информации. Когда вы регулярно изучайте иностранный язык, то вы тренируете свой мозг и память.

Займитесь спортом

Спорт – это отличный способ держать себя в хорошем физическом состоянии. Но, еще спорт полезен для вашей памяти. Ведь, когда организм получает дополнительную нагрузку, он начинает работать активнее. В свою очередь и память становиться намного сильнее. Поэтому важно заниматься спортом на регулярной основе.

Узнавайте что-то новое

Новая информация способна развивать память. Если человек не получает новой информации, то он начинает деградировать. Для мозга и памяти человека важно активно работать. Для этого они должны обрабатывать разные интеллектуальные задачи и запоминать разную информацию. Без новых знаний вы начинаете медленно, но уверенно терять способности памяти. Поэтому, важно стремится к развитию и получению новых знаний.

Заключение

Память можно развить только если вы запоминаете новую информацию. Если вы просто наблюдатель, то ваша память будет ухудшаться. Поэтому запоминайте различную информацию для тренировки памяти. Отнеситесь к процессу развития памяти ответственно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Различные теории происхождения золота Как образовалось золото на земле научная теория
Детская театрализованная программа с клоунами
Самые оригинальные способы подарить деньги на свадьбу Упаковка денег в подарок по любому случаю