Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога. «Первый день — он трудный самый»

В этой статье:

У родителей нет возможности приглядывать за подрастающим ребёнком до его совершеннолетия. Ведь кроме заботы о малыше у родителей есть иные обязанности в социуме и желание самореализации, также им регулярно необходим отдых от всех проблем. Поэтому для деток, достигших определённого возраста, предусмотрены детские ясли (для малышей 1-3 лет) и детские сады (для деток 3-6 лет).

Если у малыша есть бабушки и дедушки – это решает многие проблемы родителей и ребёнка. В этом случае за ребёнком всегда есть присмотр, ему обеспечено нормальное питание, а вопрос о том, отдавать его в детский сад или нет, может вообще не рассматриваться. Бабушки обычно охотно берут на себя роль воспитателя и готовы заменить ребёнку маму, пока она находится на работе. Однако не всякая бабушка готова на такое самопожертвование, да и не всегда есть такая возможность.

Зачем нам нужен детский сад?

Не всем деткам везёт вырасти, минуя детский садик, потому что не в каждой семье есть бабушка, готовая заниматься воспитанием внуков и подготовкой их к школе. Но появление ребёнка в семье не означает, что жизнь родителей должна останавливаться и зацикливаться исключительно на его воспитании. Поэтому в определенный момент малышу подыскивают подходящий детский сад и начинают готовить его к тому, что скоро в его жизни произойдут изменения. Адаптация к новым условиям важна для здоровья малыша и спокойствия родителей.

Родители определяют малышей в детские дошкольные учреждения по двум причинам, которые крайне важны.

  1. Родителям необходимо свободное время для того, чтобы иметь возможность учиться, ходить на работу или заниматься домашним хозяйством.
  2. Ребёнку нужно приобретать личный жизненный опыт и адаптироваться к жизни в социуме. Он должен научиться понимать многие вещи. Например, ему необходимо знать, что:
  • рядом живут такие же люди, как и он, с такими же желаниями, правами и обязанностями;
  • люди должны уметь находить общий язык между собой и договариваться;
  • следует считаться с чужим мнением и уметь отстаивать свою точку зрения;
  • никто не будет ничего делать в этой жизни за него – он должен всему научиться сам;
  • родители не всегда будут рядом – свои проблемы нужно научиться решать, так как жаловаться будет некому;
  • коллектив – это большая семья, построенная на взаимном уважении и терпении, в которой определены обязанности для каждого и оговорены конкретные правила;
  • за свои поступки человек всегда отвечает сам и т.д.

Сложно найти хороший детский садик, ещё сложнее – устроить туда своего ребёнка. и очень трудной задачей для родителей будет привести и оставить малыша в детском саду, особенно когда он не готов к этому шагу и протестует. Родители должны понимать, что даже подготовленному к детсаду малышу необходимо адаптироваться
к новым условиям пребывания, к людям, которые появятся в его жизни.

Большую ошибку совершают родители, которые считают, что ребенок должен самостоятельно справиться с этой проблемой. Мотивируя свою точку зрения тем, что так малыш станет только сильнее духом, решительнее и смелее, они забывают, что психика ребёнка очень ранима. Если у него не хватит силы духа, чтобы побороть свои страхи и адаптироваться к новой среде пребывания, его психике может быть нанесён серьёзный урон. Сложная адаптация и негативный опыт непременно скажутся на его взрослой жизни.

Почему малыш не любит детский сад?

Если ребёнок протестует против посещения детского сада, постарайтесь не приказывать ему, не ругать и не запугивать малыша, а разобраться в причинах его протеста. Попытайтесь поговорить с ним откровенно, как с взрослым человеком, чтобы помочь ему разобраться в его проблеме и найти выход из сложившихся обстоятельств. Дайте
ему понять, что он уже не маленький, а вы – его семья, в которой всё должно решаться сообща.

С практической стороны, детский садик – это место, где малыш быстрее научиться самостоятельности, режиму дня и дисциплине. Он овладеет новыми навыками общения, поймёт, что нужно убирать за собой и уметь быстро раздеваться/одеваться. В детском саду его ждут интересные игры, развивающие занятия и веселые праздники. У него появятся новые друзья и интересы, а значит, своя личная жизнь. Наряду с этими позитивными моментами, в первые дни посещения детсада у ребёнка могут возникать и негативные эмоции.

Что лежит в основе стресса и кризиса при адаптации?

Психологи полагают, что уровень стресса малыша, впервые посещающего детский садик, сопоставим с тем стрессом, который испытывает космонавт, отправляясь в космический полёт. Когда ребенок переступает в первый раз порог дошкольного учреждения, его организм в ближайшие дни начинает переживать многоуровневый кризис, где основу каждого уровня составляют конкретные факторы. В таблице ниже можно увидеть, какие факторы и на каком уровне отвечают за адаптацию ребёнка к новым условиям пребывания:

При всём этом у ребёнка есть ещё и главная задача – научиться оставаться на некоторое время без мамы и самостоятельно решать свои текущие проблемы. Он должен сам себя утешать, когда ему грустно или скучно, и защищаться, когда кто-либо из детей проявляет к нему агрессию.

Основная задача есть и у родителей – она включает несколько подпунктов:

  • Подготовить ребёнка (на биологическом, физическом, психологическом и эмоциональном уровне) к пребыванию в детском саду.
  • Научиться отпускать его «без слёз».
  • Понимать, что малышу ничего не грозит, чтобы иметь возможность сосредоточиться на учёбе, работе или любой другой жизненной проблеме.

Сколько времени занимает адаптация?

Малыши растут в разных семьях и условиях, обладают разными характерами, а потому и период адаптации к детсаду у каждого проходит по-разному. Специалисты выделяют средний адаптационный период для большинства малышей. Он составляет 1,5-2 месяца. В первые дни посещения детского сада даже неподготовленный ребенок, если у него отсутствует страх перед новыми событиями, с интересом воспринимает всё,
что происходит вокруг. Он присматривается, пытается понять ситуацию, лучше узнать людей, которые его окружают.

Спустя 2-3 недели малыш может начинать капризничать, отказываясь идти в садик и мотивируя свой отказ самыми нелепыми причинами. Если при этом ваш ребенок начинает болеть, значит, он пребывает в стрессовой ситуации, а его адаптация к детсаду принимает затяжную форму. Его организм, измученный переживаниями, страхами, свойственными детсадам сквозняками и вирусными заболеваниями, слишком ослаблен, он нуждается в хорошем лечении и отдыхе.

Признаки стресса у малыша

В семьях, где детям уделяют достаточно внимания, родителям несложно будет заметить, насколько малыш изменился после определения в детский сад. Но бывает, что родители вовремя не заметили перемен в ребёнке или что он скрывает свои переживания – в этом случае ориентируйтесь на следующие изменения в его поведении и характере.


Всё это свидетельствует о том, что ваш ребёнок переживает стресс. Его страхи и нежелание посещать детский сад в первые несколько недель вполне объяснимы и считаются нормой. Они являются своего рода свидетельством того, что ребенок адаптируется в новом коллективе и процесс этот протекает естественно.

Опасение может вызывать затянувшаяся адаптация, когда по истечении первого, второго и последующих месяцев малыш всё так же протестует, капризничает, болеет и не желает ходить в детсад. Вероятно, что он испытывает там некий психологический дискомфорт – чтобы выявить его причину, родителям необходимо быть внимательнее к малышу или обратиться к психологу за помощью. Что же может причинять ребёнку неудобства и вызывать такой дискомфорт, что он начинает протестовать против садика? На это существует несколько причин – ниже описаны основные из них.

Ребенка пугает отсутствие мамы

С мамой малыш всегда как за каменной стеной. Что бы ни произошло, он знает, что мама всегда рядом и поможет ему в любой ситуации. В садике же он целый день вынужден быть без мамы, –эта ситуация его пугает больше всего. А ещё ему не даёт покоя мысль, что мама может уйти и не вернуться за ним. Если с ним
поговорить и объяснить, для чего нужны садики, почему ему необходимо ходить туда и что будет делать мама в это время, малыш немного успокоится.

Безотказно действует такой трюк: напомните ему об игрушке, о которой он мечтает, и объясните, что вам необходимо ходить на работу, зарабатывать деньги, чтобы можно было купить ему эту игрушку, а также еду для семьи и т.д.

Ему не нравится окружающая обстановка

Малыш пошел в детсад, но с трудом приспосабливается к новым условиям. Отсутствие привычной домашней обстановки выбивает его из психологического и эмоционального равновесия. Раздражителем для него может стать любая мелочь, на которую он бы даже не обратил внимания, если бы был постарше. К примеру, в садике ему может не понравиться постельное бельё, одеяло, тарелки и ложки, горшок, игрушки или то, что окна в группе выходят не на улицу, а во внутренний дворик детсада.

Ему не нравится распорядок дня в детском саду

Дома малыш привык к вольному режиму – ложиться спать, просыпаться, кушать и играть, когда ему захочется. А в садике есть строгий распорядок дня, которого должны придерживаться все дети. Естественно, что раннее пробуждение будет
вызывать у него протест, как и еда, прогулка, дневной сон «по звонку». Он не понимает, почему ему нужно идти на прогулку, если он хочет играть с игрушкой или рисовать.

Психологи рекомендуют начинать подготовку малыша к детсаду за месяц до поступления, установив режим, аналогичный тому, что ожидает его в детском дошкольном учреждении. Обычно этого времени вполне достаточно, чтобы малыш полностью и безболезненно перешёл на новый режим. Это несложный шаг, но очень эффективный – он поможет малышу легче адаптироваться и уменьшит ваши проблемы.

Он считает, что его права ущемлены

Дома малыш привык делать все тогда и так, как хочется ему. Если дома ребенок может изменить для себя режим дня, то в садике этого сделать нельзя. Кроме того, здесь нужно добавить и об ущемлённом эго малыша. Если дома он является «центром вселенной», то в садике он всего лишь один из многих. Это положение не приносит ему каких-либо привилегий и бонусов, что и вызывает в нём досаду и внутренний протест. Задача родителей – объяснить малышу, что, например, мама находится в таком же положении у себя на работе. Если дома она – «мама», важнейший человек, то на работе она просто подчиненная или коллега, а в магазине и транспорте – обычная женщина.

Его пугает окружение

Привыкший к лицам близких людей, малыш тяжело переносит знакомство с новыми детками и персоналом детсада. Рядом с ним оказывается много новых лиц, но нет никого из родных и любимых людей. Эта ситуация ребёнка пугает, он теряется, не знает, кто они, кому можно доверять, а кого опасаться. Со временем ваш малыш будет знать каждого ребёнка в детском саду и каждого человека из обслуживающего персонала.

Чтобы он легче перенёс расставание, нужно найти ему человека «вместо мамы»
и лично его с ним познакомить. Обычно в этой роли выступает воспитательница группы. Подведите ребёнка к ней, познакомьте их и объясните малышу, что в садике этот человек будет заменять ему маму. Любые вопросы, которые будут его волновать, он может решить с воспитателем, а в случае необходимости воспитатель может связаться с мамой. После этого дети, как правило, успокаиваются и стараются держаться ближе к воспитателю.

Ещё быстрее эту проблему можно решить, если до поступления в детсад договориться с администрацией, чтобы приводить своего малыша во время прогулки группы. Так он заранее познакомится с детьми и привыкнет к своему будущему воспитателю.

Неизвестность и отсутствие стабильности

Нестабильность и неизвестность способна выбить из равновесия даже взрослого человека – что говорить о ребёнке с его несформированной психикой? Узнайте у воспитателя распорядок дня на каждый день в течение всей недели и ежедневно рассказывайте малышу, чем он завтра будет заниматься в садике. Опишите ему, как пройдёт его день, какие интересные игры и занятия его ждут. Заранее осведомлённый, малыш не будет бояться идти в детский сад и не будет выглядеть там растерянным. Вечером, перед ночным сном, поговорите с ним о том, как прошёл его день, и расскажите, какие события его ожидают завтра.

Причины, вызывающие страх у ребёнка

Родителям, которые внимательны к ребенку, несложно будет увидеть изменения в поведении, характере или психике малыша. Если он обделён вниманием в семье, адаптация к детсаду для него
будет проходить сложно. Ему придётся самостоятельно переживать этот трудный период со всеми вытекающими негативными последствиями.

Самый большой страх маленького ребёнка – это внезапно потерять маму и остаться одному. Поэтому, когда мама оставляет его в детском саду и уходит, страх малыша приобретает, пусть и временно, реальные черты. В момент расставания он испытывает сильнейший стресс, опасаясь, что за ним больше не придут и он останется один. Ему кажется, что его предали, променяли на «какую-то» работу или учёбу. Совсем недавно он был самым главным в жизни мамы, а теперь его как будто отодвинули на второй план. В детском саду он не чувствует себя кому-нибудь нужным, до него никому нет никакого дела.

На фоне этих страхов малыш может по-разному реагировать на расставание. Психологи выделяют три основных типа реакции у детей:

Тип Проявление Характеристика
1 Ребенок громко кричит, привлекая внимание посторонних. Он сильно плачет, крепко держится своими маленькими ручками за маму, а после её ухода не может успокоиться. В группе он не играет с другими детьми, отказывается от еды, не засыпает во время дневного сна, не идёт на диалог с воспитателем. Малыш насторожен и беспокоен, каждую минуту ожидает чуда – что мама вот-вот вернётся за ним. Это реакция на катастрофу в жизни: мир для него рухнул, когда ушла мама.
2 Малыш не испытывает огорчения в момент расставания, он не плачет, а с обречённым видом уходит в группу, не махнув маме ручкой. В группе он играет с некоторыми детьми, но чаще предпочитает сидеть одиноко в сторонке с какой-нибудь игрушкой в руках. Мало смеётся, не умеет радоваться, всё время насторожен и насуплен. Данная реакция не считается нормальной и свидетельствует о потере эмоциональной связи между ребёнком и матерью.
3 Ребенок плачет при расставании, но быстро успокаивается, кивает головкой, обещая «быть умничкой», и уходит в группу, оглядываясь и маша маме ручкой. Ему грустно расставаться с мамой, но он не боится, потому что знает: мама за ним обязательно вернётся. Он хорошо кушает, активен в играх, быстро засыпает во время дневного сна и хорошо спит. Малыш контактен, охотно общается с детками, воспитателем и остальным персоналом детсада. У малыша есть определённая база доверия к миру, есть прочная эмоциональная связь с мамой и необходимые внутренние ресурсы, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями.

Причиной возникновения реакции 1 и 2 типа часто оказываются сами родители, непроизвольно сформировавшие у малыша негативное мнение относительно детсада. Детские психологи разделяют детей дошкольного возраста по трём группам адаптационного периода, учитывая особенности его течения для каждой группы.

Группа Особенности течения адаптационного периода Характеристика группы
I Тяжёлая адаптация.

Ребенок быстро слабеет, утомляется и с первых дней пребывания в детском саду начинает болеть. Его болезни сложно связать с сезонностью. Малыш плаксив, капризен, плохо спит и ест, с игрушками играет мало.

Часто у таких детей психологи отмечают те или иные виды нервно-психических расстройств.
II Адаптация среднего уровня.

Ребенок начинает болеть сезонными вирусными и инфекционными заболеваниями. Развитие нормальное. Если не болеет, то с аппетитом ест, спокойно спит и активно играет с игрушками.

Наличия нервно-психических расстройств не отмечается.
III Адаптация в норме.
Дети активны, контактны, спокойно приходят утром в садик, играют со сверстниками, хорошо кушают и спокойно спят.
Уравновешенная психика, позитивный эмоциональный фон, гармоничное развитие.

В череде факторов, способных спровоцировать у ребенка проблемы в адаптационный период, психологи и педиатры отмечают ранний возраст, настаивая на том, чтобы родители не отдавали детей в детсад ранее трёх лет. В противном случае им необходимо быть готовыми к тому, что малыш тяжело перенесёт адаптацию к детскому саду, его иммунная система ослабнет, он станет чаще болеть. Лёгкой и быстрой адаптация для него и для вас не будет.

Противопоказания к посещению детского сада

В этом разделе мы не будем учитывать тяжёлые заболевания, врождённую патологию или инвалидность ребёнка, которые являются прямыми противопоказаниями к посещению детского дошкольного учреждения. Мы поговорим о тех противопоказаниях, которые могут быть и у визуально здоровых, нормально развитых детей.

Если ребенок очень долго протестует против посещения детского сада, при этом с каждым днём его психоэмоциональное состояние и самочувствие ухудшаются, лучше и далее воспитывать его дома. Есть дети, нуждающиеся в индивидуальном воспитании, даже если прямых противопоказаний к детсаду у них нет.
Если родители не будут учитывать этот факт, вскоре они могут столкнуться с куда более серьёзными проблемами, такими как:

  • затянувшееся течение адаптационного периода;
  • изменения со стороны психики ребёнка в худшую сторону;
  • нервный стресс, который может сопровождаться энурезом и ночными кошмарами, страхами;
  • ослабление организма и повышенную заболеваемость;
  • плохой аппетит и апатию;
  • некоммуникабельность и отсутствие желания общаться со сверстниками;
  • боязнь чужих людей и другие фобии.

В случае, когда малыша крайне необходимо определить в детский сад, а при посещении садика процесс адаптации у него протекает тяжело, родителям рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Подготовка ребёнка к детсаду

В этом разделе мы поговорим о том, что должны знать родители перед тем, как определять ребёнка в детский садик, и как правильно подготовить малыша к этому событию. Вам необходимо будет решить несколько важных вопросов, касающихся:

  • места расположения и режима функционирования детского садика;
  • пригодности вашего ребёнка к детсаду по состоянию здоровья;
  • общего уровня развития и подготовки малыша к детсаду.

Как найти подходящий детский сад?

В поисках детсада ориентируйтесь на его близость к дому: чем ближе, тем лучше. Во-первых, вам не нужно будет рано вставать, ехать несколькими видами транспорта, чтобы малыш вовремя пришёл в садик и не опоздал на завтрак. Раннее пробуждение всегда вызывает недовольство ребёнка, а близость детсада к дому позволит ему немного больше поспать. Забирая его из детсада, вам также после тяжёлого рабочего дня захочется быстрее оказаться дома. Долгая дорога утомительна для него с утра, а для вас – вечером.

Важным моментом является режим работы детсада. Одни садики открываются раньше, другие на полчаса позже, но дневной график у них почти ничем не отличается.

Важно, чтобы родители точно знали режим работы детского сада, в который намерены отдать своего ребёнка, а также распорядок дня для малышей. Постарайтесь дома придерживаться такого же распорядка дня, чтобы посмотреть, насколько ваш ребёнок готов к изменениям в его жизненном графике. Когда он будет посещать детский сад, этот навык поможет ему легче пройти адаптационный период.

Пригоден ли ребёнок физически к детскому саду?

Сегодня невозможно устроить ребёнка в детсад без медицинского заключения о том, что он здоров. Обычно детей, страдающих врождённым или другим серьёзным заболеванием, родители в детский садик не отдают.

На практике также часто случается, что во время медицинской комиссии у малыша обнаруживается какое-нибудь заболевание, которое протекало скрыто и не выдавало себя симптомами. Если болезнь легко лечится, малыш получает курс лечения,
после чего повторно проходит медкомиссию – если он здоров, ему открыт путь в детсад.

Кроме особенностей физиологического характера или физических недостатков, могут обнаруживаться отклонения в психике малыша. В этом случае родителям следует обратиться к психологу. Возможно, несколько занятий с детским психологом решат проблему, и ребёнка можно будет отвести в детский сад.

Закаливание ребёнка в раннем возрасте играет важную роль в его жизни, поскольку у таких деток выработан хороший иммунитет – они здоровые и активные, легко адаптируются к условиям детского сада.

Малыш должен быть самостоятельным

Отдавая ребёнка в детский сад, убедитесь, что он готов к нему не только с точки зрения здоровья, но и на бытовом уровне. Если малыш пошел в детсад, он должен уметь самостоятельно кушать ложкой, одеваться и раздеваться после игры, и
мыть руки,складывать игрушки, умываться ходить на горшок. Он также должен уметь хорошо разговаривать – разборчиво и членораздельно.

На этапе подготовки к детсаду ребенка не следует дома кормить с ложечки. Во время семейного обеда позвольте ему кушать самостоятельно. Конечно, с непривычки он будет протестовать, раскидывать и размазывать еду по столу, пачкаться сам и измазывать кашей окружающих его людей. Поймите, что всё это временно – раз за разом его навык будет совершенствоваться, и вскоре он научиться кушать быстро и аккуратно.

Воспитательный процесс у детей лучше проходит на примерах – обратите его внимание на то, как ведёт себя за столом, например, папа, сестра или бабушка. Малыш будет смотреть на них, и стараться повторять все их движения. Дети любят похвалу и всегда стараются её получить. Если он будет плохо кушать и не успевать за другими детьми, то будет недоедать, начнёт худеть и болеть вследствие ослабления организма и понижения иммунитета.

В садике воспитательница в группе одна – докормить одного-двух малышей она ещё успеет, но кормить из ложечки каждого ребёнка она физически не в состоянии.

Крайне важно отучить малыша от памперсов и научить проситься на горшок. Ведь в садике никто не будет ему менять памперсы, и максимум, на что можно рассчитывать – это что вашего ребёнка вовремя высадят на горшок. В любом случае, смену белья для малыша – маечку, запасные трусики и
колготки – вам всё равно нужно будет принести в садик.

Научите малыша самостоятельно одеваться на прогулку, переодеваться перед сном. Пусть сначала у него это будет получаться плохо, но опыт приходит на практике – не забывайте об этом. Чтобы ребёнку было легче одеваться, не выбирайте для него сложную и узкую одежду. Старайтесь, чтобы на ней не было пряжек, змеек и прочих застёжек, с которыми ребёнку сложно справиться самостоятельно.

Запомните, что одежда, изготовленная из синтетических материалов, не согревает малыша в холодную пору года, а в тёплый и жаркий сезон не способствует нормальному теплообмену и терморегуляции. Выбирайте для своего ребёнка одежду, изготовленную из натуральных материалов: хлопка, шерсти, льна и т.д.

Уделяйте особое внимание закаливанию. Утренняя гимнастика, воздушные и водные процедуры, соблюдение режима дня, сна и питания – залог здоровья вашего ребёнка.

Утром, перед тем, как вести малыша в детсад, покормите его завтраком. Обычно дети в первые дни отказываются завтракать в саду.

В обед, проголодавшись и глядя на других малышей, которые охотно едят, ваш ребёнок тоже возьмётся за ложку.


Водить в детсад ребёнка или нет – индивидуальное дело каждой семьи. Если же вы на семейном совете решили, что ему пора идти в садик, убедитесь, что ваш малыш здоров, достаточно хорошо развит и самостоятелен.

В случае, когда у него есть противопоказания к посещению детсада, обратитесь к своему участковому педиатру или психологу.
Если проблема решаема, ваш малыш скоро будет в норме и его можно будет отвести в сад. Если же врачи решат, что ребёнку противопоказано посещение детского дошкольного учреждения, вам придётся найти возможность для его дальнейшего воспитания в домашних условиях.

Привыкание к садику должно происходить постепенно: сначала оставляете ребенка в детском саду на час, потом до обеда или до тихого часа. Скорее всего, воспитательница сама вам скажет, когда следует начать оставлять ребенка на дневной сон. Если ему нравится находиться в детском саду, на второй-третьей неделе можно уже забирать его после полдника.

Дорога в детский сад

Начав посещать садик, ходите каждый будний день. Ребенок должен уяснить, что садик теперь будет всегда. Это ускорит его адаптационный период.

Если у дверей садика ребенок начинает плакать и просить вернуться, ни в коем случае не делайте этого. Иначе он еще много раз будет устраивать вам такую сцену.

Как правило, через 1-2 месяца ребенок привыкает к тому, что теперь ему постоянно надо будет ходить в детский сад.

Расставание в садике с ребенком

Большинство детей плачет при расставании с мамой, потому что под угрозой главная потребность малыша — безопасность и защищенность. Перед тем как отправить его в группу, поцелуйте ребенка, улыбнитесь и скажите, что скоро за ним вернетесь. Это даст ему уверенность, что все будет хорошо и с ним ничего не случится.

Расставание должно быть коротким и радостным. Некоторые дети проще спокойнее расстаются с папами, нежели с мамами. Попробуйте этот вариант, может быть ребенку так будет легче прощаться.

Очень важно, чтобы у родителей не было сомнений в том, что ребенку нужно обязательно ходить в детский сад. Иначе малыш будет чувствовать ваше беспокойство, а это может повлиять на его адаптацию к детскому саду.

Чаще всего, зайдя в группу, малыш начинает играть и на время забывает о маме. Не переживайте, с вашим ребенком работают опытные воспитатели.

Как одеть ребенка

Одевайте ребенка так, чтобы он чувствовал себя раскованно и свободно. Одежда и обувь должны быть удобными и легко застегиваться. Одевайте ребенка в опрятную, недорогую одежду.

Что взять с собой

Можно взять в детский сад любимую вещь (чаще всего игрушка). Это поможет малышу чувствовать с собой частичку дома. Оставьте в шкафчике садика носовые платки и запасной комплект одежды.

Отношения с воспитательницей

Ежедневно интересуйтесь у воспитательницы, как ваш ребенок адаптируется к детскому саду, с кем и как играет. Перед уходом спросите, что поел ребенок.

Если воспитательница вас попросит сделать что-нибудь для садика, не отказывайтесь. Чем больше вы сделаете для садика, тем лучше будет её отношение к вашему малышу.

Не забывайте и о нянечке. Именно она подмывает вашего ребенка и убирает за ним. У нянечки зарплата небольшая, так что ей будет приятно получить презент от вас. Только не переборщите, иначе, она привыкнет к подаркам и будет благосклонна к вашему ребенку только тогда, когда вы приносите подарочек.

В первые дни посещения садика происходит сильная нагрузка на нервную систему. Ребенку необходимо быстро приспособиться к постоянному взаимодействию с малознакомыми людьми и к длительному отсутствию мамы. Так что не нагружайте малыша новыми впечатлениями. Выходные проводите спокойно, в кругу семьи.

После того, как вы забрали ребенка из садика, играйте и общайтесь с ним. Пусть он забудет о группе и отдыхает. Не спрашивайте, нравится ли ребенку в саду и пойдет ли он туда завтра. Это наведет его на мысли, что возможно ему там будет плохо и в садик можно не ходить. Если вы хотите поговорить о садике, лучше спросить ребенка что он ел и какие игрушки ему понравились.

Во время стресса иммунная система замедляет свою активность. Чтобы ребенок реже болел, постарайтесь делать так, чтобы он получал максимум положительных эмоций, хорошо питался и много спал. Во время адаптационного периода, не наказывайте малыша за капризы и выходки, чаще обнимайте и говорите, что вы его любите.

Ни в коем случае не пугайте ребенка походом в сад. Он должен уяснить, что пребывание в садике — это не наказание, а удовольствие.

Если у вас есть недовольство садиком, не обсуждайте их в присутствии ребенка.

Первые дни в садике проходят очень быстро. Но это короткое время для некоторых детей может остаться радостным моментами исследования всего нового, а может стать психологической травмой на всю жизнь. От того, как вы подготовите ребенка к садику и как проведете первые дни посещения детского сада, зависит, какой след оставит на ребенке первая встреча с самостоятельной жизнью.

Марина Чепурнова
Как помочь ребенку в период адаптации.

Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей, в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых : родителей и воспитателей. Наша задача - сделать этот процесс менее болезненным. Для этого я стараюсь заранее посетить семью, чтобы ознакомиться с условиями быта и воспитания малыша и, если необходимо, внести соответствующие коррективы - в форме совета и убеждения родителей. Обращаю особое внимание на режим сна и питания и советую маме постепенно (не резко) приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду. Рассказываю о температурном режиме в дошкольном учреждении, о том, как принято одевать малышей в помещении и на прогулке. Знакомлю родителей с методами закаливания, которые применяются в детском саду, и советую начать закаливать дома. Приглашаю родителей посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком , чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, познакомить малыша с воспитателем и детьми, дать ему возможность ознакомиться с помещениями группы, показываю игрушки, место для прогулок, занятий и т. д. Привожу ребенка в группу , разрешаю ему поиграть с детьми, пока мама беседует с воспитателем, или погулять на детской площадке вместе с будущими друзьями.

Советую родителям рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка : не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.

Рассказываю родителям что они должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде. Совместные усилия родителей и работников детского сада облегчают адаптацию детей .

И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время . Во-первых он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него -дополнительная : приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требование воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно . Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети. В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, т. к. ребенок видит , что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должно скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течении всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше , постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.

Рассказываю родителям о том, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие. В период адаптации я стараюсь уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций : ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Характер адаптации зависит от нескольких факторов :

1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от

10-11 месяцев до полутора лет);

2. состояние здоровья и уровня развития ребенка ;

3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности,

осложнения при родах; условия после рождения и т. п.)

Чтобы адаптация ребенка произошла быстрее я в своей работе делаю следующее :

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления

ребенка в детский сад .

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационной

период , направленной на формирование эмоциональных контактов

«ребенок-взрослый » и «ребенок- ребенок » и обязательно включающей

игры и упражнения.

4. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация .

6. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад я стараюсь «одомашнить» группу. Зрительно уменьшаю помещение, делаю более уютным.

7. Мебель размещаю так, чтобы она образовала маленькие «комнатки» , в которых дети чувствуют себя комфортно. Приобретя в группу небольшой домик, где ребенок может побыть один , поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка .

8. Необходимо создать в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-х - 3-х - летних детей в движении. Психологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно - эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, а в период адаптации оказывают и расслабляющее действие. В нашей группе такой уголок разместила в приемной. Для игр в нем используем небьющиеся формочки, сита, воронки, баночки. Дети любят купать в ванночки пупсиков, пускать кораблики, вылавливать сачком и крючком шарики, колечки.

9. Ласковое обращение с ребенком , периодическое пребывание его на руках взрослого дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться .

10. Чтобы облегчить душевное состояние «новеньких» , поднять им настроение, использую «пальчиковые игры» . Такие игры бодрят ребенка , веселят плачущего, даже успокаивают слишком расшалившегося, переключают внимание и расслабляют рассерженного ребенка . Не забываю создать условия для самостоятельной деятельности, предлагая малышам каталки, мячи, машины, модули. А если малыш не расположен в данный момент играть, читаю ему книжку, пою песенку, предлагаю спокойную игру рядом. Проходит немного времени, и я с удовлетворением вижу, что мои дети ведут себя уравновешенно, организованно, каждую минуту чем-то заняты, жизнерадостны. Чутки к шутке, юмору, не испытывают дискомфорта и все это благодаря тому, что их жизнь наполнена интересным и полезным содержанием. В период адаптации я временно сохраняю привычные для ребенка приемы воспитания , даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.

11. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать

12. игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя

13. насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое

Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать

игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя

насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое

время отрицательного отношения к новой обстановке.

2. Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Родители, отдавая ребенка в детский сад , испытывают тревогу за его

судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно

мамы, ребенок тоже тревожится .

Поэтому моя задача - успокоить прежде всего взрослых : приглашаю их

осмотреть групповые помещения, показываю кровать, игрушки, знакомлю

с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации .

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к моим

советам, принимать к сведению мои консультации, наблюдения и

пожелания.

Если ребенок видит хорошие , доброжелательные отношения между

своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в

новой обстановке.

Ъ. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на

помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,

сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к

каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда

выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей,

места проведения и т. д.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры,

которые можно проводить по несколько раз в день.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда

остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за моей

деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к

В значительной мере помогут адаптироваться игры , развивающие навыки

выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие

ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРВЫЙ БЛОК. ПОВЕДЕНИЕ. Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)

Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное) . Характер засыпания (быстро, в течении Юмин., очень медленное, медленное) .

Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.

Характер сна (спокойный, неспокойный)

Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна. Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой) .

Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное) .

Навыки опрятности (просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый).

Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит) .

ВТОРОЙ БЛОК. ЛИЧНОСТЬ.

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.

Родители отвечают на вопросы :

«Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам , предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?» Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие ; может ли не может самостоятельно подготовиться к игре).

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми . Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт) . Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно).

КТО В КУЛАЧКЕ?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз , как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движение . Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

ИГРА С КИСТЯМИ РУК.

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять

Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя» .

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,

изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках

ребенка , проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на

подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,

воспитатель создает определенную последовательность звуков, например :

стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка . Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действие взрослого.

ЗАБАВА С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ.

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое) . Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку . Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли : нет ли там насекомых и т. д. Игра развивает наблюдательность.

ВМЕСТЕ С МИШКОЙ.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком ,

например : «Катя, тебе нравится пить из чашки?» , «Миша, нравится тебе

пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с

мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

ИГРА С КУКЛОЙ.

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку,

попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит : «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка , называя его по имени (или показывая рукой) .

ПОЗОВИ. Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч друг другу. Затем говорит : «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови» . Мальчик зовет : «Вова, иди играть» . После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка .

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

«ЗДРАВСТВУЙ!»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«СЕМЬЯ»

Дети сжимают пальчики поочередно в кулачок - сначала на одной руке, затем - на другой.

Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - мамочка.

Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду Возраст ребенка 2 -2, 5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит очень болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИИ: Легкая адаптация: к 20 -му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1 -2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. ● ●

ТРИ ФАЗЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц). Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев). Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее. ● ●

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ДЕТЕЙ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ НЕГАТИВНЫМИ СДВИГАМИ В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. ● ● ● ● В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: - ВНУТРЕННИЙ КОМФОРТ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, - ВНЕШНЯЯ АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ - СПОСОБНОСТЬ ЛЕГКО И ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ СРЕДЫ. Цель работы педагогов и специалистов в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи. Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать 3 стороны: родители, -воспитатели, - дети, так как адаптируется каждая из этих сторон. ● ● ●

УСПЕШНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАКЖЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕЕ ЭТАПОВ Первый этап - это прогноз адаптации. Второй этап - взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп раннего возраста и родителей детей. Третий этап - начало посещения ребенком дошкольного учреждения в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад. Четвертый этап - проведение занятий по адаптации с детским коллективом. Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.

ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ -ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ АДАПТАЦИИ МАЛЫША И СОРИЕНТИРОВАТЬ ВЗРОСЛЫХ НА ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Определяются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как: общий эмоциональный фон малыша, ● взаимоотношения с незнакомым взрослым, ● уровень развития предметной деятельности. ● Выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителей.

АЛГОРИТМ ПОСТЕПЕННОГО ВХОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Для малыша менее болезненное расставание с мамой - это постепенная разлука. Учитывая особенности этого периода: страх новизны, обостренную чувствительность к разлуке с мамой, страх перед замкнутым помещением, был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей. 1 -й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку; 2 -й шаг - ребенок остается на 2 -3 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности; 3 -й шаг - ребенок остается с завтрака до обеда; 4 -й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители; 5 -й шаг - ребенок остается на целый день. ● ● ●

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Основной вид деятельности малыша в этом возрасте предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО: Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками - заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10 -12 детей. Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?

Стресс - главный враг малыша

Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.

Что же делать родителям?

Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.

Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.

Как говорить с малышом?

О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.

В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.

Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.

Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.

Общение - основа успеха

Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.

Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.

Поможем воспитателю

Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.

Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).

Если ребенок не ест самостоятельно

Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.

Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.

Адаптируемся постепенно

Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.

Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.

Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.

Ребенок плачет в детском саду

Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.

Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.

Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.

Адаптация для мамы

Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.

С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.

Трудности привыкания

Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.

Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.

Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Лунный календарь стрижек на август — благоприятные дни Лунный календарь стрижки волос август г
Что означает конфликт по группе крови при беременности Разная группа крови у матери и ребенка
Как сделать интересные новогодние поделки из макарон?